• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Обжигает память

Печать E-mail
Автор Administrator   
01.04.2020 г.

"Авангард". 1985 год

 

            Июнь 1941 года… Я работал шофером подхоза Забеловского сельсовета, приходилось бывать и трактористом. Техника тогда стала входить в наш сельский труд, все старались работать как можно лучше, стремились завоевать звание стахановца. А как началась проклятая война, сорок человек ушло из этого небольшого поселка. Ушли трактористы, кузнецы, строители – мастера своего дела, а вернулись единицы. Их могилы теперь на Украине, в Белоруссии, под Москвой и Сталинградом. Сколько полезного для людей могли бы сделать эти механизаторы, плотники, строители за свою жизнь, не прервись она войною? Мне тогда шел 30-й год, и другие были в расцвете сил – только трудись.

            Иван Федотович ЮдаевНаша 310-я стрелковая дивизия формировалась в Акмолинске (ныне Целиноград), а в сентябре 1941 года мы уже участвовали в боях. Первое крещение – бомбежка у Тихвина. Солдаты почти не понесли потерь, а эвакуированные – они гнали в тыл скот – многие погибли. И запомнились мне слова политрука, сказанные после первого боя: «Успех врага временный. Все равно убьем фашистского зверя в его собственной берлоге. Победа будет за нами».

            Дивизию направили на оборону Ленинграда и Волхова. Мне была доверена машина «ЗИС-5», я доставлял раненых с поля боя в «Волховский», а оттуда привозил боеприпасы. «Ходил» в основном ночью, чтобы не быть мишенью для вражеских летчиков и при бомбежках. Расстояние – 30-35 километров. Дорога – кювет и воронки от бомбежек и снарядов, а идешь без света, чтобы не выдать себя, людей ведь надо доставить в госпиталь во что бы то ни стало.

            Как-то, когда выгрузил боеприпасы и отправился за ранеными, машину сильно тряхнуло. Я обычно крепко держал в руках «барабанку», а тут вылетел из кабины. Почувствовал боль в левой руке и плече. Посмотрел на машину – она парует, осколком пробило радиатор, мотор заглох. Взял карабин, гранаты, сумку с противогазом и не знаю, куда деваться. Вокруг позиции врага. Февральские морозы пробирают до костей. Примерно через час показалась машина, но чья она? Отозвался водитель: «Есть кто живой?» Так мой «ЗИС-5» добуксировали до места.

            После госпиталя, а лечился я под Ижевском, попал в Сталинград, стал заряжающим противотанковой батареи. Здесь в октябре 1942 года снова был ранен, лежал в городе Саратове. А в декабре 1942 года зачислили меня в 147 стрелковую дивизию, которая была направлена на прорыв блокады Ленинграда. Я снова оказался под Волховом, наша отдельная авторота доставляла боеприпасы к линии фронта.

            Пришлось мне воевать на Орловско-Курской дуге, освобождал Сумскую область, Киев, Житомир, Новгород- Волынский, Станислав, Сандомирский плацдарм – очистили от фашистов Польшу. Дошел до предместий Берлина. Закончил войну в Чехословакии, в Праге. Наша 147-я дивизия получила имя Станиславской, была награждена орденом Богдана Хмельницкого. Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин пять раз в приказах объявлял дивизии благодарности – за освобождение Станислава, Стрыя, за форсирование реки Одер в районе Бреслау, за взятие немецкой Силезии, за прорыв обороны на реке Нейсе. Мне этот героический путь дивизии «обошелся» наградами – орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Праги», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Иван Федотович Юдаев

            В марте 1941 года (бои шли тогда на Украине) срочно нужно было доставить кабель для связи. Один шофер выехал за ним, но вернулся  - долго буксовал в кюветах и застучал мотор. Командир нашей роты построил всех водителей и спросил, кто добровольно пойдет на выполнение этого срочного задания. Посмотрел я на других и вышел из строя. Он спросил: «А куда поедешь за грузом знаешь?» Я ответил: «Куда пошлете, туда и поеду задание выполню». Несмотря, на трудности бездорожья и мокрый снегопад, я доехал. Надевал на колеса цепи, использовал подручный материал, чтобы проехать. А рейс был – 300-350 километров. Но я вернулся даже раньше указанного срока. Тогда и был награжден медалью «За отвагу».Иван Федотович Юдаев

            В 1944 году, после освобождения Станислава, нужно было перебраться через реку, воды в ней более метра. В то время я работал уже на дизеле. Около реки стояли два «ЗИСа», они не могли преодолеть эту преграду. Пришлось мне снять одежду и самому проверить дно реки. Сколько вместилось, посадил в кузов пехотинцев, снял ремень вентилятора, чтоб не повредить радиатор, поставил машину задним бортом к реке – и пошел. Благополучно мы достигли другого берега. Потом взял на буксир машину, потом противотанковую пушку… В общем, сразу сделал несколько рейсов через эту реку. Вообще, переправа длилась две ночи, она подготовила внезапный удар по врагу, засевшему в городе Стрый. За эту ночную «работу» мне вручили орден Красной Звезды.

Иван Федотович Юдаев

            А сколько пережили те, кто остался в тылу? В подхозе Б.Гопкало по болезни не был мобилизован, так работал круглосуточно, то мотористом, то трактористом, то за бригадира, то за слесаря. Женщины трудились за двоих. А.Т.Юдаева, например, стала завскладом, бочки по 200 кг весом поднимала с женщинами и подростками. В поле дети работали и ночами. Все – для фронта, для Победы. И сбылись слова того командира – враг был разбит в собственной берлоге.

            От души благодарю Советское правительство за заботу о нас, пожилых, за сохранение мира. Хочу обратиться к работникам сельсовета и вообще к жителям поселков подхоза и Забеловки – соорудите памятник тем, кто погиб в годы войны. Нас, участников далеких сражений, становится все меньше, забудутся и имена погибших. Да уже и сейчас разве в подхозе знают таких людей: Чеботарев, П.Маруга, Е.Розмняк, А.Гридасов, П.Петров, Пичужкин, А.Ф.Юдаев, Т.И.Юдаев, С.Жабулов, Ф.Бахметов, Ф.Ефименко, П.Павлович, А.Гуляев, Володин, Ш.Нурханов, А.Я.Гутник, Н.Михайлов? А они защитили Родину и всех кто живет сейчас. Я прошу прежде всего ветеранов труда поддержать мое предложение. Вон на территории ремонтно-механического завода в Джетыгаре создан памятник на нем написаны фамилии погибших. И это – святое место для всего коллектива, здесь проходят многие торжества: начало субботников, посвящение в рабочие и т.д. И кажется всем, что и те люди идут с ними на субботник, дают напутствие в жизни молодым.

                                                                                          И.Юдаев

Последнее обновление ( 01.04.2020 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Чапленко Геннадий Николаевич


Петренков Михаил Федорович


Город строится

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.253 сек.