• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Его оружием были скрипка и перо...

Его оружием были скрипка и перо...

Печать E-mail
Автор Administrator   
24.11.2008 г.

Этот материал был опубликован в журнале "Простор". Авторы Виктор Кривоногов и Ильяс Самигулин

 

16 ноября 1999 года на карте города Алматы появилось новое название - улица имени Си Синхая, одного из основоположников новой китайской музыки. Каким же образом судьба уроженца далекого южного Китая переплелась с историей нашего города?
В годы Великой Отечественной войны столица Казахстана дала кров десяткам тысяч эвакуированных из центральных районов советских граждан. Среди них были Самуил Маршак, Михаил Зощенко, Алексей Толстой, Галина Уланова, Любовь Орлова и многие известные деятели литературы и искусства. В годы военного лихолетья в Алма-Ате оказался и Си Синхай, незадолго до этого (в конце 1940 г.) командированный ЦК компартии Китая в Москву. Туда он прибыл вместе с кинорежиссером Юань Мучжи (1909 -1978), чтобы на киностудии "Мосфильм" осуществить монтаж и записать музыку документального фильма "Яньань и 8-я армия". В связи с началом войны работу над фильмом пришлось прервать. В конце 1942 г. после долгих мытарств и неудачной попытки вернуться на родину через Монголию Си Синхай приехал в Алма-Ату, откуда рассчитывал через Синьцзян добраться домой. Но эта надежда не оправдалась. В Алма-Ате он находился с конца 1942 до начала 1944 г., затем судьба его забросила в Кустанай.
В казахстанской периодике 1990-х годов опубликован ряд статей о жизни и творчестве Си Синхая. Киностудия "Казахфильм" в содружестве с московскими коллегами выпустила документальный фильм. В Москве и Алматы состоялись памятные концерты из произведений Си Синхая в исполнении симфонического оркестра и известных вокалистов. Большой поиск фактических материалов о последних двух с половиной годах жизни Си Синхая, проведенных в Казахстане, осуществили семьи известных казахстанских композиторов Бахытжана Байкадамова и Михаила Иванова-Сокольского, чьи отцы делились с Си Синхаем последним куском хлеба и ложкой супа, взаимно учились друг у друга музыкальному искусству. Успешную работу в этом направлении провели и сотрудники посольства КНР в Казахстане. Итогом этих многочисленных поисков стало открытие 3 июля 1998 года мемориальной доски на доме №24 по улице Куляш Байсеитовой, где в годы войны в семье Байкадамовых жил Си Синхай. Особую торжественность этому мероприятию придало участие в церемонии открытия мемориальной доски Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева и Председателя КНР Цзян Цзэмина. В своем выступлении Председатель КНР отметил: "Стоя перед домом, где жил Си Синхай, мы глубоко тронуты испытанной в беде дружбой между Си Синхаем и его казахскими друзьями. Пребывая в Казахстане, он активно участвовал в различных мероприятиях, организуемых казахским музыкальным кругом, часто ездил по аулам и колхозам, исполняя китайскую и казахскую народную музыку. Он работал с большим энтузиазмом как посланец по обмену культуры. Через музыку, он создал мост дружбы между китайским и казахстанским народами".Китайский дипломат Дин Хайцзя, несколько лет работавший в посольстве КНР в Казахстане, 9 апреля 1999 года опубликовал статью в газете "Бэйцзин цинняньбао" ("Пекинская молодежная газета"), где подводились итоги его трехлетних поисков материалов о жизни Си Синхая в Казахстане. Этот период жизни композитора в Китае долгие годы считался "белым пятном".
Судьба Си Синхая, как и многих выдающихся музыкантов, не была безоблачной и гладкой. Это был путь одержимого творчеством музыканта, патриота своей родины, готового ради искусства, музыки отдать даже жизнь. Си Синхай родился 23 июня 1905 г. в Аомыне (Макао), провинции Гуандун. Музыка его захватила с детства. А в стенах Линнаньского университета в Гуанчжоу будущий композитор участвовал в любительском струнном оркестре, где играл на народных инструментах. В 1926 - 1927 годы учился на курсах музыкальной подготовки при Пекинском университете, затем (1927-1929 гг.) - в Государственной консерватории в Шанхае, в конце XIX - начале XX века ставшей важнейшим центром западноевропейской культуры. Но желание достичь совершенства на поприще музыки и получить хорошее профессиональное образование не покидало его. Он едет в Париж, где в 1930-1935 гг. занимается игрой на скрипке и композицией у видных французских композиторов и исполнителей: Венсана, Энди и Поля Дюка, Поля Обердёрфера.
