• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow По страницам прошлого... (К истории Тарановского района)

По страницам прошлого... (К истории Тарановского района)

Печать E-mail
Автор Administrator   
13.04.2011 г.

Александр Шефер, краевед-исследователь. Германия. Marburg 2011

 

 Бурное переселенческое движение на территории современного Тарановского района в начале 20 века, когда новые посёлки росли, как «грибы после дождя», вызвало некую растерянность местных властей во всех отношениях. Отдалённые степные посёлки были частично оставлены на произвол судьбы. Инспекторы, контроллёры, начальники и прочий должностной люд редко решались на дальний путь в глухую степь и по этой причине посещали, в основном, поселения, располагавшиеся недалеко от административных центров. До остальных просто «руки не доходили». Однако прекрасно понимали затруднения как русского, так и местного, казахского населения. Ещё при закладке-нарезке посёлков в 1900 году, Переселенческое Управление отводило 120 десятин церковно-школьной земли для каждого населённого пункта (99 десятин в пользование местного причта и 21 десятина-для церковных школ). «Эта отведённая земля наталкивает новосёлов на мысль, что в каждом посёлке должен быть свой причт, мужду тем и сами живут в холоде и голоде: дома саманные или из земляных пластов с земляными полами. Дворовых построек у большинства нет»,- отмечалось в 1909 году в Оренбургских епархиальных новостях. Но из-за отсутствия средств в казне на постройку школ и церквей, местные власти полагались на самих жителей, которые сами строили примитивные саманные церквушки на пожертвования более-менее зажиточных местных предпринимателей.

 Длительное отсутствие школ и церквей при посёлках породило распространение массы различных сект среди населения, что вызвало серьёзную озабоченность Оренбургской епархии, в ведении которой находились все переселенческие посёлки Верхнего Притоболья. Отмечалось, что особенно Асенкритовка и Викторовка были «засорены» сектами штундо-баптистов, воскресников и субботников. Большое количество баптистов осело в Николаевке, что приводило порой к конфликтам с соседними православными русскими переселенцами, а также к противостоянию местных казахов.
В 1906 г. епископ Оренбургской епархии Иоаким лично объехал часть Кустанайского уезда с довольно позитивными результатами.

Затем и Челябинский епископ Дионисий, ответственный и за дела Кустанайского уезда, лично посетил Асенкритовку, где остановился с ночлегом 9 августа 1910 года, проехав по волости в тот день 15 верст. Дальнейший его путь- 9 верст до Варваринского посёлка 10 августа. Речь в основном шла о возвращении сектантов в лоно православной веры.
Рассматривались и вопросы обучения детей грамоте. Зачастую переселенцы неохотно отдавали своих детей-подростков в школы, т.к. в их скромном личном хозяйстве срочно требовались рабочие руки. А некоторые из тех, кто всё-таки посещал школу, имели иные проблемы, на которые неоднократно указывали педагоги и проверяющие : «Деревенские мальчишки часто ходят в школу плохо одетые, нередко в отцовских костюмах и сапогах...»
О существовании церковно-приходской школы в Асенкритовском упоминается уже в отчетах за 1902 год. Здесь обучались 104 ученика (70 мальчиков и 34 девочки). Это одна из самых многочисленных одноклассных школ епархии. По инициативе областного миссионарского священника Фёдора Соколова в 1902/03 учебном году были разработаны и утверждены планы на постройку нового школьного здания. К 1904 году учащихся насчитывалось уже 115. Учитель школы А.Ченчик добивался хороших результатов у своих воспитанников. Сам Асенкритовский приход обслуживал 1097 прихожан мужского пола. Активное участие в форме денежного пожертвования для церкви, церковных вещей и икон, принимали местные крестьяне Федот Помазан, Андрей Бесчастный, Семён Шевченко, Никанор Коваленко.



В 1903 г. открылась Варваринская школа грамоты, где обучались 60 человек (56 мальчиков и 4 девочки). На постройку саманного здания школы епархия выделила 300 рублей (это полный годовой оклад священника тех лет). В 1902 году открылась Елизаветинская школа грамоты, на постройку саманного здания которой выделили 350 рублей. К школе был пристроен алтарь,- что нередко в те времена. Но совмещение школы и церкви в одном здании быстро показало свою непрактичность и некое недовольство населения, т.к. «частые отпевания усопших, крещение младенцев, венчание браков и пр. отвлекают учащихся от занятий». К тому-же, распространение тифа и цинги, добравшихся до степей Верхнего Притоболья в 1907 году, вынудило самого Российского императора специальным указом запретить установку открытых гробов в церквах с телами умерших от данных болезней. По этой причине, гробы транспортировались в закрытом виде до самой могилы. Тиф и цинга имели место также в Валерьяновской и Павловской волостях.
Елизаветинская школа насчитывала в 1902 г. 44 учащихся (29 мальчиков и 15 девочек). Обучение здесь велось на довольно высоком уровне и епархия в 1904 г. с удовлетвореним отметила «выдающиеся успехи как в обучении, так и в благоустройстве». В том же 1904 г. Елизаветинская школа грамоты была представлена для переименования её в церковно-приходскую. Житель села Семён Апрелев неоднократно приносил пожервования в пользу местной церкви. А священник К.Аксёнов-заведующий законоучитель был отмечен епархией за успехи в обучении детей.


