• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Легенды о Костанае

Легенды о Костанае

Печать E-mail
Автор Administrator   
26.12.2010 г.

Материал подготовлен работниками историко-краеведческого музея

 

Во всех странах и у всех народов легенды о событиях, связанных с родным  городом передаются из поколения в поколение.Овеянный легендами и мифами, уже более века стоит на берегу реки Тобол город Костанай. Есть на нашей земле и красивая легенда о реках: о главной речной артерии Костанайской области  Тоболе и о полноводной реке Уй.  

Легенда о Тоболе

Там, где находится озеро Тенгиз,  давным-давно располагался казахский аул старого бая Мендыкары. И не было в его жизни никакой радости, кроме единственной дочери-красавицы Уй. Старый бай только и мечтал о том, как бы выгодней выдать замуж дочь за богатого джигита. А в те времена батрачил у бая молодой бедняк по имени Тобол. Уй и Тобол давно уже любили друг друг и тайно от всех встречались. Однажды в аул приехал красавец Убаган, чтобы засватать за себя Уй. Он был сыном богатого бая, аул которого стоял на берегу озера Кушмурун. Как только об этом узнал Тобол, он сразу бросился на коленях умолять свою мать, чтобы она немедленно пошла к баю и засватала за него Уй. Ничего не оставалось  старушке, как только пойти к баю.По глазам своей дочери бай сразу все понял и решил хитростью избавиться от нежданного жениха. Обоим сватам он дал по большому мешку и сказал: «Тот, кто из вас первым принесет мне через тридцать дней вот этот мешок полный драгоценностей, за того я и выдам свою дочь».Убаган отправился домой и целый месяц провалялся на персидских коврах, а в последний день отец набил ему полный мешок драгоценностей и все начали собираться на свадьбу.А Тобол тем временем взял мешок и отправился в путь, на тридцатый день он возвращался домой с полным мешком за плечами. Усталый, голодный, обессиленный упал он в овраге на свой мешок, и уснул, рядом с аулом. Тем временем мимо проезжал Убаган со своими джигитами. Увидев спящего Тобола, он приказал своим людям убить его. Тихо подкравшись к Тоболу, одновременно пять человек вонзили свои кинжалы в тело Тобола.Уже светало, когда Убаган торжественно въехал в аул к баю и бросил к его ногам мешок с драгоценностями. Все стали готовиться к свадьбе.Вездесущие мальчишки первыми увидели в овраге мертвое тело Тобола. С криками они вбежали в аул со страшной вестью. А красавица Уй уже сидела в белой юрте в свадебном наряде. Ее любимая няня сообщила ей страшную новость. Не помня себя, Уй побежала к окровавленному телу любимого. Увидев страшную картину, она упала без чувств на тело любимого, не выдержав потрясения.Когда отец вошел в юрту невесты, она оказалась пуста. Все бросились искать Уй и нашли ее лежащей мертвой в овраге в свадебном наряде. Когда убитый горем отец развязал мешок Тобола, то увидел в нем простые разноцветные камни. От ярости, не помня себя, он разбросал эти камни по всей степи…Сорок дней и ночей народ оплакивал Уй и Тобола, а на сороковой день – там, где целый месяц путешествовал Тобол, потекла широкая и полноводная река. Люди назвали ее по имени юноши – Тобол. А там, где бежала она к своему жениху, - побежала река, которую люди назвали по имени невесты – Уй. В том месте, где они лежали мертвыми – эти реки слились, и потекли уже вместе, преодолевая все преграды, неся свои воды в далекий Северный Ледовитый океан. Так после смерти навеки слились воедино два любящих сердца.А что случилось с Убаганом? За его жестокость наказал его Бог. И превратил в горько-соленую реку, которая течет от его дома – озера Кушмурун и, словно прося прощения у Тобола, бежит к нему.Через некоторое время геологи начали находить на берегах реки Тобол полезные ископаемые: черный магнитный железняк, красный боксит, белый асбест. Железную руду нашли и на территории Мендыкаринского района. Вот такое богатство,  оказывается,  лежало в мешке у Тобола… 

