• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Первый учебный год Кустанайского учительского института

Первый учебный год Кустанайского учительского института

Печать E-mail
Автор Арман Козыбаев   
10.06.2010 г.

Работа Д.М.Легкого и Н.П.Ким

 

В 1939 году  в городе Кустанае было образовано первое  учебное заведение по подготовке учительских кадров - Кустанайский учительский институт, правопреемниками которого ныне стали Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова и Костанайский государственный педагогический институт. 70 лет назад, 1 сентября начался первый 1939-1940 учебный год в стенах Кустанайского учительского института,  что считается отправной точкой в развитии высшего педагогического образования в городе и области.  

Здесь возникают интересные исторические сюжеты. Под корпус института выделяют здание (построенное в 1911 г.) бывшего,  дореволюционного времени,  реального училища (ныне ул. Аль-Фараби, 109), когда  в городе действовали такие учебные заведения, как женская 7-классная гимназия и мужское реальное училище. 1 сентября 1908 г. при Кустанайском двухклассном училище педагогический класс был преобразован в двухлетние педагогические курсы.  В годы Советской власти Кустанайский учительский институт решением Кустанайского облисполкома от 24 августа 1939 г. официально был создан «на базе Кустанайского казахского педагогического училища» (на ул. Ленина, ныне Аль-Фараби 109) [6, с. 119-120]. Знаменательно, что одним из студенческих мест обитания  было после войны общежитие № 2 (по ул. Толстого 66, здание 1910 г. постройки), где ныне располагается подразделение КГУ им. А. Байтурсынова, причём руководство университета в настоящее время создаёт  там музей, что является вполне оправданным, историческим решением.  Далее, в годы войны, в 1942-1943  г.г. подготовка учителей  переносится  в здание (включая «хлебный ларёк и общежитие студентов учительского института») бывшего Кустанайского двухклассного русско-казахского училищ, созданного Ибраем Алтынсариным ещё в 1884 г. Вот таким замысловатым образом переплетаются  страницы истории народного образования в  нашем родном крае.С образованием в 1936 г. Кустанайской области назрел вопрос об открытии учебного заведения, которое за небольшой срок выпускало бы учителей специалистов по отдельным дисциплинам и предметам. Ведь многие выпускники Кустанайских школ для получения высшего образования вынуждена была ехать в другие области, в основном РСФСР. Кустанайский областной исполнительный комитет  Совета депутатов трудящихся ходатайствовал перед правительством Казахской ССР об открытии в нашем городе учительского института.  2 июля 1939 года было принято постановление. Процитируем:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета Народных Комиссаров Казахской ССР г. Алма-Ата, Дом Правительства.        № 480 /в        2 июля 1939 года.О реорганизации Кустанайского Казахского педучилища в учительский институт.Совет Народных Комиссаров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.            В соответствии с постановлением СНК СССР от 20 мая 1939 года за №712 «О плане приема в высшие учебные заведения и техникумы на 1939/40 учебный год», организовать на базе Кустанайского Казахского педагогического училища Кустанайский учительский институт с двумя факультетами: физико-математическим и географическим, установив план нового приема на 1939/40 учебный год в количестве 120 человек (60 чел. на физико-математический и 60 на географический факультеты).

2.                         Передать студентов II - го курса Кустанайского казахского педучилища на I    курс учительского института с приемными экзаменами.      Реорганизовать      первый      курс      педучилища учительского     института,     а    студентов    подготовительного отделения   казахского   педучилища   передать   Кустанайскому русскому педучилищу.

3.                         Обязать   Наркомпрос   обеспечить   Кустанайский   учительский институт   к   началу   нового   учебного   года   преподавателями, учебными планами, программами, учебниками и необходимым учебным оборудованием.

4.                         Учебное    помещение,    кабинеты,    хозяйственное    и   учебное оборудование     и     общежитие     Кустанайского     Казахского педагогического   училища   передать   вновь   организуемому учительскому институту.

5.                         Поручить   Наркомпросу   и   Наркомфину   в   декадный   срок составить    смету    Кустанайского    учительского    института, используя     средства,     предусмотренные     по     бюджету     на содержание    Кустанайского    педучилища    на    1939    год    и представить не рассмотрение СНК.

