• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

«Каждая травинка дорога…»

Печать E-mail
Автор Administrator   
17.12.2017 г.

"Учитель Казахстана". 1968 год

 

            Одна ассистентка уверяла, будто на  ребят успокаивающе действует бесстрастное выражение лица экзаменатора. Возможно. И все-таки мы слушали Галю Казанову и других семиклассников с нескрываемым интересом. Очень уж своеобразными, нерядовыми были ответы.

            Галя назвала несколько картин Боровиковского и Левицкого, описала их, словно видела перед собой. Знание произведений искусства XVIIIвека, логичность мысли, богатство лексики отличали ответ четырнадцатилетней девочки. Людмила Сергеевна Страшникова, учительница истории, шепнула мне, что Галя – внучка революционера Михаила Летунова, борца за установление советской власти в Кустанае. Вот как? Смотрю пристальней. Обыкновенная девочка: тоненькая, рослая, коротко стриженная, нарядная. От только в глазах выражение твердости, какая-то мудрая лукавинка. Может, это от деда? Или это необычная жажда знания? Проникновение в глубинную сущность вещей? Как бы то ни было, Михаил Летунов доволен был бы своей внучкой и ее сверстниками, за сегодняшнее счастье которых отдал он свою жизнь.

            Они не просто усвоили сумму дат и событий, а поняли, что история – непрерывный труд, героические подвиги, классовые битвы, великая работа ученых, писателей, деятелей искусства. У них уже складывается мировоззрение интернационалиста, гражданина. Это чувствуешь, когда Валя Екимова возмущается завоевателями:

            - Как далеко бы мы ушли, если бы не монголо-татарское нашествие!

            Это чувствуешь, когда Марат Мавлетов, сообщая об археологических раскопках, заявляет, что прошлое помогает понять и оценить настоящее.

            Да, Марат прав. Его общая мысль перекликается с моей, только что промелькнувшей, частной: прошлое школы во многом объясняет гражданские чувства ребят. Накануне я перечитала сотни рукописных экземпляров ежемесячника «Юный патриот», отразившего жизнь школы №12 имени Горького.

            Первый номер (ноябрь 1941 года), подписанный редактором-учеником Райгородецким, пронизан мыслью: Отечество в опасности, молодым идти в бой. Люся Шумакова, выпускница, давно мечтавшая стать артисткой, известная ребятам «поэтесса», записывается на курсы сандружинниц. А в 1943 году журнал публикует ее письмо с Ленинградского фронта:

            «Мне нравятся мои однополчане. Вы сами знаете, какая у нас молодежь, сколько в ней силы, энергии, веселья, любви к жизни. И в то же время готовности в любой момент отдать жизнь за Родину, за всеобщее счастье».

            Рядом письмо первого редактора – Райгородецкого, тоже с фронта: «Главное – отстоять Отечество!»

            Славные ребята – школьники военных лет! Мальчишка-оптимист Каве Цветков в 1942 году убежден в несокрушимости своей социалистической страны и живо представляет, как в 1952 году он будет гостеприимно встречать в Кустанае иностранную делегацию…

            Победа. И с мая 1945 года страницы детского творчества дышат радостью. В них отражено все, чем живет страна, родной город, школа. Учатся, занимаются в кружках, побеждают в соревнованиях, строят спортзал, мастерские, за вырученные деньги покупают и дарят школе радиолу, часы. Отмечаются юбилеи журнала «Юный патриот»: 10 лет, 20, 25…

            Когда ребята пишут о своих делах, они прежде всего осмысливают значение своего маленького вклада в общечеловеческую деятельность. Если размышляют на заданную тему в сочинениях, то тоже сосредоточены на главном: чем и как живут они, к чему стремятся, что ценят.

            В той мысли, что прошлое Родины, своего города, родной школы объясняет гражданские чувства ребят, я утвердилась снова, перечитывая сочинения сегодняшних восьмиклассников.

