• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Развитие народного образования в Дамбарской и Валерьяновской волостях

Развитие народного образования в Дамбарской и Валерьяновской волостях

Печать E-mail
Автор Administrator   
13.04.2020 г.

Работа Александра Шефер

 

А.А.Шефер,

Краевед-исследователь,

г. Марбург, Германия

Развитие народного образования в Дамбарской и Валерьяновской волостях

 

Данная работа является продолжением цикла статей по исследованию истории Дамбарской и Валерьяновской волостей Кустанайского уезда. Рассматриваются темы становления и развития народного образования в данном крае, а также сложности в вопросе строительства учебных заведений. Датировка исследования ограничивается периодом с конца XIX в. до 20-х годов ХХ века- временем расформирования указанных волостей.

 

Развитие образования и распространение знаний в Дамбарской волости проходили сложный процесс становления. Понимая важность получения знаний, коренное население всё чаще стало проявлять интерес к этой теме. Хотя пользоваться привилегией учебы имели всё-же далеко не все. В 1887 году в Кустанайском уезде была учреждена должность Инспектора народных училищ. Это позволило более интенсивно сосредоточиться на решении вопросов открытия школ на местах. 25 марта 1891 года принят указ о сборе кибиточного налога с населения на все земские нужды, в том числе и на развитие народного образования. Этот сбор составлял  1 рубль 50 копеек с каждой кибитки. 

 Кроме того создавались специальные фонды в поддержку народного образования, в которых принимали участие чиновники и богатые кочевники нашей Тургайской области. На 1 января 1907 года взносы от чиновников области составляли следующие суммы:

-Капитал в память  25-летия существования Тургайской области.  Внесено было 800 рублей для стипендии в Оренбургской женской гимназии.

-Капитал имени Я.Ф.Барабаша- военного губернатора Тургайской области. Сюда были  пожертвованы к 1 января 1907 года 7500 рублей. Из этого фонда финансировались две стипендии в Троицкой гимназии для детей-казахов Тургайской области.  

-Капитал имени бывшего старшего советника Тургайского областного правления И.И.Крафта составлял 3900 рублей для финансирования трех стипендий кочевникам в Оренбургском реальном училище.     

-Капитал имени императрицы Александры Фёдоровны. Чиновниками Николаевского (Кустанайского) уезда было пожертвовано 6500 рублей на 2 стипендии в Кустанайской женской прогимназии.

В 1881 году представители Дамбарской волости сдали денежные средства на создание библиотек при казахских степных школах. Среди них:

1) Бекмухамед Карпыков, волостной управитель-100 руб. серебром;

2) Шенгет Кыставов- 25 руб. серебром;

3) Миныбай Баисов- 25 руб. серебром.

В Российском историческом архиве обнаружена опись дел, в которой указано, что  в 1893 году казахи Дамбарской волости Кукбасов и Баянбаев подали прошение в Земский отдел Министерства внутренних дел о разрешении устроить мечеть и школу.

Все школы нашего региона находились в ведении огромного Оренбургского учебного округа. Этот округ состоял из трех губерний: Оренбургской, Пермской и Уфимской, а также Тургайской и Уральской областей.

В 1892 году в Кустанайском уезде было разрешено основать 5 аульных школ, среди которых- Тобольская в административном ауле №5 Дамбарской волости, открытая распоряжением от 3 октября 1892 г. и начавшая свою работу с 4 января 1893 года. Тобольская аульная школа расположилась в пределах будущего поселка Увальный Валерьяновской волости. С самого начала здесь преподавал выпускник Оренбургской руcско-казахской школы Ильяс (Илеусез) Усенов. С открытием Тобольской школы, можно сказать, и началось развитие государственного образования на территории современного Тарановского района, если не считать находившуюся рядом мечеть, в которой уже до этой даты местный мулла преподавал избранным детям навыки письменной речи и умение читать коран.