Легенда о приветливых сестрёнках - близнецах

В далёкие времена на северной стороне реки Тобол возникло небольшое селение казахов одного из родов Среднего жуза, где путники могли отдохнуть, купцы обменяться товаром, нуждающиеся приобрести товар.В ауле жили в основном простолюдины, не имеющие титулов и званий, поэтому в селении стали останавливаться люди и других национальностей и вероисповеданий. Трудолюбивому и простому народу нечего делить, а в единстве - сила. Так и стало оживляться и расти это селение.Особенностью этого аула  было то, что жили здесь две сестрёнки - близняшки. Очень милых, добрых и ласковых девочек любило всё селение. Их громкий смех, яркие красивые наряды, что шила им мать, и звон серебряных украшений, изготовленные руками их отца, радовали людей.У всех путников и купцов сложилось поверье, что если их встретят при въезде в селение две сестрички звонким и радостным смехом и восторгом, то это к удаче и добру.Все люди селения и путники знали и уважали эту семью  прекрасных мастеров - ремесленников.  Имён родителей легенда до нас не донесла, а имена девочек-близняшек по преданию были Кост и Анай.Но в один из дней перестали девочки встречать и провожать караваны и путников. В семью кузнеца и вышивальщицы пришло горе, умерли в  одночасье  от  эпидемии любимые дочери. На одном из возвышенных мест близ селения появились два могильных холмика.  И на  камнях могил написали их имена – Кост и Анай. Все жители и караванщики были в трауре, так как большое это горе - хоронить детей, хоронить радость.И собрались тогда все жители и решили, - пусть имена девочек Кост и Анай будут символом добра для жителей, удачи для ремесленников и ориентиром для путников. Долгие годы эти имена звучали как единое, приветливое и радостное слово. Так и стало именоваться селение Костанаем – символом добра, трудолюбия, радости. 

Легенда о любви джигита Костана и ханской дочери Айгуль

Сыном простого табунщика из рода кереев был молодой джигит Костан, и не по своей воле пришлось ему покинуть родную степь, родной аул. Уже три ночи и два дня скачут влюбленные, а за ними, на расстоянии полдня скачки, мчится погоня.Айгуль была третьим ребёнком и первой дочерью хана. Два её брата, молодые султаны, не противились тому, чтобы сестрёнка общалась с молодым табунщиком Костаном. Айгуль в свои шестнадцать лет была прекрасной наездницей и часто с подругами приезжала в табун, чтобы покататься на своём любимом аргамаке Акку, подаренном ей в честь шестнадцатилетия. Но не столько покататься, сколько побыть рядом с красивым джигитом Костаном мечтала она. Высокий, стройный Костан был на редкость светлолицым, светлоглазым, с приятными чертами лица. Кудрявые волосы придавали ему вид потомка знатного рода. Отца и мать он не помнил, так как они умерли, когда он был маленьким. И воспитанием его занимался дед со стороны матери из рода аргынов – Нагаши.Не мог Костан, молодой нетитулованный сирота, не из рода торе, просить руки девушки из рода старшего жуза. Перед наступлением весны, до великой откочёвки на джайлау, ханскую дочь просватали за сына дальнего родственника хана из рода Дулатов, живущего в Туркестане. Ни плач, ни мольба любимой дочери не остановили хана. Не судьба дочери, а возвеличивание себя и желание приблизиться к ставке верховного торе волновали его. О власть! Как ты сладка и значима для людей эгоизма и тщеславия. Но ведь смерть хана так же, как и простого табунщика ставит всех в одно положение перед великим духом предков – АРУАХ. И лишь по делам во благо народа своего и Родины ценится заслуга каждого.Не видя более других путей, молодые решились на побег, надеясь, что кереи -  родственники Костана, помогут им. В месте слияния рек Тобол и Убаган, недалеко от селения русских поселенцев, жил  дядя Костана, родной брат его отца из села Каратал.Прискакав на берег реки Тобол, в место, где она сливается с рекой Аят, молодые решили отдохнуть. Реки в своём весеннем половодье разлились так, что затопили все броды и узкие места. А холодная весенняя вода грозила верной гибелью. Отдохнув, молодые поскакали по берегу реки.На возвышенности берега Тобола, где ныне поселок Затобольск, беглецы заметили настигающих преследователей. Тогда молодые бросились в бурлящую весеннюю реку и, преодолев её, оказались на северной стороне реки. Чтобы успокоить коней и, может, самим согреться после ледяной купели, они сошли с коней. Молодые были уверены, что преследователи не сумеют пересечь реку. Видя, что юноша и девушка на другом берегу бросились в объятия друг друга, несостоявшийся жених в порыве ревности натянул тетиву со стрелой в своём луке, и убил молодого Костана. Костан со стрелой в сердце стал медленно падать, а бедняжка Айгуль не смогла удержать своего любимого. Посмотрев на своих преследователей и убийцу любимого, она  громко крикнула им: « Перед смертью исполните волю ханской дочери, как закон, похороните нас вместе. Ибо нет мне пути назад, даже мертвой. А до счастья не хватило несколько шагов». С этими словами она вонзила свой кинжал прямо себе в грудь, где билось чистое и прекрасное сердце, - смелой, красивой казахской девушки.Преследователи похоронили их вместе и воздвигли один камень, на котором была надпись «КОСТАН и А…». Они не успели дописать имя АЙГУЛЬ, так как увидели вдали сторожевой отряд из рода кереев, и бросились бежать. Прибывший отряд молодых сарбазов, на могильном холме  увидел странную надпись на камне «КОСТАН и А...» и двух мирно пасущихся коней. По драгоценным сбруям и украшениям коней они поняли, что это девушка и джигит из знатных родов Среднего жуза. На изнанке седла они прочитали еле видное имя «КОСТ…», а на другом седле «АЙ…». Дописав наугад на камне букву «Й», молодые войны поехали в аул Каратал, где поведали о случившемся.Только в начале следующего года родственники Костана узнали о его гибели, а вот имя Айгуль никому не было известно, так как четыре последние буквы стерлись на седле.  Начало имени «АЙ» заводило всех в тупик - то ли Айсулу, то ли Айгерим или Айнагуль, и каждый стал говорить на свой лад. Тогда мудрый старец рода решил на месте гибели (могилы) молодых поставить юрты на лето и искать родственников девушки. Так и простоял аул несколько месяцев, пока не узнали, что произошло и как звучит настоящее имя девушки. Долго горевали родные молодых. Надпись с именем «КОСТАН» так и осталась на камне, а имя АЙГУЛЬ (Лунный цветок) не дописано и никто не догадался дописать имя девушки. С тех пор молодые пары, в знак признания великой любви стали селиться в этом месте. А через несколько десятков лет здесь вырос город Костанай - город чистой и верной любви. 

