• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Наш Учитель

Наш Учитель

Печать E-mail
Автор Administrator   
23.05.2019 г.

Памяти Якова Кузьмича Духина

 

Яков Кузьмич ДухинГод назад, 23 мая 2018 года, ушел из жизни замечательный педагог, ученый Духин Яков Кузьмич.

Сказать, что его нам сегодня не хватает, не сказать ничего. Опустел кабинет, ушла целая эпоха жизни вуза, которому он отдал более полувека. Жизненный путь Якова Кузьмича – пример трудолюбия, честности и требовательности к окружающим, но, в первую очередь, по отношению к себе.

Он трепетно, с большой любовью и уважением относился к своей супруге - Валентине Дмитриевне. Она не дожила нескольких дней до годовщины со дня его смерти. Наверняка не смогла находиться на этом свете без своего любимого Яши.

Я всегда ощущал с его стороны постоянную опеку, хотя всегда понимал, что ни своим дарованием, ни своим «отношением к делу» этого не заслуживаю. Его литературный талант, выразился в сотнях страниц научных публикаций. Но очень часто получалось, что, будучи первооткрывателем целого ряда исследовательских проблем, он вынужден был наблюдать, как его труд нещадно компилировался, причем без указания авторства. Он мог по-настоящему проявить себя на поэтическом поприще, но чаще всего ограничивался посвящениями в адрес коллег. Лишь благодаря близким, самиздатом были выпущены его воспоминания с трогательным названием - «Капли моего детства». Он был внимателен к каждому литературному обороту, стараясь доводить его до совершенства. Помню как к 80-летию, по поручению редакции «КН» и просьбе самого Якова Кузьмича брал у него интервью. Готовилось оно не меньше недели в моем кабинете в последние дни августа. «Интервьюируемый» приходил в полной готовности - с записями, книгой воспоминаний. Вопросы формировались по мере написания текста, который тут же редактировался, подправлялся. Тщательно выверялось каждое слово, каждая буква. Моя роль в этом интервью оказалась чисто «номинальной». В этом весь Кузьмич!

Представленные здесь воспоминания могут стать отправной точкой для создания большого сборника, посвященного этому выдающемуся человеку. Именно ЧЕЛОВЕКУ с большой буквы. Скромный, рассудительный, справедливый в оценках, скрупулезный в научной деятельности. Именно таким запомнился он нам, его ученикам. Яков Кузьмич и сейчас раскритиковал бы высокие слова в свой адрес, хотя заслуживает их как никто другой. Надеемся, что эти материалы, размещенные на сайте его ученика Армана Козыбаева, будут постоянно пополняться.

Самаркин Сергей

 

Яков Кузьмич Духин 

 

 

Наш могучий Иаков

(публикация из университетской газеты «Білім жарысы,

сентябрь 1999 года)

 

Встречая выпускников прошлых лет, неизменно слышишь один и тот же вопрос: «Работает Вольфсон? А Духин? А…». И называют еще преподавателей истфака, которые не только многие годы были преданы своей профессии и «влюблены» в свой факультет, но и оставили в сердцах своих питомцев неизгладимые впечатления о себе как о личностях самобытных, оригинальных, неординарных.

Думается, Яков Кузьмич Духин именно такой человек. Точен. Деловит. Обязателен. Придирчив (в хорошем понимании этого слова). Помнится, студенты 80-х годов «штурмовали» экзамены Я.К. Духина и 3, и 4 раза. Не выпало такой доли студентам нынешнего поколения. И не потому, что Яков Кузьмич стал менее требователен. Видимо, к сегодняшнему студенту по ряду многих причин приходится быть более снисходительным.

Я.К. Духин – бессменный рулевой кафедры Новой и новейшей истории. Он возглавил кафедру в 1978 году. Приходили на кафедру новые люди, уходили, проработав, кто месяцы, кто годы, кто десятилетия. Но всегда, вот уже 30 лет, возглавлял ее Я.К. Духин, отличник народного просвещения КазССР, отмеченный орденом «Знак Почета».

Он человек самокритичный, увлеченный, добросовестный. Многие годы ведет 2 курса: историю стран СНГ (период капитализма) и историю русской культуры. Казалось бы, курс стабилен настолько, что можно весь материал за годы работы выучить наизусть, «отточить» все приемы его подачи для студентов. Нет. Я.К. Духин постоянно следит за новинками в исторической литературе, старается разнообразить формы проведения СРС и семинарских занятий. На занятии по истории русской культуры всегда отправляется с огромной стопкой альбомов по искусству и очень сетует на неумолимо звучащий звонок, сообщающий об окончании пары. А ведь еще не показал картину Иванова и о Сурикове хотелось сказать побольше…

Тема Я.К. Духина – «Кустанайский уезд на рубеже XIX– ХХ веков». Ей он посвятил ряд публикаций, в том числе и на страницах местной газеты «Костанайские новости»

И еще об одном увлечении необходимо упомянуть – о его любви и умении заниматься оформительской деятельностью. В былые годы Яков Кузьмич, достаточно регулярно выпускал в свет факультетские газеты. Они были насыщены и длинны (до 4 метров), и читать такую газету можно было целую неделю.

Если вы придете к нам на факультет, можно вас заверить – Якова Кузьмича найдете там всегда – и в 8, и в 12, и в 18 часов. Он работает, даже если нет занятий. Сидит за своим отслужившим 4 срока столом, пишет отчет, проверяет черновик дипломной работы, делает еще бог знает сколько мелочей, из которых складывается работа заведующего кафедрой.

Правда, последние 2-3 года Я.К. Духин всерьез проговаривает мысль о том, что он хочет покинуть пост зав. кафедрой, заниматься только преподавательской работой.