6.                         Поручить Наркомпросу создать комиссию для приема дел и имущества Кустанайского педучилища и передачи его вновь организуемому     учительскому     институту.    

О     результатах доложить Совнаркому.ПредседательОНК Казахской ССР  (Н. Ундасынов)

Зам. Управляющего ДеламиОНК Казахской ССР                                      (М. Сапаргалиев)

По согласованию с Совнаркомом Казахской ССР и Наркоматом просвещения республики Президиум Кустанайского исполнительного областного комитета Совета депутатов трудящихся 21 августа 1939 года принял постановление «Об организации Кустанайского учительского института и его отделений», в котором говорилось: «Организовать на базе Кустанайского педучилища с 1 сентября сего года Кустанайский двухгодичный институт в составе двух факультетов - физико-математического и естественно-географического. Организовать при институте подготовительное отделение и сектор по заочному обучению.Произвести до 1 сентября новый прием студентов: A)на основные факультеты – 120 человек Б) на заочный сектор - 50 человек B)на подготовительное отделение - 70 человек Итого: 240 человек. 4. Ассигновать на содержание института и его отделений с 1 сентября по 1 января 1940 г. – 374 630 руб. …Покрыть эти расходы за счёт остатков по смете Кустанайского казахского педучилища. 5. В связи с ликвидацией казахского педучилища передать его заочный сектор Кустанайскому педучилищу со всеми остатками средств по состоянию на 1 сентября и обслуживающим персоналом…» 6. Обязать зав. Облоно тов. Михееву обеспечить институт необходимым преподавательским персоналом и материальными средствами.

И.О. председателя облисполкома Миронов.

На основании постановления облисполкома учебный корпус казахского педагогического училища, общежитие, библиотека и некоторое оборудование передавались учительскому институту. Казахское педучилище в том же году было перебазировано и стало  Мендыгаринским педучилищем им. Алтынсарына. Учащиеся двух Кустанайских педагогических училищ – казахского и русского, и первыми студентами нового, первого учительского вуза в области. Первый набор студентов   был сформирован в основном из числа выпускников школ Кустанайской области. Современные исследователи, как и их предшественники (ещё в 1958 г.), отмечают, что «в числе студентов было 5 человек казахов», или «5 студентов казахской национальности». Но они не обратили внимания, что в результате проведённых руководством института решительных мер, включая дополнительный набор (с 1 по 15 октября 1939 г.) было принято ещё 37 человек, хотя одновременно 48 студентов (а их тогда называли по-военному – курсанты) были призваны в ряды РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). В результате этих мер количество казахской молодёжи увеличилось до 26 человек на очном отделении, и 21 – на заочном. Судя по годовому отчёту за первый учебный год, выполнение плана набора к 1 января 1940 года выражался следующими цифрами: «Всего контингент по плану - 120 человек; принято на 1 сентября 1939 года - 122 человека; выбыли в ряды РККА - 48 человек. Число студентов на 1 января 1940 года - 96 человек, из них  мужчин было - 52; женщин - 44. По национальному составу: казахов - 26; корейцев - 17; русских - 48; украинцев - 1; прочих – 4. По партийности: члены и кандидаты КП|б|К - 4 человека, члены ЛКСМК - 56 человек; беспартийных - 36 человек; на естественно-географическом - 58 человек».

Но в конечном итоге, в конце учебного года по итогам 2-го семестра осталось 76 студентов (из 122 принятых), то есть 46 человек по разным причинам, как материального характера, так и по результатам сдачи двух сессий. Такие «потери» - 37, 7%, конечно,  были весьма существенны, но это говорит и о том, что требования к будущим учителям предъявлялись весьма серьёзные, без поблажек. К концу 1 курса первого набора в учительский институт оказался следующим (судя по официальному отчету с таблицей):

«Контингент студентов. 1940 г. июнь.  1 курс  

ОтделениеВсегоМЖказашекказаховКорей-цевРусских и др.КП (б)ЛКСМБезпарт.
Физико-мат. 3020101621131413
Ест.геогр.4615314543302719
Итого763541511164434132