            «Мой сосед, Иван Федорович Бабич, - человек замечательный. У него трудная и интересная судьба. Штурмовал Зимний, доставлял эшелон с хлебом в Петроград, воевал на фронтах в гражданскую и Отечественную, строил заводы в мирное время. Сейчас – пенсионер, но его запас энергии не иссяк. Несмотря на старость, недуги, он стремится быть полезным, особенно хлопочет о детях». (Лариса Хомякова).

            Ребят привлекают простые, преданные Родине люди; им нравится родной город, и они умеют видеть его истинную красоту.

            «У нас только степи да степи. Смотришь в их необозримую гладь и чувствуешь, как сладкая боль сжимает сердце. Ведь каждая травинка дорога! Лучше родной сторонушки не найти. Здесь родился, вырос, ко всему привык. Везде милые сердцу картины: колосятся поля, плещет зовущими водами озеро, шумит лес, куда бегали по грибы и ягоды. Немного старомодны в Кустанае дома, зато свидетели больших событий. Когда каждый из нас приедет сюда специалистом, родной город встретит радушно, и мы сделаем все возможное для его процветания» (Лариса Беляшова).

            Мне, побывавшей на экзамене по истории, заинтересованно перечитывающей сочинения учащихся, сразу бросилось в глаза: в двенадцатой школе есть то, о чем подчас тщетно хлопочут иные педколлективы: единство требований к детям, единая боль за них, одно горячее желание и умение растить знающих, честных, самоотверженных. Это посильно людям, которые сами обладают высокой нравственностью, глубокой образованностью, передовыми взглядами.

            На страницах юбилейных номеров журнала добрые слова, целые очерки о любимых учителях, которым ребята обязаны всем. Даже тем, что так естественно, просто и любовно могут писать о них:

            «Валентина Ивановна (речь идет о завуче Литуновской) совсем не похожа на учительницу: маленькая, какая-то домашняя… Но как объясняет сложнейшие математические вопросы, как умеет спросить ученика! Так тонко, душевно подойдет к каждому, что чувствуешь: нет лучше ее. Она самая любимая учительница».

            Надо сказать, что далеко не о многих директорах могут отозваться ученики так, как о Черниковой:

            «Удивительно, что всех нас, ребят из двадцати классов, она знает по имени. Да что там имя! Каждый наш шаг с первого класса знает, как живем дома как заботятся о нас папы и мамы – все знает. А верит как: всегда поручает самое сложное обдумать и выполнить самим. Разве можно обмануть такое доверие? Уж если участвуем в соревнованиях – приз наш, за какое дело ни беремся – выполняем на совесть. Не из страха и не по тяжелой обязанности стараемся. Да она и не повысит голос. В ней все говорит о скромности, простоте, чуткости, требовательности прежде всего к себе. Мы рады, что именно ей присвоено высокое звание заслуженной учительницы Казахской ССР».

            С 1941 года, бессменно двадцать семь лет школой руководит Варвара Ивановна Черникова. Тогда, в грозный год, не ошиблась в выборе, хоть и молода была (Варенькой звали, стаж – всего лишь 8 лет). Верным оказалась директором. Маленькая, хрупкая с виду, но сильная духом, мужественная, кристальной честности женщина, полная доброты, доверия к детям, умеющая в каждом видеть и растить лучшее.

            Каждый учитель у горьковцев даже одним своим обликом, сущностью воспитывает в детях лучшие чувства, мысли, качества и привычки. Словно эстафету, передают они детям свою гражданскую, общественную активность. Нина Романовна Костенко, выпускница родной школы, окончила пединститут имени Ленина в Москве и вот уже двадцать с лишним лет учит ребятишек-земляков. Для нее здесь все дорого. Ей как депутату городского Совета приходится интересоваться жизнью всего Кустаная. Она-то и приобщила своих восьмиклассников к общественной деятельности, воспитала в них убеждение, что только знающие люди полезны Родине.