А стоит ли, Яков Кузьмич?

Смагина Ольга Анатольевна

выпускница исторического факультета 1992 года

 

 Воспоминания об учителе, и замечательном человеке Якове Кузьмиче Духине.

 

Когда вспоминаешь о Якове Кузьмиче, всегда невольно на губах появляется улыбка, потому что настолько светлыми и приятными являются воспоминания об этом удивительном человеке.

С Яковом Кузьмичем мы прошли большой путь от студенческой скамьи до совместной работе на кафедре. И весь этот путь был пройден со знанием того что Яков Кузьмич поможет, подскажет, направит. Это был замечательный человек, замечательный преподаватель, наставник и друг.

Время студенчества – самое веселое, романтичное и конечно  самое замечательное время. А если на твоем пути появляется настоящий педагог, человек влюбленный в свое дело, который может увлечь своими идеями – то тебе немыслимо повезло. Яков Кузьмич был моим любимым преподавателем, потому что он очень ответственно относился к своим занятиям. Все его занятия были тщательно подготовлены, он не мог себе позволить прийти в студенческую аудиторию просто с одним конспектом. У него всегда были с собой куча монографий, документов, из которых он цитировал, давал вопросы на размышление На каждой лекции ты мог почерпнуть огромный источник знаний, причем знаний логично и системно выстроенных, досконально продуманных. Его лекции это кладезь мудрости, они всегда пролетали на едином дыхании. Причем независимо были ли это лекции по эпохе  феодализма или по истории русской культуры или это был спецкурс по истории руских императоров. Это всегда был фейерверк знаний и всегда незабываемые впечатления от лектора и его профессионализма.

Я помню как на 3 курсе писала курсовую работу под руководством Якова Кузьмича. Были предложены очень интересные темы, я выбрала «Крестьянская тема в произведениях Глеба Успенского». Спросите сейчас у практически любого студента: помнит ли он тему, даже, заметьте, не дипломной работы, а курсовой работы, которую писал в вузе. Вряд ли кто из них ответит положительно. А я помню, потому что материал курсовой работы собирался по крупицам. Для того чтобы собрать материал, нужно было перечитать все произведения Глеба Успенского, найти в них материал, связанный с темой курсовой работы, обработать его, проанализировать, а потом еще логично выстроить в виде научного текста. Да работа была проделана огромная, поэтому и запомнилась, наверное, на всю жизнь. При этом Яков Кузьмич не жалел время на работу со студентами, он очень кропотливо отслеживал продвижение работы, помогал источниками, исправлял, давал рекомендации. И те студенты, кому посчастливилось писать работы под руководством Якова Кузьмича многому научились, а именно умению работать с источниками, анализировать материл, грамотно его выстраивать. Поэтому неудивительно, что многие научные работы, начатые под руководством Якова Кузьмича в студенческие годы позже перерастали в магистерские диссертации, кандидатские диссертации и даже докторские…

Так воодушевленно Яков Кузьмич относился не только к своим занятиям. Но, собственно, ко всему чем он занимался. Каждый семестр под его руководством выпускались студенческие газеты. Но что это были за газеты! Это не один лист ватмана и даже ни два. Газета представляла собой огромное полотнище на всю стену рекреации истфака. Чего только не было в этой газете! И студенческий юмор, и интересные исторические случаи, и шаржи на преподавателей и фотографии с разных мероприятий с красочными комментариями под ними. Обязательно в каждой газете были стихи и проза Якова Кузьмича, которая всегда отличалась своеобразным стилем написания и оттого эти заметки были особенно привлекательны. Из студентов выбиралась редакционная команда, которая вечера напролет сидела за газетой: красила, печатала, вырезала, клеила, рисовала. Кроме того, практически каждый студент не избежал участи стать со- автором выпускаемых газет. Но самое интересное как Кузьмич привлекал студентов к этому процессу, на переменах невозможно было пройти мимо него, каждый раз он напоминал, что ты должна просто обязана подготовить заметку в газету и еще и предоставит фото.

Но какое удовольствие было читать эту газету и даже находить свои письменные творения. Все зачитывались этими газетами, всегда была толпа студентов около нее и всегда ее выхода ждали как какого-то особенного события.

Следующий этап общения с Яковом Кузьмичем состоялся уже в качестве коллеги. Нужно отметить, что именно Духин Яков Кузьмич взял меня на работу к себе на кафедру, кафедру новой и новейшей истории после того, как я поработала в школе. Здесь я уже узнала его совершенно с другой стороны. Яков Кузьмич раскрылся как потрясающий наставник,  учитель, помощник, ну и конечно руководитель. Он помогал в работе с кафедральными документами, учил писать отчеты, ходил на наши занятия, анализировал, помогал исправлять свои ошибки, давал наставления. Это был бесценный опыт, полученный за время работы с ним. В работе заведующим кафедрой он также был очень требователен к себе. Но при этом его всегда отличал высочайший профессионализм педагога, широкий кругозор учёного, скрупулёзность и точность в работе, оригинальность суждений. В работе с коллегами даже молодыми Якова Кузьмича всегда отличал природный такт, интеллигентность, бережное и чуткое отношение к своим коллегам, студентам. Он очень любил умных, толковых студентов, которые задавали вопросы, интересовались историей, он мог с ними подолгу обсуждать научные проблемы, не смотря на всю свою занятость.

Помимо учебной, методической, руководящей работы Яков Кузьмич никогда не переставал заниматься научной работой, причем он занимался не просто отпиской, его статьи всегда были обстоятельно подготовлены, научно выверены. Каждая статья это маленькое исследование, проведенное им, причем написанное в свойственной только ему присущей манере изложения. Если Яков Кузьмич брался за издание какого-либо сборника, то значит данное издание будет обречено на успех, потому что каждое слово будет вычитано, проверено, автору будут даны рекомендации как и что исправить над чем поработать.