В таблице, судя по названию каждой графы,  весьма показательны приоритеты при наборе студентов, по крайней мере,  ясен политический интерес руководящих инстанций. Особо учитывалась не только партийность, но и национальный состав набранного контингента студентов. Партийные не пользовались никакими льготами и поступали на равных условиях (43 % не были членами ни партии, ни комсомола), определяющим был уровень знаний. А вот в национальном вопросе приоритет был, когда требовалось обеспечить от районных властей помощь в наборе казахской молодёжи, и особенно девушек-казашек. Эта мера была необходима для создания советской национальной интеллигенции. Отдельный учёт студентов корейской национальности вёлся по другой причине, в 1937 г. была массовая депортация корейцев в Казахстан и такое внимание к ним при поступлении в вузы вряд ли можно назвать поощрительными мерами властей, просто держали «корейский вопрос под контролем».

   В институте, наряду с вновь создаваемым двухгодичным сроком обучения, проводился набор и на  одногодичные педагогические курсы, куда желающим можно было поступить «согласно проведённому испытанию». Ведь по сути, и то, и другое официально считалось незаконченным высшим образованием.   Судя по  приказам, в начале нового 1939-1940 учебного года 10 октября были созданы «историко-географическое отделение» (23 человека) и 10 декабря «одногодичные педкурсы по немецкому языку» (28 человек). Никто из исследователей не обратил на это внимания, и данный факт впервые вводится в научный оборот.  Размашистым, но аккуратным, канцелярским  почерком в приказах за № 3 от 10 октября  и № 5 от 10 декабря 1939 г. записаны имена первых учителей - историков и географов, а так же преподавателей  немецкого языка. Фактически, эти даты становятся днём рождения таких специальностей в учительском институте как иностранный язык, история и география. Цитируем:

историко-географическое отделениепедкурсы по немецкому языку
  1. Айтмухамбетов А.
  2. Агайсин К.
  3. Алексеева Н.Я.
  4. Бекеев Е.
  5. Бериндя
  6. Бирмагамбетов Е.
  7. Бурлай И.П.
  8. Валахова В.К.
  9. Винокуров А.П.
  10. Гостищева Ф.Ф.
  11. Исенбаев
  12. Ким П.
  13. Куленко Иван
  14. Ли Михаил.
  15. Ли Пётр Н.
  16. Нигай Р.
  17. Нурканов А.
  18. Олифер Иван Г.
  19. Ресахин С.
  20. Робулова Н.
  21. Хусаинов Б.
  22. Яковенко Павел Е.
  23. (неразб.)чев В.Е.
 
  1. Альдингер Ф. В.
  2. Бадер М. Я
  3. Беккер П. Г.
  4. Бервальд Абрам Е.
  5. Берг К. Н.
  6. Биемингер Мария Ив.
  7. Брандт И. И.
  8. В(Г)инц Елизавета И.
  9. Вильнер Л. И.
  10. Вормебехер Фридрих Э.
  11. Гауман Ольга Х.
  12. Генц Як. Я.
  13. Гецендиллер О. И.
  14. Гончаренко Петр В.
  15. Дукарт М. И.
  16. Ерлинг Т. К.
  17. Куценко Василий А.
  18. Марталер А. М.
  19. Мозер Роза
  20. Ольденбургер Иван Я.
  21. Раймхен А. И.
  22. Розгау Роза Ф.
  23. Ткач Григорий Д.
  24. Тыде Я. О.
  25. Шенфельд А. Г
  26. Шмидт Отто Ф.
  27. Шмидт Ф. А
  28. Эссерт А. П.
 

