• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Из "М-лы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные э-ей по ис-ю степных областей"

Из "М-лы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные э-ей по ис-ю степных областей"

Печать E-mail
Автор Administrator   
24.01.2023 г.

1903 год

 

 

            …Потомки Аргына занимают две волости Убаганскую и Аманкарагайскую. Заселение первой волости началось очень давно – большинство зимовок, расположенных по Убагану, основаны 100 лет тому назад. Земли, вошедшие в состав нынешней Аманкарагайской волости, до начала XIX столетия, а северо-западная половина ее до конца тридцатых годов того же века, представляли собой летние пастбища киргиз аргыновского и киреевского родов. Первые засельщики этой волости киргизы родов Ермен, Алимбет и Кркмылтык, вошедшие во состав 1,2,3, 5 и 7 административных аулов, ранее кочевали между Аманкарагайским бором и рекой Сыр-Дарьей, и большинство из них определенных зимовых стойбищ не имели, а зимовали на Сыр-Дарье (Терекуль-тата), то по речке Тургай (например на урочищие Шашка-куль), а иногда проводили зиму и в Аманкарагайском бору, смотря по состоянию кормов и погоды. Разные причины вызывали оседания этих кочевников. Самые ранние пришельцы переселились сюда с Сыр-Дарьи, где их притеснял сильный и многочисленный род малой орды джаппасовцы, другие оседали здесь после джутов, когда пропадало много верблюдов и лишались возможности кочевать, а затем последующие переселенцы приселялись к первым вследствие желания переменить кочевой образ жизни на более или менее оседлый и жить среди своих сородичей. Приселение кочевников аргыновцев к первым засельщикам Аманкарагайской волости продолжается и в настоящее время. Северо-западная часть волости, в составе которой вошли 4,6,8 и 9 административные аулы, заселена преимущественно выходцами из Мендыгаринской волости, которые переселились сюда в наибольшем числе в шестидесятых годах XIX столетия из-за притеснений живущих в этой волости киреевцев. В состав всего восьмого и частью десятого административных аулов и согласуются с родовыми подразделениями населения. Но в северо-западной части Аманкарагайской волости, которая (часть), как указано выше, была заселена частью распоряжением администрации, встречаются и некоторые исключения. Общины №7 и 8 административного аула, который весь состоит из потомков тюре и толенгутов, расположены между общинами №6 и 9 третьего старшинства, киргизы которого ведут свое родословие от аргыновца Шакшака; кипчаки восьмого административного аула общины №5 окружены со всех сторон общинами аргыновцев 3,4 и 6 административных аулов и т.п. На юго-востоке волости, где оседание киргиз до сего времени происходило совершенно свободно и только по взаимному соглашению старожилов и переселенцев, существует единственный пример, несколько нарушающий в общем стройную картину общинно-родовых земельных порядков. Одну и ту же общину №21 первого административного аула составили киргизы трех разных родов: Татан, Кулукой и Кирей. Первыми здесь осели татановцы, переселившиеся сюда из Перовского уезда, а затем лет 30-40 тому назад к ним присоединились другие два рода, прежде зимовавшие около Усть-Уйской станицы. Все киргизы этих трех родов состоят в родстве по женской линии и «отчасти поэтому соединились в одну общину».

            В пастбищном отношении границы, проведенные между административными аулами, соблюдаются строже, чем между общинами, и еще строже между теми общинами, в состав которых вошли потомки родоначальников, состоявших в очень отдаленном родстве. Вообще все эти границы имеют более серьезное значение с половины мая месяца, когда вырастает свежая трава, сберегаемая обыкновенно для осенней пастьбы.