Он был очень неравнодушный человек, его волновали вопросы происходящие в институте, городе, мире. Он никогда не отсиживался на совещаниях, у него ко всему был живой интерес, он всегда вносил более рациональные предложения по учебному процессу, он всегда выступал против нерадивых студентов. Если видел несправедливость он один из первых мог указать на это.

И когда я уже стала редким гостем (выполняя только часть преподавательской нагрузки) на кафедре, которую с некоторых пор (по истечении пятидесяти лет) Яков Кузьмич уже перестал возглавлять я никогда его не видела на кафедре праздно сидящим. Он всегда писал, работал со студентами, проверял их работы, готовил очередной сценарий исторического кружка. А какие были итоговые заседания исторического кружка! Это было непередаваемо! Бал при свечах- девушки в бальных платьях, ребята в смокингах, стихи, воспоминания историков. Очень зрелищные мероприятия.

Менялось время, менялись люди, работающие на кафедре, менялось название кафедры, менялось руководство вуза, менялись требования, но неизменным всегда оставался Яков Кузьмич со своим отношением к жизни, отношением к труду, своей любовью к истории и студентам. Ему было все интересно, ему была интересна жизнь, интересны люди. Он всегда просил, чтобы ему планировали педагогическую практику. И будучи факультетским руководителем практики я всегда с ним работала в паре. Он очень любил ходить на практику в 23 школу г.Костаная. Очень уважал Наталью Сергеевну Бородину, Марину Александровну Ленивову, Римму Анатольевну Чеботареву. Он добросовестно посещал все уроки студентов, выписывая замечания своим неповторимым подчерком, а после уроков тщательно анализировал их совместно с учителями. Эта процедура всегда была неизменна. Яков Кузьмич всегда давал студентам ценные рекомендации, которые несомненно, приносили свои плоды при проведении дальнейших уроков. В последнее время он просил, чтобы ему ставили практику поближе к дому, и под пристальным вниманием Кузьмича оказывались студенты, проходившие практику в школе-лицей №1. Он мне часто рассказывал, как в свою бытность заведующим кафедрой тогда еще кафедры истории СССР выезжал на практику к студентам в поселок Красный партизан, село Заречное, проводили собрания со студентами, открытые педагогические советы и даже проводили выездные заседания кафедры. Неравнодушие во всем, а в первую очередь к работе, несомненно отличала всегда Якова Кузьмича.

Вот уже год как с нами нет Якова Кузьмича, но всегда рядом его мудрые советы, наставления, его пример. Конечно для нас, его учеников, это невосполнимая утрата, но та память, которую мы перенесем через годы об этом светлом человеке, она незыблема, и тот опыт, который мы приобрели, работая, под его руководством он неоценим.

Я думаю, что если мы хотя бы на чуть-чуть приблизимся в своей преподавательской деятельности к тому идеалу, который представляет собой Яков Кузьмич, если мы также будем относится к своей работе и окружающим с такой же долей ответственности, скрупулезности, добросовестности, то значит  мы тоже чего-то в этой жизни добились.

Ученица, коллега Духина Якова Кузьмича

Кандидат педагогических наук

Кифик Наталья Юрьевна

 

Мой Яков Кузьмич

 

Рассказать о Якове Кузьмиче Духине для меня оказалось неожиданно сложно. Сложно по тому, что фактического материала в памяти осталось мало, а значение его в моей жизни очень велико. Вообще, не знаю как у других, а у меня так получается, что люди, которые мне были необходимы, встречались со мной именно тогда, когда это было нужно. Одним из таких людей стал для меня Яков Кузьмич. Он во многом предопределил мою профессиональную судьбу. Но попробую рассказать по порядку.

В 1992 году я поступил на исторический факультет только что преобразованного в университет Костанайского педагогического института. Сделал я это со второй попытки, первая была в 1988 году, сразу после окончания школы, но тогда я не добрал один балл для того, чтобы пройти по конкурсу. Поэтому поступил я в вуз уже после срочной службы в армии, время было очень сложное и интересное, Союз развалился, что будет дальше ещё не было понятно, но зато было ощущение, что всё возможно, что от нас что-то реально зависит. А для историков началась "золотая эпоха" - были рассекречены многие материалы, сняты запреты на изучение тех тем и периодов истории, которые в советское время изучать было нельзя. Естественно мы - первокурсники ещё не могли осуществлять серьёзную исследовательскую работу, но зато взахлёб читали новые исторические работы и исследования, которые появились в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века.

На первом курсе Яков Кузьмич у нас занятий не вёл, поэтому, хотя мы и слышали его имя, знали, что есть такой специалист, заведующий кафедрой, но сами с ним близко знакомы не были. В это время у нас были другие кумиры среди преподавателей, мне больше всех запомнились заведующий археологической лабораторией В.Н. Логвин, преподаватель древней и средневековой истории России Я. Г. Солодкин, преподаватель древней истории С.С. Калиева. Первое знакомство с Яковом Кузьмичём, как мне запомнилось, состоялось на втором курсе. Однако, мне больше запомнился не учебный курс, который он нам читал, а спецкурс по быту различных слоёв русского общества во второй половине XIX века. Яков Кузьмич так "вкусно" рассказывал о быте русского дворянства, от него же мы узнали, что оказывается "бедные" крестьяне совсем не были так уж бедны. При чём, особенно важно было то, что Яков Кузьмич рассказывал это не голословно, а с опорой на документы. Запомнилось как он зачитывал документ о быте крестьян: "...Мясо ели по праздникам, но птица мясом не считалась...". Вообще именно Яков Кузьмич развил во мне желание разбираться в вопросах до конца, с его подачи я стал понимать, что фразы: "это имеет важное значение", "великий учёный" и т.п. ещё ничего не говорят о сущности того, что имеет важное значение, чем знаменит "великий учёный"... Он сам всегда отличался научной добросовестностью, пунктуальностью, даже щепетильностью и требовал такого же отношения к исследовательской работе от своих учеников. Именно Яков Кузьмич на основании документов высказал крамольную по тем временам (да и по нынешним тоже) мысль о том, что Омский кадетский корпус, в котором учился Чокан Валиханов, не был идеальным учебным заведением. Якову Кузьмичу удалось найти документы, в которых были сведения о том что если в роте Корпуса поддерживался относительный порядок, то в эскадроне, готовившем офицеров для иррегулярных казачьих войск, царила вольница. Так что Омский кадетский корпус был лучшим, так как был единственным  в своём роде в Сибири.

Такое добросовестное отношение к работе говорило о главном - о любви Якова Кузьмича к своей работе, к истории, к научным исследованиям. А ещё Яков Кузьмич искренне любил студентов, он не делал вид, что интересуется их делами, а действительно искренне интересовался жизнью своих учеников и коллег. Со второго курса кафедра истории России, которую возглавлял Яков Кузьмич, стала для меня и многих моих однокурсников вторым домом. При чём последнее выражение - это не фигура речи. Мы могли свободно приходить на кафедру (чем беззастенчиво пользовались), свободно общались с заведующим кафедрой и её преподавателями. Яков Кузьмич относился к студентам как к равным, и его примеру следовали преподаватели кафедры. Тогда казалось вполне естественным, что между преподавателями и студентами существуют такие неформальные, дружественные отношения. Только позже, уже сам работая преподавателем, я убедился, что такие отношения скорее исключение, чем правило.

По настоящему моё знакомство с Яковом Кузьмичём началось на втором курсе, когда я решил писать курсовую работу по истории Русско-японской войны 1904-1905 годов. Когда я обратился к Якову Кузьмичу с просьбой быть руководителем моей работы на эту тему, он предложил мне поменять её. Писать работу по истории Дальнего Востока за 7000 километров от него, без доступа к архивам было очень проблематично. Именно это мне объяснил Яков Кузьмич. В результате я занялся историей Русской Америки, на тот момент тема была мало исследованной, поэтому найти новый материал для курсовой работы было сравнительно не сложно. Что поражало, это удивительная щепетильность моего научного руководителя. Яков Кузьмич не мучил своих студентов мелочной опекой, но очень внимательно и тщательно вычитывал все черновики, он не только стилистически правил работу, но и исправлял все грамматические и синтаксические ошибки. И это при том, что работа была написана от руки, не лучшим почерком, так как в 1990-е годы копьютер был ещё редкостью. При этом порой на полях были замечания на пол страницы которые предлагали новую трактовку, более чёткие формулировки. Такая щепетильность в работе научного руководителя и нас, его студентов приучала к тщательности в работе, умению мыслить самостоятельно, умению формулировать и излагать мысль письменно.

Благодаря работе с Яковом Кузьмичём на втором курсе я определился с направлением своей научной работы. Потом была курсовая работа по истории зарубежных стран, посвящённая модернизации Японии и магистерская диссертация под руководством Якова Кузьмича на тему "Народы Сибири, Дальнего Востока и Казахстана в аспекте колониальной политики России". Во время педагогической практики наши пробные занятия Яков Кузьмич готовил очень тщательно - мы - магистранты предварительно обязательно посещали занятие на такую же тему, по которой должны были провести занятие, которое вёл сам Яков Кузьмич, затем он сам приходил на наше занятие и приводил всех свободных преподавателей кафедры, а после занятия проводился его тщательный анализ. Это позволяло перебороть страх перед аудиторией, давало уверенность в том, что ты не брошен один на один с предметом и студентами. Порой казалось, что требования очень жёсткие, но зато мы после магистратуры действительно были готовы к преподавательской работе.

А когда дело подошло к защите, то наверное, наш научный руководитель волновался больше, чем мы. Когда нам задавали вопросы, Яков Кузьмич вставал на защиту своих магистрантов. Моя диссертация и трактовка российской колонизации как имеющей существенные, принципиальные отличия от колониальной политики западноевропейских держав была встречена неоднозначно, но благодаря Якову Кузьмичу, защита прошла удачно. Но и после защиты мы - магистранты не стали Якову Кузьмичу чужими. По мере сил он старался каждому помочь устроиться в жизни. Не буду говорить про всех, хотя есть несколько моих товарищей про которых точно знаю, что найти им работу помог Яков Кузьмич. Расскажу про себя.

Якову Кузьмичу было известно, что я женат, работаю в пожарной охране, поэтому он постарался помочь найти мне работу, которая позволила бы сохранить погоны и стаж в органах, но в то же время дала бы возможность реализовать свой потенциал. Он решил направить мою работу для рецензирования одному из своих учеников. которые работали в Костанайском юридическом институте МВД Республики Казахстан, для того чтобы заинтересовать их, и, возможно, обеспечить мне рабочее место. Тогда  в институте работали Дик Пётр Францевич и Симонов Иван Константинович. Интересно, как Яков Кузьмич делал выбор - к кому из них отправить мою работу на рецензирование. За год до этого в Юридический институт из Университета перешла работать Сейпиева Кульбайра Рамазановна. Она как-то зашла на кафедру к Якову Кузьмичу в гости, и он спросил у неё к кому лучше отправить меня с моей работой на рецензирование. Кульбайра Рамазановна ответила: "Пётр Францевич ещё больший педант, чем Вы, Яков Кузьмич". Так вопрос с рецензентом был решён в пользу Ивана Константиновича Симонова, но на работу на свою кафедру меня взял именно Пётр Францевич Дик. Если как исследователя меня во многом сформировал Яков Кузьмич, то как преподавателя - Пётр Францевич, но это другая история.

