• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Театр все равно что музей

Театр все равно что музей

Печать E-mail
Автор Administrator   
12.07.2011 г.

Статья кандидата исторических наук С.В.Самаркина

 

Из первоначальной истории Русского театра драмы и кукол им. А.М. Горького (в версии «КН» «Разумное развлечение от жизненной дремоты…»). 

Театр всё равно что музей: мы туда не ходим,но приятно знать, что он есть.

 Гленда Джексон, английская актриса 

Служители Мельпомены традиционно занимают в нашем обществе особый статус людей богатых новыми идеями и замыслами, но финансово обделённых. Для театралов на первое место выходит процесс их творчества. Поэтому они не всегда в состоянии сохранить свое историческое прошлое, для них важнее развивать и поддерживать на соответствующем уровне свой художественный потенциал. В материалах многих наших журналистов, учёных и просто любителей истории весьма часто поднимался вопрос о том, с какого времени существует театр в нашем городе. Кто-то видит его начало в дореволюционном времени, кто-то в двадцатых годах, кто-то указывает вторую половину тридцатых, кто-то связывает истоки театра с деятельностью отдельных актеров и режиссёров или очередной реконструкцией здания. И каждый, по своему, оказывается прав. Но даже с учетом всех обстоятельств, следует быть более точным в определении даты начала жизни нашего главного «места для зрелищ»…

Культурный облик дореволюционного города.

Театр Костаная вырос из активного самодеятельного творчества самих горожан. Культурный облик города в досоветский период представлен в первом полноценном издании по его истории - «Кустанай: вчера, сегодня, завтра». Упоминания о «сценических потугах» костанайцев встречаются в газете «Степные отголоски» от 4 апреля 1910 года: «В минувший зимний сезон, в зале Кустанайского Народного дома, было поставлено два солдатских спектакля… Спектакли ставились бесплатно, публика едва вмещалась в зал и состояла преимущественно из учащейся молодежи. Игра была весьма недурная и живая, после каждого действия исполнители, нижние чины Кустанайской местной команды, награждались дружными, долго не смолкавшими, аплодисментами». Имеются отрывочные сведения в публикациях газеты «Кустанайское Степное хозяйство», в которых речь идёт о постановках спектаклей весной-осенью 1914 года любительскими театральными кружками. Это были весёлые одноактные пьески и миниатюры. Как отмечалось, «…в виду отсутствия в летнее время разумных развлечений в Кустанае нельзя не приветствовать устройство Общественным Собранием подобных вечеров, вносящих в полусонную жизнь кустанайцев приятное разнообразие и разумное развлечение от жизненной дремоты. Желательно, прежде всего, чтобы вечера эти были более дружными и разнообразились-бы как выбором поставляемых пьес, водевилей и миниатюр, так и исполнителями ролей участвующих из различных слоёв общества». Местом проведения спектаклей становится Народный дом и ведущие учебные заведения города – реальное училище, женская гимназия. Среди любителей-театралов (большинство из которых пользовались творческими псевдонимами) появлялись свои звёзды – актёр Двоеглазов, режиссёр Сысин. Гонорар от подобных представлений чаще всего шёл на благотворительные цели. Постановки шли на русском, украинском и татарском языках.

Рождение театра.

Стационарный театр появился в Костанае лишь в начале 1920-х годов. Уже в феврале 1920 года через газету «Красная степь» к жителям города обращается Илья Леонтьевич Тарутов (представитель Уездного военного комиссариата) с просьбой вернуть конфискованные у него «белогвардейцами» книги с пьесами «малороссийских авторов» для передачи «…во временное пользование в гарнизонный культпросвет, для постановки спектаклей». Сам факт так и мог остаться без внимания, если бы всё тот же Тарутов не принял участие в премьерной пьесе городского театра им. Карла Маркса под названием «Бувальщина» в роли пономаря 16 апреля 1922 года. Это событие было отмечено  в местной газете «Степь»: «Театр для Кустаная является своего рода роскошью и первым, вполне заслуживающим названия театра. …Если в этот день верующие праздновали Воскресение Христа, то любящие театр и искусство с таким же правом могли праздновать в этот день воскресение Кустанайского театра, вернее говоря, рождение его, ибо до сего времени более или менее сносного театра в Кустанае не было». В 1971 году, на основании проведённого Областным историко-краеведческим музеем исследования, именно эта дата – 16 апреля – стала считаться официальным днём основания Областного драматического театра им. А.М. Горького и поводом для проведения юбилейных мероприятий в 1972 году.

Состав театра.