 

Из 23 первокурсников, первых историков-географов из числа казахской молодёжи было 7 человек. С одной стороны его выпускники работали учителями немецкого языка (как иностранного) в школах, с другой, на курсы поступали в основном лица немецкой национальности, что давало им возможность изучать родной язык, сочетая, так сказать,  «приятное с полезным». Немецкий язык усиленно изучали не только  в период потепления советско-германских отношений в 1920-е гг, и  после заключения Пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 г., но и тем более, с началом войны. Так, приказом от 10 декабря 1939 г.  в институт на одногодичные педкурсы по немецкому языку были приняты 28 человек, из них 25 (?!) имели чисто немецкие фамилии – «Ольденбургер И., Мозер Р., Эссерт А., Вильнер П., Шмидт Ф., Шмидт О.,  Бадер М.» и др.

С характеристики «материальной базы» начинался каждый годовой отчёт. При основании институт размещался в здании бывшего реального училища, расположенного на углу улиц Ленина и Актюбинской (ныне здание на территории центральной ТЭЦ, ул. Аль-Фараби 109). Студенты той поры через 70 лет вспоминают: «Нам, питомцам Викторовской школы колхозной молодёжи, Кустанай показался большим городом, а здание института светлым дворцом».

В  отчётах тогда неизменно указывалось: «Материальная база института в первые два года его работы (до начала Великой Отечественной войны) была хорошей и отвечала всем требованиям для работы вуза.  Учебный корпус представляло сооружение, выстроенное специально для учебных целей. Оно состояло из 24 комнат, в которых были размещены 8 учебных аудиторий, 2 лаборатории, 3 кабинета, 2 комнаты для библиотеки, 4 комнаты для кафедр, 2 комнаты для канцелярии, 2 комнаты для кабинета директора и его заместителя» [2, оп.2, д. 44. л. 3]. В учительских институтах, в том числе в Кустанайском, обязательным было наличие следующих  кабинетов: географического, физического, зоологического, химического, ботанического, педагогического, с соответствующим обеспечением ставками учебно-вспомогательного персонала (на 6 кабинетов 9 лаборантов). О простых сотрудниках, обеспечивающих учебный процесс и сложностях предвоенного времени говорит один из приказов по институту. Процитируем:

 «Приказ № 31    от15 февраля 1941 года.& 1. В соответствии с указаниями ВКВШ и Наркомпроса  Каз ССР о сокращении штатов и проведении наличного штата, сотрудников Ин-та в строгое соответствие с штатным расписание с 15 февраля с/года, установить следующий штат лаборантов и препараторов, при кабинетах и лабораториях.1. Чнибекова М. – лаборант географ. каб. 2. Сокольникова Ж.И. ст. лаборант физ. каб.3. Солодовников Ф.К лаборант пом. военрук.4. Черкасова А. лаборант препар. зоолог каб.5. Сан Н. лаборант физ. кабинета.6. Каравайникова Т.И. лаборант хим. кабинета7. Матяш Г.К. препаратор ботан. кабинета.8. Собкалов А.Е. лаборант педагог. кабинета.& 2. Лаборанта ботанического кабинета т. Глухова с 15 февраля с/г считать уволенным по сокращению штатов.& 3. В соответствии с дополнительными указаниями ВКВШ, зав. кабинетом Марксизма-Ленинизма т. Гунько К.Е, в зарплате приравнять к ассистенту, с начислением 30 % к окладу за отдаленность»