В первые годы после окончания вуза я регулярно бывал в университете и встречался с Яковом Кузьмичём, который всегда с интересом расспрашивал о работе и жизни, рассказывал о своих творческих планах. Постепенно мне всё реже удавалось попасть в Университет, потом Университет разделили, восстановив из его состава Педагогический институт, в котором остался работать Яков Кузьмич, наши встречи стали ещё реже. Яков Кузьмич по-прежнему был рад видеть меня, но теперь скорее как дальнего родственника, появились другие студенты, которых он учил, за чьи судьбы волновался, да и я чувствовал себя самостоятельным, и, к сожалению, не всегда использовал возможность для встречи с Яковом Кузьмичём.

Запомнилась одна из последних встреч с ним, он уже был на пенсии и сильно расстраивался из-за того, что ушёл на пенсию в неудачный период. Оказалось, что тем, кто ушёл на пенсию на пару лет позже, её считали по-другому, и она у них получилась выше даже у рядовых не остепенённых преподавателей, чем у заведующего кафедрой, а тем, кто ушёл на год раньше, пенсию пересчитали, и она тоже получилась больше, чем у Якова Кузьмича. Было очень обидно за моего научного руководителя, тем более, что сотни студентов исторического факультета помнят его, как одного из лучших преподавателей в своей жизни.

Написал и понимаю, что всё равно не смог рассказать, что значит для меня Яков Кузьмич, но я знаю точно, что не будь его, я бы никогда не стал преподавателем, не защитил магистерскую и кандидатскую диссертации, не дослужился до ведомственной пенсии, а самое главное не почувствовал бы вкуса исследовательской работы. Спасибо, Яков Кузьмич, за то, что Вы в моей жизни были и есть.

Видершпан Александр,

выпускник исторического факультета

КГУ 1996 года, магистратуры

исторического факультета КГУ 1998 года,

магистр истории, кандидат философских наук.

  

Яков Кузьмич Духин – талантливый педагог, взрастивший несколько поколений историков. Никогда не уставала восхищаться безмерной увлеченностью делом всей жизни Якова Кузьмича. Его лекции для меня настоящий образец высокого профессионализма и обширной эрудиции. Он был удивительной личностью, готов был все свое время посвятить студентами, дабы передать хотя бы самую малость своего колоссального багажа знаний. Якова Кузьмича всегда относили к преподавателям истфака, которые не только многие годы были преданы своей профессии и «влюблены» в свой факультет, но и оставили в сердцах своих студентов неизгладимые воспоминания о себе как о личности самобытной и неординарной.

Якова Кузьмича отличала самодисциплина, выдержка и ответст­венность. Все знали, если в расписании стоит занятие Якова Кузьмича, то нужно готовиться с особым усердием, перелопатить как можно больше книг. Проводимые им занятия отличались научностью, содержательностью и доступностью. Оценивал Яков Кузьмич строго, но справедливо.  Он старался не только вооружить студентов-историков знаниями, но и главное - учил любить свой предмет, свою профессию, быть объективным в оценке исторических событий.

В мои студенческие годы под руководством Якова Кузьмича функционировал исторический кружок, старостой которого я являлась. Нельзя передать словами сколько позитивных эмоций мы получили при проведении исторических вечеров, да и просто рядовых заседаний кружка, сохранили в памяти потрясающие воспоминания о студенческих годах.  Каждый из нас, его студентов и по сей день, занимая свою нишу в сфере образования, так или иначе, стремится к тому, чтобы его старания не прошли даром. Будучи преподавателем истории Казахстана КазНПУ им. Абая, мне удалось продолжить его дело, создав исторический клуб на факультете.

Яков Кузьмич навсегда для меня останется недосягаемым образцом, человеком неиссякаемой энергии, энтузиазма, скромности, доброты, мудрости и преданности делу всей жизни.

Белоус Светлана,

преподаватель истории КазНПУ им. Абая,

обучалась в КГПИ по специальности «История»  в 2008-2012 гг.

 

Самым почитаемым и уважаемым для меня педагогом является Я.К. Духин. Прежде чем Яков Кузьмич стал у нас преподавать, нам студенты старших курсов наговорили о нем столько всего: что это самый строгий, принципиальный и требовательный преподаватель, что получить «4» или «5» у него практически не реально. Вот с такими сведениями мы пришли на первую лекцию к Якову Кузьмичу. Не буду скрывать, было страшно. Но… Оказалось, что все сказанное – миф, легенда. Яков Кузьмич оказался понимающим, интересным и добрым человеком. Конечно, он был требовательным, но так и должно быть. Я благодарна ему за его требовательность. Именно поэтому мне сейчас легко рассказывать, уже своим ученикам, о славянах, Киевской Руси, объединении земель вокруг Москвы и многом другом.

Лекции Якова Кузьмича проходили незаметно. На них мы шли с мыслями, что узнаем много нового и интересного из истории России. Семинары тоже проходили увлекательно. Здесь мы учились излагать не только фактический материал, но и свои мысли и мнения. Часто вспоминаются моменты, когда нужно было выступать с докладами по истории Руси на заседании исторического кружка. Для меня это было первым опытом выступления. При подготовке к нему очень сильно переживала. Некоторые точки зрения историков по данному вопросу были не понятны для меня. На помощь пришел Яков Кузьмич, который помог в составлении доклада, объяснил не понятные для меня моменты. В итоге я выступила не блестяще, конечно, но и «в грязь лицом не ударила». Но они первые шаги в науку. Спасибо Вам, Яков Кузьмич, за те знания, которые вы нам дали, за понимание и доброту!

