На подъеме (между оттепелью и застоем). Часть 2. |
![]() |
![]() |
Автор Administrator | |
26.01.2011 г. | |
Глава 8 из книги "Костанайская область: прошлое и настоящее". В 2-х т. Под ред.И.К.Тернового. Костанай 2003. Автор данной главы С.В.Самаркин кандидат исторических наук
Ударными темпами Каждый новый год труженики области встречали с большим воодушевлением. С огромным желанием отправлялась на Кустанайщину молодежь. «Мы очень рады, что приехали в Казахстан. – пишет один из «энтузиастов» А. Сухоплеско. – Какие здесь неисчерпаемые богатства! Мы очень горды доверием, которое нам тут оказали. И заверяем: будем в первых рядах!».8 В 1960-е годы началось активное промышленное развитие области. И это не случайно. К 1962 году в недрах Кустанайской области разведано запасов угля 36 миллиардов тонн. Открыто и разведано крупнейшее в Казахстане Шекубаевское месторождение цементных известняков. Новые запасы железной руды были открыты на севере Соколовского и юге Сарбайского месторождений, запасы которых оценивались не менее чем в один миллиард тонн. Крупнейшим месторождением никелевых руд стало Шевченковское. Вновь были разведаны запасы асбеста в районе Джетыгары, а в самом Джетыгаринском районе открыто крупное месторождение талька. Полезные ископаемые активно использовались как промышленное сырье в традиционных экономических сферах, так и сырье для химической промышленности, обязанной сыграть важную роль в развитии сельского хозяйства. Так тальк начал широко использоваться для производства дуста, применяемого в борьбе с сельскохозяйственными вредителями, а фосфоросодержащие лисаковские руды и чегановские глины могли использоваться в качестве природных удобрений. Большую роль в разведке недр Большого Тургая сыграло Северо-Казахстанское геологическое управление. Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат с самого начала своего существования стал крупнейшим промышленным предприятием области. С первых дней его строительства им руководил Николай Фаддевич Сандригайло. Масштабы производства выглядели впечатляюще - огромнейший карьер с шагающими и гусеничными экскаваторами, 85, 100 и 180-тонные думпкары, гигантские самосвалы. Весь железнодорожный транспорт карьеров Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината уже к 1961 год был переведен на электрическую тягу. Мощность комбината в 1962 году достигла 16 миллионов тонн продукции при проектной мощности в 26,5 миллионов тонн сырой руды. В полном объеме комбинат начал действовать с 1965 года. В 1966 году горнорудный гигант Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Как сообщал в феврале 1966 года директор комбината Н. Сандригайло: «Заводы страны поставили нам 93 экскаватора с ковшами емкостью от трех до пятнадцати кубометров, более восьмидесяти буровых станков, около восьмидесяти электровозов со сцепным весом 100-150 тонн, 627 думпкаров, 329 автосамосвалов… Себестоимость бурения скважины снижена в полтора раза… Отечественная промышленность получила более пятидесяти миллионов тонн высококачественного металлургического сырья».9 Среди заслуженных тружеников области – Герои Социалистического Труда, рудничане – машинист электровоза А. Политкина, экскаваторщик А. Шпак. Большим событием для Рудного стало строительство Каратамарского водохранилища. Тобол был перекрыт плотиной в сентябре 1964 года. Задачей водохранилища, рукотворного моря с двухкилометровой плотиной – крупнейшего в Целинном крае – стало обеспечение водой промышленных предприятий г. Рудного, а далее Лисаковского и Качарского горно-обогатительного комбинатов. Каратамары – стали еще одной славной страницей в летописи становления Соколовско-Сарбайского комбината.10 Со строительством Качарского ГОКа было положено начало освоения крупнейшего в мире месторождения высококачественных магнетитовых руд. Запасы качарской руды в 1966 году определялись в 1,7 миллиардов тонн. Вместе с успехами на Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном комбинате отмечались и трудности. Несколько задержалось строительство третьей очереди фабрики мокрой сепарации, три секции которой должны были вступить еще в 1968 году, оставляли желать лучшего и темпы сооружения дополнительных мощностей на фабрике окомкования. Вместе с тем с 1969 года началось активное строительство подземного рудника на Соколовке годовой производительностью 5,5 млн. тонн сырой руды в год. Одной из ударных строек области в 1960-е годы становится город Лисаковск. Еще с середины 1950-х началось активно разрабатываться геологами лисаковское месторождение железных руд, а уже 28 декабря 1960 года Совет Министров СССР утвердил проектное задание на строительство Лисаковского комбината. Лисаковское месторождение железных руд занимало особое место среди запасов полезных ископаемых области. Среднее содержание железа в лисаковских рудах составляло 34,5%. Только разведанные запасы по промышленной категории в 1966 году составили 1,7 миллиарда тонн, а потенциальные запасы – 5 миллиардов. В 1969 году строителями Лисаковска был сдан в эксплуатацию завод железобетонных изделий, блок ремонтных цехов комбината, столовая на 200 мест, два детских сада на 560 мест и 40 тысяч квадратных метров жилой площади. При первой переплавке лисаковской руды в 1967 году на металлургическом комбинате получился отличный металл, а летом 1970 года началась промышленная добыча руды и ее доставка по железной дороге от карьера до станции Майлино. Добыча железной руды в области в 1965 году составила 17 миллионов 226 тысяч тонн, а производство окатышей – 279 тысяч