Об этом периоде жизни Си Синхая еще в 1940 г. известный китайский писатель, переводчик и общественный деятель, современник и соратник композитора по антияпонской борьбе, Сяо Сань (Эми Сяо) на страницах журнала "Советская музыка" поведал следующее: "Понять страдания народа, народную мечту о свободе Си Синхаю помогли его безрадостное детство и юность. Сын рыбака, он был воспитан дедом-моряком. Семи лет он уехал с матерью из Гуандуна в Сингапур, где в 11 лет уже играл в оркестре на кларнете. Проучившись недолгое время в шанхайской и бейпинской музыкальной школах, он уехал во Францию. В Париже Си Синхай работал мальчиком в ресторанах, в парикмахерской, но на досуге занимался музыкой, игрой на скрипке. Позднее он получил возможность поступить в "Scola cantoroum", одновременно играя на скрипке на парижских балах. Занимался еще у многих музыкантов, в том числе у советского композитора С.Прокофьева, когда последний был в Париже. Наконец, Си Синхай поступил в Парижскую консерваторию. Вернувшись в 1935 г. в Шанхай, Си Синхай работал в кинокомпании и в компании граммофонных пластинок. Тут он познакомился с Тянь Хань, Люй Цзи* и другими передовыми людьми искусства. Днем он служил, вечером работал с молодежным хором.Японцы напали на Шанхай. Си Синхай уехал в район военных действий. В Ханькоу он работал в военной комиссии, организовывал антияпонские концерты и хоры из рабочих, учащихся и служащих. Зимой 1938 г. Си приехал в Яньань. Сейчас он заведует музыкальным факультетом Академии искусств, преподает в академии, в женском университете, пишет новые песни, руководит хорами, концертами. Это необычайно энергичный человек. Кажется, что его творческие силы неиссякаемы...
Как-то он сказал мне: "Я написал немало музыки на слова различных поэтов. Теперь я хочу работать с тобой. Дай мне свои стихи, я напишу на них музыку..." Но я написал пока для него только три-четыре новых песни. Скоро мы начнем работать совместно.
"Я считаю, - говорит Си Синхай, - что буквально подражать западноевропейской музыке или консервативно держать курс на старинную китайскую музыку - будет неверной позицией для наших композиторов... Нам нужно объединить оба начала - китайскую музыку и западную музыку, критически подойти к той и другой, на этой основе отобрать лучшее и создать новую национальную музыку". Недавно Си Синхай показал мне большую, еще не законченную симфонию, которую он начал писать в 1935 году. Симфония называется "Национальное освобождение". Судя по написанным уже четырем частям, произведение грандиозно по замыслу, эмоционально, полно глубоко национальных черт. В партитуре использованы все китайские музыкальные инструменты. Симфония говорит о печали, страдании, борьбе и победе великого китайского народа. "Мой лозунг в области музыки - популярность, народность, - говорит Си Синхай, - композитор должен овладеть передовой политической мыслью, должен создавать музыку, близкую китайскому народу"*
Си Синхай в истории музыкальной культуры Китая занял достойное место как один из основоположников и крупнейших деятелей новой китайской музыки, в творчестве которого органически сочетались элементы китайской и западноевропейской музыки. Своим творчеством он сумел раздвинуть границы национального искусства и представить его зарубежным слушателям. Си Синхай - автор более пятисот лирических и массовых песен, музыки к 10 кинофильмам, песни из которых имели широкую популярность у китайского народа, а также произведений крупных форм, таких, как "Кантата о реке Хуанхэ", "Кантата о 18 сентября", "Кантата о производстве", симфонии "Национальное освобождение" (завершена в Алма-Ате), "Священная война", "Китайская рапсодия", "Тыл", "Манцзянхун" ("Вода в реке Красной"). Музыка Си Синхая пронизана огромной любовью к родине, направлена против насилия и войн, воспевает свободу и справедливость. В ней нашла свое отражение мечта композитора о процветании и благоденствии великого китайского народа.
В годы культурной революции в Китае (1966 - 1976) термин "симфонический" был отвергнут как "европейский", поэтому была запрещена оркестровая музыка. Сочинения Си Синхая исполнялись в сокращенном и переложенном для фортепиано варианте. Например, в "Кантате о Хуанхэ" хор отсутствовал, а текст для него объявлялся "черным". К мелодиям его песен были написаны другие слова, отвечавшие "духу" времени.
