• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Раздумывать некогда

Печать E-mail
Автор Administrator   
18.12.2017 г.

"Учитель Казахстана". 1968 год

 

            Если представить себе идеальную постановку дела, то должно быть примерно так: когда еще ребят тешат лыжные прогулки и катание на льду, взрослым пора заботиться о летнем отдыхе детей. Не только расчистить игровые площадки, убрать с территории лесного лагеря шишки, иголки и прочий мусор, починить качели-карусели, но (и это главное!) подобрать самых внимательных педагогов, жизнерадостных вожатых, квалифицированных музыкантов, руководителей кружков. Короче, своевременно подготовить людей, знающих и любящих детвору.

            Кустанайский облсофпроф, обком комсомола, облоно начали подготовку к летнему оздоровительному сезону непростительно поздно, только в мае. Создали специальную комиссию во главе с М.А. Пермяковым, председателем облсофпрофа. В ее обязанности входило «обеспечить подготовку к отдыху, подобрать кадры и провести семинар». Начали и, пожалуй, завершили свою деятельность трехдневным семинаром (с 23 по 25 мая) для старших пионервожатых и начальников пионерлагерей.

            Приехали учиться люди со всей области, опытные и начинающие. Ничего не скажешь: лекции им читались квалифицированные. И круг затрагиваемых вопросов чрезвычайно важен: о лучшей организации отдыха, о специфике занятий с детьми разных возрастов, об оформлении территории, жилых корпусов, о роли ежедневного педсовета в лагере.

            Однако форма сообщения знаний оказалась малоэффективной: одни говорят, другие слушают. Последние только в перерывах подходили к столу президиума с вопросами. И то не все, а некоторые. Большинство равнодушно отсиживало положенные часы. А за дверью семинара шла своя, иная жизнь. Те, кто убежал с лекций, заняты были, как им казалось, более существенными вещами.

            Юноша за столиком в фойе переписывает ноты самых новых отрядных песен (очень пригодятся!), несколько девушек составляют живую очередь для прочтения дефицитной книги «Вожатый». Неподалеку удобно устроились еще две, Вера из Аркалыка и Валя из Джетыгары. Обе работают с детьми в школах и домах пионеров. Только вот в лагере Вале не приходилось бывать. Вера, выдумщица, затейница, все еще переполнена впечатлениями прошлого лета, рассказывает Вале:

            - Знаешь, мы здорово тогда придумали: поход к «сладкому» дереву. Заранее, как елку, увешали его сладостями и повели детей. Идти долго. И, чтоб ребята не уставали, придумали: на каждом таинственном повороте откуда ни возьмись – Черномор или русалка, или богатыри, словно со страниц сказки. Требует вместо пропуска песен и плясок. Ребят долго просить не надо! Так импровизированными концертами и разнообразили наш поход!

            Вале очень интересно. И, наверняка, такой живой рассказ пришелся бы по сердцу всем слушателям семинара. Тем, кто едет в лагерь впервые, нужны, безусловно, не только лекции, но и живое общение с людьми опытными, знающими, умеющими заразить своим задором. Хорошо узнать о возможных трудностях, о секретах удач, иногда просто необходимо спросить, с чего начать, какое первое слово сказать. И совершенно необходимо обстоятельное обучение танцам, играм, различным пионерским ритуалам.

            А семинар прошел торопливо, даже не осуществив полностью заранее намеченного плана. Вот почему одну из примерных слушательниц, Люду Гришину, вожатую кустанайской школы, обеспокоит предстоящее:

            - И начальник новый, и я – будто на целину едем! Волнуюсь, как будем начинать? Ведь еще коллектив сколотить надо, решить хозяйственные вопросы. Как все успеть до открытия?

            В период семинарских занятий наскоро утвердили старших пионервожатых и начальников лагерей. Все остальные заботы возложили на них. И вот в каждом отдельном лагере началась поспешная мобилизация сил, которая не могла не сказаться пагубно. Вот типичная картина.

            Лагерь имени космонавта Быковского. От завода химического волокна. Какими людьми он укомплектован? Начальник Златковский Петр Георгиевич, инженер-химик, ныне пенсионер. Его переполняет жажда деятельности, есть шестилетний опыт организации детского отдыха. Но он в основном по хозяйственной части. Прекрасное местечко в двадцати восьми километрах по дороге к Урицку, где лес, вода, покой и воздух, он любовно готовит для ребят, чтобы сладко ели и крепко спали. Семь жилых корпусов, игровые и спортивные площадки готовы, завезена мебель, посуда. Вновь отстроена, газифицирована и электрифицирована кухня, отремонтированы обеденные залы.

            А вот по части педагогики… Тут он передал бразды правления старшей пионервожатой, Фаине Семеновне Григоренко. Кому же, как не ей, педагогу по образованию, восемь лет ведущему детский сектор заводского Дома культуры, тем более, что она не впервые едет старшей вожатой в тот же лагерь? У нее есть постоянные кадры, верные помощники. Феликс Ройзер – заводской комсомолец, спортсмен. Прежде, маленьким, сам отдыхал в этом же лагере, а теперь не первый год здесь физруком. Николай Арсентьевич Юров – баянист Дома культуры. Имеет музыкальное образование, всегда с детьми.

            Но таких – раз, два и обчелся. Других проверенных людей, которые могли бы сделать отдых детей веселым, содержательным, нет. Их надо искать. А времени осталось с «гулькин нос». Скоро открытие. Раздумывать некогда. Приходится брать всякого, кто захочет. Пришла по объявлению учительница Виноградова. Она только что приехала из другого города, была на пароходстве заведующим английским кабинетом, давно оторвалась от школы. А сейчас ищет работу. И кто знает, сумеет ли она вот так сразу поладить с ребятами. А если нет? Если будет трудно, кто сумеет ей серьезно помочь? Ведь ни одного воспитателя на 1 июня еще не было утверждено.

            Пришли по направлению педучилища две молоденькие девушки: Таня Одинцова и Ира Прейс, третьекурсницы, которым практика обязательна, как воздух. Григорий Семенович Олейник, руководитель их практики, почти ничего не может о них сказать, плоха знает. Вот так руководитель! Преподавательница математики выручает его: оказывается, Таня неплохо поет, может руководить отрядным хором, а Ира – рисует, хочет вести изокружок. Кроме того, обе спортсменки, умеют ладить с детьми, очень старательные.

            В беседе с Таней и Ирой выясняется: «зачет-то сдали» по пионерскому делу, а «вот, чтобы конкретно…» Да, и у этих девушек, с большим желанием отправляющихся на свою первую практику, багаж очень мал.

            Ну, а остальные? Остальных пока нет. Сами не приходят. Учителя принимают, а студенты сдают еще экзамены. Но и с желающими ехать никто еще предварительной организационной работы не проводил. Фаина Семеновна Григоренко, которой была доверена вся «педагогическая часть», пока не торопится. Когда оставались считанные дни, первый педсовет пионерлагеря имени Быковского все еще не состоялся. Может быть, детям рабочих завода и повезет: наскоро сколотится удачный коллектив воспитателей. А если нет?

            Чтобы родители отпускали своих ребятишек спокойно, они должны знать заранее, кому их доверяют. Речь идет не только о том, чтобы извлечь уроки на будущее. Предстоит, кроме первого, июньского, еще два лагерных сезона. К ним надо подготовиться с большей ответственностью, серьезнее и заблаговременно.

                                                                                Р. Москвитина

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Корж Макарий Игнатьевич


Открытие автовокзала


Амангельды (Красный партизан)

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.300 сек.