Основные трудности, с которыми столкнулся институт, были вовсе не материального порядка, а подбор «квалифицированных и опытных вузовских кадров».   Преподавательский состав института в 1939 году был сформирован в основном  из местных кадров. Первым исполняющим обязанности директора учительского института был назначен Даулет Ибраев.  В этой должности он проработал до октября 1939 года, затем был назначен заместителем заведующего Кустанайским облоно, где постоянно оказывал помощь и поддержку своему родному учительскому институту. Всю свою жизнь он посвятил работе в системе народного образования: был директором казахской средней школы И. Алтынсарина, казахской средней школы № 22; учителем школы-интернат № 1. Заслуги Д. Ибраева оценили по достоинству, он получил звание отличника народного просвещения КазССР, заслуженного учителя школы Казахской ССР. С большим повышением ушёл на работу в аппарат Наркомпросса Каз.ССР и второй директор учительского института Торегали Жумагазин (Джумагазин). Кустанайская земля стала кузницей кадров по  подготовке специалистов для народного образования советского Казахстана, создания казахской  национальной интеллигенции. Затем на долгие годы учительский институт возглавит (как подметили костанайские учёные) «бывший директор объединенного оперного театра в г. Алма-Ате»  И.П. Найденов, назначенный директором Кустанайского учительского института по приказу Наркомпроса КазССР № 2504 от 10 октября 1939 год.  По воспоминаниям бывших студентов института, новый директор был прислан не случайно. Найденов Иван Пантелеймонович был «известный в то время педагог, общественный деятель и поэт, член Союза писателей КазССР, он тогда заканчивал поэму о прославленном батыре… Амангельды Иманове». Впоследствии это сказалось на присвоении его имени Кустанайскому учительскому институту.  В штатном расписании учительского института значилось 4 кафедры: «основ Марксизма-Ленинизма, педагогики, физики и математики, естествознания и географии», и что интересно, буквально при каждой кафедре был создан свой (отдельный кабинет) с аналогичными названиями. Один из первых исследователей истории учительского института, Н.И.  Кандалин (ставший впоследствии видным учёным) заметил, что  «занятия начались 1 сентября  при наличие 13 преподавателей, не имевших ученой степени или звания». Отметим, что в КазССР в 1940 г. было 46 профессоров и докторов наук, 130 доцентов и кандидатов наук.Преподавательский состав  значительного опыта работы имел мало, так как общий педагогический стаж большинства преподавателей составлял от одного до трех лет.  Несмотря на отсутствие преподавателей с учёной степенью, профессорско-преподавательский состав (ППС) даже без наличия профессуры достойно выполнял свою работу. Заведующим кафедрой основ марксизма-ленинизма был назначен Х.Ф. Юманкулов, выпускник Казанского института «красной профессуры». Кафедру естествознания и географии возглавлял выпускник Одесского университета М.Б. Гренадер. Кафедрой физики и математики заведовал бывший директор Кустанайского педагогического училища И.И. Московкин (выпускник Московского педагогического института). На этой же кафедре работали в качестве старших преподавателей работали выпускники престижных союзных вузов -  П.Н. Ким (Московского педагогического института), А.Ф. Дю (Дальне-Восточного института),   Б.Н. Шибаев (Ленинградского государственного университета).  Первой заведующей учебной частью (почему-то по совместительству) была назначена по приказу № 1 от 17.09.1939 г. (с этой записи  начинается книга приказов учительского института)  «Лузан Наталья И., выпускник Краснодарского пед. института, направлена Кустанайским облоно». Бывший студент учительского института Иван Дьячков спустя 70 лет вспоминает: «Среди преподавателей выделялся ссыльный учёный-педагог Алексей Фёдорович Бунегин. Он вёл у нас педагогику и психологию. Великолепно знал современную литературу, чем заразил и нас. Увлекательно проводила занятия по русскому языку и методике его преподавания Ольга Никоновна Шульгина». Замдиректора по научно-учебной деятельности (так тогда звучала эта должность) был бывший завучебной частью Кустанайского казахского педучилища Мусакулов Толип, внёсший значительный вклад в становления нового вуза, вплоть до мобилизации на фронт в 1941 г. В довоенных годовых отчётах института обязательно присутствовали разделы: «12. Соцсоревнование и ударничество». Здесь в 1940 г. самокритично заявляется: «Стенная печать ещё не окрепла, не выявлен и ещё не сколочен актив вокруг этого участка работы.., ещё не создано общественное внимание. Дирекция и парторганизация сейчас работают над этим вопросом. Партийным тогда был каждый второй преподаватель (6 человек из 13). Пример всем коммунистам показывал секретарь первичной парторганизации и он же заведующий кабинетом марксизма-ленинизма Ахметкали Айтмухамбетов (первый в истории института на той и другой должности).Он стал основателем семейной династии учёных-педагогов, его сын Абай Айтмухамбетов впоследствии был деканом физико-математического факультета Кустанайского педагогического института, ныне советник ректора нашего университета, а его внук, Айдар Айтмухамбетов  стал деканом Гуманитарно-социального факультета КГУ. Вызывает интерес и национальный состав лиц, поступающих на педагогические курсы по немецкому языку.  Он направлял ход деятельности не только на узких партсобраниях, но и на таких коллективных мероприятиях как «Общее собрание студентов и пед. работников Кустанайского учительского института от 28 октября 1939 г.», где в повестке дня стоял вопрос: «О развёртывании соц. соревнования и вызове педучилища» /докладчик тов. Айтмухамбетов», аналогичного собрания 16 февраля 1940 г., где «присутствовало 124 человека». Весьма показателен состав «президиума собрания: Айтмухамбетов, Найденов, Айткужин, Аппазов, Ким П.П.». В то время главную роль  имели парторг и директор во всех делах и начинаниях. И что интересное, после весьма острого, критического доклада директора «Об итогах работы за 1 семестр 1939-40 г.», парторг выступил в защиту студентов, отмечая такой факт, как «большая перегрузка студентов, не было времени для подготовки к экзаменам», и основная причина весьма прозаичная - «недохватка учебников», «когда, например, по географии было всего две книги». И всё-таки студенты успешно учились и через два года вих зачётках стояли заработанные упорным трудом оценки. Чему пример зачётка первого выпускника физмата Зейнелькабдена Жумабаева, призванного на фронт сразу после получения диплома летом 1941 г., но после войны вновь поступившего на заочное отделение исторического факультета (его сын Б.З.Жумабаев, кандидат исторических наук, преподаватель нашего университета).Большую роль в жизни нового вуза играл Совет Кустанайского Государственного Учительского Института (как он стал официально называться), в протоколах которого отражаются все проблемы, вскрываются многие недостатки в работе, что поощрялось руководством института, партийной, профсоюзной и комсомольской организацией. На всех собраниях тщательно велись протоколы (14 протоколов на 335 страниц), все выступления фиксировались и теперь историки могут работать над уникальным историческим источником. В  отдельно взятом пункте «13. Общественно-политическая работа и студенческая самодеятельность» превалировал вовсе не показной патриотизм, а в самом начале с оптимизмом писали: «В институте успешно развивается и ширится студенческая самодеятельность, созданы и работают кружки – драматический с охватом  10 человек, музыкальный 9 человек, хоровой кружок (казахский  и русский объединен) 23 человека, научно-педагогический с охватом 60 человек». Таким образом, в первый учебный год  работы Кустанайского государственного учительского института,  в суровые предвоенные годы многие проблемы решались позитивно, с высокой долей самокритичности и объективным подходом. Как тогда говорили, «задание партии и правительства» было выполнено, причём, с большой пользой для самих людей и  страны, в целом.   

ЛЕГКИЙ Д.М., профессор, доктор исторических наук

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

КИМ Н.П., профессор, доктор педагогических наук

Литература

1.                  Архив Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова («Приказы по Кустанайскому учительскому институту. 1939 год. 1941 год. 1942 год. 1943 год. 1944 год. 1945 год. 1946 год.»).

2.                  Государственный архив Костанайской области. Ф. 916 (Учительский институт).

3.                  Центральный государственный архив Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан. Ф. 1692. Оп. 1. Д. 155.

4.                  Дьячков И. Рождённые вместе с институтом // Костанайские новости. – 2009. – 3 ноября.  

5.                  Из истории города Костаная. К 130-летию. Сборник документов и материалов. / Под ред. С.А. Медведева.  - Костанай, 2009.

6.                  Костанайская область: страницы истории (1936-2006 гг.). Сборник документов. / Под ред. С.А. Медведева. - Костанай, 2006.

7.                  История Казахской ССР. В 2 т. Т. 2. / Под ред. И.О. Омарова, А.М. Панкратовой. - Алма-Ата,  1949.

8.                  Кандалин Н.И. Учительский педагогический. - Кустанай, 1958.

9.                  Терновой И.К., Баймырзаев К.М., Ибатулин К.Ш. История Костанайского государственного педагогического института. - Костанай, 2009.

Последнее обновление ( 10.06.2010 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Иванов Федор Данилович


Кунах Фрида Леонгартовна


Искужин Мукуш

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.279 сек.