• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Учительство красное и не очень

Учительство красное и не очень

Печать E-mail
Автор Administrator   
08.10.2008 г.

Это материал Натальи Здоровец, архивиста областного государственного архива

"Наша газета" 25 октября 2007 года

О становлении педагогических кадров в Костанайской области.

31 августа 1919 года Военно-революционный комитет приступил к формированию гражданской власти, в том числе и отдела народного образования в Кустанае. Работать отдел начал с 4 сентября того же года с подотделами: школьным, внешкольным и дошкольным. Ликвидация неграмотности, создание сети общеобразовательных школ, политико-просветительская работа через клубы, библиотеки, музеи в духе «единой трудовой школы» - вот задачи, которые ставились перед вновь созданной структурой.

Для тех, кто краснее

9 октября 1919 г. в Кустанайском уезде состоялось 1-е организационное собрание красного учительства, на котором была заслушена программа Коммунистической партии по отделу народного образования. Программу зачитывали, обсуждали и принимали с поправками по каждому пункту. Избрали президиум из пяти человек: Никифорова, Кучевасова, Воронина, Россева, Гольмана. К этому времени отдел народного образования особо активно себя не проявил за неимением инструкций, декретов и учебников. Созданные подотделы только начинали развертывать свою деятельность. Во всем уезде и в самом Кустанае ощущался большой недостаток в учителях. В городе были собраны сведения о детях в возрасте от 6 до 17 лет, приняты на учет имеющиеся кустарные мастерские. Среди учительства читались лекции о единой трудовой школе, а также по сельскому хозяйству. Заведующим отделом народного образования утвержден Ильин, школьным подотделом Ивлев, внешкольным - Воронин, дошкольным - Федоров. Чтобы ознакомиться с постановкой народного образования в столице, в Москву командировали представителей отдела. Буквально на следующий день педагоги собрались вновь. Это совещание было заметно более политизированным. Присутствовало 28 человек так называемого красного учительства (специально подготовленные педагоги с подходящим происхождением) и 50  специалистов. Первым рассматривали вопрос о ядре красного учительства и производственном союзе работников народного образования. Причем поступило предложение обсуждение: вопросов позволить только красному учительству и при закрытых дверях, мотивируя тем, что некоторые вопросы носят чисто партийный характер и при их обсуждении могут быть задеты  интересы учителей-специалистов. Проголосовав 15-ю голосами за закрытое заседание, при 6-ти голосах «против» и 7-ми воздержавшихся, ядро красного учительства приступило к выработке резолюции за закрытими дверями. Учителя-специалисты демонстративно покинули зал.

О животрепещущем...

На собрании единогласно принята резолюция: приветствовать рабоче-крестьянскую власть, как представительницу того народа, для просвещения которого учительство отдает все свои силы, знания. Красное учительство объявило беспощадную борьбу капиталу наравне со всем пролетариатом. Что характерно, на заседании, наряду с вопросами мировой революции, не менее напряженно обсуждался и квартирный вопрос. Постановили с учителей, «пользующихся квартирой в натуре», делать вычет стоимости этой квартиры по расценкам жилищной комиссии, причем цены на отопление и освещение приняты рыночные. Вопрос о жаловании вызвал продолжительные дебаты. 19-ю голосами против 10 решили придерживаться старых ставок - 1600 рублей учителю начального училища + 300 рублей за заведывание училищем. Задачей ядра красного учительства являлось «всецельное направление идейной стороны производственного союза по народному просвещению». По вопросу о расширении ядра красного учительства было отмечено, что многие из учителей-специалистов, не вошедших в ядро, остаются пассивными. Для привлечения их в семью советских работников требуется разрешить доступ на собрания, «если там не разрешаются вопросы чисто партийного характера». Каждый из учителей-специалистов, желающих вступить в ядро красного учительства, подавал заявление в президиум союза, имея при том рекомендации двух членов. Президиум представлял заявление на утверждение общего собрания.

Собственно о педагогике

В своей работе красное учительство руководствовалось новой методикой, согласно которой учитель при работе с детьми в школе должен теоретические сведения пояснять на практике. При выборе статей для чтения учитель исключал восхваление религии и царизма, а подбирал те, которые были ближе к жизни трудового народа. При решении задач исключались те, которые касались торгово-спекулятивного мира и деятельности кулаков. При встрече с такими задачами учитель раскрывал вред спекуляции и кулачества, воспитывая учеников в духе единой трудовой школы. Вне школы учитель должен был приложить все силы, умения и знания к просвещению крестьян, устраивая чтения, беседы для пропаганды идеи единой трудовой школы и идей коммунизма. Красное учительство целиком приняло идеологическое направление коммунистической партии по отделу народного образования, приняв 11 пунктов программы трудовой школы почти без поправок.

Другие

Отколовшаяся от красного учительства часть учителей-специалистов протестовала против слов «коммуна», «коммунизм» и предлагала заменить их словом «труд», «общественная работа». Они желали оставаться просто специалистами, внепартийными работниками и вынесли свою резолюцию: «Отколовшееся учительство, оставаясь просто специалистами, признает принцип единой трудовой школы, изменяя §3, 5 и 11 программы компартии по народному образованию, и просит освободить их от внесения партийности и политики в дела школы». В духе того времени в президиум красного учительства подавали заявления с просьбой принять в его ряды. И помыслы на собраниях обсуждались и принимались самые благие: о создании в Кустанае школы прикладных искусств, об организации хора, о разучивании интернационала, о вечеринках учительства (для сближения учительства и для демонстрации литературных памятников пролетарского искусства), об организации Дома красного учительства.

http://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=50&storyid=3108 
Последнее обновление ( 22.10.2008 г. )
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Сергей Аханов и Аян Кулмагамбетов


Даутов Ермухан


"Тобол" - "Кызыл-Жар СК" Кубок Казахстана

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

карточка для переводов в тенге 5427 6200 0561 3533

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.242 сек.