• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Инженер космоса

Печать E-mail
Автор Administrator   
15.10.2008 г.

Это материал Натальи Здоровец, архивиста областного государственного архива

"Наша газета" 10 ноября 2005 года

 

Год рождения Михаила Журавлева до сих пор частенько называют неправильно: 1920-й. На самом деле полковник, заместитель начальника космодрома Байконур родился в поселке Камышное четырьмя годами позже. А новую дату рождения он придумал, чтобы взяли в военное училище. Да так и жил с ней.

Двадцатилетний капитан

        Михаил Журавлёв не мечтал стать полярником, летчиком или пограничником, как большинство его сверстников, закончивших школу в 1941-м. В сочинении десятиклассник изъявил желание стать инженером. И стал инженером-ракетчиком. Только 10 лет спустя.20-го июня 1941-го года выпускник Пресногорьковской школы Миша Журавлёв получал важный документ – аттестат, в котором большинство – пятерки. «Учился  он очень хорошо, всегда добросовестно и аккуратно выполнял школьные задания, высказывал свое отношение к излагаемому»,- рассказывала учительница Пресногорьковской школы Т. Д. Меринова. А через два дня началась война. Добровольцем на фронт Михаила не взяли. Тогда, прибавив себе 4 года, он стал курсантом Харьковского артиллерийского училища, ускоренный курс которого окончил летом 1942-го года.

         Новоиспеченного лейтенанта увез военный эшелон на Брянский фронт. Молодому командиру батареи бойцы поверили с первого дня, уверенно шли за ним. За решительные и умелые действия на Курской дуге лейтенант Журавлёв был награжден орденом Красной Звезды. Пятнадцать правительственных наград украшали грудь Журавлёва в 1945 году, когда он закончил войну в Берлине. За плечами остались Брянский, Центральный, Воронежский, 1-й Украинский, 1-й Белорусский фронты. Считалось, что ему 25. На самом деле капитану Журавлеву был 21 год. Еще три года после окончания войны он служил комендантом города Штеттин. И только в 1951-м году поступил в Военную академию им. Дзержинского. Это был первый специальный выпуск специалистов-ракетчиков. Все они были направлены на космодром Байконур, где в 1956-м году шло мощное строительство, осваивалась новая ракетная техника.

Инженер-испытатель

        Михаил Журавлёв начинал рядовым инженером-испытателем, а в 1959-м году его назначили заместителем начальника космодрома по научно-испытательной работе. Это было время, когда закладывались основы ракетной техники. Испытывались ракеты различных назначений. И Журавлёв находил выход из самых трудных положений. 27-го августа 1957-го года ТАСС передало сообщение о запуске межконтинентальной многоступенчатой ракеты, испытания которой прошли успешно. Затем на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник, на борту второго в путешествие отправилась собака Лайка.

       Штурм космоса начался. После этого в полет начал готовиться  корабль с человеком на борту. Михаил Федорович знал всех космонавтов первого набора, так как он участвовал во всех  стартах тех космических аппаратов. Журавлёв был лично знаком с Юрием Гагариным, не раз отдыхал с ним на берегу Черного моря, поражался его работоспособности и увлеченности делом. С главным конструктором космических кораблей Сергеем Павловичем Королёвым он встречался на космодроме. Ему запомнился такой случай: Королёв ввел на космодроме жесткие правила, строгий распорядок, пропускную систему. За выполнение этого распорядка был ответственным и Журавлёв. В монтажно-испытательный корпус и  стартовую площадку право допуска имели только строго определенные люди, имея специальный пропуск и повязку на рукаве. Однажды Королёв появился в монтажно-испытательном корпусе без пропуска и повязки - оставил в кармане другого пиджака. Дежурный потребовал у Сергея Павловича пропуск. Королёв вынул из кармана удостоверение личности и показал. Дежурный ответил, что узнал его, но пропустить не может, так как не имеет права нарушать им же, Королёвым, отданное распоряжение. Молча повернувшись, главный конструктор пошел к машине и никогда и никому об этом случае не говорил.

Учёный

          Журавлёв занимался научными разработками. В июле 1959-го года Высшая аттестационная комиссия при Министерстве высшего и среднего специального образования присудила ему ученую степень кандидата технических наук. 22-го апреля 1961-го года за большой личный вклад в освоение космического пространства ему была присуждена Ленинская премия. А через пять лет Михаил Журавлёв расставался с космосом. Инженер-полковник был тяжело болен – на начальном этапе освоения космоса мало задумывались о безопасности -  и вынужден был уйти в отставку. Тот период в жизни военного человека, не представлявшего своей жизни без армии и космоса, был самым трудным.

           На «гражданку» Журавлев приехал в Костанай. А поскольку сидеть без дела не умел, стал лектором общества «Знание». С лекциями об освоении космоса он объездил всю Кустанайскую область. По путевкам Всемирного общества «Знание» выступал в Москве, Перми, Челябинске, Свердловске, Минске, Новосибирске, Ереване, Алма-Ате. 16-го мая 1979-го года Журавлёва не стало. В Камышном, где Михаил родился, его именем названа улица, а в Костанае его именем названо научное общество учащихся.

http://www.ng.kz/gazeta/189/hranit/ 
Последнее обновление ( 21.10.2008 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


1 мая 1979 года


Мызин Алексей Иванович


Карамергенов Мереке Ахметович

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.232 сек.