• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Напутствие

Печать E-mail
Автор Administrator   
31.01.2016 г.

"Учитель Казахстана". 1973 год

 

            Раз в году наши выпускники приходят на традиционный вечер встречи в школу. Это бывает в первую субботу февраля. Весело, шумно тогда и у меня дома: я праздную свой день рождения. Мои гости – выпускники, взрослые люди, у них есть уже свои дети. И я им всем – «бабушка».

            Большое счастье быть учителем: я могу бесконечно рассказывать о своих питомцах, о том, как сложились их судьбы и даже – почему…

            Передо мной обыкновенная фотография. На ней группа ребят в матросской форме. Несколько лет назад бывший моряк, наш шеф, создал в 7 «б» корабельную команду. На снимке как раз запечатлен тот момент, когда ребята готовы впервые вступить «на палубу» и отправиться в трудное плавание – до окончания десятилетки. Вот у знамени капитан – Коля Кресс. Дальше заместитель боцмана и все, кто положен по рангу. Вглядываюсь в лица и думаю о том, как по-разному сложились жизни у каждого.

            Коля Кресс рос болезненным, нервным до предела. Нуждался в постоянной заботе, ласке, добром слове, помощи. К праздникам ребятишки бегали к нему белить комнату, прибрать. И Коля отвечал товарищам добром. Много пришлось положить труда, чтобы вырос и честным, отзывчивым, беспокойным – незаменимым секретарем комсомольской организации. Он был известен своими лекциями по текущим событиям в стране и за рубежом, выделялся как чтец, организатор. Я думала: будет историком. Уж очень много нам приходилось спорить по разным жизненным вопросам – о людях, их качествах, о профессиях, обязанностях. И все же я не угадала его будущее. Коля заканчивает Челябинский политехнический. Но человеческие, организаторские достоинства остались неизменными.

            Мы, педагоги, часто сами о том не подозревая, заставляем своих питомцев с волнением обращаться к будущему, чаще, серьезнее думать о нем, строго, придирчиво прицениваться к своим возможностям. Вот, к примеру, обыкновенное школьное сочинение. Я дала тему: «Мои мечты». Это было как раз в тот период, когда я уже вполне прочно была уверена, что ребята будут искренни со мной.

            Перелистываю тетрадку. «…Мне очень нравится рисовать, я люблю музыку, танцы, особенно балет с его пластичностью, темпераментные народные пляски, нежные, лиричные песни. Но не дает мне покоя один необыкновенный человек. Он конструирует самолеты. В его рассказах даже такие прозаичные слова, как «схема» и «траектория», звучат, словно стихи. Я с ним часто бываю на аэродроме, там, где стоят крылатые машины. Это еще одна моя мечта. От мне кажется, что я на высоте, а подо мной земля, голубыми змейками вьются реки, зеленеют поля. Плывут белые облака, легкие, еле заметные. Потом все гуще, гуще. Я обнимаю землю с высоты восьми тысяч метров…»

            Сейчас на счету у Саши Сланевского много самостоятельных вылетов. Но я то уверена, что самый первый бы тогда, когда вылились на лист бумаги эти порывы, душевная борьба, страстное желание заглянуть в собственное будущее.

            Когда-то Люба Чернецкая, стоило заговорить с ней о мечтах, пугалась: хотелось стать врачом, но сможет ли она? Любимое дело казалось недостижимым. Приходилось ободрять. А теперь вот идут из села Щербаково письма от молодого специалиста-фармацевта.

            Люда Паклина не просто варит обеды – она священнодействует над плитой. Я берегу запись, когда-то оставленную мне девочкой на вечере о профессиях: «Приходите, я угощу вас ароматным борщом и румяными котлетами». Не забываю приглашения: ведь Люда успешно закончила Рудненское кулинарное училище.

            Когда родилась эта мечта? Может быть, на вечере «Хлеб – наше богатство»? Когда я обдумывала и планировала каждую его деталь, у меня перед глазами стоял образ моей матери. Такая, какой я помню ее с малых лет. Тихая, скромная, трудолюбивая. И особенно помню, как мать, убирая со стола после еды, обязательно собирала крошки и осторожно, боясь просыпать, кидала в рот. Извечное уважение народа к тяжкому хлеборобскому труду мне помогло передать ребятам воспоминание, дорогое, волнующее. Я давно пришла к выводу, что только там педагога ждет успех, где он не поскупился оставить частицу собственного душевного беспокойства.

            Бывает так, что к себе на классные часы я зову своих бывших учеников, а ныне хороших специалистов, уважаемых людей. С восхищением слушали, например, девятиклассники режиссера Дворца профсоюзов Анатолия Аптыкова. А мне в это время виделся Толик, пухленький, маленький, неповоротливый колобок, непременный участник художественной самодеятельности, исполнитель неходовых ролей – лодырей, лентяев. По сколько раз бегал он потихоньку в театр на «Аленький цветочек»? Не счесть. Упрямо шел к мечте, и хоть через педагогический институт, а пришел-таки на настоящую сцену. Нынешние мои ученики не могут не позавидовать его упорству, характеру, увлеченности.

            С Катей Ульяновой мой класс встретился на камвольно-суконном комбинате во время экскурсии. Катя очень обрадовалась нам, рассказала товарищам по цеху, показала пряжу из капрона, лавсана, нитрона, поразила ребят тем, сколько различных тканей можно получить из одной и той же пряжи.

            Моя бывшая воспитанница как нельзя лучше поняла, зачем я привела к ней моих нынешних учеников. Она сумела так показать труд чесальщиц, розничниц, крутильщиц, аппретурщиков, красильщиков и мотористов, что невольно заставила ребят задуматься о перспективах текстильного производства и о привлекательности нужных ему профессий. Она помогла ему заглянуть краешком глаза в собственный завтрашний день.

            Есть у меня и «свои» продавцы. Две Тани и Наташа окончили торговое училище, учатся заочно в торгово-кооперативном техникуме. Вот что они сказали перед классом: «У нас такой закон: проявить выдержку и хладнокровие при встрече с грубияном, позаботиться о робком, стеснительном, быть внимательным к болезненному, терпеливо выслушать усталого, с тактом подойти к обиженному – все это под силу лишь человеку с богатой внутренней культурой, одинаково уважающему и себя, и покупателя».

            Притихли ребята, они по-новому смотрят на должность продавца. Так и напрашивается вопрос в душе учителя, и тут же возникает ответ: «Довольны ли они своей судьбой, мои девчонки, счастливы ли, не ошиблись ли в выборе профессии?» - «Да!»

            Повар, продавец, няня… Что общего у этих профессий? Они экономят нам минуты и часы дорогого времени. А, значит, обслуживая нас, решают задачи государственной важности. В этом нет никакого сомнения. Наверное, не стоит говорить, что такое для студента сэкономленный час, а для рабочего-рационализатора – свободный вечер. Для этого – фабрики по ремонту и пошиву одежды, обуви, химчистки дома быта, которые оснащаются станками, механизмами, инструментами, предназначенными специально для них. Вот почему с профессиями парикмахера, фотографа, мастера по пошиву модельной обуви, одежды также знакомятся мои выпускники.

            Славик Малышев и Ирина Искакова, Лида Зуева и Сергей Ярошенко, нашедшие путь в жизни, определившие свою профессию, и выпускники этого года должны помнить прежде всего, что поезда современные догоняют своей скоростью самолеты, самолеты – в свою очередь – ракеты, создаются станки с производительностью  целого завода, шахты и скважины невиданной глубины, домны и рудники огромной мощности. То, что было новинкой вчера, устарело сегодня. И тот лишь шагает на переднем крае борьбы за построение светлого будущего.

            Это мое напутствие в час, когда выпускник переступит порог своей школы, чтобы сделать свой первый, по-настоящему самостоятельный шаг в жизни.

                      В. Сельницина, учительница истории школы №15

Использованы фотографии из личного архива Андрея Цацуры

Средняя школа №15

 

Средняя школа №15

Последнее обновление ( 31.01.2016 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


1 Мая 1984 года


Сцена из спектакля


Учебное хозяйство имени Гагарина

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.712 сек.