Эпизоды из фронтовой жизни |
![]() |
![]() |
Автор Administrator | |
25.02.2025 г. | |
1975 год
Заслуженный врач Казахской ССР Коршиков Иван Антонович – капитан медицинской службы запаса Отдельные эпизоды из фронтовой жизни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Первую благодарность от начальника госпиталя, военврача первого ранга товарища Прилуцкого, я получил на пятый день военных действий. Дело было так: на четвертый день войны из армии приехал наш связной с приказом, срочно эвакуировать госпиталь из Луцка в Ровно. Противник подошел к подступам города. Бои шли в девяти километрах от города. Последним покидала госпиталь специальная машина-операционная. В машине находилось оборудование операционной: рентгенустановка и клиническая лаборатория. В машине и разместился почти весь коллектив хирургического отделения. На шестом километре от Луцка, по шоссе Луцк-Ровно, нас обстрелял с бреющего полета немецкий мессершдмидт, рассек пополам машину, убил водителя и еще троих человек, остальные кто пешком, кто на попутных машинах двинулись в Ровно. Я получил пулевое ранение мягких тканей левой голени и также продолжал двигаться дальше. Машина с имуществом осталась на дороге. Когда было доложено начальнику госпиталя, последний дал команду, спасти имущество. Приказ выполнить выпала честь мне. Ночью с двумя товарищами выехали на грузовой машине из Ровно по направлению к Луцку ехали окольными дорогами, на рассвете неподалеку от Луцка нас обстреляли из автоматов немцы, как видно это была засада, но видя, что мы движемся в сторону города, где на окраине были уже немецкие части, гнаться за нами не стали и мы без потерь подъехали к нашей разбитой машине, перезагрузили в грузовую машину и ну обратно, но теперь уже держались ближе к шоссейной дороге. Нас трогательно встретили и зачитали благодарность за выполнение боевого задания. На седьмой день войны госпиталь развернулся в здании окружного госпиталя в городе Новоград-Волынске. Было замечено, что в 5-7 километрах от города были выброшены парашютисты, небольшая группа, надо полагать с диверсионной целью. В городе, кроме комендатуры и госпиталя, войсковых частей не было. Комиссар госпиталя, Мостовой, организовал команду, куда вошел и я. Сели в грузовую машину, вооружившись винтовками, выехали к месту приземления парашютистов и на удалось двух немецких солдат, переодевшихся в гражданскую форму, взять живыми и сдать в комендатуру. С нашей стороны потерь не было, раненные были. 21 сентября 1941 года вечером было сообщено, что мы окружены и нужно выходить из окружения. В частях была невероятная паника, никакой команды сверху не было. Четверо суток блуждали мы по полям под Киевом. Наконец, иссякли силы, без сна, без пищи и без воды, под невероятным страхом и, наконец, прямая встреча с врагом. Мало кому удалось избежать пленения. С помощью автомобильной камеры мне, с двумя товарищами, удалось поздней ночью переплыть речку и окопаться в поле в гуще высоченной кукурузы. Восемь суток питались мы сырыми початками и только потом двинулись по лесам, оврагам, полям на восток, к своим. 28 дней продолжались эти мучительные дни и, наконец, мы прошли линию фронта немцев и встретились со своими войсками на станции Горшечная вблизи города Старый Оскол, где дралась наша 40-я армия. Выйти из окружения и перейти линию фронта врага, я считаю, что мы просто оказались счастливыми. Нас ежесекундно ожидала смерть, а в лучшем случае пленение. Это были самые отчаянные и мучительные дни в моей жизни. 