• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Горизонты пространственных представлений

Горизонты пространственных представлений

Печать E-mail
Автор Administrator   
19.12.2017 г.

"Учитель Казахстана". 1972 год

 

            В 8 «А» классе кустанайской школы №12 шел урок черчения, завершающий полугодие. Электрифицированные плакаты, расположившиеся вдоль стен во множестве, отображающие все изученное: сечения, разрезы, местные и дополнительные виды.

            Ребята сразу почувствовали, что предстоит такая контрольная работа, которая должна выявить их знания за большой промежуток времени. Учащиеся деловито готовили свое рабочее место: достали эскизные тетради, линейки, циркули, чертежные карандаши.

            - А измерительные инструменты и детали сейчас получите. Каждый – свою, сказал Михаил Васильевич, - извлекая из портфеля штангенциркули, внутримеры и детали, отливающие металлическим блеском.

            Но стоило деталь взять в руки, как тотчас становилось ясным – она деревянная. Изготовленные из березы, сосны и дуба оси, втулки, рычаги искусно выкрашены под бронзу и сталь!

            …Когда ребята впервые увидели детали, сделанные учителем, то были просто поражены. Так здорово выглядят, как фабричные. Значит, и они могут так же изготовить.

            И вот все чаще к Михаилу Васильевичу стали до уроков прибегать мальчишки и девчонки поделиться радостью:

            - Правда, моя деталь тоже похожа на металлическую, как и ваши? А ведь на самом деле – из березы!

            А потом уже приходили не с подделками, а с более серьезным: находили неожиданный способ решения графической задачи, и прежде всего хотели сообщить о находке учителю, по-настоящему увлеченному своим делом…

            Сейчас, на уроке, в ожидании увлекательной работы они затихли, все – сплошное внимание. Но Михаил Васильевич не сразу дал главное задание.

            - Прежде надо кое-что всем вместе уяснить, - сказал учитель, пригласив к доске Олега Туманшина.

            Ему предстояло определить по плакату, какую форму имеет отверстие, помеченное буквой Д. Олег взял конец проводка с указкой и остановился возле чертежа технической оси цилиндрической формы. В ней есть плоские срезы, отверстия с резьбой и шпоночная канавка с отверстием, как раз и помеченной буквой Д. На этот вопрос дано пятнадцать ответов, но только один – правильный, и лишь на него ответит световой сигнал.

            Подумав немного, мальчик прикоснулся к медной точке с ответом «Отверстие имеет коническую форму» - и яркий огонек зажегся. Все правильно!

            Схема была новой для восьмиклассников, но аналогичные задачи они решали в году, пользуясь раздаточными карточками, или по изготовленным деталям, а то и просто у доски по описанию, предложенному учителем. Скажем, по двум данным видам детали (спереди и сверху) определяли вид слева.

            Новая программа по черчению предлагает обучать ребят, делая особый упор на умение читать чертеж и анализировать его. Только так можно развить пространственные представления ученика.

            Перед контрольной, судя по ответам многих учеников, чувствовалось, что они хорошо представляют себе то, о чем ведут речь. Отвечая на вопрос электрифицированного плаката: «Как называется изображение, полученное на чертеже буквой «Г»,  Наташа Губарева была по-настоящему обстоятельной:

            - Эта деталь отделена от чертежа, а если ее присоединить к шпоночной канавке цилиндра, то она дополнит деталь.  Поэтому изображение мы называем «Дополнительным видом».

            Все восьмиклассники хорошо владеют языком черчения: символикой, условными обозначениями, проецированием точки, прямой, плоскости, поверхности. Когда Марат Мендыгалиев еще раз напомнил всем соклассникам , что означает линия, помеченная на чертеже буквой В, какими линиями обозначается отверстие с резьбой, какими буквами – та или иная толщина плоскости, учитель сказал твердо:

            - Теперь можно приступить к выполнению контрольной. Измерьте поверхности и внутренние части деталей, которые я вам раздал, и изобразите их в своих тетрадях.

            По классу едва прошелестел рабочий шумок, и на лицах ребят застыла деловая сосредоточенность. Ведь надо успеть уложить в оставшееся до звонка время и сделать так же хорошо чертежи, как выполняет их учитель.

            Перед глазами у всех его работы. Настолько красивы, эстетичны! Их не отличишь от фабричных. Не случайно на занятиях в городской секции учителей черчения и рисования, которой руководит Михаил Васильевич Благополучный, коллеги нередко спрашивают, откуда он выписал такие плакаты.

            …Опытный учитель, у которого за плечами тридцать три года педагогического стажа, всегда охотно делится с молодыми преподавателями своим опытом. А он у него солидный. В свое время он получил отличную подготовку и постоянно пополняет свои знания. Он и сегодня впереди других, потому что хорошо понял новые требования к черчению – инженерно-техническому предмету.

            - Если уж работать, так только творчески! – это сказано им не просто слова ради.

            За фразой кроется большой кропотливый и вдохновенный труд. В своей домашней мастерской он изготовил десятки своеобразных электровикторин для чтения чертежей. Это новинка для кустанайских учителей.

            Он постоянно ощущает большую отдачу со стороны своих питомцев. Они так же увлечены черчением, как и он сам. Это радует Михаила Васильевича, вдохновляет его, заставляет искать, придумывать, творить, изо дня в день биться за преумножение числа тех воспитанников, кому бы пришлось по душе его любимое дело…

            И вот теперь в самый ответственный момент, когда надо проверить круг знаний учащихся, их прочность, учитель, кажется, не прилагает никаких особых усилий, чтобы класс серьезнее трудился. Зачем, если с каждым из ребят его давно связывают те невидимые нити, которые вдохновляют те невидимые нити, которые вдохновляют на поиск, живую, творческую мысль.

            Ребята сразу энергично взялись за работу. Свободно владеют инструментами, элементы деталей быстро и четко выделяют нужными типами линий. Чувствуется, что умелое использование чертежей явилось не само по себе. Помогла большая усидчивость и любовь к делу.

            Два восьмиклассника-соседа получили одну деталь, но каждый из них иначе представляет ее форму и проектирует по-своему. Оба чертежа грамотны, правильно скомпанованы на лист, хорошо оформлены. Проходя мимо учитель одобрительно кивает обоим.

            Вот и звонок. Все хорошо уложились во времени. Стопочкой лежат тетради. Потом выяснилось: с заданием справился весь класс, в основном на пять и четыре, лишь двое решили задачи на тройку.

            Смотришь чертежи и с удовлетворением отмечаешь: пространственные представления ребят развиваются настолько успешно, что скоро даже по телефону смогут передать, какие изменения надо внести в чертежи того или иного узла или агрегата! В перспективе – это отличные инженеры, чего и добивается от своих питомцев учитель личным примером трудолюбия и умением быть ежечасно на уровне века.

                                                                                                 А. Маслова

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Ветераны


Саакян Николай Левонович


Дукардт Михаил Иосифович

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.231 сек.