            В коллективе много молодых педагогов, воспринявших добрые традиции, установившиеся прочно в школе, ровеснице Октября. Когда Нинель Александровна Кайдашева была назначена завучем по воспитательной работе, она могла бы отказаться (из-за чрезвычайно занятости) от руководства десятым «А». Но не сделала этого. Давно знала ребят, сроднилась с ними и чувствовала, что именно ей надо их выпустить. К последнему классу они так повзрослели, что работать с ними было не в тягость: сами стали во всем помощниками. Нинель Александровна даже доверила им составление характеристик, надеясь, что они побольше интересного расскажут друг о друге.

            Предложения оправдались. Характеристики получились правдивые и яркие.

            10 «А» - лучшая комсомольская группа города. Флюра Зайнулина – комсорг группы. О ней написали товарищи: «Не только сама работает с огоньком, но и умеет зажечь его у других. Хорошая ученица, спортсменка, друг. Увлечена медициной».

            Ее подруга Назима Аманбаева – интересуется современной политикой. Разносторонний человек: трудно сказать, какому предмету отдает предпочтение. Ответы ее всегда глубоки и продуманны. Имеет второй взрослый разряд по волейболу, участвовала в лыжных гонках и кроссах.

            А какие мальчики в группе! Саша Сапельцев с увлечением занимался всеми предметами, любит экспериментировать, всегда находит оригинальное решение, изготовляет модели, рисует, фотографирует, поет в хоре, участвует в спортивных соревнованиях по волейболу. Его друг – Абдрахман Измайлов – увлекается физикой и математикой, неизменно участвует в олимпиадах, занимая первые места, имеет третий взрослый разряд по шахматам и фехтованию. Поет в хоре, увлекается киноделом, постоянный фотокорреспондент в походах.

            Удивительно гармоничные люди – эти юноши и девушки в семнадцать лет. Рада бы рассказать о каждом, да ведь на это и книги не хватит… А какие у них сочинения! Гуля Асанбаева строит свое как ответ на письмо Инны Солдатовой, опубликованное в «Комсомольской правде»:

            «Неужели ты думаешь, что подвиг – это лишь порыв, взмах? Да, в жизни нет железобетонных героев, не спотыкающихся, не ошибающихся. Те, кто совершает подвиги, скромны, не любят, что их рекламировали. А их каждодневная поступь героична. Вот мои товарищи. Они уже всей своей жизнью, сознанием готовы к делам недюжинным… Комсомольцы в двухтысячном позавидуют нам!»

            Умеют видеть настоящее ребята Горьковской школы.

            «Герои живут рядом с нами, - пишет Галя Комарова, - ходят по одним улицам, читают одни и те же книги. Есть в г. Рудном улица имени Маритэ. Из далекой Латвии приехала строить город обыкновенная девушка. Была трудолюбивой, жизнерадостной. Однажды, возвращаясь с работы, увидела беспечных малышей, играющих на дороге. А из-за угла – самосвал… Маритэ не раздумывала. Малыши остались живы, а она… Поэтому ее именем назвали улицу».

            Помня «о тех, кто погиб, и о тех, кто живой», твердой уверенной поступью идут выпускники шестьдесят восьмого года в жизнь. Школа может быть за них спокойна: она честно выполнила свою миссию.

            «Летопись школы моей», - так называют ребята своей ежемесячник. Страницы последних лет все больше пестрят вырезками из газет. О горьковцах знают люди всей республики из очерков и корреспонденций вездесущих журналистов, чутко улавливающих все доброе, необычное. Бережно хранятся стихи бывших выпускников, ставших поэтами, как Анисим Кронгауз, рассказы писателя К.Цветкова (помните, мальчишка-оптимист!), статьи местной журналистки Л.Суворовой.

            Тут же, обведенное особой рамкой, письмо Леонида Ноделя, окончившего Московский архитектурный институт и намеренно создать проект новой школы №12. Что ж, прочное кирпичное здание, доставшееся в наследство от реального училища, действительно устарело. Бурной, кипучей, творческой жизни там несколько тесновато. Планы у педагогов и ребят грандиозные. Биография продолжается.

                                                                                             Р. Москвитина

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Кисурин Никифор Петрович


Тубдиспансер


Скульптура на Веденском тракте

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.261 сек.