• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Первым делом самолеты

Печать E-mail
Автор Administrator   
07.10.2008 г.

Это материал Н.Здоровец архивиста областного государственного архива

"Наша газета", 10 мая 2007 года

 

В сороковых кустанайское небо знало звук военных самолетов не понаслышке. Здесь обучали военному лётному мастерству тех, кто затем отправлялся на фронт.

7 мая 1937 года, после образования Кустанайской области, открылось регулярное авиасообщение между Кустанаем и Алма-Атой. Самолеты прибывали ежедневно в 17.00 и отбывали в 17. 30. А с 1 июня стала действовать авиалиния Алма-Ата - Москва, проходившая через Кустанай, и внутриобластная авиалиния по маршруту Кустанай-Семиозёрное-Амангельды-Тургай. Накануне войны в Кустанае базировался авиаотряд спецприменения и местных воздушных линий КУ ГВФ № 257 (Казахского управления гражданского воздушного флота). Он доставлял почту и грузы в отдаленные районы Кустанайской области. В должность командира авиаотряда с 16 января 1941 года вступил Савин. В штате лётного отряда числились пилотами IV и III класса восемь человек; было два авиатехника и три авиамоториста. Лётная форма всегда вызывала острый интерес у населения. Лётчики и техники с удовольствием ходили по городу в шлемах. Но после того как начальник АНСВ Аниськин был замечен в областном драмтеатре в летнем летном комбинезоне, появился приказ, запрещающий ходить в форме в нерабочее время. 30 апреля 1941 года поступил приказ об усилении охраны гарнизона и Кустанайского аэропорта. 1 мая личный состав гарнизона и аэропорта колонной прибыл к зданию облсовета Осоавиахима (общество содействия Армии, авиации и флоту) для участия в праздничной первомайской демонстрации.

По законам военного времени 22 июня радиоцентр аэропорта принял заявление правительства СССР о начале войны. Полеты по местным воздушным линиям были прекращены, обслуживались только пролетающие самолеты. Приказом командира 257-го авиаотряда установлено круглосуточное дежурство по отряду и аэропорту с 18-ти часов до 9-ти часов следующего дня. Два часа в сутки проводились военные занятия. Радиоцентр передавал информацию в эфир только в зашифрованном виде. Вскоре началось передвижение личного состава летного отряда. Пять лётчиков и техников вместе с самолетами У-2 откомандировали в Актюбинск. Авиамотористы и лётчики были переведены в 51-ю учебную авиаэскадрилью. Кто - курсантами, а кто и инструкторами. Ввиду секретности информации в архиве сохранились лишь отдельные документы о базировании 51-й учебной эскадрильи.

Костанаец, фронтовой летчик-штурмовик Яков Васильевич БОНДАРЕНКО, которому самому довелось обучаться лётному мастерству в первом потоке 51-й отдельной авиаэскадрильи, рассказал об этом следующее. - Эскадрилья начала формироваться в мае 1941 года в Кустанае, большая часть пилотов и техников 257-го авиаотряда пополнила её состав, часть курсантов прибыла из Уральска, часть - кустанайцы. Командовал учебной отдельной эскадрильей Филиппов. Курс обучения длился шесть месяцев. Первый поток проходил обучение в Кустанае на аэродроме у железнодорожного вокзала. Курсанты жили там же в палатках. Летали на самолетах У-2, позже появились Т-102. Когда встал вопрос о перебазировании Сталинградской авиашколы пилотов в Кустанай, курсантов первого потока отправили доучиваться в Алма-Ату и Чебоксары. Яков Бондаренко тоже был направлен в Алмаатинскую, а затем в Чебоксарскую авиашколы. По окончании его отправили на Брянский фронт, затем на II-й Прибалтийский. 76 боевых вылетов совершил Яков Бондаренко, получил 2 ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, 2 ордена Боевого Красного Знамени, медаль «За боевые заслуги»... А до золотой Звезды Героя Советского Союза недотянул. В каждом деле есть своя норма. Оказывается, чтобы получить «Героя», надо было совершить 80 боевых вылетов. После войны Яков Васильевич Бондаренко работал в Кустанайском аэропорту диспетчером.

Сталинградская авиашкола

31 августа 1942 года часть зданий и сооружений аэропорта были переданы Сталинградской авиашколе пилотов. Её разместили в Кустанае по приказу командующего ВВС Уральского военного округа генерал-майора Емельянова с грифом «Совершенно секретно» от 23 июля 1942 года. В городе для неё были выделены здания от ул. Ленина (Аль-Фараби) до ул. Павлова, включая ул. Калинина (Алтынсарина), ул. Толстого, Повстанческую, Гоголя, школу «40 лет Октября» в Наримановке. Для гарнизона авиашколы отдали здание по ул. Гоголя, 59. Авиамастерские размещались в Кустанайском, Фёдоровском (Фёдоровский зерносовхоз и Джаркульская МТС) районах. Площадей не хватало, и в январе 1943 года руководство города передало авиашколе свободную производственную площадь ремзавода в 434,1 кв. м, а также помещения двух недостроенных и законсервированных цехов площадью 88,4 м. Цеха школа должна была достроить своими силами. Одновременно, в основном силами школы, велось строительство оперативных аэродромов у поселков Озерный и Фёдоровка и взлетно-посадочных полос. Аэродром «Наримановка» (территория современного аэропорта) готовили для зимней и весенней эксплуатации. Районы, близкие к Кустанаю, с 1 февраля по 25 апреля отправляли на очистку от снега рулежных дорожек, стоянок самолетов, подъездных путей, летных полос по 20-40 рабочих, 5-15 подвод с возчиками и двух-трех трактористов. Федор Здоровец попал в летную школу из армии. С началом войны эвакуировался в Кустанай. Вспоминал о том, как курсанты жили в казармах, занимавших целый квартал от улицы Ленина до улицы Толстого. А двухэтажное здание штаба авиашколы находилось на углу ул. Павлова и Повстанческой со входом с ул. Павлова. Он и девушку встретил в Кустанае, в 1943-м. Тогда же и поженились будущий ночной ас и швея фабрики «Большевичка» Аня. Получив звание лейтенанта, лётчик отправился на фронт ночным бомбардировщиком. Дважды был сбит над Кенигсбергом и дважды его спасали фотографии любимой Ани, украшавшие пилотскую кабину.

После войны

7 ноября 1945 года в Кустанае состоялся военный парад Сталинградского авиационного училища, а в 1946-м - авиашкола пилотов была перебазирована на родину в Сталинград. Погибшим курсантам Сталинградской авиашколы в парке Победы Кустаная после войны был сооружен памятник. А в 1991-м году, после его реставрации, с надгробной плиты исчезли имена 23-х курсантов. И только совсем недавно, накануне Дня Победы, благодаря усилиям городского совета ветеранов памятник восстановлен - правда, в несколько другом варианте. Но важно, что на мраморной плите выбиты фамилии всех погибших курсантов авиашколы.

 http://www.ng.kz/modules/newspaper/article.php?numberid=25&storyid=1484

 
Последнее обновление ( 22.10.2008 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Команда КИПТ


Барсуковка


Карасуский район

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.237 сек.