Гость |
Комментарий добавлен: 26.12.2010 09:29 "Фото В.Лупейко". Такая подпись почти полвека появлялась на страницах белорусских и союзных печатных изданий. Пусть реже, но встречается она на газетных и журнальных страницах и теперь. На снимках -- остановленные мгновения жизни. Многие из них, не побоимся высокого стиля, стали мгновениями истории, нашей общей судьбы.Вся жизнь Владимира Лупейко была связана с фотоаппаратом. А с чего все началось? Как он пришел в фотожурналистику?
Помню, Владимир Наумович рассказывал мне:
-- Мать моя умерла от тифа в 1918 году, когда мне не было еще и года. Отца убили белополяки. Остался я один с нашей коровой. Когда подрос, пас скот в деревне Русаковичи нынешнего Пуховичского района. Кормили меня селяне по очереди.
Потом были годы беспризорства, детский дом в Борисове. Приехал к нам как-то в детдом военный капельмейстер -- набирать юношей в оркестр. Так попал я в полк Красной Армии. Но трубач из меня не вышел. Почему-то тянуло все время к полковому фотографу, буквально следом за ним ходил. Сжалились, дали и мне простенький фотоаппарат. Начал делать снимки.
Когда фотограф демобилизовался, командир полка поручил мне исполнять его обязанности. Выпускал фотогазету, снимал отличников боевой и политической подготовки. Однажды послал снимок в газету БВО. Напечатали, как ни удивительно. Командир полка похвалил, приказал купить мне "ФЭД". И пошло-поехало...
В 1936 году я демобилизовался. Приказ гласил: "Выдать красноармейцу Лупейко три пары белья нижнего, наволочку, три простыни, одеяло...". Уже имея кое-какой опыт в фотоделе, приехал в Минск. Зачислили в сентябре 1936 года в БЕЛТА на должность фотокора. Помню первое задание: снять на пленку обсуждение проекта Конституции СССР на заводе имени Кирова... В мае 1981 года ушел на пенсию, сердце стало подводить. Проще простой вроде биография: 45 лет работал бессменно в одном ведомстве -- БЕЛТА.
"УЛАДЗЯ, ТРЫМАЙ ЯГО ТУТ!.."
Перед войной молодой фотокор получил задание: подготовить репортаж "Янка Купала на отдыхе". Отправился Лупейко к нему в Левки. Приехал, а Иван Доминикович уже одет по-дорожному, в Минск собрался. "Уладзя, трымай яго тут", -- сказал поэт жене. Три дня жил Владимир в Левках, ловил рыбу, Владислава Францевна жарила ее. Вернулся Янка Купала из Минска, еще три дня не отпускал журналиста. Хороший получился фоторепортаж.
"С ЛЕЙКОЙ И БЛОКНОТОМ, А ТО И С ПУЛЕМЕТОМ..."
В книге К.Т.Мазурова "Незабываемое", на странице 312-й о фотокоре БЕЛТА сказано следующее: "Владимир Лупейко до войны работал фотокорреспондентом... Этот молодой человек включился в опасную подпольную деятельность, успешно выполнял сложные задания по разведке, по связи с отрядами, а затем стал партизаном".
Всякое бывало. На войне -- как на войне...
22 июня 1941 года он встретил в Бресте. Работал в подполье. В начале 1942-го ушел в партизанский отряд. Ходил на боевые операции, но не только с оружием, а обязательно -- с
"ФЭДом". Считал себя по-прежнему фотокором БЕЛТА по Брестской и Пинской областям -- на эту должность был назначен осенью 1939 года.
Во время войны Владимир Лупейко встречался в партизанских лесах с одним из организаторов всенародной борьбы в тылу врага, секретарем ЦК ЛКСМБ, уполномоченным ЦК КП(б)Б и ЦШПД подполковником К.Т.Мазуровым. Хорошо знал первого секретаря Брестского подпольного обкома партии, командира партизанского соединения полковника С.И.Сикорского, командира Пинского партизанского соединения генерал-майора В.З.Коржа.
Фотокор БЕЛТА побывал за войну практически во всех отрядах Брестского и Пинского соединений. А переходы -- представляете, какие? Приходилось преодолевать водные преграды, переходить охраняемые железные и шоссейные дороги, двигаться мимо гарнизонов противника, остерегаться засад. Ходили пешком, иногда верхом на конях, с оружием наготове...
Фотокор БЕЛТА воевал, снимал, пересылал пленку самолетами, когда наладилась связь с Большой землей, в ТАСС. Уже после войны один бывший редактор дивизионки показывал Владимиру Наумовичу свою газету с его партизанскими снимками, полученными через фотохронику ТАСС.
Вот памятная фотография, сделанная осенью 1943 года в деревне Худлин Антопольского (ныне Кобринского) района... Первый секретарь Брестского подпольного обкома партии С.И.Сикорский благодарит крестьянку Марию Петровну Шиш за воспитание сыновей и внуков -- партизан, мужественно сражающихся с гитлеровскими оккупантами.
Этот снимок -- документальное подтверждение массового мужества, патриотизма советских людей. Война вызвала в народе неодолимые силы. Советские люди по зову сердца стремились исполнить свой долг перед Отечеством. Все население временно оккупированных районов, за исключением отдельных классово-враждебных элементов и уголовников, было настроено против захватчиков.