Задорожняя О.В.,

выпускница исторического факультета

(Из книги «Рожден и оправдан временем.

 Очерки. Часть II. – Костанай, 2010»)

  

            Именем профессора Духина Я.К. нас запугивали старшекурсники еще с первого курса. Но прошли два года обучения, прежде чем у нас появилась возможность прослушать его курс и составить о нем собственное, без прикрас мнение. Действительность оказалась совершенно иной…

Безусловно, Яков Кузьмич отличался строгостью и требовательностью как преподаватель. Приходилось очень много читать и учить по истории России. Мы часами готовили в библиотеке материал для семинаров, писали рефераты вручную. Но в то же время, мы испытывали большое уважение к нему, как преподавателю. Было бы стыдно не подготовиться к его паре. Он был удивительный! На каждую лекцию он приходил с огромным количеством документов, в основном, рукописных, книг. У него, кстати, был очень красивый и аккуратный почерк, с витиеватыми заглавными буквами.  Он с большой скрупулезностью подходил к каждой лекции, и в полной мере раскрывал образ  русского дворянства, крестьян и чиновников, тех или иных исторических событий примерами из литературы, заметками из научных изданий. Яков Кузьмич старательно прививал нам любовь к истории, он показал, насколько она безгранична. Он мог говорить много и очень живо о чем угодно в истории России. Его было безумно интересно слушать, он увлекал нас своими рассказами. Он очень щепетильно подходил к нашим работам, затрачивая много времени на их проверку, он читал наши рефераты, оставлял заметки на полях, писал рекомендации. И мы уважали его за профессионализм! При этом, несмотря на высокий статус, огромный стаж работы, он общался с нами без надменности, на равных, уважая мнение своих студентов и прислушиваясь к нему. Сама его личность вызывала уважение и, не побоюсь этого слова, восторг! 

            Якову Кузьмичу было за 70, когда он начал нам преподавать. Я всегда удивлялась его неиссякаемой энергии. Он заражал любовью к истории, научной деятельности и жизни в целом. Он умел удивлять! На одном из экзаменов он поставил нескольким нашим ребятам отметки автоматом. Хотя мы провели несколько бессонных ночей за подготовкой, счастью нашему не было предела. Под его началом, совместно с преподавателем Самаркиным С.В. мы организовали на факультете исторический кружок. Помню, что я как председатель кружка была удостоена чести сидеть с Яковым Кузьмичом за одним столом. Я была горда этим фактом. Наверное, он видел в нас потенциал, истинный интерес, и он с удовольствием делился с нами своим опытом и знаниями как наставник. Под его же руководством в последующем я стала участницей научно-практической конференции (уже не помню деталей), и была удостоена грамоты. Помню, как Яков Кузьмич в знак благодарности подарил мне книгу. Это были очерки истории исторического факультета КГПИ. На обложке он написал своей рукой несколько строк благодарности за творческое сотрудничество. О, это было выше всех похвал! Результатом деятельности кружка было мероприятие, посвященное декабристам. Это был историко-литературный вечер. Был бал, песни, стихи. А еще было волнение… Мы старались не подвести. За мной, как всегда, был сценарий и решение организационных вопросов. Но Яков Кузьмич и Сергей Владимирович оказывали нам всестороннюю поддержку. Они волновались за исход мероприятия не меньше нашего. Мы стали командой единомышленников. А благодаря таким мероприятиям жизнь на факультете всегда била ключом, было невероятно интересно. Помню, как в конце учебного года, я подготовила дипломы для активных участников нашего кружка. Это были напечатанные на плотном цветном картоне самодельные дипломы. Но когда я поднесла их на подпись Якову Кузьмичу, он был приятно удивлен. В его глазах я прочитала какую-то необыкновенную искреннюю радость и благодарность за инициативность. Мне кажется, что если бы меня не было рядом, он бы подпрыгнул от счастья! И в этом он был весь! В этой непосредственности и заключалась его притягательность для меня! С ним хотелось творить!

Яков Кузьмич Духин 

 Исторический вечер "Пока свободою горим",

посвященный 185-летию со дня восстания декабристов (декабрь 2010).

 Еще Яков Кузьмич был замечательный человек! Несмотря на преподавательскую строгость, он излучал добро. Он много и умело шутил, он искренне улыбался. Мы любили его так, как можно любить преподавателя и хорошего человека. От него веяло отеческой заботой и какой-то детской непосредственностью. Я всегда удивлялась тому, как можно одновременно сочетать в себе эти два качества. Думаю, и он нас любил. Мне кажется, ему было интересно работать с нами. Во всяком случае, такого подарка, который он преподнес нашей группе в день выпускного вечера, никто не удостаивался. Он посвятил (он, кстати, еще хорошо сочинял) нам стихотворение. Точнее, девочкам нашей группы. Уже не помню почему, но сам текст его стихотворения он отдал мне, и я по сей день храню его. В этом стихотворении он в нежной, веселой форме написал о каждой из нас, точно подметив особенности характера девочек нашей группы. Это было так приятно, мило и неожиданно. Это было проявлением его любви. Возможно, это была благодарность за нашу отдачу. Но он давал нам всегда гораздо больше!