Не секрет, что привилегией получения знаний пользовались в первую очередь дети богатых кочевников.  Заслуженный учитель Казахстана Испандияр Кубеев  вспоминал в 40-х годах XX века о дореволюционных аульных школах: «... в этих школах обучались преимущественно дети баев и волостных управителей... Что представляла из себя такая школа? Курс обучения ограничивался двумя классами. Помещалась школа в грязной и холодной землянке, в передней обычно содержались телята и ягнята бая. Было смрадно и сыро».

Но в последующих документах отмечено, что Тобольская аульная школа получила постоянное место нахождения и расположилась в деревянном доме. Многие же аульные школы, как известно, были мобильны и перекочевывали в летние сезоны пастьбы вместе с населением. Такие маленькие аульные школы не вызывали больших затрат в местном бюджете. Они обязаны были на первое время иметь следующие принадлежности: сундук, 4 низких складных стола, складные стулья, классную доску, счеты и кошму: всё на сумму 25 рублей 50 копеек. По учебному курсу аульные школы приравнивались к 1 и 2-м  отделениям одноклассных школ со сроком обучения до трех лет. Обучение письму и чтению велось в основном по распространенному в те годы букварю Н.И.Ильминского, составленного именно для обучения детей других национальностей. Стоит упомянуть одну забавную деталь из работы таких аульных школ: выходным днем считалась пятница, если в ней преподавание вёл учитель-казах и воскресенье- там, где учитель русский-православный.  

Поселявшиеся здесь российские крестьяне-переселенцы в большинстве своём были также безграмотны. И для этой группы населения срочно требовались школы. На первом этапе в поселках открывались церковно-приходские школы, в которых можно было получить основы грамоты. Священники отмечали, что многие переселенцы неохотно отдавали своих детей-подростков в эти школы, так как нуждались в рабочей силе на своих сельскохозяйственных участках. А многие из тех, чьи дети все-таки посещали эти школы, в связи с бедностью были не в состоянии обеспечить ребенка самым необходимым: «Деревенские мальчишки часто ходят в школу плохо одетые, нередко в отцовских костюмах и сапогах, отчего заниматься строем (на уроках гимнастики) им неудобно».

В вопросе грамотности насeления любопытным будет сравнение по двум поселкам Валерьяновской волости.

На одном из собраний-сходе сельского общества поселка Богородский в 1914 году из 90 членов общества, имевших право голоса, присутствовали 64 человека, из которых, как отмечено в протоколе,- 39 неграмотных, а за себя лично смогли расписаться лишь 25 жителей.  В то же время в другом поселке волости- Придорожном, заселенном в большинстве немцами-католиками, на сходе жителей 1911 года, где присутствовали 47 человек, составивших более 2/3 всех домохозяев, в протоколе было отмечено 35 грамотных жителей и 12 неграмотных. Проанализировав процентное соотношение грамотности граждан, присутствовавших на этих двух сходах, можно получить следующие цифры: в поселке Богородском число грамотных составило лишь около 39-40%, в поселке Придорожном- около 75%. 

В 1905 году в Ново-Ильинском поселке открылась Дамбарская волостная школа с интернатом. Дети отдаленных аулов  имели возможность в зимнее время здесь ночевать. Открытие такого учреждения не являлось обыденным делом, ибо содержание школ с интернатами обходилось государству довольно дорого. Первый заведующий Дамбарской школой- Жолдубаев Ханафия Жолдубаевич, имел уже соответствующий опыт педагогической работы, т.к. преподавал ранее в Кустанайском двухклассном училище, а затем- в Джаугаштинской аульной школе 1 административного аула Дамбарской волости. Он окончил Оренбургскую русско-казахскую учительскую школу и преподавал уже с 1898 года. За усердную и полезную  деятельность Заведующий школой Х.Жолдубаев 6 мая 1912 года был награжден министерством народного просвещения серебряной медалью. Эта серебряная медаль  имела надпись «За усердие» и предназначалась для ношения на груди на Александровской ленте. Такой же высокой награды был удостоен и учитель Забеловской русско-казахской школы Жамалетдин Бейсенов.