Легенда о добром и мудром старце Танае

На возвышенности берега реки Тобол стояла одинокая саманная землянка. Это была хижина старика Таная. В преклонном возрасте он остался одиноким - сыновья вместе с народными батырами Касым-хана полегли в битвах за казахскую землю с китайскими контайчи и джунгарами. Не вынесла горя и его жена, которая, так и не увидев своих сыновей, тяжело заболела и слегла. Похоронив свою жену, Танай остался одиноким и решил он тогда не покидать могилы её. Построив недалеко от могилы своей жены хижину, старик Танай стал и сам дожидаться своей смерти. Ибо только тот, кто потеряет самое дорогое, знает,  как теряется смысл дальнейшей жизни.Караванщики из Средней Азии и российские купцы, мелкие торговцы уральских народов проходили здесь. Весной при большом разливе реки Тобол, было сложно переходить через реку, где не было брода или моста. Тогда мастеровитый Танай соорудил что-то в виде плота, для переправы лошадей, подвод, а также людей. А в лютые зимние стужи Танай складывал сухие жерди стоймя в виде пирамиды и так разводил большой костёр в непогоду. Много тогда спаслось людей от неминуемой смерти. Маяком в безмолвной степи стало стойбище Таная. Саманный домик был маленький и низкий, и тогда старик Танай построил из нескольких жердей большой, длинный кос. Кос – это высокая жердь, вкопанная в землю и с разных сторон подпёртая опорами. Верхушка связывалась в пучок, а на подпертые концы старик Танай набрасывал бараньи шкуры для просушки, что напоминало со стороны пирамиду. Внутри  он хранил соль, жир, дрова. Купцы и торговцы в знак благодарности и уважения к старику, оставляли ему соль и другие товары, как плату,  так и для продажи другим нуждающимся или же на обмен. Так со временем Кос старика Таная стал местом пересечения главных дорог.С рудников Уральских гор бежали молодые люди от бесчинств своих хозяев, а с юга - от гнёта баев и ханов. Так и стало образовываться селение с разным людом, с разными судьбами, горем, радостью. И с приходом весны над селением стали звонко разноситься разноголосый детский смех и песни. Всё больше караванов и путников стало останавливаться в селении. Немного не  дожив до векового возраста, старик Танай скончался, и похоронили его жители рядом с женой. А опустевший его дом стал приютом для странников и торговцев. Долгую и добрую службу сослужил Кос старика Таная для людей. И когда проезжающие люди – путники обсуждали,  каким путём идти, все говорили – «поедем через Кос Таная».Так и стали люди называть селение Костанаем. Народ сохранил благодарную память о старике, который перенеся большое жизненное горе, смог дать тепло людям. Говорят, что название это возникло ещё и потому,  что лачуга старика Таная в форме шалаша была сделана из жердей, концы которых связывались конским арканом. А слово «кос» означает в переводе с казахского языка - соединить, соедини. И, значит, имя нашего родного города напоминает нам о единении человеческих сердец и судеб первых лет его существования. 

Легенда о ханском посольстве и отважном Костане

Мудрый хан   давно  мечтал  о создании  форпоста  на  северных  рубежах  своих  владений. Уже не один  день размышлял он над тем, как же будет все это  выглядеть.  Во- первых,  нельзя было не учитывать тот факт, что рядом соседствовали  русские,   у которых  другая религия, и совершенно другой уклад  жизни.  Растущие города России, такие как Златоуст, Челябинск, Курган, а также казачьи станицы - форпосты  Звериноголовская, Усть-Уйская и другие селения вдоль рек Тобол и Уй  означали, что Россия  будет  скоро властвовать  в этом  регионе. Неспокойно было и на юге, хоть далеко до Туркестана – ставки Казахского каганата, но и на северных границах   отдавалось эта тревога.Раздумья  хана прервал молодой гонец  Куантай, который  влетел без разрешения  и с порога, низко кланяясь, сообщил следующее.- Хан - аке, к нам приближается караван  посланников к русскому царю, через час  они уже будут здесь.- Готовьтесь к встрече; приготовьте юрту путникам; - приказал хан.Вот так впервые, первый караван послов от Казахского ханства шел к Великому Петру – Царю русских, но, кто  же мог тогда предвидеть, что  этот караван будет разграблен, а послы и отправившийся с ними любимый сын хана будут предательски убиты башкуртами (башкирами) за Уральским хребтом. А какие надежды были возложены на это посольство у Казахского ханства. Ведь зная, что не ударят в спину, можно смело идти вперед и оградить страну грудью.Из четырех сыновей хана именно любимый сын Костан, не просто просил, а умолял отца включить его от имени рода в караван послов, хотя был лишь вторым сыном.  Старший брат Керей  недолго спорил, так как, не особенно ему хотелось покидать любимую молодую жену. Окрыленный и счастливый Костан стал усердно собираться в путь. Оседлал своего  скакуна Отжетпеса и через день отправился с караваном послов. «Не пройдет и месяца, как Костан и мы вернемся» -  уверяли послы.Что ж месяц, так месяц подумал хан, и решил не откочевывать на джайляу, а дождаться сына с хорошей вестью.  Будем ждать месяц  - так было решено ханом.Прошел месяц, за ним другой, а ни самих послов, ни вестей от них не было. Тревожно стало в степи. Мрачнее тучи стал хан и только сейчас народ заметил как он состарился.  «Хан-аке, біздің  Костаның Ай отті гөй  деп  - халық  сүрады» - говорили ему люди ( Что означало; - Хан, ведь месяц, обещанный до возвращения  нашего Костана прошел, что нам делать?).И хан ответил: «Каждый месяц сюда будет прибывать гонец и будет ждать тоже месяц, пока его не сменит другой ,так будет всегда, пока не вернется мой сын, а мы откочевываем на джайляу  к слиянию рек Тобол  и  Убаған» . Все лето, до первых снегов  стояла одинокая юрта с ожидающим гонцом. Так  и прозвали данную местность  КОСТАНын АЙ. Есть поверье, что аул сначала даже назывался КОН  АЙ  ( Ночуй месяц) и будто  бы так теперь называют  село КУНАЙ,  что недалеко от города с именем КОСТАНАЙ. Будто бы этот аул был раньше, а соседнее с ним  селение  назвали по легенде о сыне хана. А когда хан умер, то говорят, что похоронили его в этих местах, да и народ стал вести оседлый образ жизни. Хорошим предзнаменованием для судьбы нового поселения стало народное поверье, что города, стоящие на двух берегах реки  обречены на  счастье.   Ведь река символизирует вечное течение жизни, и славными будут тот город или селение, через которые проходят ее воды. 

Легенда о любви к родной земле

Когда-то давно, на границе веков богатый торговец – степняк гнал свой караван к Уральским горам. В караване шли телеги с товарами из Китая, Аравии, драгоценными камнями и тонкими тканями из Индии. Были здесь и  прекрасные кони из родных степных поселений. Долго шёл купец с караваном, по дороге меняя одни товары на другие.  Когда он дошёл до Уральских гор и выгодно продал свои товары, получил он много золота и серебра. Но на обратном пути напали на купца разбойники, которых много было в те времена. И лишился купец всего, что у него было. Только жизнь одна и осталось. Оказался он в рабстве у богатого человека далеко за пределами своей родины. И пришлось ему всё начинать с нуля. Но купец тот был человеком умным, работящим. И вскоре выкупил себя у хозяина. Потом женился на местной девушке. Заимел дом, надел земельный. Появились дети. Но всё это время очень хотел этот купец вернуться на родину, в степи, глотнуть сухого степного воздуха, посмотреть на бескрайние степные просторы. И казалось ему, что только тогда будет он счастлив.Состарился купец, подросли его дети, появились и внуки, но мысль о родных степных просторах не покидала его. И тогда сыновья, желая сделать отца наконец-то счастливым,  предложили ему вместе поехать и поискать своё место в этом мире, вернуться на родину предков. Собрали они караван, впрягли в телеги коней и волов, погнали с собой отары овец, на крытых телегах повезли свои семьи.Долго ли коротко шёл караван и оказался на берегу реки, где простиралась вокруг степь  без конца и начала. Пахло полынью, по степи перекатывались сухие комья травы. Ветер обжигал лицо, но отец, который уже не вставал со своего ложа на одной из телег,  вдруг преобразился. Попросил сыновей опустить его на землю. Долго смотрел он, не отрываясь в степную даль, где за горизонт убегала пыльная дорога караванного следа, и вдруг сказал на языке своих предков – «көз тану» - «глаз узнаёт». Он узнал знакомые с детства места, родные степи. И тогда только испустил дух тот купец, а на лице его была счастливая улыбка. Ведь он познал счастье возвращения к родному очагу.Его дети, похоронив отца, поставили здесь сначала временный лагерь, потом построили первые дома. Стали обрабатывать землю, сажать на ней хлеб и овощи,выращивать скот на степных пастбищах. А своё маленькое поселение они назвали первыми словами, которые произнёс их отец, когда, вернувшись   домой, он почувствовал себя абсолютно счастливым. Ведь теперь он, похороненный на берегу Тобола, мог быть спокоен – он всё же вернулся домой и родная земля приняла с любовью и его самого и детей и внуков. 

Легенда о бриллиантах бая Баймурата

Говорят, что во второй половине XIX века жил в этих краях богатый бай Баймурат. Прослышав о его несметных богатствах, пожелал с ним познакомиться на пути в Тургай царский чиновник Яковлев (личность, кстати,  вполне историческая – комендант Оренбургского укрепления (п.Тургай), а впоследствии начальник Тургайского уезда, полковник Оренбургского корпуса топографов Я.П. Яковлев много сделал для развития просвещения в крае, покровительствовал И. Алтынсарину). В Шептыкуле они встретились, но никакого особого богатства Яковлев не увидел, и спросил об этом. Бай ответил: «если мой скот – лошадей, верблюдов, коров, овец выстроить в ряд – протянется живая линия от Тургая до Жаманкалы». Яковлев посоветовал ему: «Гони свой скот на продажу в Троицк, моему знакомому купцу Петру Самозванову, а то богатство, что взамен получишь, сможет уместиться в твоем кармане – два бриллианта».- «Всего лишь кос тана (кос – пара, тана – драгоценность, бриллиант)? Да ты шутишь со мной…»- «Нет, не шучу. Если скот продашь, дадут за него очень много денег, но деньги хранить хлопотно. Возьмешь за них пару бриллиантов – и твое потомство будет всегда богатым».Осенью Баймурат погнал неисчислимое количество скота в Троицк. По записке Яковлева получил он два бриллианта. Бай никак не мог поверить, что в кармане у него целое состояние, поминутно вынимал из кармана платочек с драгоценными камнями и рассматривал их. По пути домой ночевали они с джигитами у Тобола, на крутом берегу. Баймурат перед сном вновь проверил, на месте ли камушки и захотел увидеть в воде их отражение. Но нечаянно выронил бриллианты в воду и люди услышали крик бая «Кос-тан-ай! Кос-танам-ай!, Кос-анай-ай!». А в народной памяти осталось  предание о том, как Тобол взял у бая пару бриллиантов - «Кос-Тана»). 

Легенда о бедняке и его прекрасных дочерях

Жил был один бедняк, работавший батраком у бая. У этого батрака были две очаровательные дочери. Они были красивыми, как луна; они помогали отцу; были трудолюбивыми. Одну из них звали Кос, а другую Танай. И вот однажды жестокий бай после спора из-за нескольких голов скота, принадлежавших бедняку, выгнал его из рода. Несчастный бедняк с дочерьми был вынужден уйти в урочище на берег Тобола и поселиться там. Вскоре Кос и Танай умерли и были похоронены в том же месте, где и жили, на берегу Тобола. А возникший на берегу Тобола город назвали также, как это урочище – Костанай. 

Легенда о могучем батыре Косе и своенравной красавице Танай

В незапамятные  времена  жила в этих краях красавица Танай, дочь вождя  могущественного племени Тургуна. Недобрая слава шла в народе о девушке. Была она красива, умна, остра на язык, а всех джигитов, которые хотели взять её в жены, вызывала  на поединок с условием, если одержит она победу – жениху отрубят голову, если победит он – может, либо  жениться на ней, либо казнить ее.Шло   время и  много женихов погибло. В соседнем племени жил могучий батыр Қос. Был он молод,   но уже прославился не только  своей силой и воинским  мастерством, но и мудростью, добротой и справедливостью, к нему и обратились родичи  погубленных  жестокой  красавицей джигитов с просьбой наказать ее. И поклялся батыр, что постигнет ее та  же участь,  что  и их сыновей.  Отец девушки пытался отговорить  молодого батыра, сказав ему, что от победы над взбалмошной и жестокой  девчонкой славы он не обретет, а если проиграет, люди будут  смеяться, вспоминая батыра, павшего  от руки  девушки.«Я хочу остановить зло -  ответил батыр - Ваша  дочь погубила лучших джигитов наших племен. Другие племена  смеются  и советуют мужчинам  надеть женские платья. Джигит  должен указать  женщине ее  место  в юрте».При первой же встрече  юноша и девушка влюбились друг в друга. Дрогнуло сердце гордой Танай и, боясь  гибели Коса, прислала  она к нему  служанку с просьбой уехать, а потом встретиться  с ней у развалин древнего  города.Но Кос  сказал, что  уехать без поединка не может, хотя и полюбил девушку больше жизни.   Волею судьбы красавица Танай бросила вызов всем мужчинам, и жизнь ее теперь зависит от их решения.Множество людей собралось посмотреть на поединок. Могучей силе батыра не уступали ловкость и хитрость девушки. Хрупкая  фигурка в мужском наряде ловко ускользала от могучего захвата батыра. А  затем, когда он устал, Танай едва не одержала победу. И все-таки  победил в поединке Кос. Он отдал судьбу Танай в руки людей. Но лишь несколько человек сказали, чтобы стала она его женой, остальные, кто из мести, кто из  зависти требовали смерти девушки.С недоумением, а затем с ненавистью смотрела Танай на людей, а Кос  стал убеждать толпу отказаться от этого требования. Но мстительные крики  не стихали, и тогда Танай выхватила кинжал и вонзила его себе в грудь. Умирая, попросила Танай  у Коса прощения за то, что  натворила она много бед, но виноват он сам - слишком долго не шел он к ней, слишком долго ждала она достойного ее мужчину. И тогда, потрясенный её гибелью Кос,  воскликнул, что уходит от бессердечных людей к Танай, у  нее больше ласки  и доброты, чем в  их  каменных  сердцах. И также убил себя кинжалом.Люди раскаялись, увидев эту  трагедию, но  ничего изменить  уже не могли. Молодого  батыра Коса и красавицу Танай похоронили вместе,  на высоком  берегу реки Тобол  и в память о них эта местность стала зваться Костанай.Своеобразная, яркая личность предстает перед нами в этой легенде. Взбалмошная девчонка, капризам которой  не способен противостоять могущественный, умудренный годами вождь - отец и, в то же время, сильная, гордая, прекрасная женщина, потеряв которую не в состоянии жить ее победитель, несчастный батыр Кос.История происхождения названия города Костаная окутана легендами и у  большинства из них есть  интересная особенность - центральной фигурой  народного сказания является женщина. Во многих легендах  значение имеет лишь имя женщины, перекликающееся по звучанию с названием города.  Так, например, в одном из преданий, говорится о бедняке – пастухе, живущем в скромном шалаше на берегу Тобола. В награду за трудолюбие и честность сосватали хозяева скота,  который он пас, невесту для пастуха. И здесь же в шалаше, когда  пришло время, родила жена бедняка красавицу - дочку.  Увидев прелестное  личико новорожденной,  восхищенные гости  сравнили  его с красавицей луной – древним символом красоты   у казахов. Слово «Тана» имеет  несколько значений, чаще всего  оно означает «драгоценность»,  «украшение»,  иногда «жемчужину».  «Танай» - «лунная жемчужина» из шалаша - «Қос» так называли в народе эту красавицу. Согласно преданию, местность, где была похоронена эта женщина, получила название  по этому имени. Урочище Костанай - сай  и одноименный брод через Тобол хранят о ней  память.Красивые легенды, сильные характеры остались жить в памяти  народной, в названии местности, а затем и города.  

Ответственная за выпуск: Акимбаева У.Б. – директор музея

Составитель, ответственный редактор: Саталкина Г.А. - зам. директора  музея по научной работе

http://kraeved-kst.kz/
Последнее обновление ( 26.12.2010 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Королевцы


Красная Пресня


1 Мая

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.273 сек.