• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Фронтовик

Печать E-mail
Автор Administrator   
28.12.2020 г.

"Знамя коммунизма". 1983 год

 

 

            Легко складывалась жизнь у трудолюбивого парня Андрея Страшникова из Веренки. Нравилось ему, как работают железнодорожники на станции, расположенной неподалеку от родного села, нравились большие сильные паровозы. Андрей поступил в Челябинское ФЗУ. Окончив его, стал слесарем по ремонту паровозов. Отсюда из Челябинска девятнадцатилетнего юношу призвали в Красную Армию.

          Андрей Михайлович Страшников  После окончания полковой школы стал Андрей Страшников старшиной в авиационном полку. Забот у него было не мало: на четырех полигонах работали солдаты его подразделения. Старшина в ответе за каждого. Вот и пришлось ему учиться шоферскому делу, чтобы успевать вовремя на каждый полигон, в каждую казарму, к каждому солдату. Красноармейцу служба нравилась, и решил остаться в армии на всю жизнь. Это решение утвердилось после войны с белофиннами. Андрей подал рапорт о поступлении в авиационное училище. В мае он получил ответ, что в августе 1941 года будет зачислен в училище. Радости не было конца. Мечта стать летчиком была близка к осуществлению. Но 22 июня 1941 года перечеркнуло все планы, все надежды. Война застала часть Старшникова в первый свой час на западных рубежах. Эвакуация гражданского населения, жен военнослужащих до сих пор живы в памяти. Не забыты и горечь отступления, и жестокие бои под Ельней, у Можайска, которые оставили свои отметины на солдатском теле.

            Но едва подлечив раны, шел солдат на передовую. На смоленском направлении немецко-фашистские войска создали сильную оборону глубиной 100-130 километров. Опорные пункты и узлы сопротивления врага имели большое количество бронированных пулеметных точек и дзотов – до шести сооружений на один километр фронта. И все-таки эта оборона была прорвана. Взят был уже нашими войсками Ржев. Враг отступал, но упорно сопротивлялся. Тяжелыми были бои за город Жиздру на пути к Смоленску. Земля буквально горела, и снег был здесь горячим в тот февральский день, когда в третий раз был ранен и контужен Андрей Страшников. В медсанбате решили, что без ампутации ноги жизнь раненого не спасти. Было Андрею Страшникову в 1944 году, когда он вернулся на костылях домой, двадцать семь лет. Как жить дальше? Тяжело и горько было на душе. Но за три фронтовых года он видел столько людских бед, столько потерь, что свою беду считал обязанным вынести стойко. Не долго пришлось ему отдыхать после ранения дома. В тылу было не легче. Людей не хватало. И пошел Андрей Михайлович на хлопотливую должность заведующего мастерской при кирпичном заводе. Должность не легкая, ответственная. Дюжий мужчина не всегда выдержит, а инвалиду и вовсе трудно. Но никогда не жаловался фронтовик на боль, на усталость. Считал, что не имеет на это морального права. С войны все приходили не здоровее, а все считали долгом работать, своим трудом помогать Победе. Наверное, мы и победили потому, что у каждого советского человека было одно стремление сделать все возможное и невозможное ради разгрома фашизма, ради утверждения правоты Октябрьской революции. Это стремление объединяло народ.

            Шесть лет Андрей Михайлович проработал на кирпичном заводе. А в 1950 году в Кустанайском совхозе создалось критическое положение: был автомобиль, но не было шофера. Заместитель директора Я.Поддубный узнал, что Андрей Михайлович хорошо знает машину и был фронтовым шофером. – «Помоги, Андрей, если сможешь. Нужно, понимаешь, очень нужно, хоть дней десять поработать». …Как откажешь, если нужно! «Попробую». Очень трудно было поначалу. У здоровых шоферов болели ноги, а здесь все педали жать приходилось одной…

            Прошло десять дней. Не поддался боли фронтовик, не уступил. Это была проверка характера, воли. Никогда свое решение остаться шофером Андрей Михайлович не расценивал как подвиг. Просто он считал, что нашел свое настоящее место в общем строю восстанавливающих народное хозяйство Родины.

            Не десять дней и не десять месяцев проработал безногий инвалид шофером, а двадцать один год. Пятнадцать лет из двадцати одного года Андрей Михайлович проработал на Комсомольской птицефабрике. С первого дня ее организации. Двенадцать лет ветеран на пенсии по старости. Он вполне заслужил право на отдых и многолетним трудом, и боевыми ранениями. Но характер не позволяет сидеть дома ветерану и сейчас. – «Не могу я без работы, без людей. Пойду на работу, и вроде душой молодею, здоровьем крепчаю. Часто вызывают меня на дежурства и я не отказываюсь. Шофером работать я уже не могу, но машины люблю по-прежнему. Что ни год, то лучше техника поступает на фабрику. Как хорошо, легко на них работать. Нам в те годы да такие машины, сколько бы мы дел сделали! Что по сравнению с нынешними автомобилями наши «газончики»? Сейчас в Кустанай и обратно за семь часов успевает шофер обернуться. А мы, даже вспомнить жутко, по двое-трое суток домой из Кустаная добирались. Сколько лопатой дорогу прочистишь, столько и проедешь. Зимой без кизяка в кузове не рисковали выезжать, иначе машину разогреть нечем. А сейчас водитель сидит в тепле, проходимость автомобиля высокая, дороги асфальтированные. Завидуем мы, старшие, молодым. Но завидуем по-хорошему и видим, что любят они технику не меньше нашего, работают на ней хорошо».

            Ветеран. Фронтовик. Один из миллионов людей того скромного и героического поколения, которому мы обязаны всей своей жизнью. О таких людях говорил Алексей Толстой: «Кажется прост человек, а придет суровая беда и поднимается в нем великая сила – человеческая красота». Этой красотой и богат наш скромный односельчанин, заботливый отец четверых детей и дед девяти внуков, веселый, неутомимый труженик Андрей Михайлович Страшников.

                                                                                                                 А.Крупа

Последнее обновление ( 28.12.2020 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Киснер Полина Александровна


Горбачев Михаил Сергеевич на Кустанайской земле


ветфельдшер Сколитак Екатерина Михайловна

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.293 сек.