Одним из первых учителей коренной национальности в Дамбарской школе можно считать также и молодого выпускника учительской школы Айдарбека Баймухамедовича Масанова, хотя и проработал он в этой школе недолго. В одной из работ Ж.Абылхожина и Н.Масанова о его сыне Эдиге, который считается одним из основателей казахстанской эгнографии и историографии, публикуются и короткие сведения о Айдарбеке Баймухамедовиче Масанове: «Он родился 5 апреля 1895 года в Карабалыкской волости Кустанайского уезда в ауле № 4 (по другим данным, в ауле № 2 и в 1894 году). Совсем молодым человеком он уехал из аула на учёбу, в 1916 году успешно окончил Оренбургскую учительскую школу и начал работу в Дамбарской школе. В 1917 году его имя фигурирует в списке сорока «образованных казахских жигитов». В этот период он поддержал движение Алаш-Орды и стал одним из региональных лидеров этой партии. Работал впоследствии и заведующим Кустанайским уездным отделом  народного образования. Был дважды арестован. 31 июля 1937 года Айдарбек Масанов был заключен под стражу в третий раз, а 15 ноября того же года осуждён тройкой УНКВД по Алма-Атинской области».

Волостные школы имели двухгодичный курс обучения и при желании учащиеся имели возможность переходить во второй класс русско-казахской школы ещё на два года. В Государственном архиве Алматы сохранился интересный материал о Дамбарской волостной школе, который поможет нам непосредственно окунуться в те далекие годы и проследить процесс её строительства и становления. 

2 апреля 1905 г. окружной архитектор Оренбургского учебного округа В.Чаплиц составил смету на строительство здания новой Дамбарской школы по ценам города Кустаная за май 1904 года на общую сумму 10578,14 рублей. 19 января 1906 года кустанайские мещане Кузьма и Моисей Захаровы заключили договор на строительство Дамбарской и Наурзумской волостных школ.

Бревенчатое здание Дамбарской школы имело 2 классные комнаты, квартиру учителя, столовую и спальное помещение. 20 декабря 1906 г. братья Захаровы заключили ещё один договор, в котором они обязались «занончить вчерне вторую половину здания Дамбарской школы и произвести окончательную отделку всего школьного здания в лето 1907 года». По распоряжению директора Народных Училищ Тургайской области М.П.Ронгинского, работы должны были быть закончены к 15 сентября 1907 г. Ронгинский постановил также внести некоторые изменения: «не делать штукатурку и подшивку потолков под штукатурку». Взамен этого должны были построить надворные постройки. Ледник, сарай и конюшня должны быть сделаны под одну крышу. Крыша- железная окрашенная. 24 ноября 1907 г. в Ново-Ильинском была создана комиссия по приему этого здания в составе инспектора народных училищ 1-го района Тургайской области Г.Б.Балгимбаева; заведующего Дамбарской волостной школой Х.Ж.Жолдубаева; учителя Н.Н.Колпакова; Ново-Ильинского сельского старосты Михаила Курманова. Комиссия сочла построенное здание школы выполненным удовлетворительно из доброкачественного материала и готовым к работе.

Однако, каково же было удивление сельчан и самих строителей, когда следующая комиссия, уже в ином составе, когда речь пошла об оплате за выполненные работы, нашла массу недоделок, полностью отвергла результат строительства и внесла в акт заключение: «Школа в настоящем её виде не может быть принята в казну». В акт был внесен огромный список недоделок и отступлений от прежних договоренностей, как например:

Фундамент заложили малой глубины: должно быть 0,5 сажень, а заложили от 0,355 до 0,395;

Цоколь сложен на плохой раствор;

Стены здания сложены не на пакле, а на мху;

Под пол на лагах не сделан известковый бетон;

Потолок недостаточно смазан глиной с песком;

Крыша покрыта не 12-фунтовым, а 9-фунтовым железом;

Крыша окрашена в 1 слой, вместо 2-х;

Вместо 13 врезных замков установлено только 6 и те уже пришли в негодность;

Дымовая труба сложена не на известковый раствор, а на глинистый, и из-за плохого качества кирпича уже имеются обрушения;

Не все стропильные фермы скреплены скобами;

Материал, использованный для строительства, среднего качества, за исключением кирпича- он весьма плохого качества.