            Что касается внутренних земельных распорядков, установленных между аулами и хозяевами отдельных общин, то в этом отношении в обеих волостях и почти во всех наиболее заселенных общинах отмечено следующее явление. Аулы общины обыкновенно распадаются на несколько родственных групп, из которых каждая имеет отдельный кузек. Площадь общих пастбищ не разграничена, но каждая группа осенью (и весной) стоит на особом водопое (озер или колодце). Группировка эта вызывается главным образом тем обстоятельством, что на многих кузеках колодцы и озера очень бедны водой, так что при некотором увеличении количества скота, пользующегося этими источниками, мог бы появиться недостаток в воде. Но в некоторых случаях, - например в общине №1 третьего административного аула Аманкарагайской волости, где у каждого аула имеется свой кузек (водопой), - «хотя пастбища не разграничены, но никому не позволяется стоять на кузек чужого аула, хотя бы прикочевавший вырыл на таком кузек свой колодец, хотя как ценится не только водопой, но и пастбище». Затем, по расположению посевов в те же аулы, в тех общинах, где пригодные для хлебопашества земли находятся вдали от зимовок, очень часто соединяются в новые группы, так как иногда удобные для хлебопашества участки разбросаны не большими клочками, на каждом из которых не хватило бы места для посевов всех хозяев целой кузевочной группы. В последнем случае при группировке принимается во внимание главным образом расстояние участков от зимовок киргиз, составляющих такую особую группу. Однако, у большинства хозяев пашни расположены вблизи зимовок и у каждого аула особо, так что никто не имеет права распахивать земли чужого аула, не получивши на то особого разрешения. До сих пор случаев распашки земель киргизами соседних аулов друг у друга не наблюдалось, «так как при незначительности посевов всем еще хватает своей земли».

            Первые засельщики Аманкарагайской волости предпочитали оседать вблизи урочищ, наиболее богатых сенокосными угодьями, поэтому ранее и была заселена юго-восточная часть волости, где среди довольно небогатой растительностью степи находятся огромные сенокосные урочища, расположенные по речке Теректы (Коктал) и по озерам (Ногай-куль и друг.); лесные пространства волости, которые очень ценятся более оседлыми киргизами, как представляющие собою наиболее удобное зимнее пастбище для лошадей, были заселены позднее и главным образом не кочевниками, а киргизами, уже несколько привыкшими к более оседлой жизни, выходцами из северных волостей Кустанайского уезда. Свободно занятые среди летовочных мест сенокосные участки считаются собственностью первых засельщиков и их потомков. Позднейшие пришельцы могли воспользоваться сравнительно худшими сенокосными угодьями. Вследствие этого получилась неравномерность в распределении сенокосных угодий между первыми засельщиками, с одной стороны, и более поздними пришельцами, с другой. Так, например, упомянутое выше огромное сенокосное урочище Коктал, находящееся на земле общины №22 первого старшинства Аманкарагайской волости, принадлежит главным образом аулу №19 и в небольшой сравнительно части аулам №5,6,8, 13,14 и 17; киргизы других аулов группы без разрешения хозяев на Коктале косит сена не имеют права, хотя сами хозяева этого урочища обыкновенно не выкашивают всего сена. В Убаганской волости все луговые покосы, расположенные преимущественно по Убагану, разделены подворно; степь каждый может косить на земле своей общины, где угодно – «захватно».

            В Аманкарагайской волости ближайшие к зимовкам покосы вообще разделены между аулами, а дальние, расположенные обыкновенно на кузеках, очень часто находятся в общем пользовании отдельных групп аулов и ежегодно переделяются между хозяевами группы или выкашиваются ими сообща. Также внутри отдельных аулов в большинстве случаев лучше и более ценные в том или другом отношении покосы разделены подворно, а худшие или дальние находятся в общем пользовании всех хозяев аула.