800 километров в тылу врага продолжался наш путь. Ранней весной 1943 года мне было приказано сбить плот и на плоту по реке Ловать переправить необходимое имущество, продовольствие в пункт «Х» вниз по течению реки. Другим видом транспорта было невозможно переправить. Когда плот был загружен, он резко погрузился в воду и товарищи, которые должны были плыть со мной, отказались, боясь, что плот не выдержит всех нас. Я решил плыть один. Река в отдельных местах выходила из берегов, плыть нужно было километров 12-15, а там уже немецкие передовые позиции. Когда плот вынесло в центр течения полноводной реки, я потерял надежду, что смогу причалить к берегу. Силы мои иссякли, чувство страха, что я попаду в руки к врагу, окончательно пожирало мои силы. Дело было вечером и вот, вот солнце скроется и я уплыву в озеро Ильмень иди буду подобран врагом. Когда с берега я услышал крики наших солдат, я воспрянул духом, откуда только взялись силы. С деревянной лопатой, вместо весла, я начал бороться с водной стихией. Как только появились верхушки деревьев, торчащие из воды, я начал хвататься за них и тем самым снизил скорость плота. Наконец, после нескольких попыток, один из солдат бросился в воду и поймал мою веревку с грузом на конце, помог мне причалить к берегу, а проще сказать, спасти мне жизнь. Задание было выполнено. Командир дивизии вручил мне медаль «За боевые заслуги». В 1944 году, ранней весной, где-то на территории Велико-Лукской области, части дивизии, в том числе и медсанбат, разместились, под так называемой, Чертовой горой. Наши части стояли по колено в воде, немецкие позиции размещались на высотках и хорошо просматривали наши позиции. Разлив воды, невероятная грязь, болота, полностью сковали как нас, так и немцев. Раненные же продолжали поступать и их скопилось не менее 40 человек. Командир батальона подполковник медицинской службы товарищ Сапрыко отдает приказ – любыми путями эвакуировать раненных. Предлагался даже эстафетный способ, но до ближайшего госпиталя было 20 километров и проехать до него было невозможно. Было решено обследовать озера, находящиеся вблизи, и если на них хороший лед – использовать озеро как посадочную площадку для санитарных самолетов ПО-2. Лед оказался крепким, хотя уже приподнят водой. Армия дала согласие на эвакуацию самолетами. Все пошло как надо, но немцы сразу же засекли наш аэродром, как только приземлились самолеты, сейчас же начали лететь снаряды-шрапнель. С утра до вечера продолжалась работа. Немцы стреляют, а мы грузим, озеро-лед получил до десяти пробоин, но больше снаряды взрывались вокруг озера. И вот последний самолет, и последние раненные. Перед носом самолета разрывается мина, треснул лед, самолет уже был готов взлететь с раненными на борту. Смотрим колеса самолета погружаются в воду, поднимается хвост к верху, а пропеллер большей своей частью в воде. Бросились мы с начальником штаба медсантбата товарищем Кулитом и еще двумя солдатами к самолету, ухватились за крылья и вытащили его из воды. Вывели самолет на хорошую дорожку, мотор быстро завелся и не отрываясь от земли последний самолет направился в тыл. Жаркий был денек. Мы с начальником штаба были представлены к награде. Мне был вручен орден Красной Звезды. Работа командира эвакуационного отделения, которую я выполнял на протяжении почти всех лет войны, с небольшим перерывом (пребывание в госпитале на излечении) я сочетал с работой операционного взвода, вернее сказать эвакуация раненных большей часть проводилась днем, а в ночное время работа в операционной – дача наркоза, ассистенция.
26 февраля 1975 года
ГАКО Р-1414 Опись 3 |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
15 марта, 2025 @11:05 : Алексей Бибин ... by arman |
15 марта, 2025 @11:04 : 1987 год. Б.Жагаутдинов, В.Лесничий, В.Хрептик и А ... by arman |
15 марта, 2025 @11:02 : 1987 год. Куантай Муканов. Совхоз «Бестауский». Фо ... by arman |
15 марта, 2025 @11:01 : Секретарь парткома хозяйства Александр Иванович Ра ... by arman |
15 марта, 2025 @10:58 : Кайрат Ещанов, Джангильды Хамитбеков, Жанабай Абдр ... by arman |
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис, Михаил Черняев