Как-то, когда мы изучали В. Белинского, Яков Кузьмич назвал его «глыбой». Он любил это слово. Его речь вообще была очень красивой, всегда наполненной метафорами. Так, вот, мне думается, что Яков Кузьмич – это тоже глыба! Глыба как человек и профессионал, бесконечно преданный служению людям и науке! Если он что-то делал, он был в этом весь, деятельность поглощала его полностью. Он вкладывал во все частичку своей души! Он тот, память о котором не сотрется, он тот, с кого мы – его ученики, берем пример! Я бесконечно сожалею о том, что после окончания института в 2011 г., так и не удалось вернуться в родные стены, увидеть родных и любимых преподавателей, поговорить с ним лично еще раз. Жизнь как-то завертелась, закрутилась… Сейчас, когда пишу эти строчки, понимаю, как неимоверно скучаю по этому светлому студенческому времени. Потому что благодаря таким преподавателям как Яков Кузьмич я вспоминаю студенчество с трепетом, с любовью, с обожанием. Спасибо, Яков Кузьмич, что ВЫ были в моей жизни! Спасибо, за все! ВЫ навсегда останетесь в моей памяти! И ВЫ как никто другой заслуживаете самых добрых и теплых слов! Люблю ВАС!

Ниязбекова Айгуль, студентка ФИИ (2007-2011)

 

 Духин Яков Кузьмич был одним из тех преподавателей, которые умели вдохновлять студентов, прививать любовь к предмету живым словом. Большое количество преподавателей вели пары в нашей группе, и, положа руку на сердце, хочется признаться, что Яков Кузьмич запомнился мне своим умением максимально удерживать внимание студентов.

Он преподавал нам историю России в эпоху Нового времени. До того, как начался данный курс, в группе разгорелась серьезная дискуссия по вопросу о выборе дисциплины. Мы разделились на 2 лагеря: тех, кто хотел изучать историю Евразии, уже не помню какого периода, а также тех, кто предпочел изучение истории России. Прения сторон не привели к консенсусу, поэтому мы решили проблему демократическим путем: провели голосование. И, таким образом, большинством голосов была выбрана дисциплина Якова Кузьмича. Я думаю, что многие не были разочарованы в таком исходе, поскольку лекции были невероятно содержательными и увлекательными. Яков Кузьмич всегда читал лекции без опоры на какие-либо конспекты. Это были одни из самых интересных занятий, так как преподаватель умел излагать материал в доступно, но в то же время вовсе не поверхностно, а, наоборот, выдерживал глубину и детальность.

Я думаю, что Яков Кузьмич с теплотой относился к нашей группе, так как однажды весной, когда наше сотрудничество приближалось к завершению, он предложил нам отправиться вместе в поход. Но, к сожалению, он не состоялся. Я помню, что тогда мы буквально поразились тому, что этот человек, будучи уже в почтенном возрасте, все еще с энтузиазмом относился не только к работе, но и к жизни за ее пределами. Сейчас мне неловко от того, что мы оставили без внимания предложение Якова Кузьмича.

Еще одним ярким событием был вечер, посвященный 185-летию восстания декабристов, подаривший нам невероятные эмоции. Девушки были в бальных платьях, а молодые люди в смокингах. Мы подготовили театрализованное представление для зрителей, но лично мне удалось действительно окунуться в атмосферу бала XIXвека.

 Я благодарна Якову Кузьмичу за то, что он внес значительный вклад в воспитание нескольких поколений педагогов. Я убеждена, что он останется в памяти своих студентов, как преподаватель, который был по-настоящему предан своему делу, как педагог с высокими моральными качествами, один из тех вузовских преподавателей, которые могут по праву считаться образцом для подражания.

Хайдарова А.М., выпускница КГПИ 2011 года.

 

Нам дана короткая жизнь, но память,

об отданной за благое дело жизни, вечна.

Цицерон

            За годы обучения в институте нам практически на каждом занятии говорили о том, что мы будущие учителя…., приводили в пример великих педагогов…, описывали пример идеального учителя…. А ведь это было совсем не нужно…, нужно было всего раз взглянуть на этого человека, побывать у него на лекции…, и всё становилось на свои места. Вот он, живое воплощение учительского идеала. Даже у самого нерадивого студента  Яков Кузьмич пользовался колоссальным авторитетом и уважением.

Умён, талантлив, тактичен, воспитан, очень требователен к студентам, и конечно же, к самому себе. Мне посчастливилось в последние два года студенческой жизни, так или иначе, учиться под чутким руководством Якова Кузьмича. Чаще всего вспоминаю несколько ярких  моментов.

Утро, семинар по истории мировых культур. Яков Кузьмич подходит и протягивает Библию. Большая, в кожаном переплете, розоватые страницы, закладки…. Что-то долго мне объясняет, я перелистываю страницы и думаю, как же сказать, что не хочу её читать. Яков Кузьмич хлопает меня по плечу  и говорит: «Я понял, тебе пока рано, ты пока не готова её читать».

Сентябрь, тёплый день, иду из библиотеки, набрав кучу книг, по дороге встречаемся с Яковом Кузьмичом. «Юля! - восклицает он, - ты почему такие тяжести носишь?». «Это всё для дипломной, Яков Кузьмич» - отвечаю я. Забирает пакет с книгами, приговаривает: «И зачем тебе столько, тяжело ведь!».

Май, тёпло, цветут яблони…. Майские праздники…..Готовлюсь к экзамену по истории мировых культур….Принимает Яков Кузьмич, надо готовиться основательно, не до отдыха…..День экзамена….Подходит Яков Кузьмич: «Ну, что, волнуешься? Да не волнуйся, я тебе автоматом поставлю!».

В моих воспоминаниях  Яков Кузьмич очень чуткий, внимательный, галантный, до ужаса скромный человек.  Не просто учитель, поверивший в меня…

Учитель, заставивший меня поверить в себя! За что буду благодарна ему всегда…. 