            Северо-западная часть Кустанайского уезда (волости Киньаральская, Аракарагайская, Карабалыкская и Домбарская), с давних времен находилась в общем пользовании, как летнее пастбище двух крупных родов – Кипчак (средней орды) и Джаппаса (малой орды). Первыми начали оседать кипчаки родов Туройгырь-Торы (Алтыбас), Кора-балык и Кульденен. Они заняли места по нижнему течению реки Тобола и по реке Ую, наиболее плодородные урочища Аракарагайского бора и лучшие озера Карабалыкской волости. Киргизы Домбарской волости, ведущие свое родословие от сыновей Карабалыка-Корта и Танабуги, сначала осели в новолинейном районе, а затем в половине XIX столетия, когда в районных волостях было образовано много казацких поселков, переселились на Тобол. Потомки Алтыбаса заняли места в нижнем течении Тобола и в Аракарагайском бору в начале XIXстолетия и пришли сюда из Сырдарьинской области, из местности, называемой Актау Ортау, на свои старые летовки, куда ранее приходили ежегодно. В первой половине XIX столетия, по верхнему течению Тобола и по речке Аят киргизы оседали совершенно свободно, так как в то время заимщики захватывали под зимовые стойбища никому не принадлежащие летовочные пространства или приселились к близким родственникам, успевшим ранее осесть в этих местах. В шестидесятых годах того же века, когда стало значительно теснее, в устройстве новых переселенцев принимали большое участие ханы-правители; тогда же начали выясняться и в некоторых случаях были установлены границы между владениями различных более или менее значительных родовых групп. В общем и в этих четырех волостях население разместилось обособленными родовыми группами. Так северо-восточную часть Карабалыкской волости (6-й административный аул) занимает род Мимык – особое подотделение общего рода Кульденен; западная часть той же волости заселена потомками Карабалыка, ведущее свое родословие от Каракыз, Корта и др. Домбарская волость заселена преимущественна потомками родоначальника Танабуги, сына Карабалыка. Аракарагайскуюволость занимают потомки Тары, Туройгыра, Узуна и Кульденена (кожики и чандаяки). В Киньаральской волости живут и кульдененовцы и карабалыкцы, но все они происходят от четырех родоначальников – Танибека, Берды, Наута и Джолтая. Перечисленные крупные роды распадаются также, как и в других волостях Кустанайского уезда, но более мелкие и в тоже время более родственные группы, которые и составляют поземельные общины. Как и в других волостях уезда, главнейшим признаком, соединяющим известную группу киргиз в одну общину, является общность происхождения от одного родоначальника, то есть родство по прямой мужской линии. Исключения в этом отношении, в ранее описанных волостях, нам встречались очень редко. Здесь же среди кипчаков и особенно в Карабалыкской волости, многие общины объединяются родством не по мужской, а по женской линии. Так в состав каждой из четырех общин шестого административного аула Карабалыкской волости входят несколько хозяев-киргиз малой орды – джаппасовцев, которые приняты были в эти общины «по сватовству». Община №15 третьего административного аула той же волости составилась из киргиз, ведущих свое родословие от двух родоначальников средней орды, кипчаков – Карачунак и Копал. «Карачунаковец Бойгель взял в жены девицу из рода Копал и с тех пор представители обоих родов составили одну общину». Также образовалась община №17 Карабалыкской волости. В общину №12 третьего старшинства Аракарагайской волости вошли потомки малой орды (Джаппас) и средней (Кипчак-Кожик), которые соединились в одну группу, породнившись по женской линии. Случаи соединения в одну земельную группу, благодаря родству по женской линии, встречаются также в Аракарагайской, Киньаральской и в Домбарской волостях. Прежде, а именно в начале и в первой половине XIX столетия киргизы малой орды – джаппасовцы так же, как и кипчаковцы, свободно оседали в Кустанайском уезде на своих летовках и, благодаря этому, среди описываемых кипчаковцев встречаются много общин, в составе которых вошли одни джаппасовцы, но последние оседали очень медленно, тогда как кипчаки уже в первой половине прошлого столетия захватили все лучшие места описываемых четырех волостей; многие из джаппасовцев осели после большого джута, бывшего в половине XIX столетия, когда пропало так много верблюдов, что «из костей их затем строили загородки для овец»; вот в это время, когда лучшие места уже были заняты кипчаковцами и начали оседать джаппасовцы путем вселения в образовавшиеся ранее общины кипчаков в качестве «сватов». Затем есть несколько общин, которые образовались под влиянием совершенно особенных исключительных обстоятельств. Так, общины №2 и 4 четвертого административного аула Киньаральской волости были основаны султанами Баба и Джангыром, которые вместе со своими толенгутами приняли в свои общины кипчаков, происшедших от Наута, Турайгыра, Токбериша и киргиз малой орды – джаппасовцев. В Аракарагайской волости среди господствующих там кипчаковцев особую группу №15, причисленную к третьему административному аулу, составляют 31 хозяев-киреевцев, которые прежде зимовали среди своих сородичей в теперешней Мендыгаринской волости и в Аракарагайскую волость приходили только летом, но лет 45-50 тому назад кипчаковец (из рода Алтыбас) Айтоке-Калдам продал им за сто рублей свое осеннее стойбище (кузек), и они устроили на нем свои зимовки, «чтобы было ближе ходить на летовку». Границы землепользования были указаны продавцом. Порядки землепользования, существующие среди отдельных общин, имеют в общем тот же характер, как и у описанным нами ранее аргыновцев, джаппасовцев и джагайбалинцев.

