• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

История одного вылета

Печать E-mail
Автор Administrator   
28.05.2021 г.

"Рудненский рабочий". 1988 год

 

 

            В Рудном живет наш однополчанин, ветеран Великой Отечественной войны Мартын Емельянович Иванченко, старший сержант в отставке. С первых дней войны Марты Емельянович воевал стрелком-радистом бомбардировщика ПЕ-2, самостоятельно освоив эту нелегкую военную специальность, чтобы мстить фашистам за поруганную нашу землю. Воевал он в составе 284-го, а позднее Гвардейского 135-го Таганрогского Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка и совершил за годы войны 149 боевых вылетов.

            Мужество и героизм воздушного снайпера и радиста отмечены двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Славы II и III степени, многими медалями. После демобилизации в июне 1946 года жил М.Е.Иванченко в Киеве, затем уехал в Казахстан, уже более 30 лет в Рудном. Работал строителем, сейчас на заслуженном отдыхе. Его супруга Антонида Андреевна – тоже участница войны.

            В годы войны Мартын Емельянович летал в интернациональном экипаже в составе: командира – летчика гвардии старшего лейтенанта А.Т.Заплавнова, русского штурмана гвардии лейтенанта А.М.Сенкевича, белоруса, и он, М.Е.Иванченко – украинец. Довелось экипажу летать на самолете «Таганрогский пионер», построенном на собранные комсомольцами и пионерами города Таганрога средства. Много было у экипажа боевых вылетов. Об одном из них вкратце расскажу.

            …В начале февраля 1945 года командир гвардейского 135-го Краснознаменного авиационного бомбардировочного полка гвардии подполковник Ф.П.Палий получил от командующего III Белорусским фронтом генерала армии И.Д.Черняховского боевую задачу на разведку врага в Восточной Пруссии. Наши войска вели бои местного значения и готовились к решительному наступлению. Выбор пал на экипаж «Таганрогского пионера». Вместо штурмана Сенкевича приказом по полку на его место был назначен Владимир Дмитриевич Пеший. Стрелком-радистом у Заплавнова был гвардии сержант Иванченко.

            Перед экипажем поставлена задача: сфотографировать аэродром Кенигсбергского аэроузла, порт Пиллау, железнодорожные станции Кенигсберг и Тапиау. У противника там сильнейшая противовоздушная оборона. Выполнять задание очень опасно. После набора высоты 4,5 тысячи метров за самолетов потянулся нежелательный разведке инверсионных след. Попытка Заплавнова уйти от него не привела к успеху. В небе росписи «Таганрогского пионера» скрестились со следами вражеских истребителей. Удачно сманеврировав, Заплавнов ушел от истребителей и выполнил фотографирование объектов. Несфотографированной осталась лишь станция Тапиау.

            Курсовая черта подошла и легла на центр станции. Пеший включил в работу фотоаппарат. Лампочка-глазок щитка управления часто замигала, указав, что сделано несколько снимков. Пеший выключил фотоаппарат и произнес негромко:

            - Шесть заслонов. Разворачивайся домой!

            Но тут треснуло в наушниках – включился в разговор с экипажем М.Иванченко. Он быстро и взволнованно сообщил:

            - Командир, сзади справа, на расстоянии двух километров, идут на сближение два «фоккера».

            - Пеший, Иванченко! Приготовиться к отражению атаки. Приготовиться к пикированию! – командует Заплавнов.

            Высота, на которой летит экипаж, 5 тысяч. Ведущий «фоккер» зашел справа и начал прицеливаться.

            Иванченко подал команду:

            - Командир, маневр вправо вниз!

            Заплавнов резко бросил машину. Он продолжал крутой разворот, энергично отдав штурвал от себя, ввел машину в крутое пикирование.

            - Пусть фрицы ловят нас! – крикнул.

            Быстро нарастала скорость, 480… 540… 600… 700 км в час!

            Заплавнов осторожно начал выводить машину из пикирования, когда нос кабины подошел к линии горизонта. Стрелка указателя скорости вздрагивала у цифры «800». Проявленная после вылета пленка дала ценные сведения об авиации, морских и железнодорожных перевозках противника.

            Победным салютом закончилась война. С 80-м боевым вылетом закончил ее и «Таганрогский пионер», пройдя боевой путь от Крыма до Восточной Пруссии.

                                   Т.Ламбаев, старший лейтенант, г.Кедайняй, Литовская ССР

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Филиппов Валентин Эрнстович


Мясокомбинат. 1979 год


Хусаинова Сахип

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих

Время генерации страницы: 0.221 сек.