• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Обычаи и традиции Кияткиных

Обычаи и традиции Кияткиных

Печать E-mail
Автор Administrator   
20.06.2011 г.

Продолжение "Саги о Кияткиных", присланной Полиной Хуртиной

 

Христианская религия требует от человека умения отвлеченного некритического мышления. Все Кияткины не были способны отвлеченно мыслить, рассуждать и ко всему относились критически. Религия им была непонятна, и она им не нравилась до революции. В лучшем случае они религию считали делом женским. Мужичкам было некогда, они в церковь не ходили как правило. Но старики иногда попадали в церковь, в большой двунадесятый праздник. В таких случаях «пострадавший» на богослужении терялся и не знал как себя вести. Обыкновенно он выбирал укромное место и тихо стоял, слушая внимательно.

Прием священника с молитвой или с поздравлением на рождество всегда выводил мужчин из колеи жизни. Молодые все убегали и прятались, а старшие принимали вынужденно и видно было как они тяготились этим прием. Так, например, пишущий помнит случай, когда дед Павел, принимая в средней комнате отцов духовных, был красным, беспокойным, ерзая на стуле. Волнение его было сильно. Сидя протии священника, евшего рыбу, дед Павел, подошедшему внуку сунул в руку чайную ложку, предварительно согнув ее вдвое. Такого поступка в нормальной обстановке не могло быть.

Питались Кияткины хорошо. Ели простую хорошую, здоровую пищу. Традиционными были на обед жирные щи с говядиной, жирная баранина с картошкой, вечером сливочное масло, пельмени, утром кислое молоко, пышки на масле, пирожки с мясом жаренные в сале. Рыбу не любили. Когда Павел Петрович узнавал, что будут священники, то говорил: «Рыбу ему долгогривому, рыбу». Говорил это так, чтобы не слышала Олена. Олена распоряжалась, а Павел послушно и быстро вскачь на жеребце привозил с базара толстых карасей, которых жарили на сковороде в топленном масле с белыми сухарями. Сами водку никогда не пили, но в буфете всегда стояла какая-нибудь настойка для духовных отцов и они выпивали по рюмке. Так было и у Петра Ивановича.

За глаза Кияткины высмеивали священников, дьяков, пономарей и религиозных горожан, подмечая их слабые стороны или нарушения учения религии.

В свободное время и при хорошем настроении Павел и другие любили рассказывать про «религиозность» чувашей. Как будто это было так: в чувашском селе построили церковь и начали в ней служить, но молящихся не было. Их стали созывать. К дому подходит десяцкий и, стукая в окно, говорит: «Нет, я вчера ходил, сегодня очередь соседа. Ивана Васильевича».

Или еще что-нибудь подобное, иногда, не совсем литературное рассказывали относительно росы небесной и воли всемогущего.

Суеверными Кияткины не были. Связи между отдельными явлениями они не делали и суеверных предсказаний у них не было. Правда, сны они рассказывали, особенно женщины, охотно и часто. Но ко всем выводам относились спокойно.

Обряды выполнялись не полностью и не всегда. Характерной особенностью было то, что снох сватать всегда ходили свекрови. Делалось это не торопясь. Так, Олена две недели ходила к Никитиным, говорила про Рассею, обедала и спала после обеда и потом только повела разговор о сватанье 16-летней Прасковьи за своего старшего сына Филиппа.

У многих поколений, на протяжении сотни лет, сохранился и выполнялся своеобразный обычай у Кияткиных. Заключался он в том, что каждому молодому мужчине, вступающему в совершеннолетие, старший член рода, обыкновенно женщина, дарила серебряную вещь или монету «талисман счастья жизни». Причем, как правило, эта вещь должна быть серебряной и иметь историю или дату, связанную с кем-нибудь из старших поколений.

Так, например, Петру Филипповичу, пишущему настоящее, было дано два талисмана счастья жизни. Прабабушка Гликерия дала серебряное кольцо чеканки года рождения прадеда, а бабушка Олёна (претендовала на старшинство) дала серебряный рубль с головой царя Александра II, чеканки 1878 года, то есть даты рождения отца, вступающего в совершеннолетие.

Но непутевый потомок, потеряв свои талисманы счастья жизни, нарушил старинный обычай предков. В кару за совершенное преступление наказан он жизненным не спокойствием души и чувством осиротелости в чужом краю.

Пишущий же своему младшему сыну «талисман счастья жизни» дал также серебряный рубль чеканки своего года рождения.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Батраков Василий Иович


X областной конкурс мастеров машинного доения коров


Геннинг Ванда Яновна

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.271 сек.