Абенова Юлия

 

С  Яковом Кузьмичом я встретилась на вступительных экзаменах  в 1988 году. Строг, тактичен и бесконечно заботлив. Задав несколько дополнительных  вопросов по билету, произнёс: «Давайте попробуем учиться». И началась учёба. Я, как и многие студенты, «жила в библиотеке», чтобы «успешно осваивать науку», «дрожала» во время сессии. Но, окончив институт, всегда помнила слова «давайте попробуем учиться».

Сблизила с Яковом Кузьмичом нас практика. Теперь я учитель, Яков Кузьмич приводит ко мне студентов. Ребята прекрасно подготовлены. Среди них студентка Ольга Задорожняя, ведёт урок в 10 классе по истории культуры и тема о Бехзаде. Материала минимум, Оля волнуется, на уроке будет Яков Кузьмич…Мы сидим с Яковом Кузьмичом на последней парте, смотрим, как у доски «сражается с темой Оля». И тут Яков Кузьмич говорит: «Какая молодец! Кто это Бехзад?....Хорошо говорит! Уверенно!». Закончился урок, мы втроём посмеялись над нашим общим напряжением….

Яков Кузьмич - человек, который оставил след в душе каждого из нас, его студентов, тех,  кто пришёл в профессию, чтобы остаться с нею навсегда. 

Чеботарёва Римма Анатольевна

 

ВОСПОМИНАНИЯ О ДОРОГОМ И ЛЮБИМОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕ…

 

Благодарю судьбу, что она подарила мне возможность общения с человеком с большой буквы и историком от Бога Духиным Яковом Кузьмичом. Впервые я увидела его, когда поступила на исторический факультет в 2004 году. Мне он показался довольно-таки грозным преподавателем. Я с замиранием сердце ждала 3 курс, когда он будет у нас вести предметы «Историю России» и «Культуру России». И вот наступил 2006 год! Мы познакомились! Впервые побывав на его лекции по курсу «История России» я вышла окрыленной! Мне хотелось его слушать и слушать, настолько интересно и завораживающе читал свои лекции Яков Кузьмич. Я хочу отметить, что вся наша группа всегда  с большим удовольствием ходила на пары к нему. И вот пришло время сдачи экзамена, который нами сдавалась в формате тестирования. Вся группа сдала на «5», и что тут началось… Яков Кузьмич очень сильно нас отругал, сказал, что мы списывали, что ВСЕ не могли сдать на отлично, что он пойдет в ректорат, и мы будет пересдавать! Так он сильно ругался, аж покраснел!!! И что вы думаете? Он пошел-таки в ректорат, но ректор отказал в пересдаче, так как не было конкретных оснований. Боже, как мы потом боялись следующего семестра, ведь там Яков Кузьмич у нас будет читать «Культуру России». Снова начались занятия: лекции, семинары… И все они прошли в довольно-таки спокойной и  непринужденной  обстановке… больше мы боялись. Наступила пора экзаменов, данный предмет мы сдавали устно. Я попала в первую пятерку. Как сейчас помню, Яков Кузьмич, нас рассадил за  три первых парты и 2 вторых парты… Сам взял газету, вроде читает, а сам пристально за нами наблюдал… Мамочки, не списать, не подглядеть ни где нельзя было! И вы представляете абсолютно ВСЯ группа так попала!!! За данный экзамен  я получила «4» - это единственная четверка в мое дипломе. Мы с Яковом Кузьмичом всегда со смехом вспоминали этот экзамен… Казалось тогда, решалась вся наша судьба… Конечно, сейчас это уже просто смешно! После этого на четвертом курсе я работала на кафедре «Всемирной истории и основ права». Теперь я начала узнать Якова Кузьмича уже никак преподавателя, а как добросовестно научного сотрудника. Это человек уникум! Он постоянно писал научные статьи, научные работы, работал в архиве, у меня складывалось такое впечатление, что он никогда не устает. Видно было, что он получает удовольствие от своей работы. После завершения педагогического института я пошла работать учителем, но мы продолжали видеться с Яковом Кузьмичом: теперь уже на педагогической практике. Он приводил ко мне студентов. Работать с ним было одно удовольствие: он всегда переживал за студентов, которые приходили ко мне, каждого знал и всегда давал им полную характеристику. Это было так приятно слушать. Ведь не каждый преподаватель знает своих студентов, а он знал. Мы всегда с ним детально разбирали уроки студентов, но при этом всегда договаривались, что все с ним сделаем, чтобы студенты по максимуму выложились и защитили данную практику только на «хорошо» и «отлично». Порой студенты на нас с ним обижались, но по итогам практики говорили только слова благодарности.

Кроме того с Яковом Кузьмичом мы готовили научные работы. Буквально в позапрошлом году наша научная работа «Смольный институт благородных девиц по воспоминаниям Е.Н. Водовозовой» заняла 1 место в городе и области. Данная работа была написана по книгам из личного архива Духина Я.К. Члены жюри хвалили работу, сказав, что сразу виден в ней почерк Якова Кузьмича.

Мне очень грустно осознавать, что больше нет в этом мире такого светлого, умного, прекрасного человека…

 

Вы при жизни были светлым пророком,

Человеком высокой мечты,

Из души вашей дивным потоком

Исходили лучи доброты.

 

Спасибо, Яков Кузьмич, что Вы были в моей жизни, делились профессиональными и житейскими советами. Да будет память о Вас СВЕТЛА!

 Грудупс Ксения Яновна

Грудупс Ксения Яновна,

заместитель директора по научно-методической работе, учитель истории, основ права и религиоведения ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата города Костаная»

 

Последнее обновление ( 23.05.2019 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


На передовой


Музыкальная школа


Кустанай

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.314 сек.