Следует отметить, что ещё до появления «официального» театра в городе функционировали национальные труппы - русская, татарская и киргизская (казахская). Новым пристанищем театралов становится электро-театр «Фурор». Его здание временно находилось в совместной аренде русского драматического коллектива и кинопрокатчика Ромашкова. К февралю 1922 года труппа театра распалась, а соарендатор Ромашков не выполнил условий договора. В результате «Фурор» был передан политчасти Опродкомгуба (вскоре, преобразованного в Управление военно-продовольственного снабжения войск Кустанайской губернии - Упродгуб) во главе с И. Малишевским, который стал фактическим руководителем обновленного театра. Управлением был произведен ремонт здания. Главное условие новой аренды, согласно «Отчетам о деятельности Кустанайского Губполитпросвета за 1922 год» - четыре новые постановки и 6 киносеансов в месяц. Упродгубом при театре были созданы украинская (малороссийская) и русская труппы, любительский коллектив военкомата и различные театральные кружки.  Кроме того, в этот период функционирует и киргизская (казахская) передвижная труппа, которая  создавалась в большей степени с агитационными целями. В её деятельности принимал участие будущий основоположник казахского театрального искусства Елюбай Умурзаков. Предъявитель сего …действительно есть артист…

Статус актеров становится профессиональным. Об этом свидетельствует удостоверение Алексея Федоровича Гутника – актера русской драматической труппы театра, выданное в июле 1922 года. Несмотря на то, что коллектив театра многократно менялся в 1920-1930-е годы, именно А.Ф. Гутник является связующим звеном между старым и новым театрами. Он продолжал участвовать в постановках Областного драматического театра вплоть до 1950-х годов, о чем свидетельствуют программки тех лет. Кстати директор театра Виктор Иванович Кошак в интервью газете «Ленинский путь» от 1 апреля 1972 года сообщает об этой личности следующее: «Очень дороги нам были воспоминания о театре его первого директора А.Ф. Гутника, ныне покойного. Он был актером, свыше тридцати лет отдал сцене. А.Ф. Гутник подарил нам удостоверение о своем назначении на эту должность, фотографию большой группы актеров». Среди первых руководителей театра 1920-х – начала 1930-х годов называются имена Величковского, С.А. Яковлева. Театр был сдан в аренду Упродгубу до 1 января (по другим данным 1 сентября) 1923 года. Игра актеров-любителей нередко подвергалась критике. «15 ноября (1922 года – С.С.) в театре «Карла Маркса», - сообщается в газете «Степная заря», - «малороссийской» труппой любителей – большинство военкоматцы, была поставлена пьеса… Однако, игра артистов была чересчур слаба. …Зато суфлёр был на своем месте: читал громко и внятно, весь зал слышал. Грим – не грим, а мазня без меры». В мае 1923 года театр имени Карла Маркса (бывший «Фурор») переименован в 1-й городской советский театр. К этому времени, вероятно, театр перестал контролироваться военными структурами (Упродгубы были упразднены по всей стране ещё осенью 1922 года) и получил возможность определять репертуар на профессиональной основе.

«Да понимаете-ли вы нас артистов?»

Здание театра продолжало использоваться и как кинотеатр, а также как место для всевозможных заседаний и диспутов на политические темы. К началу лета 1923 года труппа распалась. Об этом не без горечи писали современники: «В постановке Минского (режиссера театра – С.С.) иногда удавалось справляться с довольно сильными вещами («Отец» - Стринберга, «Трильби» и др.). Теперь, очевидно, мы надолго лишены возможности иметь хоть сколько-нибудь удовлетворительные художественные постановки. Зато халтура взяла полное засилье. …Над зрителем стали, наконец, буквально издеваться. Например, афишируют начало в 9 ч. вечера, а начинают в 12 ч. ночи; обещают декламировать, а выпускают на сцену безголосых мальчиков». Вскоре в город приехала новая труппа, приглашенная Губполитпросветом. Её многочисленные постановки по достоинству оценивалась местными критиками. Репертуарный план был представлен произведениями выдающихся российских писателей и драматургов – Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.П. Чехова, А.Ф. Писемского. Подобрался вполне квалифицированный актерский коллектив. К сожалению, сохранились только фамилии - Павлов, Павлова, Казанская, Шаталов, Тамарина, Мурахин, Найданов, Крамов, Бабанов, Томилин, Философова, Несговорова, Сыров, Рынский и другие. Отмечались драматические и комические таланты большинства актёров. Нередко им доставалось и за откровенную «халтуру». Актёры не боялись вступать с корреспондентами местных газет в открытую полемику: «Да понимаете-ли вы нас артистов? – писал актёр Рынский своему «обидчику» - Нет! Потому так и пишите». Критиковался коллектив и за отсутствие театральных постановок на «революционную тематику».Украинская труппа чаще свои спектакли связывала с благотворительными акциями. 20 сентября 1923 года была поставлена пьеса «Невольники», давшая в пользу воздушного флота 3.500 рублей.  Постановки часто заканчивались гуляниями и народными танцами. Газета «Красная степь» упоминает фамилии участников татарской (мусульманской) труппы - Энвер Сайфи, Хисамутдинов Гулсум, Тазетдинов Хамды, Мустафин Ахм., Давлетшин Сарв., Зайнегабдинов Абдр., Шакиров Гар., Сунгатуллин Гин., Исмаилова Фатых, Каримов Сабир. Следует сказать о том, что состав этих трупп был исключительно любительским и непостоянным.