...Шел второй год войны. Алма-Ата была глубоким тылом, но и здесь ощущался грозный дух военного времени. В город ежедневно прибывали 2-3 эшелона с беженцами и оборудованием эвакуированных оборонных заводов. Из тихого провинциального городка Алма-Ата постепенно превращалась в густонаселенный, многоликий, разноязычный муравейник. Все гостиницы и относительно пригодные для жилья здания были переполнены. Большинство алмаатинцев приютили по 1-2 семьи эвакуированных, делясь с ними хлебом и кровом. Среди эвакуированных были и представители художественной интеллигенции из ведущих культурных центров страны - Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы. И именно тогда Алма-Ата жила необыкновенно насыщенной культурной жизнью: устраивались выставки с участием известных мастеров кисти и резца, шли театральные постановки, концерты с участием выдающихся мастеров сцены и эстрады. А любой горожанин имел возможность приобщиться к высокому искусству, увидеть известных всей стране корифеев искусства. Эвакуированные сюда деятели литературы и искусства оказали существенное влияние на творчество и профессиональный рост местной художественной интеллигенции.В Алма-Ате Си Синхаю первое время пришлось ютиться в шумном, грязном и многолюдном Доме колхозника. Там в одной комнатушке теснились по 7 - 8 человек. Си Синхай, как человек прошедший у себя на родине серьезные жизненные испытания, не унывал - даже в этом хаосе умудрялся сочинять музыку. Хоть и жил он впроголодь, держался благодаря огромной любви и вере в силу искусства. Он продолжал надеяться на лучшие времена и верил в то, что вернется на родину. В Алма-Ате Си Синхай вынужден был вести затворнический образ жизни, избегать случайных встреч с незнакомыми соотечественниками. Под псевдонимом Хуан Шун он сумел получить только статус "политического эмигранта". Такая предосторожность объяснялась тем, что в те годы в Алма-Ате находилось консульство гоминьдановского правительства Китая, для которого Си Синхай был персоной вне закона.В 1943 году китайский композитор познакомился с видными казахстанскими музыкантами Латифом Хамиди, Ахметом Жубановым, Бахитжаном Байкадамовым, Михаилом Ивановым-Сокольским. Большое участие в судьбе Си Синхая приняли двое последних.
Бахитжан Байкадамов и Си Синхай встретились случайно в фойе, после концерта артистов казахской филармонии. В этот вечер Байкадамов, угадав отчаянное положение незнакомого человека со скрипкой в руках, не задумываясь, протянул ему руку помощи, привел в свой дом. "Неожиданное появление гостя в столь позднее время поставило в затруднительное положение хозяйку дома - мать Байкадамова. В этой небольшой квартире было полно людей, которые уже спали на полу, даже в кухне и в коридоре. И без того многочисленная семья Байкадамовых приютила у себя к тому же еще и семью эвакуированного украинского композитора М.Скорульского. Бахитжан обратился к своей матери: "Если бы твой сын не знал, куда ему идти, ты, естественно, мечтала бы, чтобы кто-нибудь позвал его к себе. К тому же, он не простой человек, он - музыкант. Позволь ему жить на моем месте, а я пойду к своей сестре". Так судьбе было угодно, чтобы на пути Си Синхая встретилась семья Байкадамовых, которая, несмотря на свои собственные трудности и невзгоды, навечно связала себя дружбой вначале с Си Синхаем, а позже и с его семьей, оставшейся в Китае".
В маленькой и тесной квартире старшей сестры Бахитжана Данаш Си Синхаю выделили угол. С этих пор он обрел некоторую уверенность в себе и постоянство в жизни, надежную опору в лице друга Бахитжана и его гостеприимной семьи, надежный кров, хоть и скудное, но регулярное питание. Стало больше времени для творчества. Но он не знал, насколько рисковала семья Байкадамовых, считавшаяся тогда "неблагонадежной" семьей "врагов народа". Глава семьи, видный политический деятель Байкадам Каралдин был незаконно репрессирован и расстрелян в 1930 г., та же участь постигла в 1937 году и мужа Данаш - комсомольского работника Арислана Кожахметова.
Композитор Михаил Михайлович Иванов-Сокольский, в начале 1942 г. эвакуированный в Алма-Ату из блокадного Ленинграда, также глубоко сочувствовал, всячески поддерживал и помогал молодому китайскому коллеге, восхищался его талантом. Си Синхай был частым и желанным гостем семьи Ивановых-Сокольских. Здесь он также находил покой и уют. В знак благодарности Си Синхай подарил на память Михаилу Михайловичу французскую авторучку и партитуру седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. На титульном листе издания он сделал трогательную дарственную надпись на китайском и русском языках. В надписи на китайском сказано: "Эту книгу дарю Иванову-Сокольскому в память об его искренней дружбе и всесторонней помощи, проявленной ко мне в период жизни в городе яблок. 21 ноября 1943 г., композитор Хуан Шун".