С этого времени началась судебная тяжба по этому вопросу, продолжавшаяся несколько лет, вплоть до 1914 года. Из залоговой и еще не выплаченной суммы строителям, сам педагогический коллектив школы в 1908 году организовал и произвел необходимые и возможные ремонтные работы хозяйственным способом, исправив таким образом грубые недоделки: конопатка, смазка глиной и побелка известкой, обмазан фундамент, смазаны потолки, прибиты костыли под все крыши, окрашены крыши, восстановлены дверные замки, исправлены обрушившиеся дымовые трубы.

В 1910 году братья Захаровы пишут объяснительную, в которой выражают своё несогласие с вычислениями и дают свою оценку произведенным ими  работам, выполненным сверх сметы:

Унтермарковская печь (круглая печь, обшитая жестью: А.Ш.) стоимостью 75 рублей, плита стоимостью 15 рублей, тамбур с парадного крыльца стоимостью в 100 руб., одна наружная дверь в 20 руб., вместо черных потолков сделаны чистые потолки на 350 рублей и прочее.

Несмотря на все эти судебные тяжбы строительного характера, Дамбарская волостная школа все же была отнесена в 1908 году к числу лучших школ Кустанайского уезда с собственным училищным домом, наравне с Наурзумской. Многие школы уезда располагались к тому времени в наемных помещениях. Заведующий переселенческим делом Л.Цабель, в целях распространения ремесленных знаний среди переселенцев, в 1907 году  наметил учредить при  Дамбарской школе в Ново-Ильинском ремесленное отделение. Сохранился документ за 1909 г., где отмечено, что Дамбарской школе-интернату отпускается из казны 720 рублей, из областного земского сбора- 1641 рубль. Школа получала также регулярно один экземпляр выпускавшегося типографией Санкт-Петербурга журнала «Известия по народному образованию».

Проблемы строительного характера на местах отражены также в следующей газетной статье 1914 года на примере посёлка Придорожный Валерьяновской волости. «Постройка здания 1 комплектного училища министерства народного просвещения, начатая еще в 1912 году подрядчиком – крестьянином поселка Петровского Антоновской волости Андреем Репой, и однако же, как приостановлены с 1 декабря 1913 года, так и не начинаются до сих пор, вопреки тому, что заключить и сдать приемной комиссии он был должен ни как не позже, как к началу учебного времени, то есть 15 августа 1913 года. В настоящее время названная постройка терпит самое критическое положение и будто бы ждет кого-то, кто приложил бы руки, но не Репой, который не удосуживается в три года закончить. Ранее исполненные работы внутренние от чередующейся разнопогодиц пришли и приходят к значительной порче, что доказывает два факта, совершенно развалившихся уже два кирпича печей и колеблющегося пола, потолка и столярных работ».

Ещё до этой даты- 30 ноября 1910 года, капеллан католиков Придорожного поселка официально обратился в вышестоящие инстанции с просьбой об открытии в поселке министерского начального училища. Вскоре, 24 марта 1911 года, Валерьяновское волостное правление получило ответ-предписание от инспектора Народных училищ Кустанайского уезда. Это предписание обсуждалось затем 1 мая 1911 г. на общем сходе жителей поселка Придорожный под председательством местного сельского старосты Иоганна Глязера. По результатам обсуждения был составлен акт: «Единогласно постановили: просить господина инспектора Народных училищ об открытии в нашем поселке начального училища и командировать в нашу новооткрытую школу учителя, который бы мог преподавать детям учение на русском и немецком наречии. Обязуемся на первый учебный год дать квартиры под школу и для учителя с отоплением и освещением, а также и сторожить».