В 1904 г. впервые упоминается Павловская школа грамоты с учителем, псаломщиком Тимофеем Савиным. Павловский приход обслуживал в 1906 г. 1734 прихожан мужского пола. Попечителями и помощниками при постройке и благоустройстве Павловского Михаило-Архангельского молитвенного дома, ставшего с 1911 года Михаило-Архангельской церковью, были священники прихода Максим Иванов, церковный староста Мокий Швец, Степан Дядык, Евдоким Дводненко.


В 1906 году- в отчётах Переселенческого Управления упоминается о существовании Новоильиновской (Дамбарской) волостной казахской школы. В том же, 1906 году здесь построен саманный Михало-Архангельский молитвенный дом для переселенцев.

В 1904 г. открылась Викторовская школа грамоты, добившаяся в последующие годы при местном учителе С. Черкасове хороших результатов. В 1905 г. распоряжением епархиального Правительствующего Синода официально открылся Викторовский приход с причтом из священника и псаломщика. Приход обслуживал в тот год 1123 прихожан мужского пола и имел 198 десятин земли. Крестьянин Иосиф Затуливетер пожертвовал для церкви и приобретение колокола 200 рублей,- немалую сумму по тем временам. Члены строительной комиссии по постройке местного храма Фёдор Литвинов, Варфоломей Карпенко, Иаков Головенько были также отмечены архипастырским благословением Оренбургской епархии. В последующие годы среди отличившихся были активный местный псаломщик Иосиф Алпатов, направленный в Викторовку 8 декабря 1907 года, до этого- регент градо Кустанайского соборного хора. Местный староста церкви Терентий Хоронько, исполняющий эту должность до октября 1911 года, начиная с 1903 года, когда местный приход существовал лишь на средства прихожан. Священник Георгий Шашин, переведённый в Викторовку в 1916 году из Кошенсайского посёлка Кустанайского уезда. В 1916 г. крестьянин Акиндин Хоронько пожертвовал 125 рублей на покупку плащаницы для храма.


Увальненский приход упоминается впервые в 1906 г. Обслуживал 1056 прихожан мужского пола. Церковь деревянная, что довольно редко для здешних мест. Местные крестьяне Василий Недуев, Стефан Стуров, Игнатий Сенчев (многолетний староста церкви), священник Стефан Шаталов отмечены были благодарностью за их пожертвования. Священники Увальненского прихода крестили многих бывших сектантов существовавшей тогда Валерьяновской волости с посёлками Новоильиновка, Козырёвка, Валерьяновка, соседних селений Аксуатского верхнего (позже переименован в Богородский) и Аксуатского нижнего (позже- Аксуатский) и др.


 В 1915 году Оренбургская епархия произвела передел своих благочинных округов. Церкви поселений нынешнего Тарановского района вошли в состав 6-го Алексеевского округа. Среди них молитвенные дома и церки посёлков: Алексеевский, Архангельский, Асенкритовский, Барсуковский, Валерьяновский, Варваринский, Викторовский, Дмитриевский, Евгеньевский, Елизаветинский, Журавлёвский, Козырёвский, Карпыковский, Кочергинский, Луговской, Натальинский, Новоильиновский, Павловский, Покровский, Увальный, Щербиновский.

Основная часть переселенцев Верхнего Притоболья- украинцы, придерживавшихся своих прежних традиций, немного отличающихся от традиций русских православных. Освящение новых домов переселенцы просили совершать по особому способу с помазанием стен дома елеем и с зажжением свечей. На территории Кустанайского уезда располагался один единственный свечной склад в городе Кустанай. Да и тот склад пришёл в ветхость: «Кустанайское складское помещение настолько сыро, что истлевает упаковка свеч, пятерики рассыпаются и свечи ломаются»,- с большим сожалением отмечали прихожане. По просьбе верующих Верхнего Притоболья и ходатайству священника Нечаева, в 1915 году открылся свечной склад в Денисовке. А церковную утварь и колокола можно было приобрести в большинстве в Михаило-Архангельском магазине города Оренбурга. Колокол играл среди переселенцев помимо зова для богослужения и важную мистическую роль. «Колокольный звон в представлении нашего простолюдина имеет таинственное значение. Нечистые духи и ведьмы по народному верованию боятся колоколов и, заслышав их звон, улетают как можно дальше». Наши украинские переселенцы верили, что «первый удар колокола приводит бесов в оцепенение, при втором ударе они в смятении бросаются во все стороны, а при третьем- исчезают. Поэтому-то некоторые из Малороссов, услышав церковный благовест, делают крёстное знамение только при третьем ударе колокола». По этим причинам и было очень важным иметь при церкви свой поселковый колокол.

Александр Шефер, краевед-исследователь. Германия. Marburg, 2011

Источники: «Оренбургские Епархиальные ведомости» 1900-1917 гг.

Последнее обновление ( 15.04.2011 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Совхоз Павловский


Еркебаев Ермек


Аукцион 1992 год. Праздник чабана

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.271 сек.