• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Школьная перестройка

Печать E-mail
Автор Administrator   
15.10.2008 г.

Это материал Натальи Здоровец, архивиста областного государственного архива

"Наша газета" 27 октября 2005 года

 

Нерадивых учеников отправляли на принудительные работы, учителя никакого имущества не имели, в классах крестили младенцев и отпевали покойников – «биография» костанайского образования полна интереснейших фактов. А 87 лет назад в Кустанайском уезде была затеяна настоящая школьная перестройка.

В учителя – из военных

        Судьбоносным стал, конечно, 1917-й год. При Кустанайской гражданской управе тогда существовала уездная школьная комиссия, в адрес которой приходили прошения от учителей, освободившихся с военной службы. Все «покорнейше» просили о назначении в одно из начальных училищ или церковно-приходские школы в поселках, «желательно по месту жительства».После освобождения Кустаная от войск Колчака в 1919-м году был избран военно-революционный комитет и органы гражданской власти, в том числе отдел народного образования.

              Действовать он начал с 4-го сентября. Основными задачами стали: ликвидация неграмотности, создание сети общеобразовательных школ, просветительная работа в духе «единой трудовой школы». А располагался отдел на ул. Толстого, 44 и Соборной. Сегодня это где-то у памятника Байтурсынову.

       Какие люди работали в отделе? Заведовал Михаил Николаевич Демме, 32-летний член партии, большевик с 1917-го года, учившийся в МГУ, не имевший никакого имущества. Иван Евдокимович Никифоров, тоже из отдела наробраза, окончил полный курс Оренбургской русско-киргизской школы. В 1897-м году со званием народного учителя состоял в Кустанае. До того служил рядовым в 8-й роте 131-го запасного полка в г. Троицке, а в Февральскую революцию был ротным писарем особого полка во Франции. Имущества не имел.

          Самуил Вульфович Гольман заведовал подотделом единой школы и к тому времени окончил Уфимское реальное училище, психоневрологический институт, являлся вольнослушателем Пермского университета, давал частные уроки, был учителем Пермского 2-х классного еврейского училища, состоял в еврейской социал-демократической партии с октября 1917-го года, служил в армии. В какой именно, нет сведений. Но в последующих списках учителей, в графе «служба в армии», причудливо переплелись и служба в царской армии, и в Красной, и у Колчака.

Учащие и учащиеся

          Уже 9-го сентября 1919-го года учителя города на общем собрании «признали целесообразность отделения церкви от государства, школы от церкви». На заседании комиссии по ликвидации неграмотности было постановлено не допускать к занятию в школах псаломщиков и священников. А когда в ауле 1 Аятской волости открывалась школа, то ходатайство имама Г.Н. Ганиева о назначении его учителем русского языка было отклонено «согласно приговору киргиз аула».

           Взамен разных типов школ создавался единый тип трудовой школы из 2-х ступеней: первая для детей от 8-ми до 13-ти лет, вторая - от 13-ти до 17-ти лет.Управление школой обсуждалось на школьном совете. На заседании одного из школьных советов, например, рассматривался вопрос «О борьбе с опозданиями как «учащих» (то есть учителей), так и учащихся. Постановили вовремя являться на уроки с 7-ми часов. Обсудили также и вред курения, посчитав нужным предложить учащимся «бросить курить как дома, а в стенах школы ни в коем случае».

         Школьный совет 1-й кустанайской советской (все школы стали именоваться советскими) трудовой школы проводил аттестации учителей, которым выдавалось удостоверение, что предъявитель сего своей педагогической деятельностью в школе проявил себя добросовестным тружеником и ревностно проводил в жизнь принципы единой трудовой школы.

На школу – два карандаша

          Узнав о состоянии народного образования России по результатам обследования Народного комиссариата просвещения, на примере только одной 1-й советской каменской школы 1-й ступени Челябинской губернии, Кустанайского уезда, Каменнобелоярской волости представим состояние школы начала ХХ-го века. Учебная часть была подчинена священному синоду, на содержание школа получала средства от епархиального Оренбургского училищного совета. При Советской власти преобразована в 1-ю советскую школу 1-й ступени. Преобразование в советскую произошло в полном составе существовавших классов, школа смешанная, обучение бесплатное. На начало 1919-20 учебного года явилось 93 человека, вновь прибыли 20 человек, выбыли до конца  учебного года 43 человека, состояли в списках школы к концу учебного года 70 человек. Из-за тесноты помещения отказано было в приеме в школу 11-ти ребятам. В учебе случались перерывы по причине эпидемии тифа в декабре и октябре. Каменская школа находилась в наемном здании молитвенного дома, что доставляло крайнее неудобство. При занятиях часто приносили для отпевания покойников или производился обряд крещения. Деревянное здание, крытое железом с печью-голландкой, отапливалось дровами, отпускаемыми школьным советом. Для освещения за неимением керосина заготавливались сальные свечи, сало. Школьную мебель представляли 13 штук четырехместных парт в 1-м классе (1-е отделение) и 7 штук – во 2-м классе (2-е отделение). На два отделения приходились: одна классная доска и один классный стол. На всю школу имелись: 2 экземпляра разрезной передвижной азбуки и 5 учебников (по одному учебнику обучались 6-7 учащихся), 150 листов бумаги, 20 тетрадей, 2 карандаша, 3 грифеля. Школьная библиотека сдана в волостную библиотеку для пользования населению. Из предметов проводились: 9 часов в неделю русское чтение, 9 часов – русское письмо, 6 часов – арифметика.

         Дисциплина поддерживалась самими учащимися, дисциплинарной комиссией и школьным коллективом. К нерадивым ученикам применялись меры воздействия в виде принудительных работ, их обязывали, например, пилить дрова. К 20-му февраля 1920-го года в Кустанайском уезде было открыто 115 школ 1-й ступени, одна – 2-й ступени, 4 школы ручного труда, 1 художественно-промысловая школа, 5 детских домов, 23 избы-читальни, школ для взрослых – 7. Школы в должной степени почти не функционировали, обязательное обучение не осуществлялось по причинам тесноты помещений, неимения одежды и обуви.

           Таково было начало советского образования, которое, развившись, по многим параметрам считалось одним из лучших в мире.     

 http://www.ng.kz/gazeta/187/hranit/

 
Последнее обновление ( 21.10.2008 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


"Тобол" - "Базель" 1:2


1 мая 1984 года


"Тобол" - "Аксу" 3:1

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.228 сек.