Придорожная начальная школа начала свою работу в 1912 году, где преподавала М.Н.Данилова.

В данном регионе одними из первых стали  работать с 1908 года также Павловское и Луговское начальные училища. Большинство школ страдало от неустроенности помещений, находившихся в арендованных землянках при довольно низком уровне гигиены. Вторая проблема- нехватка педагогов и переполненность школ. В Луговской школе, к примеру, в 1908 году при 105 учащихся учитель вынужден был заниматься в две смены,- практически весь день. Желание открывать школы и учиться возрастало как среди переселенцев, так и среди казахского населения. В 1912 году ответственные работники образования сетовали на то, что интернаты при русско-казахских школах переполнены. Инспектор народных училищ Кустанайского уезда И.Зорин писал: «Но особенно  симптоматичным кажется добровольное появление в русских поселковых школах, заброшенных иногда в самые глухие углы степи, учащихся мальчиков-киргизов из соседних с поселками аулов». Здесь же автор отчета приводит сведения о том, что например в поселке Прохоровском Валерьяновской волости  занятия в поселковом начальном училище посещают 12 мальчиков-казахов из соседних аулов: «Каждый день, часто верхами на лошадях, являются они в школу и регулярно посещают учебные занятия. С русскими товарищами у них устанавливаются самые дружественные отношения».

Наравне с Тобольской аульной и Дамбарской (Ново-Ильинской) волостной школами, находившихся в обустроенных деревянных зданиях, некоторое преимущество в этом отношении имела и открывшаяся в 1909 году Валерьяновская школа. В большом деревянном здании больницы ей было выделено два небольших помещения. Первый, квадратного размера класс, составлял в длину 2 сажени и 2 аршина и в ширину такого же размера, т.е примерно по 5,75 метров в ширину и столько же в длину. Второй класс имел размеры в длину 3 сажени и в ширину 2 сажени, т.е. примерно 6,5 на 4,3 метров. К тому же, валерьяновцам известны высокие потолки больницы, а следовательно и классных школьных помещений, составлявших 1 сажень, 1 аршин и 12 вершков, т.е. примерно 3,4 метра. В отчете 1920 года указывалось, что Валерьяновская школа имела 3 круглые голландские печи, которые отапливались кизяком. В распоряжении учителей и учеников имелись 50 ручек, 10 чернильниц и 10 аспидных (грифельных)  досок, заменявших бумагу, на которых дети учились писать буквы и решать метематические задачи. Аспидная доска представляла собой сланцевую пластину размером в школьную тетрадь, обрамленной  деревянной рамкой.

Приход к власти временного правительства, а затем и большевиков, вызвал серьёзный кризис в развитии народного образования. Ситуацию усугубила замена старых, довольно образованных руководящих кадров царского периода на малограмотное руководство из крестьянской среды. Это вскрыло все упущения прежней власти в сфере народного образования, особенно среди взрослой части населения. Валерьяновская волость в этом отношении не являлась исключением. У большой части руководящего состава волости, в том числе и председателя Волисполкома, в разделе анкеты об образовании отмечено «малограмотный», а порой даже и «неграмотный».

Волость постоянно испытывала большие сложности найти грамотного секретаря волисполкома или делопроизводителя. А это ведь были ответственные люди, которые оформляли все документы волости. Для этой цели, к примеру, направлялись прошения об отсрочках от воинской службы грамотных ребят, которые могли бы занять эти должности. 19 февраля 1922 года Валерьяновский волостной съезд принял очередное решение,- своего рода крик о помощи: «принимая во внимание, что секретаря при волисполкоме нет, определили:  собрать ½ фунта продуктов с каждой живой души в волости. В продукты входят пшеница, ячмень, просо и рожь, картофель и капуста по соответствующему количеству. А при неимении продуктов можно уплачивать деньгами стоимостью по рыночным ценам. Взыскание возложить на предсельсоветов лично. Взыскать во что бы то ни стало, дабы не остаться без волсекретаря». Некоторые сельские советы волости доставляли отчеты по этой же причине с большим опозданием. В отчете волисполкома за период с 10 ноября 1922 г. по 25 января 1923 г. в качестве примера было отмечено, что в Екатерининском поселке «сведения предоставлялись несвоевременно из-за того, что не имеется секретаря, а хотя и нанимались малоопытные и не могли работать. С начала перевыборов поменялось не менее 5 секретарей и в настоящее время секретарей нет».