Что представлял собой театр?

Нынешнее здание, за исключением места нахождения, изменилось до неузнаваемости, и сегодня очень трудно идентифицировать его как прежний «Фурор» и даже как театральное здание 1940-1960-х годов. В зрительном зале располагались четыре ложи в партере и две во втором ярусе. Вместо кресел – длинные скамейки без спинок. Имелось место для суфлера и музыкальная яма. Вход в здание располагался со стороны сегодняшней улицы Аль-Фараби. У входа зажигались керосиновые лампы. Здание театра плохо отапливалось, несмотря на присутствие семи печей. Театр уже к осени 1923 года нуждался в капитальном ремонте. «А.П. Чехов никогда бы не согласился демонстрировать свое детище на плохо оборудованной сцене Кустанайского театра…», «…Актеры играют при неблагоприятных условиях: холод и сквозняки. Люди теряют голос с первых актов пьесы». Вот лишь некоторые выдержки о работе театра. Декорации не всегда соответствовали содержанию пьесы. В момент открытия театра в апреле 1922 года над сценой расположились портреты К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Сохранились фамилии первых художников-декораторов – Н. Никонов, Колесников. Во время постановок, в качестве реквизита, использовался весь имеющийся подручный материал. «В 1925 году я работала реквизиторшей. – вспоминает работник театра 1920-1940-х годов М.И. Волгова. - В распоряжении у меня был один пустой книжный шкаф. Только к концу года он заполнился кое-чем. Всякий нужный к спектаклю реквизит выпрашивался у горожан. …Я помню, по пьесе нужен был термометр для доктора. Я с трудом достала стекляшку от люстры. Актер обязан был создать видимость, что он ест хлеб, а в руках у него были дощечки. Костюмы были просто нищенские. «Жрица огня», например, играла в марле, усыпанной мишурой и блестками». Копия удостоверения сотрудницы театра 1923-1941 гг. Волговой М.И.(Из фондов Областного русского театра драмы и кукол им. А.М. Горького) 

Кризис первого десятилетия.

Театр испытывал не только творческие, но и материальные трудности. В апреле 1932 года в 10-летний юбилей театра Городским Советом был поставлен вопрос об его закрытии, в планах намечалось оставить лишь кинематограф. Прежнее руководство театра обвинялось в сознательном развале театра и растрате 8500 рублей. Именно в этот трудный период директором городского театра становится А.Ф. Малин, который будет одним из его руководителей в 1930-1950-е годы. Ценой серьёзных усилий была сохранена часть артистов из украинской труппы, были вновь приглашены артисты извне. Несмотря на кризис, в 1932 году весь состав театра выехал на гастроли в города Троицк, Карталы, Магнитогорск, а также в районы и поселки.  

Театральная афиша.

Человеческая память коротка. Мы часто случайно или умышленно стираем из памяти не только хронологию событий. Посмотрите сборники и энциклопедии по истории Костанайщины, в них вы найдете всего нескольких представителей театрального дела, да и то, чаще современных. Ушли люди, и вместе с ними умерла целая эпоха. Театр же, несмотря ни на что, продолжает жить. 89-й год своей жизни он встречает очередной премьерой трагической новеллы французского писателя и драматурга Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама». Театральные события никогда не требовали строгой хронологической привязки. Никого не удивляло, что свой 70-летний юбилей театр отмечал не 16 апреля, а 16 мая. Начать отмечать свое 90-летие театр начинает именно сейчас и в течение этого года наверняка удивит нас чем-то новым. 

Статья написана к 89-летию театра (апрель 2011 года)  на основании документов, хранящихся в  Государственном архиве Костанайской области, Областном русском театре драмы и кукол им. А.М. Горького, публикациям из местной периодической печати. 

Сергей Самаркин, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Всемирной истории, основ права и экономики КГПИ.

Последнее обновление ( 12.07.2011 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Артищук Эдуард Михайлович


"Тобол" - "Шахтер" 0:1


Джетыгара

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.267 сек.