• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Братья Вагнеры

Печать E-mail
Автор Administrator   
07.03.2020 г.

"Ленинский путь". 1956 год

 

            Далеко, в степи, окутанной бархатным покрывалом ночи, там и тут видны яркие созвездия.

            Хорошо ориентироваться по ним в степи ночью. Как только выедешь за Семиозерное, издалека видно, где работают комбайны колхоза имени Ленина. Но чем увереннее вступает в свои права ночь, тем меньше огней остается в степи, тем труднее по ним находить полевые станы тракторных бригад. Путеводными звездами сияют всю ночь только огни двух комбайновых агрегатов – братьев Константина и Николая Вагнер.

            Когда небо на востоке посветлело и с озер потянуло сыростью, агрегаты стали на технический учет. Мы остановились у одного из них. Константин, густо запыленный, усталый, но неизменно веселый, рассказывал:

            - Много времени можно сэкономить при проведении технических уходов. У нас он организован так. Мой помощник. Михаил Кин, отвечает за проверку и подтяжку креплений, уход за жаткой и всей молотильной частью комбайна. Для работы на соломокопнителе прикреплены два колхозника. Один из них проверяет и приводит в порядок левую сторону соломокопнителя, другой – правую. За состояние двигателя, комбайна, регулировку всех сепарирующих и трансмиссионных органов машины отвечаю я и, как начальник агрегата, руковожу работой всего коллектива во время технического ухода.

            Комбайнер говорил, ни на минуту не отрываясь от работы. Движения его были не быстрыми, но четкими, уверенными.

            - Михаил, цепи смазывать не надо, - обратился он к своему помощнику. И заметив наш недоуменный взгляд, пояснил:

            - Раньше мне казалось, что смазанная цепь будет служить дольше. Так говорят нам и специалисты. Но практика показала другое. Вы обратили внимание, сколько вчера носилось в воздухе пыли и песка? Безветренных дней у нас бывает очень мало. Пыль оседает на цепях и «съедает» их, подобно наждаку, преждевременно выводит из строя. – Он посмотрел на небо. – Будет ветер и сегодня. В такую погоду все цепи, за исключением первой, мы не смазываем во время работы.

            После технического ухода агрегат вновь двинулся в безбрежное море хлебов, как корабль в дальнее плавание. Комбайн повел Константин, а его помощник остался на отдых.

            Как на мостике капитанского корабля, стоит комбайнер. Далеко видна ему степь, которая на глазах преображается, меняет краски. А заря на востоке все более цветет и алеет. И в этом нарождающемся дне комбайнер чувствует прилив новых творческих сил. На комбайне он работает вот уже одиннадцатый сезон, с восемнадцатилетнего возраста. Хорошо изучил машину.

            Константин смотрит на пшеницу. Хотя она и высока и густа, но убирать ее трудно: вся проросла сорняками. А после бури хлеб полег в отдельных местах. Тогда комбайнер вынес вперед мотовило, увеличил скорость ножа.

            Частичные потери происходят от неблагоприятного направления ветра, от изгиба на корню стеблей хлеба и надлома их планками мотовила, отчего колоски выбрасываются за ветровой щит. Для устранения этого механизатор нарастил щит на полметра.

            Комбайн тем временем работал четко, бесперебойно. Автомашина подходила, Константин на ходу выгружал в нее зерно из бункера, и автомобиль вновь мчался на ток. Но вот сейчас комбайнер заметил, что у шофера глаза отяжелели, закрываются. Он глянул на часы – помощник его отдыхает уже два часа. Достаточно. Надо поднимать. Комбайн повел Михаил, а Константин временно сел за руль автомашины.

            - Механизатор должен уметь управлять любой машиной, - улыбаясь, говорит он.

            Кроме того, Константин – фрезеровщик, и его часто забирают в мастерскую МТС для какой-нибудь особо трудной и срочной работы.

            - Очень нежелательны для меня такие отлучки в МТС, - жалуется он. – Но не могу отказаться, раз просят.

            На соседнем загоне работает его старший брат Николай. Несмотря на свой возраст, в технике он новичок, на комбайне работает первый сезон. Раньше он трудился на текстильном производстве в Караганде. Потом заскучал по селу, по раздольным Кустанайским степям. Да и братья-комбайнеры Константин и Владимир в каждом письме звали его домой, на освоение целины. И вот Николай не выдержал, приехал. По примеру своих младших братьев также стал механизатором.

            В первые же дни уборки урожая на полях колхоза имени Энгельса. Константин учил его не отмахиваться от «мелочей», на все обращать внимание. Так, например, отдельные комбайнеры недооценивают подтяжку планок соломотранспортера, тогда как ослабленная планка быстро разрабатывается и выходит из строя. Следуя советам брата, Николай привык ежедневно следить за состоянием креплений планок, своевременно подтягивать их.

            Рассказывал опытный комбайнер брату и о звездочках барабана, которые заменяют при ремонте. А он заменяет звездочку лишь тогда, когда она работала обеими сторонами. Перевертывает зубчатку при замене первой цепи.

            И вот сейчас Николай стоит перед братом и сокрушенно говорит:

            - Сломалась зубчатка МА-93. Не знаешь, на складе есть запасные?

            - Вряд ли!

            Пошли к агрегату, осмотрели. У Константина сразу же созрел план действия. Он плутовато спросил брата:

            - Ну, что будешь делать?

            - Ждать летучку.

            - В таком случае тебе придется стоять целый день. Разве ты не знаешь, как у нас работает техническая помощь? Ты вот лучше садись на мой мотоцикл и поезжай в мастерскую. Пусть там расточат внутренний диаметр сломанной зубчатки. И все будет в порядке, оденешь ее вновь.

            Вскоре агрегат Николая Вагнера остановился по другой причине – вышла из строя цепь Галля. Брат выручил его и на этот раз – дал цепь из своего запасного фонда.

            Так, передача опыта передовых комбайнеров остальным водителям агрегатов, взаимная выручка создается при групповом методе работы комбайнов, когда один агрегат работает по соседству с другим. Это позволяет также организовать живое соревнование механизаторов.

            За 12 дней агрегат Константина Вагнера убрал 384 гектара хлеба, что составляет 32 гектара в сутки. При этом он выдал из бункера 4911 центнеров зерна. Это значит, что каждый гектар дает в среднем около 13 центнеров пшеницы.

            Не отстает от него и брат, который убрал за 11 дней 342 гектара и намолотил 4665 центнеров зерна.

            Бесперебойная, высокопроизводительная работа комбайновых агрегатов дала возможность колхозу имени Энгельса быстро сдавать хлеб государству.

            Вот почему председатель колхоза товарищ Чувилин, выйдя ночью в степь, не нарадуется ярким огням на комбайновых агрегатах.

                                                 И.Симаков, Семиозерный район

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Жусупбеков Аяган


Лагерь "Орленок". Начало 70-х годов


Менгель Петр Леович

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.253 сек.