• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Русский театр, русская актриса

Русский театр, русская актриса

Печать E-mail
Автор Administrator   
11.03.2011 г.

Статья Л.Фефеловой. "Костанайские новости" 10 марта 2011 года

 

Не только с вешалки

Русский театр за пределами России переживает довольно сложное время. В Казахстане, конечно, утрат куда меньше, чем в других постсоветских республиках. Взять  Костанай - дорогой ремонт, хороший внешний вид здания. Но ведь это ещё не всё. Красиво сказано, что театр начинается с вешалки. А место актёра в русском театре? Каково оно? Тамара Федоровна Боброва. Фото К.Вишниченко- Думаю, что подпитка русского театра должна идти из России. Хорошо,  если бы оттуда приезжали на работу актёры, режиссёры, - размышляет Тамара Фёдоровна Боброва.

- Может быть, кто-то приехал бы, но где жить?Надо признать, что помощь русскому театру за рубежом пока не является заботой России. Отчасти и поэтому уменьшаются труппы, не хватает режиссёров, а также  театральных героев. То есть актёров мужского пола - в своём, классическом, амплуа. Красавчики, у которых есть и рост, и профиль, и голос. В театре без них нельзя. Публика-то в ос-новном женская среди театралов. А она обожает  красивых актёров. Но ведь им нужна хорошая зарплата. А женщины по природе своей - героини.

Лирическая героиня

Редко бывает, чтобы жизнь актрисы сложилась благополучно, а на сцене она бы играла совсем другие женские судьбы - отчаянные, трагические, смешные, запутанные. Чаще наоборот. Когда личные драмы и сценические идут рука об руку. Мы разговариваем с Тамарой Фёдоровной в настоящем времени. За скобками остаются пенсионный возраст, отсутствие ролей, работы, личные обстоятельства. Её нельзя назвать одинокой, потому что её любит молодёжь, навещает, и сама она выходит в свет. Но, когда всё это заканчивается, когда все уходят или когда она возвращается домой, Тамара Фёдоровна остаётся одна. Муж, талантливый и официально заслуженный артист Казахской ССР Николай Бобров, умер в 1998 году. Его большой портрет в гостиной не оставляет сомнений в актёрской природе его оригинала. Сын умер в 18 лет... Ещё в детстве она свыклась с мыслью, что в жизни утраты неизбежны. Точнее приняла это как объективную реальность.

- Я не очень переживала, когда отец пришёл с войны не один, а с молодой женщиной и маленьким ребёнком - это была его новая семья. Только старший брат понял, что к чему, и ощетинился...Тамара Фёдоровна - ребёнок войны. Она видела, как рвутся снаряды, падают бомбы. Вместе с мамой и братьями убегала от фашистов. Оккупанты заходят в одну деревню, а их семья перебирается в другую, ещё не занятую врагом. Она помнит картину совершенно невозможную для детского восприятия: под бомбёжкой торопливо идёт молодая девушка,  и вот взрыв, она прыгает на одной ноге - вторую оторвало. Девушка ещё некоторое время пытается двигаться, льётся кровь...Их семье в оккупации оставаться было нельзя - отец - крупный партийный работник, фронтовик. Бабушку, мамину мать, которая решила, что ей-то ничего не грозит, закопали живьём. Из Нелидово (Тверская область), где они жили до войны, добрались до самой Москвы. Жили у родственников. Отец прошёл войну, остался жив, но маме и детям от этого легче не стало. После войны мама забрала сыновей и дочь в город Великие Луки, который в войну называли «малым Сталинградом» - такие здесь были бои.Откуда брались лирические героини в военные годы и в послевоенные? Их в СССР было много. Да ещё какие героини! И в кино, и в театре. Где истоки творческих сил, как они не иссякли, если война уже обожгла калёным железом?

Студия МХАТ

- Что-то она выжгла, война. А что-то дала. Мирную жизнь, новые надежды. А главное, молодость была, которой всё нипочём...Театр Тамара полюбила ещё в Москве. Всегда участвовала в  художественной самодеятельности. В госпиталях выступала - для  детей-актёров  узкое пространство между госпитальными койками становилось сценой. А в 48-м  пленные немцы в Великих Луках построили новый театр. Он и сейчас стоит.Мы очень быстро листаем книгу «докустанайской» жизни Тамары Фёдоровны.- С Колей мы вместе учились в школе. Я приехала в Великие Луки из Москвы в четвёртый класс. Тогда и познакомились. А поженились спустя годы, не-жданно-негаданно. Коле пришлось уйти из лётной академии из-за гипертонии. Родители его работали в театре. Мама - в бухгалтерии, отец - техником. Коля устроился рабочим сцены. Его талант проявился скоро. Когда приехали из Москвы набирать в заочную студию МХАТ, Колю взяли без экзаменов.А Тамара экзамены сдавала. Это было запоминающееся событие. Она прочитала отрывок из «Грозы», из «Евгения Онегина», басню «Волк и ягнёнок», маленькое стихо-творение-протест против холодной войны. Комиссия почему-то смеялась. Она решила, что завалила экзамен. Но в списке зачисленных в студию её фамилия стояла первой.