В ходе наших изысканий мы попытались выяснить: принимал ли Союз композиторов какое-либо участие в судьбе Си Синхая? Просматривая документы в Центральном государственном архиве РК, касающиеся художественной жизни Казахстана 1943 - 1944 гг., мы обнаружили несколько скупых упоминаний о Си Синхае-Хуан Шуне. Оказалось, что Союз композиторов дважды оказал ему посильную материальную помощь наравне с казахстанскими и эвакуированными коллегами, о чем свидетельствуют 4 протокола заседаний организационного комитета.Первый раз имя Си Синхая упоминается в протоколе за № 4 от 27 марта 1943 г., где в числе прочего рассматривалось заявление "китайского композитора Хуан Шуна о выдаче ему возвратной ссуды". Заседание оргкомитета постановило "выдать Хуан Шуну возвратную ссуду в размере 500 (пятьсот) рублей из средств Музфонда КазССР. Срок до 1 сентября 1943 г.". Протокол подписали председатель оргкомитета ССК КазССР Е.Г.Брусиловский и оргсекретарь Б.Г.Ерзакович. В другом протоколе, № 15 от 31 августа 1943 года, имеется список композиторов, которым было распределено 234 кг муки, "полученной по децентрализованным заготовкам". В списке претендентов 23-м значится Хуан Шун. Ему полагалось получить 4 кг муки (какое это было счастье в то время!). А 27 сентября 1943 г. оргкомитетом ССК было принято постановление о продлении срока погашения ранее выданной ссуды: "ввиду особого положения композитора Хуан Шуна, связанного с трудностями получения им творческих заказов и тяжелого материального положения, выданную ему ранее в размере 500 (пятьсот) рублей полагать возвратной ссудой. Сообщить о тяжелом положении Хуан Шуна в Оргкомитет Союза Советских композиторов СССР". 25 декабря 1943 г. эта ссуда была окончательно списана с Си Синхая.В Алма-Ате Си Синхай с большим интересом изучал казахскую народную музыку, предпочитая живое исполнение холодным нотным записям. Он всегда просил знакомых композиторов наигрывать ему казахские кюи и песни, не пропускал концерты мастеров искусства. На основе накопленного материала и впечатлений делал обработку некоторых понравившихся мелодий. В эти годы он пишет ряд оригинальных сочинений, основанных на темах казахского музыкального фольклора. Часть из них исполнялась на республиканском радио. Си Синхай, как подлинный художник, не оставался в стороне от событий художественной жизни республики, принимал деятельное участие в концертных поездках вместе с казахскими коллегами в сельскую местность, где исполнял свои произведения на скрипке. Порой он на ломаном русском языке с помощью жестов горячо рассказывал присутствующим о музыке.
В начале 1944 г. Управление по делам искусств при СНК КазССР решило организовать в Кустанае филиал Казахской государственной филармонии им. Джамбула, куда планировалось направить из Алма-Аты четырех профессиональных музыкантов. Бахитжан Байкадамов настоятельно рекомендовал направить в Кустанай Си Синхая в качестве дирижера и музыкального руководителя. Эту инициативу поддержал и М.М.Иванов-Сокольский. Директор филиала филармонии Есетов, журналист по профессии, также сочувствовал Си Синхаю и всячески поддерживал его.
Художественным руководителем филиала был назначен 20-летний Макалим Койшибаев (1926 - 1986) будущий композитор, с которым Си Синхай быстро нашел взаимопонимание. В дальнейшем они были неразлучны в организационной и творческой работе, концертной деятельности - первых шагах филиала филармонии. Об этом Койшибаев позднее вспоминал: "Впервые увидел Си Синхая 22 января 1944 г. на вокзале в Алма-Ате. Нас познакомил представитель Кустанайского областного управления искусств. С первого взгляда, с первого крепкого рукопожатия почувствовал в Си Синхае сильную личность, человека большого обаяния. Особенно запомнились мне его умные глаза, его теплая, немного застенчивая улыбка.
Си Синхая и меня направили в Кустанай для организации там областной филармонии; его - в качестве композитора, меня - на должность художественного руководителя. Вместе с нами выехали балетмейстер и солистка балета. Мы поселились в кустанайской гостинице. Нам с Си Синхаем предоставили общий номер, в котором мы жили и работали.
Си Синхай проявил себя как талантливый организатор и хороший общественник. В нашу задачу входила организация смотра народных талантов - инструменталистов, певцов, танцоров. Сразу по приезде мы начали подготовку к смотру, а после прослушивания и отбора талантливых молодых исполнителей приступили к репетиционной работе. Си Синхай с огромным интересом записывал казахские народные мелодии. Эти записи легли в основу нашей первой программы. Композитор обладал чрезвычайно тонким музыкальным слухом. Все записи он производил без инструмента, не затрудняя исполнителей многократными повторениями мелодии.
19 марта 1944 года состоялось открытие Кустанайской филармонии. После торжественной части был дан большой концерт, в котором приняли участие наши молодые артисты. Си Синхай выступил в качестве исполнителя. Он играл на своем любимом инструменте - скрипке, на той самой скрипке, которая сейчас хранится в Пекинском институте. Концерт прошел с большим успехом.
