• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Вот это и есть Лисаковка!

Печать E-mail
Автор Administrator   
09.11.2017 г.

"Ленинский путь". 1957 год

 

            В поселок Лисаковку пришло письмо: «Кустанайская область, Лисаковка, Лисаковский горно-обогатительный комбинат». На зеленом конверте в треугольнике печатными буквами надпись: «Солдатское письмо. Бесплатно».

            Почтовики ломали голову, что с ним делать и решили передать в контору Козыревского рудоуправления. Там распечатали и вот что прочли:

            «Мы, воины, находящиеся на срочной службе, желаем узнать о жизни и успехах рабочих вашего комбината. Прочитав в газете заметку, мы очень заинтересовались Лисаковским комбинатом. После окончания службы собираемся приехать к вам на работу. Просим написать, какие специальности вам нужны. Нас четверо, у каждого свои специальности».

            Далее сообщался номер полевой почты… Следует заметить, что воины несколько опередили события. Комбината еще нет, его предстоит построить. Но это, хотя и будущее, но не столь отдаленное. Уже ассигновано 20 миллионов рублей на приобретение горного и транспортного оборудования, строительство жилья и автомобильной дороги.

            Лисаковское месторождение расположено в Тарановском районе на правом берегу Тобола. В длину оно растянулось на десятки километров. Как говорится в акте о выборе площадок промышленного и жилищного строительства Лисаковского горно-обогатительного комбината, «рудная залежь почти повсеместно обнажается на дневной поверхности и лишь местами покрыта маломощными суглинками… Лисаковское месторождение обладает огромными запасами руд и занимает значительную площадь. Это обстоятельство позволяет организовать на месторождении добычу руды практически в неограниченном количестве».

            Объединенная научная сессия по проблемам Тургайского регионально-экономического комплекса значительно продвинула вперед вопрос о строительстве Лисаковского комбината. В настоящее время проектирование ведется с большим размахом и ускоренными темпами. Уже через несколько месяцев в 195 году начнутся работы по строительству железнодорожной ветки между поселками Комсомольский и Лисаковка.

            Еще издали в степи виден шест в красно-белых полосках, возле которого стоит человек с поднятым воротником. Человек внимательно всматривается на юг, куда удаляются две фигуры. Из короткого разговора выяснилось что это – Абалхарис Жанжарбеков. Отец его работает комендантом жилищно-коммунального отдела Козыревского рудоуправления, а сам он – пикетажистом. В чем его обязанность? А вот в чем – те двое станут махать белым флажком, - значит они уже произвели замер и надо идти к ним с шестом. А на этом месте, где прошли угломерщики, останется свежевыструганный колышек с таинственной записью на первый взгляд: «ПТП ПК-183 А/Д». Знающий человек ее расшифрует без всякого труда. «Промтранспроет, пикет 183, автомобильная дорога». Промтранспроект – это та организация, которая ведет изыскание и проектирование автомобильной трассы поселок Октябрьский – Лисаковка.

            - А что там за люди? – показали мы влево.

            - Трассу железной дороги изучают, - тоном знатока объявил Абалхарис и надвинул на брови шапку-ушанку.

            Жандарбеков оказался прав. На будущей трассе, где пролягут стальные рельсы, брали пробу грунта. Четверо парней из ближайших сел – Валерьяновки и Козыревки с усилием ввинчивали в землю ручной бур. Пари ходили по кругу друг за дружкой, толкая патрубок. Когда они возьмут грунт на заданной глубине, техник опишет его категорию. Такие пробы берутся через каждые 300-500 метров.

            По дороге в Лисаковку встретилось несколько таких групп.

            - А вот здесь, примерно, и начинается Лисаковское месторождение, - произнес спутник.

            Но мимо машины убегала назад все та же ковыльная степь, все те же холмы. И только наметанный глаз геолога, возможно, сделал бы нужное заключение по цвету дороги, которая, кажется, побурела.

            По обеим сторонам широко распахнутой улицы села Лисаковки выстроились на вольготном расстоянии один от одного аккуратно побеленные известью дома. Повсюду торчали антенны, свидетельствовавшие о том, что почти каждый житель имел свой собственный радиоприемник.

            А рядом за селом, в каких-нибудь десятках шагов от него, обращала на себя внимание глубокая траншея. Должно быть уж не один год этой траншее, так как в рыхлых стенках ее стрижи успели пробуравить гнезда. Примерно в пятидесяти сантиметрах от поверхности виднеется руда. При словах железная руда мы обычно представляем нечто твердое и тяжелое. Но Лисаковскую руду можно зачерпнуть даже пальцами. В ладонях оказался прохладный зернистый порошок, напоминавший смоченный водой мак.           

А вечером, в небольшой, свежевыбеленной саманной хатенке, в поселке Октябрьский, после дневных трудов собрались инженеры и техники, проектирующие железную и шоссейные дороги. Данные, полученные при замерах, обобщались и анализировались.

            Обстановка  здесь походная, люди мирятся с теснотой и отсутствием удобств. Все приспособлено для дела. Вдоль стен на полках, обитых бумагой, размещены папки, технические справочники, к ним жмутся баночки с клеем и тушью.

            Все свободное место занимают столы, раскладушка и скамейки. На столе – логарифмические линейки, карандаши, счеты, приземистая банка из-под кильки, заменяющая пепельницу. Единственная яркая вещь – небольшой голубой приемник с позолоченной решеткой. Очевидно здесь любят музыку, так как приемник выключают лишь в тех случаях, когда идет планерка.

            На планерке решают, как расставить рабочих и инженерно-технический состав, куда направить грузовики, кого оставить в поселке.

            Начальник экспедиции Промтранспроекта Сергей Федорович Прогальский рассказал не только о задачах своей экспедиции, но и о всем Лисаковском комплексе. Перед проектировщиками дороги встал ряд трудностей. Сроки очень сжатые. По железнодорожной ветке будут проходить тяжеловесные составы необычайно высокой весовой категории. Грузопоток будет очень интенсивным. Все это вызывает необходимость тщательно решить возникающие проблемы, многое предусмотреть.

            Город, который пока что условно называют Лисаковск, проектируют Ленинградский Горстройпроект. Уже в марте будущего года эта организация обязана передать Кустанайскому совнархозу рабочие чертежи.

            Промышленную площадку и карьер проектирует Гипроруда, обогатительную фабрику – Промстройпроект, хранилище для отходов фабрики – Водоканалпроект, зарегулированием электростанции и плотин будет заниматься Гидроэнергопроект и Теплоэнергопроект.

            В Лисаковке будет построена крупнейшая в Союзе обогатительная фабрика. Уже сейчас ведутся изыскательные работы на будущей площадке. Экспедицию Ленпромстройпроекта возглавляет Александр Иванович Кравец,имеющий большой опыт в этой отрасли. Он участвовал в разработке проектов для Кривого Рога, Ачинска, Череповца.

            Проектировщики поддерживают тесную связь с Кустанайским совнархозом.

            Пройдет еще немного времени, и в степи под Лисаковкой зычно зазвучат паровозные гудки, станут рокотать моторы бульдозеров, экскаваторов, МАЗов. Глазам откроются радостные картины новой индустриальной стройки. И может быть – кто знает –мы встретим на этой стройке авторов солдатского письма, четырех друзей-армейцев, которые уже осенью 1957 года стремились к ней всей душой.

                                                      Я.Широков

            Поселок Лисаковка

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Совхоз Пригородный


Меньщиков Алексей Тимофеевич


"Тобол" - "Актобе" 2:2

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.235 сек.