тонн. Причем, Рудным, Лисаковском и Качарами не ограничивалась железорудная база Кустанайской области. Со второй половины 1960-х годов началось активное освоение Шагыркульского и Сорского месторождения магнетитовых руд, расположенных в Камышнинском районе. Запасы руды здесь определялись геологами в 150-300 миллионов тонн. Планировалось передать в промышленное производство Шагыркульское месторождение уже к концу 1966 года, а Сорское - в 1967. Гигантское строительство комбината велось в Джетыгаре. При этом строители не всегда справлялись с плановыми заданиями. Об этом сообщалось в областных сводках: «…задания по промышленному строительству выполнены в 1959 году – на 58 %, в 1960 году – на 41 %... и в первом полугодии 1962 года – всего лишь на 46%». Речь также шла о большой текучести кадров, неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях. Этим обстоятельством обеспокоилось руководство страны, 28 августа 1962 года вышло Постановление Совета Министров СССР «Об мерах по ускорению строительства Джетыгаринского асбестового комбината Целинного совнархоза». В нем говорилось о необходимости ввода первой очереди комбината к 1963 году и определиться с причинами «…срыва выполнения заданий Правительства СССР по строительству…, выявить виновных и доложить о результатах проверки…». В планах Джетыгаринский асбестовый комбинат по производительности должен был стать вторым в СССР и третьим в мире. Первая очередь асбестового комбината была принята в конце 1965 года, асбеста в этом году добывалось уже 55.769 тонн, однако, к 1970 году планировалось увеличить его в более чем 10 раз. На базе асбестовой промышленности в городе сооружались заводы асбестоцеменных изделий и кровельного шифера, асбосмоляных плит и линолеума. Однако сооружение комбината вновь находилось в 1969 году под угрозой срыва. Многие объекты Джетыгары так и остались на бумаге, однако комбинат начал играть одну из важнейших ролей в промышленном развитии области, республики и всей страны. В 1963 году были выданы первые партии бокситов, а к концу 1969 года заканчивалось строительство важнейших объектов Тургайского бокситового рудника – основного поставщика Павлодарского алюминиевого завода. Развитие промышленности шло в ногу с развитием транспортной сети. 1 марта 1960 года решением Министерства путей сообщения Кустанайское отделение железной дороги было объединено с Кушмурунским. Протяженность путей нового отделения к концу 1960 года превысила 1030 километров.11 Возглавил Кустанайское отделение дороги Рубинштейн Б.И., ее бессменный руководитель в течение тридцати с лишним лет. В 1966 году грузоперевозки на железнодорожном транспорте увеличились (по отношению к 1958 году) в 4,8 раза, руды – в 10 раз, минерально-строительных грузов – в 5,1 раза. Начал свою реконструкцию узел станции Тобол. В связи с этим важное значение приобрели промышленные участки железной дороги: Железорудная–Тобол, Тобол-Кушмурун-Есиль, переведенные на электровозную тягу. Большое влияние на развитие экономики региона оказывали автомобильные дороги. Во второй половине 1960-х годов началась прокладка автодороги Кустанай-Комсомолец-Троицк, областной центр соединялся сетью дорог с районными центрами. Не отставал от новых промышленных центров и Кустанай. Действовал и постоянно развивался завод химического волокна, началось строительство завода железобетонных изделий. Высоких показателей добивались коллективы фабрики «Большевичка», ремстроймашзавода, ТЭЦ, обувной фабрики. В соответствии с планом на северо-востоке города Кустаная еще в 1964 году началось строительство текстильного гиганта, первая очередь комбината костюмных тканей на тридцать тысяч веретен (камвольно-суконного комбината) вступила в силу уже в 1969 году. Первым директором комбината стал И.К. Мендыкулов. Область в этот период значительно преобразилась и из провинциального аграрного региона превратилась в мощный промышленный и сельскохозяйственный центр – важное звено экономики всей республики. Об этом свидетельствует и неподдельный интерес к области первых руководителей страны, неоднократно посещавших область в этот период: в 1963 году – А.Н. Косыгин (тогда первый заместитель председателя Совета министров СССР – С.С.); в 1964 году – Н.С. Хрущёв; затем, сменивший Хрущева на посту первого руководителя страны, Л.И. Брежнев, Подгорный Н.В. (председатель Президиума Верховного Совета СССР – С.С.), неоднократно посещал область Д.А. Кунаев – первый секретарь ЦК компартии Казахстана.12 Примечание 8. Сухоплеско А. Здравствуй, простор широкий! // Кустанайский комсомолец. 5 августа 1960 года. №93. 9. Сандригайло Н. Соколовско-Сарбайский ордена Трудового Красного Знамени. // Ленинский путь. 6 февраля 1966 года. №26. 10. ГАКО. Ф. 268. Оп. 1. Д. 1704. Л. 324-325. 11. Рубинштейн Б. ПОКА ПОМНЮ обо мне и о других. – Костанай, 2006. – С. 136. 12. Кунаев Д. О моем времени. – Алма-Ата, 1992. – С. 155, 162. |
|
Последнее обновление ( 26.01.2011 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
27 сентября, 2023 @04:58 : Конечно же, самой большой популярностью пользуются ... by arman |
26 сентября, 2023 @04:46 : В областном архиве есть разные фотоальбомы, в одно ... by arman |
25 сентября, 2023 @11:37 : Добавлены несколько фотографий из альбома почета п ... by arman |
24 сентября, 2023 @17:26 : В довоенные годы в областной газете много внимания ... by arman |
23 сентября, 2023 @08:11 : Я уже не раз писал, что фотографии мужчин довоенны ... by arman |
Поиск генеалогической информации
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих