• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Переправа, переправа - берег левый, берег правый

Переправа, переправа - берег левый, берег правый

Печать E-mail
Автор Administrator   
07.10.2008 г.

Это материал Н.Здоровец, архивиста областного государственного архива

"Наша газета" 12 апреля 2007 года

 

Жизнь на реке всегда требовала от людей умения преодолевать водные преграды, в которые паводок мог превратить даже маловодные ручейки. Хроника устройства  переправ и наведения мостов - интересная глава в истории области.

Боевое задание

К тому моменту, когда в 1921-м году Кустанайский уезд оформился в Кустанайскую губернию, населению  довелось пережить не только налёты банд, но и неурожай 1920 года, голод. Невозможно было засевать достаточное количество площадей, земли пустовали еще с прошлых лет из-за нехватки семенного материала. Семенная кампания в 20-е годы открывалась 20 апреля началом перевозок зерна на паромах через Тобол. По договору с нанимателями, с этого дня владельцам паромов выдавался задаток в 1 млрд. рублей и 30 пудов муки. 30 апреля выдавали второй миллиард рублей, получение остальных денег зависело от успешности выполнения договоров. В случае неустойки со стороны владельцев паромов - они лишались недополученной платы и отвечали перед судом. При выполнении договора до 5 мая выдавали паромщикам 100 пудов семенного зерна с условием посеять самостоятельно. Обе договаривающиеся стороны обязывались отчислить по 5% в пользу комиссии Губпомголода. Во внимание принимался и фактор стихийного бедствия, не зависящий от владельцев паромов. Так, 17 апреля 1922 года владельцы паромов К. Никифоров, Злобин, Ш. Мулюков, Дм. Журавлев, В. Садыков, А. Соколов, П. Артемьев заключили и подписали договор с чрезвычайным уполномоченным Губпосевкома т. Ковалевым на перевозку семенного зерна через Тобол.  За перевозку 150 тыс. пудов семенного зерна через Тобол уполномоченный обязывался  уплатить 3 миллиарда рублей и 60 пудов муки. Паромщики, в свою очередь, обязывались перевезти это количество зерна на трёх паромах со своей погрузкой и выгрузкой, для чего требовалось оборудовать пристань на обоих берегах реки. 21 апреля 1922 года был даже издан приказ Кустанайского губисполкома о том, что ввиду возведения через реку Тобол временного понтонного моста для срочной переброски семян районам, находящимся за рекой, и за недостатком  стройматериалов все хозяйственные органы, владельцы мельниц и прочих предприятий, торговцы и граждане города обязаны предоставить списки имеющихся у них стройматериалов (доски, железо, гвозди, канаты) в 12-часовой срок. Учреждения и лица, не выполнившие приказ, карались по строгости военного времени за срыв боевых заданий по выполнению семенной кампании.

Работа первой очереди

1 сентября 1924 года вопрос о постройке постоянного моста через Тобол в Кустанае рассматривался на заседании дорожного совещания, созданного губернским отделом местного хозяйства. Учитывая тот фактор, что временный мост стоит на пересечении важнейших трактов не только губернского, но и краевого значения,  тракт Кустанай-Тургай (800 вёрст), тракт Кустанай-озера Уркач и Эбелей (250 вёрст), тракт Кустанай-Урицк (130 вёрст) - и те громадные неудобства и убытки, которые испытывало население, госорганы и промышленность во время весеннего паводка, постройка постоянного моста признана работой первой очереди. Были запасены местные материалы в количестве 304 бревен. В 1927 году на сессии горсовета запланировали сооружение двух плотин на Монастырском логу и в посёлке Красный пахарь на сумму 50 000 рублей, из них 35 000 руб. окружного бюджета, 10 000 руб. - городского, 5000 - общественной помощи. Планировали и постройку нового моста через лог Абиль-Сай по ул. Красного пахаря (Баймагамбетова) и капитальный ремонт моста через лог Абиль-Сай по ул. Комсомольской (Абая). Выступивший не сессии председатель Ново-Покровского волостного исполкома (ВИКа) Крыленко заявил, что «через несчастный Убаган до сих пор нет моста, но он необходим. Казаки Карабалыкской волости построили там чёртову переправу и берут за проезд от 1 руб. до 1,5 руб. Та же история с волостным логом. Ежегодно общество строит через него мост, ежегодно расходуется 700 руб., а он всё размывается и размывается». Выступил председатель Затобольского ВИКа Гречко и призвал, не разбазаривая средств, строить экономно: « ...что такое мостики в волостях, когда подступы к Кустанаю со стороны Тобола отрезаны. Весь округ видит, когда крестьянство половины округа каждую поездку в город на своих плечах несёт каждый пуд, чтобы дать возможность своей кляче затянуть хотя бы пустую телегу на кустанайские приступы». В итоге утвердили смету вместо строительства двух плотин на строительство одной, а оставшиеся средства решили использовать на оборудование выездов на берегу  Тобола по ул. Ленина, Тарана.

Принять меры к «недопущению застройки»

А между тем на берегах Тобола шло самовольное заселение. Со стороны городского совета разрешения на застройку квартала в Кузнечных рядах и за рекой Тобол не давалось. Поэтому каждый год в половодье граждане прилегающих к Тоболу кварталов обращались в горсовет за материальной помощью как пострадавшие от наводнения. Президиум отказывал в ходатайствах ввиду напряженности «бюджета и заселения в кварталах самоуправно» и строго указывал горкомхозу принять меры «к недопущению застройки в этих местах». В начале 30-х власти изменили тактику в отношении бедствующего от разлива реки  населения. До 10 апреля постановлением горсовета жителей прилегающих к реке Тобол кварталов переселяли в Затобольск по договоренности с тамошним сельсоветом, имеющим пустующие дома, и в  город, в пустующие домовладения в Наримановской слободке и пос. Красный пахарь.

«Тройки» по борьбе с паводком

Паромная переправа существовала до постройки железобетонного моста. Почта НКВД перевозилась бесплатно. Остальные платили. По договору между артелями паромщиков и горкомхозом деньги за перевоз между ними делились. В годы Отечественной войны горисполком на период подъёма воды утверждал план организации работ по восстановлению деревянного моста и переправы, создавал оперативные «тройки» по борьбе с весенним паводком. Обычно верхнее строение моста разбиралось до вскрытия реки к 1 апреля и собиралось после спада вод. У моста, паромной переправы и плотины устанавливались круглосуточные посты. Руководители предприятий и организаций устанавливали в своих организациях круглосуточные дежурства. Горжилуправление подготавливало помещения для переселения граждан из затопленных кварталов. Руководство городской чрезвычайной тройки для разборки моста привлекало рабочую силу в количестве 300-350 человек от завода №507, горпромкомбината, кожкомбината, команды ПВО, с/х техникума, техникума механизации, авиашколы, мясокомбината и др. Проследить по документам дату начала строительства железобетонного моста не удалось. Но известно, что 6 марта 1957 года, в связи с предстоящим весенним паводком, открылось (на период паводка) одностороннее автогужевое движение по неоконченному железобетонному мосту через Тобол, установлены временные деревянные перила и временное освещение моста. В то же время было принято решение о постройке малого деревянного моста с двусторонним переездом. Строительство поручено Карелову,  начальнику мостопоезда № 435. Проезд по мосту через Тобол по ул. Ленина был открыт к 30 августа 1962 года.

 http://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=21&storyid=1187

 
Последнее обновление ( 22.10.2008 г. )
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Джусупов Айткужа Жандарович


Победный гол гостей


Прысев Григорий Митрофанович

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

карточка для переводов в тенге 5427 6200 0561 3533

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.206 сек.