Первостепенная задача в переходный период- финансирование школ при отсутствии поступлений в местный бюджет. В октябре 1917 года состоялось частное совещание инспекции народных училищ 2-го подрайона Кустанайского уезда, куда входили Валерьяновская, Павловская, Алексеевская и Садчиковская волости. 17 августа на соединенном заседании продовольственно-гражданского и земельного комитетов волости было принято решение о избрании делегата на это совещание. Избранным от Валерьяновской волости оказался Яков Никодимович Черныш. Совещание было посвящено проблемам школьного образования в переходный нестабильный период. 

Советская власть прилагала в вопросе распространения знаний среди населения большие усилия.  20-е годы голода ужесточили ситуацию в вопросе работы школ. Большое количество населения в поисках лучшей жизни уезжало в другие регионы. К концу 1922 года население Кустанайской губернии сократилось таким образом по сравнению с 1920-м годом на 29 %. Руководство губернии отмечало в 1922 году: «Школьное дело в развале. В городе идут кое-какие занятия, а на местах школы не функционируют. Школьные работники бегут, ибо даже мизерные оклады, положенные по госкредитам, не выплачиваются, т.к. кредитов из центра нет». Поэтому школьное дело зачастую вынуждены были финансировать сами сельские общества.

Уже 27 января 1921 г. на Валерьяновском волостном съезде был рассмотрен вопрос о школах и школьных работниках: «заслушав воззвания ГубОНО и принимая во внимание критическое положение, постановили разъехаться на места  и объявить населению, что общества, желающие иметь учителя, должны об этом возбудить ходатайство, указав условия их содержания». В волостном отчете Денисовскому Уисполкому от 25 января 1923 г. имеется цитата: «В настоящее время в волости имеется только лишь одно училище на государственном содержании, которое находится в пос.Валерьяновском». В этом же году на общем собрании жителей Валерьяновки был поставлен вопрос о ремонте местной школы. Это обсуждение показало и нараставшие признаки расслоения населения по имущественному положению. Бедняки предлагали произвести ремонт на общественные средства, а имевшийся специальный школьный фонд использовать на приобретение книг и учебных пособий. Зажиточная же часть населения, понимая, что основная доля затрат на ремонт в этом случае будет возложена именно на них, высказала своё возмущение и категорическое несогласие. Ими был предложен весьма криминальный вариант решения проблемы- в отчете о школьном урожае указать вместо 200 пудов лишь 30: «И ремонт зробим и хвонд усей цел будэ».

О массивных сложностях в школьном вопросе можно судить также на примере Павловской школы в 1924 году. «В центре волости есть школа 4-хлетка, учеников в ней 100, из них 89 русских и 11 мальчиков-киргиз. Учебных пособий почти нет. В прошлом году школа отоплением не была обеспечена и бывали случаи, что чернила замерзали в чернильницах».

Работа по всеобучу населения продолжалась многие годы. 22 октября 1930 года на объединенном заседании ячейки ВКП(б) и комсомола поселка Валерьяновского интенсивно обсуждался вопрос «о всеобщем обучении переростков школьного возраста» и было принято решение «создать комиссию и взять на учет неграмотную массу и путем прикрепления к грамотному безграмотного».

 План Дамбарской волостной школы

Последнее обновление ( 13.04.2020 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Бондаренко Яков Васильевич


Смотр художественной самодеятельности


Семья Дмитриевых

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.272 сек.