arman |
Комментарий добавлен: 21.02.2011 19:25 Знаменитый "Тобольский мыслитель" |
Гость |
Комментарий добавлен: 21.02.2011 19:38 «Тобольский мыслитель» - каменная антропоморфная скульптура. Знаменитая скульптура из коллекции Костанайского областного историко-краеведческого музея выполнена в технике пикетажа в сочетании с подшлифовкой. В 1976 году на правом берегу реки Тобол (верхняя надпойменная терраса) неподалеку от города Костаная найдена каменная скульптура, изображающая сидящего обнаженного человека, смотрящего в небо. Механизаторы пригородного совхоза «Мичуринский» нашли скульптуру при вспашке земли рядом со срезанным бульдозером холмом в двух километрах юго-западнее центральной усадьбы совхоза. Бригадир В.М. Елисеев передал находку в Костанайский областной историко-краеведческий музей. На место обнаружения скульптуры выехали археологи Г.Б. Зданович и А.А. Плешаков. Учитывая топографию местности, отсутствие характерных для культурного слоя находок и найденный при дополнительном исследовании поблизости ладьевидный каменный терочник, они пришли к выводу о том, что здесь был могильник или жертвенный холм.
Находка относится к кругу сидящих антропоморфных (изображающих человека) скульптур лесостепной Азии и датируется концом III – началом II тысячелетия до новой эры. Скульптура выполнена из серовато-коричневого крупнозернистого камня (по первоначальному определению археологов Г.Б. Здановича и А.А. Плешакова – гранита, по последующему определению старшего геолога объединения «Севказгеология» Ю.И.Рылова – песчаника). Высота изделия 20,2 сантиметра, вес 4 килограмма, сохранность хорошая. Некоторые повреждения имеются только в нижней части предмета – здесь фиксируется ряд мелких сколов и отбито основание правой ноги.
Скульптура изображает сидящего мужчину, его крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лицо обращено вверх, в небо. Крупный, высокий нос, тяжелый волевой подбородок, губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть кажется особенно массивной из-за подчеркнутых желваков. Наиболее оригинальной частью скульптуры является изображение глазниц. Они занимают почти половину лица и показаны двумя округлыми выемками с выпуклым краем. Кривизна выемок рассчитана таким образом, что при ровном дневном свете возникает иллюзия полузакрытых глаз. Впечатление взгляда создается падающей тенью. С изменением освещения направление взгляда меняется. Во всем облике нарочитое несоблюдение пропорций. Но вся асимметрия очень тонко уравновешена: например, голова слабо наклонена в одну сторону, а само лицо немного развернуто в другую. Отклонения не бросаются в глаза, а лишь делают фигуру органичной и естественной, а перетекающие друг в друга впадины и выпуклости наполняют её внутренним движением.
Особую роль играет фактура камня. Разносортные зерна породы, в том числе и поблескивающего кварцита, при шлифовке выкрашивались, образуя неровную, тускло мерцающую поверхность, что еще более усиливает иллюзию скрытого движения фигуры.
В работе древнего скульптора чувствуется глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня и удивительный профессионализм в стилизации изображения.
Из описания сотрудников музея |
Гость |
Комментарий добавлен: 27.05.2011 16:44 О чем он думает? |
igor |
Комментарий добавлен: 14.01.2012 09:12 Вышел за юрту- присел ... |
Гость |
Комментарий добавлен: 09.09.2012 19:03 Коля Валуев? |
Гость |
Комментарий добавлен: 15.01.2013 18:09 О том же, что и все - как семью прокормить :) |
|
Гости не могут комментировать изображения. Пожалуйста, авторизируйтесь или пройдите регистрацию на сайте. |