Си Синхай был талантливым скрипачом. Он охотно играл свои вариации на мелодии казахских песен, таких, как "Кара-нар", "Кызыл бидай". На основе многочисленных записей казахских народных мелодий он создал содержательные скрипичные пьесы. Наиболее значительным его сочинением, созданным в период работы в Кустанае, является симфоническая поэма "Амангельды", посвященная легендарному герою казахского народа Амангельды Иманову. Авторская рукопись этой пьесы также хранится в Пекине.
Хорошо помню, как Си Синхай работал над этим сочинением. По просьбе композитора я играл ему на домбре различные казахские мелодии, к которым он прислушивался с большим интересом. Поэма была написана в короткий срок. Автор сыграл ее на концерте, посвященном двадцать пятой годовщине со дня смерти Амангельды.
В то суровое время в Кустанае было трудно раздобыть нотную бумагу. Приходилось чертить от руки нотный стан. Вспоминаю, что на мою долю не раз выпадала обязанность заготовлять для моего друга разлинованные листы бумаги.
Я тоже увлекался сочинением музыки и написал несколько песен для домбры. Си Синхай отнесся ко мне с дружеским вниманием и одобрил мои первые композиторские опыты. Одну из моих пьес он переложил для домбры, скрипки и фортепиано. Эту пьесу мы исполняли на концерте, партию скрипки играл сам Си Синхай.
Си Синхай был не только талантливым композитором, но и человеком большой души. Часто вспоминал он о своей любимой Родине, глубоко верил в будущее китайского народа"
Один из первых пробных концертов Кустанайского филиала филармонии состоялся в феврале 1944 г. в здании рабочего клуба. Зал был переполнен до отказа. На нем М.Койшибаев исполнил на домбре популярный кюй Курмангазы "Адай", Си Синхай же покорил зрителей виртуозным исполнением на скрипке нескольких казахских народных песен, а на официальном открытии филиала - песни "Кара нар". Об этом событии кустанайская областная газета 22 марта 1944 г. писала: "В зале звучат звуки домбры. На сцене танцуют девушки в ярких национальных костюмах, несется знакомая мелодия народной песни-кюя. Необычно было в воскресенье 19 марта в областном драматическом театре. В этот день в Кустанае состоялось открытие филиала Казгосфилармонии им. Джамбула...
Затем артисты филармонии дали большой концерт, тепло принятый зрителями.
Певица Сейдахметова спела широко популярную в народе арию Кыз-Жибек "Гак-ку", певица Ташенова - песенки "Майра", "Бипл-бипл". Домбрист-фронтовик Крыкпаев сыграл на домбре "Адай-кюй" и "Сары-Арка". Выступили также домбрист и певец Батырханов и квартет домбристов - зачатки будущего домбрового оркестра, танцовщицы Давлеткельдиева и Сейдалина, скрипач Куаншин". Последним из названных участников концерта и был Си Синхай.
Первоначально коллектив Кустанайского филиала филармонии состоял из 15 человек, художественным руководителем был М.Койшибаев, балетмейстером Давлеткельдиева. Большую помощь в организации филармонии и подборе талантливых исполнителей оказал народный артист Казахской ССР Елюбай Умурзаков, земляк кустанайцев. В том памятном концерте он спел под аккомпанемент домбры несколько популярных казахских песен.
Си Синхай в Кустанае продолжал изучение народной музыки, с этой целью он посещал казахские аулы, где также знакомился с бытом, укладом жизни казахов. Много времени уделял для работы над собственными сочинениями, в то время наиболее важной для него была работа над поэмой для скрипки и фортепиано, посвященной памяти Амангельды Иманова. Она впервые прозвучала 18 июня 1944 г. на праздничном концерте в Кустанае, в день официального торжества, посвященного 25-летию со дня гибели Амангельды Иманова. Партию скрипки исполнил сам автор.
Симфоническая поэма "Амангельды" Си Синхаем была задумана еще в 1943 г. в Алма-Ате, о чем свидетельствует письмо председателя Союза композиторов Е.Г.Брусиловского в Совет народных комиссаров Казахской ССР в августе 1943 г. "Одновременно сообщаем, что написать музыкальное произведение для симфонического оркестра выразил желание проживающий в гор. Алма-Ате китайский композитор Хуан-Шун. После ознакомления его с имеющимися литературными материалами об Амангельды, жанр музыкального произведения, который можно будет ему поручить, будет сообщен дополнительно". Поэма "Амангельды" - один из шедевров китайского композитора, исходным материалом стала музыка другого народа, которую он полюбил и с большим интересом изучал. Поэма ярко и эмоционально, с высоким пафосом изображает героический дух казахского народа, богатые краски степных просторов, свободный бег лошадей, которые он не раз наблюдал. Казахские народные напевы в поэме гармонично вплетены в общую мелодию, придав ей неповторимый колорит.

