Рабочий войны |
Автор Administrator | |
07.12.2020 г. | |
"Знамя коммунизма". 1970 год
Нейтральная полоса. По одну сторону – немцы, по другую – наши. Между теми и другими советский самолет. Он не сумел дотянуть до своего аэродрома и теперь стоит, припав на одну «ногу» словно подстреленная птица. Несколько часов идет борьба за самолет. Но ни немцам, ни нашим не удается к нему приблизиться. Пулеметные очереди отгоняют назад каждого, кто вступит на полосу. До заката осталось не больше часа. Из траншеи выскочил солдат и, пробежав несколько метров по нейтральной полосе, упал. И тотчас ударил немецкий пулемет. Очередь прошла у самой головы, обдав лицо горькой сухой пылью. Томительно тянутся минуты. Солдат вскакивает и, пробежав еще немного, вновь падает. И опять очереди – одна, другая, третья. - Все… Пехотинцам в траншее видна неестественно распластанная фигура солдата. Очевидно, это видят и немцы. Стрельба прекратилась. И вдруг, немцы и русские с изумлением видят – солдат стремительно приближается к самолету. Расстояние между ними быстро сокращается. Вот он уже у самолета, последний прыжок и он у самолетной стойки. Спохватившись, яростно бьет немецкий пулемет. Кто-то из пехотинцев открыл ответный огонь по передовой немцев. Вскоре перестрелка прекратилась и над ничейной полосой воцарилась тишина. Только легкая пыль, поднятая пулеметными очередями и тросом, привязанным к поясу неизвестного солдата, курится легкой дымкой в лучах заходящего солнца. Еще ночная мгла не успела опуститься на землю, как солдат, живой и невредимый спрыгнул в траншею и спокойной походкой человека уставшего, но удовлетворенного своим трудом, прошел мимо восхищенных пехотинцев. Ночь. К передовой в кромешной темноте подъехала полуторка. За рулем, вглядываясь в темноту сидит Василий Ступак. - Пора? - Давай? Только тихо. На малых оборотах машина идет по нейтральной полосе. На фоне неба едва заметен силуэт самолета. Молча в темноте зацепили крюк буксирный трос. Так же тихо сели в машину. Натужно взвыл мотор. Медленно машина тронулась с места. Над полосой шипя взлетела ракета, яркий, холодный свет залил все вокруг. - Ну держись теперь!.. Сосед с трепетом глянул в лицо Василия. Проскочим? - Посмотрим… Вслед самолету и машине ударили пулеметы. Пунктиры трассирующих пуль проносились над самой головой, впивались с глухим треском в борта машины, в корпус самолета. Утром над самолетом уже колдовали техники. Такие набеги Василию Тимофеевичу Ступаку водителю одного из авиаполков четвертой воздушной армии, приходилось совершать части. Нередко подбитый самолет полка не дотянули до аэродрома и садился или у немцев, или на нейтральной полосе. Большинству летчиков удавалось дотянуть до земли занятой нашими войсками, а отбуксировать в хозяйство полка для машины не составляло труда. Но, случаев, когда самолеты укатывали из-под носа немцев, рискуя жизнью, было много. Порой за месяц приходилось совершать по 40 рейсов за подбитыми машинами. Через некоторое время эти, спасенные Ступаком и его товарищами самолеты вновь поднимались в воздух и крушили врага в воздухе и на земле. Весной 1944 года войска Приморской Армии подошли к штурму Керченскому проливу. Началась подготовка к штурму Керчи. Самолеты авиасоединения делали по нескольку боевых вылетов в день. Бойцам аэродромной службы приходило очень тяжело. В начале апреля 1944 года войска Украинского фронта и входящая в состав фронта Отдельная Приморская армия, начали операцию по освобождению Крыма. В один из апрельских дней начался штурм Керчи. Рано утром после массированного налета авиации и сильной артподготовки началась высадка войск на побережье Крыма. Катера, баржи, все что могло плавать и нести на себе груз вооружения, техники и людей под прикрытием дымовой завесы устремились на Керчь. В числе атакующих был Василий Ступак. Вместе с товарищами из аэродромной службы ему предстояло участвовать в освобождении Керчи. После взятия города Ступак вновь вернулся в свой авиационный полк. Следуя за наступающими войсками летный состав полка перебазировался на территорию Крыма. Необходимо в ближайшее время перебросить через пролив хозяйство полка. Но на чем? Этот вопрос разрешился просто. К командиру полка обратился Василий Ступак. - Разрешите попользоваться немецкими баржами? Командир был в недоумении. - Расшифруй. Замысел заключался в следующем. В одной из бухт побережья стояло несколько барж. В ночной темноте их нужно было отбуксировать вдоль берега на свою сторону. Буксировка предполагалась бурлацкими способом. Для этого необходимо было подобрать крепких ребят. - Вас перестреляют как зайцев и все. Не стоит. После долгих уговоров и веских аргументов командир дал «добро». На другой день легких немецких баржи стояли у керченского причала. А неугомонные технари уже устанавливали двигатели с разбитых машин, гребные винты. Опробовав свои плавсредства и удостоверившись, что они смогут плавать, начали эвакуацию большого своего хозяйства. Механиком, мотористом и капитаном одной из них стал Ступак. Продвигаясь вслед за наступающими войсками, Василий Тимофеевич Ступак прошел до Берлина. В последние месяцы войны он готовит к вылету боевые самолеты. В дождь, в морозы и жару, в любое время суток готова была к вылету машина старшего сержанта Василия Ступака. Окончилась война и в числе первых демобилизованных воинов он уезжает домой. Сейчас Василий Тимофеевич Ступак работает в Славянском совхозе. Бывший воин пользуется уважением и авторитетом рабочих совхоза. |
|
Последнее обновление ( 07.12.2020 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
15 апреля, 2024 @13:33 : Фотография из архивных источников? В каком контекс ... by mr.extremal |
14 апреля, 2024 @08:05 : Прислали несколько фотографий из семейного альбома ... by arman |
08 апреля, 2024 @16:55 : В 1994 году было также сильное половодье ... by arman |
30 марта, 2024 @17:24 : Из газеты «Казахстанская правда» за 1947 год: «На ... by arman |
18 марта, 2024 @20:13 : Сегодня прислали такую старую фотографию ... by arman |
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис