• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

А родом он из Кустаная...

Печать E-mail
Автор Administrator   
21.03.2016 г.

"Ленинская смена". 1974 год

 

            Встретились мы с ним в первый послевоенный год в военной академии имени М.В. Фрунзе. Стройный, высокий, подтянутый, молодой капитан с двумя Золотыми Звездами на кителе – таким предстал перед нами прославленный летчик дважды Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов.

            Много лет прошло с той поры, но он и сейчас, как живой, встает перед глазами…

 

            Вступала в свои права осень трудного 1942 года. В гвардейской штурмовой авиационный полк прибыл совсем еще юный летчик сержант Иван Павлов. Сбылась мечта вчерашнего курсанта: он в действующей армии.

            С трепетом в сердце получал Павлов первое боевое крещение. Командир показал на карте за линией фронта на рощу, имевшую круглую форму. По имеющимся сведениям противник накапливал в этом районе крупные силы. Надо было разведать и сфотографировать цель с воздуха. Павлову казалось, что задача совсем проста.

            Взлетели в паре с лейтенантом Дубенсковым. Линию фронта миновали благополучно. Местность казалась безлюдной: только проносились под крылом островерхие ели и пышные кроны сосен. Но вот лес кончился, начались поля, а за ними показалась роща, имевшая круглые очертания.

            Самолеты прошли стороной. Затем Дубенсков, а вслед за ним и Павлов круто развернулись и пошли на рощу с тыла. Вихрем пронеслись над ней: цель сфотографирована. Теперь можно возвращаться на аэродром.

            Неожиданно Павлов заметил на опушке леса группу грузовиков. Вокруг них суетились гитлеровцы. Кровь ударила в лицо: «Вот он, ненавистный враг!» Забыв обо всем, он бросает самолет вниз и с яростью открывает по врагу пулеметно-пушечный огонь. Сделав разворот, Павлов начал выходить из атаки. Вдруг самолет тряхнуло, в тот же миг с треском вылетело стекло и упругий вихрь со свистом ворвался в кабину.

            Машина стала трудноуправляемой. Павлов еле дотянул до своего аэродрома.

            - Как же вы долетели, товарищ сержант? – крикнул механик, показывая на хвост машины.

            Павлов посмотрел и ахнул: в стабилизаторе зияла большая рваная дыра от вражеского снаряда.

            - А в фюзеляже еще семь осколочных и три пулевых пробоины, - добавил механик.

            И все же летчик чувствовал удовлетворение и был в приподнятом настроении: боевое задание выполнено, вылет прошел отлично, командир, наверное, похвалит его…

            Но, поздравив его с боевым крещением, гвардии капитан Шкулепов строго спросил:

            - Какое задание имела ваша пара, товарищ сержант?

            - Сфотографировать рощу «Круглая».

            - А какова была лично ваша задача?

            - Я… я должен был наблюдать за действиями ведущего и прикрывать его сзади, - ответил Павлов.

            - И вы эту задачу выполнили?

            Павлов смутился.

            - Но я нанес врагу большие потери, разбил несколько автомашин…

            - Какой же это героизм? Оставить без прикрытия ведущего, своего товарища, пойти в ненужную, безрассудную атаку… Вы могли сорвать выполнение боевого задания.

            На всю жизнь запомнил молодой летчик этот урок.

            Гвардейский штурмовой полк, в котором Павлов служил, обеспечивая наступление наземных войск подо Ржевом, наносил удары по вражеской обороне. Сюда же прибыл особый отряд гитлеровских «асов» из авиагруппы «Бриллиантовая молодежь». Они подкарауливали наших штурмовиков на наиболее вероятных направлениях их пролетов.

            Как-то Павлов участвовал в налете группы штурмовиков на крупный штаб фашистов. «ИЛы» хорошо «обработали» цель и уже взяли обратный курс на свой аэродром, но неожиданно наткнулись на засаду «бриллиантов». Гитлеровские асы, очевидно, прозевали наших штурмовиков на пути к цели и спохватились только тогда, когда те возвращались обратно. Павлов с ходу атаковал взлетающий вражеский истребитель, «прошил» его пулеметной очередью. На какую-то долю секунды отвлекается молодой летчик и сразу попал в клещи: на него обрушились четыре «мессершмитта». Фашисты настолько были уверены в своей легкой победе, что один из «бриллиантов» подошел к «ИЛу» Павлова вплотную и, ухмыляясь, показал рукой вниз: сдавайся, мол и садись на наш аэродром! Лихорадочно работает мысль, напряжен каждый мускул, лишь бы не растеряться. Неожиданно краснозвездная машина отвалила в сторону, притом так молниеносно, что фашисты замешкались и упустили драгоценные секунды. Опомнившись, они кинулись за штурмовиком, но было поздно. Павлов, искусно маневрируя между рощами, оврагами и лощинами, шел к своему аэродрому.

            Поздний вечер. В землянке идет партийное собрание. Иван Павлов стоит перед своими боевыми товарищами и рассказывает о своей немудреной биографии. Родился в 1922 году в селе Борисово-Романовке, что недалеко от Кустаная. Сельская школа-семилетка, затем металлургический техникум. Там вступил в комсомол. Потом аэроклуб. Страстное увлечение авиацией привело в Оренбургское военное авиационное училище, где и застала его Великая Отечественная война. Вот и все…

            Остальное товарищи уже знали: вся боевая жизнь Павлова проходила у них на глазах.

            Собрание единогласно приняло летчика кандидатом в члены партии.

            Рано утром его вызвали на КП полка за получением очередного задания. Начальник развернул карту.

            - На скрещении двух шоссейных дорог замечено скопление большого количества различной боевой техники врага. Командование приказало нанести удар по перекрестку. Вы поведете шестерку «Илов».

            Павлов тщательно продумал план действий, собрал летчиков своей шестерки, каждому поставил задачу, указал место в боевом порядке.

            Когда штурмовики достигли лесного массива Павлов круто развернул «шестерку» и самолеты неожиданно появились над перекрестком шоссе с тыла. Фашисты были застигнуты врасплох. Как на ладони, были видны две вражеские автоколонны. Одна медленно ползла через перекресток, а вторая ждала своей очереди. От бомб и пушечно-пулеметного огня загорелись головные автомашины, взрывались боеприпасы в панике разбегались и вязли в глубоком снегу фашистские солдаты. Внезапностью атаки зенитная оборона фашистских автоколонн была парализована.

            1944 год застал Ивана Павлова, к тому времени ставшего офицером командиром звена на 1-м Прибалтийском фронте. На его счету было 160 успешных боевых вылетов. Редко кто даже из старых летчиков полка мог похвалиться таким большим количеством выполненных боевых заданий. Как-то после очередного полета Павлов возвращался на аэродром. На стоянке толпился народ. «Не случилась ли беда какая?» - подумал он с тревогой. Как только он подрулил к стоянке и выключил мотор, все бросились к самолету. Друзья подхватили его на руки и начали качать. Павлов ничего не мог понять.

            - Да скажите же, в чем дело? – взмолился он.

            Наконец, его поставили на ноги.

            - Поздравляем со званием Героя Советского Союза!

            1945 год. Гвардии старший лейтенант Павлов был уже командиром эскадрильи. Ее в полку стали называть не иначе, как «эскадрилья отважных».

            В один из дней стало известно, что в их адрес должен поступить драгоценный подарок: трудящиеся Кустаная собрали средства на постройку эскадрильи штурмовиков и решили преподнести их полку, где служит их знатный земляк Иван Павлов.

            А вскоре еще одна радостная весть: гвардии капитан Павлов Иван Фомич Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден второй Золотой Звездой.

            Лучшие летчики посланы на парад Победы в Москву. И среди них Иван Павлов. 250 боевых вылетов. 250 выполненных боевых заданий – таков был вклад в победу над ненавистным врагом воина-кустанайца, дважды Героя Советского Союза!

 

***
            После войны гвардии капитан Павлов был назначен штурманом полка. Несколько лет упорной учебы, и в 1949 году он успешно оканчивает академию.

            Полный сил и энергии, с запасом больших знаний, он снова в родной авиационной части. У него много учеников. Вдохновенно он передает свои обширные практические и теоретические знания молодому поколению летчиков.

            Несчастный случай в октябре 1950 года оборвал жизнь прославленного героя. И все же он будет жить в сердцах однополчан и боевых товарищей. Приказом министра обороны СССР имя крылатого богатыря занесено навечно в списки гвардейского авиационного полка.

            В Кустанае у подножия его памятника никогда не увядают цветы.

                                                                                                П. Кириллов

Фото предоставлено Государственным архивом Костанайской области

Дважды Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов

 

Дважды Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов

Дважды Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов

Дважды Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов

Дважды Герой Советского Союза Иван Фомич Павлов

Последнее обновление ( 21.03.2016 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Ничубаева Мария Григорьевна


Совхоз Каймаккольский


у Антона Гуркина пока лишь пол-очка

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.233 сек.