            По мнению киргиз 7-го старшинства Карабалыкской волости кочевки на дальние летовки (например площ. №2 10-го района и площадь №1 16-го района) начали сокращаться лет 20 тому назад, когда количество лошадей начало уменьшаться; но право свободного пользования этими летовками, принадлежащими кипчакам, сохранилось и теперь ха всеми киргизами Карабалыкской волости. Так киргизы первого административного аула до сих пор ходят на летовку Джаман ала-куль (площадь №1 16-го района), потому что у них очень много лошадей и вблизи зимовок нет подходящего водопоя. Границы между общинами в Карабалыкской волости соблюдаются очень строго; этому особенно способствует усилившееся в последнее время распространение косьбы ковыля. Косить ковыль можно только на земле свой общины или на летовках общего пользования. В некоторых общинах степь для косьбы ковыля разграничена даже между аулами. К особенностям землепользования Киньаральской волости относятся часто встречающиеся случаи устройства запруд (богу) на летовках и на осенне-весенних стойбищах. Приведем несколько примеров. В 1893 году, когда была проведена граница между Киньаральской и Мендыгаринской волостями, и мендыгаринцы перестали пускать киньаральцев на летовку Каскат, киргизы аулов №1-6 четвертого старшинства Киньаральской волости (группа №9 4-го района) устроили плотину на урочище Ащисай и, обеспечив себя водой, стали лето проводить на своей земле. Плотину делали 40 человек в течение трех дней; богатые нанимали рабочих, а бедные работали сами; тем и другим способом в устройстве плотины принимали участие все хозяева общины. Плотина эта ежегодно ремонтируется. Уходя с летовки киргизы устраивают помощь: богатые дают рабочий скот, режут баранов и угощают кумысом, а бедные производят все работы по ремонту. Хозяева аулов №19-24 того же четвертого старшинства (группа №4 6-го района) устроили запруду на Шингильсае. Плотину сделали русские за 35 рублей; расход этот разложен на все 6 аулов группы. Киргизы первого административного аула, земельной группы №6 шестого района, лет 20 тому назад устроили несколько запруд близ озера Байгоды, в то время, когда в этом озере еще была вода и когда, благодаря этому, в водопое не нуждались, а с помощью этих плотин искусственно орошали луга. В настоящее время эти пруды являются главными водопоями группы. По общему заявлению киргиз первого и четвертого административных аулов Киньаральской волости, во многих случаях эти общественные сооружения, помимо других обстоятельств, являются главнейшим признаком, объединяющим известную группу киргиз в одну общину. «Границы между общинами установлены приблизительно, скот соседей пасется смешанно; в совершенно обособленность пользовании отдельных групп находятся только водопои, пруды, колодцы и карасу».

            В Аракарагайской, Домбарской и Киньаральской волостях лучшие покосы по Тоболу, Аяту и Ую находятся в подворном пользовании. Другими покосами пользуются различно: иные группы выкашивают свои покосы сообща, а другие делят их ежегодно. В Киньаральской волости степные и озерные покосы, расположенные вдали от зимовок, обыкновенно выкашиваются различными группами хозяев сообща, и сено делится копнами по числу косцов, выставленных каждым хозяйством; богатые посылают на такие покосы по 2-4 косца от одного хозяйства. В Карабалыкской волости почти во всех общинах покосы разделены подворно. В группе № 6-го административного аула этой волости покосы разделены между аулами, при этом «в тех аулах, где все хозяева состоят в близком родстве и живут дружно, покосы не разделены и ими пользуются сообща»; в аулах, где преобладают сборные поселенцы, вследствие постоянных споров покосы разделены подворно. В аксакальстве №6 административного аула покосы делят ежегодно; паи распределяют жребием, «выбор паев по старшинству был в старые времена, но живущее поколение таких порядков не практикует». В ауле №6 того же старшинства и той же волости многие хозяева занимаются извозом и другими промыслами и часто находятся в отсутствии, делили же покосы без них неудобно, поэтому давно уже все покосные места разделены подворно.

            Вообще, при господстве подворной формы пользования в Карабалыкской волости, оставшиеся после отца покосы обыкновенно разделяются между сыновьями поровну; когда наследники не ладят между собою, то раздел покосов поступают в общее пользование аула (аксакальства) или чаще в пользование ближайших родственников умершего. До последнего положения о киргизах каждое пятидесятство административного аула делилось на 5 «ондык», десятков, в состав которых входили очень близкие родственники, и выморочные покосы обыкновенно поступают в пользование хозяев того ондыка, к которому принадлежал умерший.

 

С.40-48

Последнее обновление ( 24.01.2023 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Совхоз Убаганский


Спортивно-оздоровительный лагерь имени Гайдара


Рябец Петр Денисович

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих

Время генерации страницы: 5.289 сек.