Партизаны не сумели бы успешно бороться без моральной и материальной поддержки всего населения. Люди видели в них представителей Советской власти, своих защитников.
В районе станции Бостынь Лунинецкого района в составе диверсионной группы фотокор БЕЛТА участвовал в подрыве вражеского эшелона. Фотографировал близкий взрыв...
Еще один памятный снимок. Он назвал его "Бой за хлеб".
В августе 1943 года ЦК КП(б)Б принял постановление "Об урожае 1943 года", которым обязал подпольные партийные и комсомольские организации, партизанские отряды оказывать крестьянам всевозможную помощь в уборке урожая и срывать все попытки гитлеровцев заполучить его. Эта боевая работа явилась яркой главой партизанской войны.
И вот группа партизан отряда имени Чапаева Пинского соединения в августе сорок третьего ведет бой за крестьянский хлеб у деревни Пузичи нынешнего Солигорского района. Оккупантам не удалось захватить тот хлеб. Так выполняли партизаны постановление ЦК... Лупейко на мгновение "вышел" из боя, сделал снимок...
Владимир Лупейко не только фотографировал, но и писал заметки в газету "Заря" -- орган Брестского подпольного обкома партии.
Сначала подписывал свои информации так -- Владимир Л. А потом сказал редактору Василию Калиберову: "Подписывай мою фамилию полностью. Уж если попадусь к фашистам -- один конец, под псевдонимом или с фамилией -- все равно в санаторий не отправят". С тех пор замелькала в подпольной "Заре" его полная подпись.
Писал в газету о людях, которых знал лично, о случаях и боях, свидетелем и участником которых являлся. Вообще, надо сказать, авторский актив у партизанской газеты был весьма широкий. А сама газета -- маленькая, поэтому приходилось писать экономно, коротко.
Партизанская типография выпускала и листовки. Когда у народных мстителей не было краски, то печатали их черничным соком, не было бумаги -- использовали бересту. Выход всегда есть...
Я видел два пожелтевших листка бумаги -- боевые характеристики Владимира Лупейко. В первой командир партизанского отряда имени Чернака Шиканов пишет: "Отряд знает тов.Лупейко В.Н. как смелого, бесстрашного партизана-фотокора, преданного своей Родине, партии и правительству". А вот строки из второй характеристики: "Тов. Лупейко, работая в подполье, активно участвовал в приобретении вооружения и боеприпасов, работал в террористической группе по уничтожению изменников Родины... Все задания выполнял честно и своевременно. Тов. Лупейко -- бесстрашный патриот нашей Родины, дисциплинированный и исполнительный. Комиссар партизанского отряда имени Щорса Нестеренко".
Снимал Владимир Лупейко и вступление партизан в Минск, и партизанский парад в столице 16 июля 1944 года.
Так закончилась его лесная жизнь.
Кстати, вскоре после войны первый секретарь ЦК Компартии Беларуси П.К.Пономаренко распорядился выплатить В.Н.Лупейко зарплату "по среднему" за многие месяцы, проведенные в тылу врага...
Он всегда с волнением слушал песню:
Ой, бярозы ды сосны --
Партызанскія сёстры...
НА ЦЕЛИНЕ -- ПОЧТИ КАК НА ВОЙНЕ
В первую целинную весну, в 1954 году, напросился фотокор БЕЛТА в дальнюю командировку. Полтора месяца кочевал по Кустанайской области, где работало много белорусов. Приедет, бывало, в совхоз, представится, а его, оказывается, заочно знают: "Фото В.Лупейко? Давно встречаем в газетах". Много привез он снимков с целины. Хотя работать там было очень трудно. Представьте: степь, палатки, землянки. Его гостиницей и лабораторией чаще всего была землянка...
О СКРОМНОСТИ И НАХРАПИСТОСТИ
Помню, я спросил Владимира Наумовича:
-- С высоты накопленного опыта -- что, на ваш взгляд, главное в деле фотокора? Какими качествами должен обладать и профессиональный фотожурналист, и любитель?
Ответил Владимир Наумович, помню, так:
-- Любознательность, легкость на подъем -- теперь это называется мобильность, чувство нового, любовь к людям, умение видеть необычное в обычном, терпение. И много чего еще. Я, например, на все окружающее гляжу глазами фотокора всегда. Улицы, дома, деревья, цветы, люди -- как бы они смотрелись в кадре? Нахожу тему в парке, в поезде, на автобусной остановке. Творчество -- это, сами понимаете, такая категория, которая не может быть "от" и "до". Это -- навсегда. Как говорится, дорога без привала.
Для человека по-настоящему творческого, уверен, не существует отпусков, выходных дней, пенсионного возраста. Если уж любимое дело, то это дело -- навсегда...
Надо, считаю, всегда помнить об этике профессии. Скромность и такт -- не помеха в работе, а помощники. Нередко скромные добиваются больше нахрапистых. Это я вынес из своих жизненных университетов -- и в войну, и в мирное время.
Вы слышите это, продолжатели дела фотокора Лупейко?
Несколько лет назад Владимир Наумович Лупейко ушел из жизни.
А я до сих пор помню сказанное им двадцать лет назад при одной из наших сердечных встреч:
-- Пусть каждое мгновение твоей жизни, Андрей, будет счастливым.
Каждое слово помню.
Даже интонацию -- как это говорилось -- помню... http://lupeiko.com/about.php |