В одной из гастрольных поездок по Кустанайской области зимой 1945 г. Си Синхай сильно простудился, обострились прежние болезни. Здоровье резко начало ухудшаться, развилась тяжелая форма воспаления легких. В Москву полетела срочная телеграмма. Союз композиторов СССР в ответной телеграмме пригласил Си Синхая в столицу для лечения и концертной деятельности. Из Кустаная он был немедленно отправлен в Москву. Его поместили в Кремлевскую больницу, но врачам не удалось его спасти. Си Синхай ушел из жизни 30 октября 1945 г. будучи еще молодым, однако успевшим ярко и громко заявить о себе как о талантливом и самобытном композиторе, яркой неповторимой личности. "Смерть Си Синхая - талантливого композитора и пламенного революционера, - писал композитор Вано Мурадели, который встречался с ним в Москве, - патриота нового демократического Китая - тяжелая потеря для музыкального искусства. Мы, советские музыканты, с горечью узнали об этой утрате. В лице Си Синхая мы видели ярко одаренного представителя нового, растущего музыкального искусства великого народа, талантливого выразителя дум и устремлений китайского народа, с боями, но неизменно победоносно идущего по пути к свободе и независимости"

37 лет спустя после смерти Си Синхая, по просьбе китайского правительства и его родственников в 1982 г. урна с его прахом была доставлена из Москвы в провинцию Гуандун - родину композитора. 

http://prstr.narod.ru/texts/num0401/krv0401.htm

Последнее обновление ( 24.11.2008 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Гарбузов Лаврентий Ильич


Живая скульптура


Катание на тройках

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.233 сек.