- Я вышла за Колю назло его другу, с которым мы долго встречались, - говорит Тамара Фёдоровна. - Любовь в театре - большое дело. Не любить невозможно. Это - аура. Чувства в театре всегда востребованы. Любовь - вечный тренинг актёров...Их с Николаем Бобровым в студии МХАТ пестовал великий человек - Михаил Царёв. Хотя обучение было заочным, но из Москвы они, как говорится, не вылезали. От Великих Лук до столицы - 7 часов езды. Да и у Великолукского театра - богатые традиции. В 1919 Сергей Эйзенштейн ставил здесь что-то революционно-экс-периментальное. Горький с Андреевой тоже были частыми гостями. Пусть это было до Бобровых. Но было. Театр - это одна большая история.

Чем больше, тем лучше...

- Чем больше в театре старых актёров, тем лучше. Они - живая летопись, харизма,  почтение публики. Нельзя экономить на старых актёрах, - говорит Боброва.

Для Тамары Фёдоровны самая больная тема - собственный уход из театра. Она поправляет свою белокурую причёску изысканным, медленным жестом:- Актёры не должны уходить на пенсию. Актёры должны умирать в театре. Это единственная справедливость, которой может дождаться актёр. Не считая любви зрителя, конечно...

Речь Тамары Фёдоровны афористична. Она часто цитирует корифеев. На комплимент в адрес своего фотоальбома, где её лицо в гриме и без грима, в ролях и вне ролей -  вспоминает слова Фаины Раневской:- Я не была красива. Но постоянно была чертовски мила...

Амплуа

Тамара Фёдоровна вышла на сцену, когда театр ещё не утратил  вкус к чётким амплуа. Да, Станиславский был противником амплуа. И Чехов был противником. А Мейерхольд и Евреинов считали, что без классификации человеческих типов не обойтись.- Коля играл социального героя, а я лирическую героиню. Он в своём амплуа остался до конца жизни. А я убегала - мне нравились характерные роли, я любила играть в сказках.

Бобровы приехали в Кустанай из Арзамаса. В 1966 году. В Кустанайском театре оказалось сразу 17 новичков.

- Думаете, труппа кого-нибудь примет с распростёртыми объятиями? Особенно женщины женщин? Целый год я не могла себя здесь найти. Хотя в Арзамасе сделала пять ролей и чувствовала некую звёздность. А тут выхожу на сцену и чувствую их неприязнь. Плакала...

- Не верится, Тамара Фёдоровна, что вы плакали. Вы такая сильная...- Я? Я такая слабая. Знаете, какая я слабая? Я бываю просто никакая, когда отчаяние, когда обида. Нет, я не сильная...Кто же тогда сильный? Она вспоминает череду своих несчастий, когда умирали родные люди, один за другим. Мама, братья, сын, муж...- Тогда мне Сан Саныч сильно помог. Он так загрузил меня работой, что времени не оставалось на личные переживания.

Сегодня с главным режиссёром Александром Лиопой у неё другие отношения. Точнее, отношений нет. Третий год Тамара Фёдоровна живёт отдельно от театра. Это самое тяжёлое, что могло с ней случиться после потери близких.

Провинциальная Мельпомена

Знает ли кто-нибудь, как живут провинциальные актрисы? И актёры? И молодые и немолодые. С их маленькими зарплатами, с их минимальными возможностями пополнить гардероб, блеснуть обновками. Ветераны хотя бы квартиры получили в советское время - и неплохие. Для молодых служителей провинциальной Мельпомены  собственное жильё - недосягаемая мечта.Как выживают пенсионеры-актёры? Даже в собственных квартирах. Я хотела написать об этом - Боброва запретила. Гордая женщина. Знает себе цену. У неё красивое прошлое.  В этом не сомневаешься ни на минуту. Как и в том, что она овладела главным искусством. Искусством жить. А оно - особое. Трудное. С годами не легче, а труднее. Но Тамара держится. Пенсионерка. У неё причёска, маникюр, макияж. Она - актриса, ей так положено. Никому не покажется на глаза, пока ни приведёт себя в порядок.

Лирики и критики 

- Вы помните свои роли? Тексты ролей?..- Ночами вспоминаю самые трудные. Не забыла. Только в одном месте сбилась с текста. Чуточку...Самую свою первую роль она сыграла в самой первой пьесе Константина Симонова «История одной любви». Роль возрастная, а она - молоденькая. Её героиня получилась слишком моложавой, но Боброву не ругали за эту роль...Отсутствие театральной критики - одна из особенностей современного провинциального театра. А тогда...- Когда мы работали в Великолукском театре и в Арзамасе, туда приезжали московские критики. В Кустанай - алмаатинские. Критиков боялись больше, чем Худсовет. От них  можно было ожидать чего угодно. Порой директор театра даже просил «своего» критика задать жару тому или иному актёру - чтобы «прижал хвост»...

Премьерная публика

Всё было бы ничего, если бы публика приходила в театр такая же, как прежде. Женщины переобувались в красивую обувь, надевали вечерние платья, делали причёски. Из тех рядов, где сидела премьерная публика, шли живительные флюиды.- Ты выходишь и понимаешь, что есть связь с залом, - говорит Тамара Фёдоровна. - Сегодня могут на взрослую пьесу привести десятиклассников. Им неинтересно, актёрам - неинтересно... Но театр жив. Благодаря героям, которые служили и служат театру. Актёрам и режиссёрам. И, слава Богу, жив русский театр. А это уже заслуга общая.

Людмила ФЕФЕЛОВА
Фото Константина ВИШНИЧЕНКО

http://www.kstnews.kz/index.php?a=7955
Последнее обновление ( 11.03.2011 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Соколовско-Сарбайский карьер


Ветераны из Михайловки Мендыгаринского района


Проводы зимы. 1986 год

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.242 сек.