• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Как открывали и закрывали мектебы в Кустанае

Как открывали и закрывали мектебы в Кустанае

Печать E-mail
Автор Administrator   
24.05.2011 г.

"Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете". 1900 год.Выпуск 4-6.

 

«Просветление и поиски знаний не миновали и северо-восточных мусульман России. В Казани думают устроить общественную читальню, а в Троицке крепко заняты упорядочиванием преподавания и быта учащихся. Тут особенно ратует за это дело Авдували Яушев, ободряемый почетным шейхом Зейнулла Эфендием.

…общественной читальни и что мусульманам принадлежит инициатива открытия, - им надо свою собственную народную читальню, где получали бы татарские газеты и имелись бы татарская, турецкая и арабская книга, где не пахло бы, так сказать, русским духом. Не думайте также, чтобы в Троицке заняты упорядочиванием преподавания в общепринятом смысле и что Абдували Яушев ратовал за русское слово, за русскую школу, - ничуть не бывало! Троицк – город почти исключительно мусульманский. Мы уже не однажды писали, продолжает автор, что отсюда быстрыми шагами распространяется в степи татаризация киргизов, а потому вся забота троицких мусульман направлена именно в эту сторону, то есть к развитию и расширению медресе и мектебов и к привлечению в них большого количества инородцев-киргизов и башкир. С наступлением летних каникул ученики «старшего круга», во главе с мударрисами, ишанами и шейхами, расходятся по аулам киргизов, неся проповедь ислама и отрицая все не мусульманское; особенно сильно ратуют против русской школы, которая завоевывает расположение тургайских киргизов. По осени проповедники снова возвращаются в Троицк – в медресе и мектебы, некоторые же остаются в аулах в качестве мулл и вероучителей и живут в степи по несколько лет. Бороться со злом ими распространяемым, почти невозможно: с одной стороны, татары страшная денежная сила – и на рынке, и в думе, и в банках, и везде, а с другой – они слишком изворотливы, чтобы попасться. Опорным пунктом для влияния на киргизов троицкие татары избрали город Кустанай, этот русский Чикаго. Как ни жестоко боролась с ними областная администрация, они все-таки пробились сюда и крепко засели, как клопы в разбитый мочальный тюфяк.

При чем же тут рубль? Спрашивает автор.

- Рубль несколько впереди.

Из Кустаная татары проникли в Тургай и затем – в Иргиз и карабутак. Всюду, где они появлялись, открывали мектебы и учили киргизский народ мусульманской вере, проводя идеи, с которыми русской администрации приходиться усиленно бороться. В одном Кустанае появилось около 6-7 мектебов. Муллы переходили из дома в дом, и трудно было определить – где собственно школа и какая. Наконец, в ноябре или декабре 1894 года местная полицейская власть уследила три училища и были составлены акты о самовольном и незаконном их открытии. Нияз Бакий Бектемиров, Гатаулла Абдуллатыпов и Ягуда Хабибуллин привлечены были к ответственности в преступлении, предусмотренном 1049 статьей Уложения  о Наказаниях.

Вот тут-то мы и подходим  рублю.

С 5 января 1895 года началась судебная волокита. Дело разбиралось 2 ноября 1895 года, в постановление суда о закрытии мектебе объявлено, кажется, в феврале месяце, то есть через три месяца. Нияз Бакий Бектимиров, Гатаулла Абдуллатипов и ягуда Хабибуллин признаны виновными троицким окружным судом и подвергнуты днежному взысканию в пользу капитала призрения лиц, приобретших право на обучение юношества в частных домах размером в один рубль, а при несостоятельности заплатить штраф – аресту при полиции на один день

Суд нельзя сказать, чтобы особенно был скорый, но милостивый. Что такое рубль, читатель знает: это – монета по нашему времени, не имеющая почти никакой цены в роде старинного ломанного гроша. Если бы Иван украл бы у Сидора лошадь, у него, то есть у Ивана, отобрали бы ее и не зачли бы это в наказание за воровство; так и закрытие незаконно открытого мектебе не есть наказание открывшему, - все дело значится в рубле! Татарин Абдул-Гамид Хамидов и говорит:

- Ай-ай, русский суд больно хороший, теперь наше дело мал-мало вперед пойдет… Год-два учим акты составлять, - год-два судят, рублевку штрафу возьмут, а в четыре года плохой мулла заработает 1000 рублей, 999 рублей, значит, в барышах… Мой брат муллой пустил, свата пустил, племянника пустил и сам мектеб открываю…Больно хорошо!»

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Сулуколь


Зерносовхоз имени Майлина


25 мая 2019 года

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.244 сек.