• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Борьба с сектантством в Кустанайском уезде

Борьба с сектантством в Кустанайском уезде

Печать E-mail
Автор Administrator   
17.01.2016 г.

"Оренбургские епархиальные ведомости". 1911 год

 

            Борьба с сектантами в Кустанайском уезде распадается на два периода: до миссионерских курсов в городе Кустанае и после курсов.

            С усиленным наплывом переселенцев из внутренних губерний с 1903 года много переселилось и сектантов разных толков. С фанатичной ревностью сектанты стали усиленно распространять семена своих лжеучений. Почва для такого распространения была вполне подходящая. Большинство православных переселенцев раньше и понятия не имели не только о способах борьбы с сектантами, а даже о самих сектантах. Недостаток священников и неустроенность приходов давали обильный материал для работы сектантам. Главное гнездо сектантства – поселок Ново-Николаевский, Кустанайского уезда, исключительно населенный штундо-баптистами, где имеются сектанты, время от времени, почти каждую зиму, посылают своих проповедников, человек 8-10, которые своими поездками объединяют сектантов к сплоченной борьбе с православными: искусно проникают в чисто-православные села и живут среди православных по несколько дней, приобретая таким путем новых последователей и не встречая почти никаких препятствий к пропаганде. И уходившие для проповеди фанатики-сектанты имели крупный успех: во многих чисто-православных поселках открыто появились последователи сектантства, во многих имеются и скрытые сектанты, которые бывают иногда вредные открытых сектантов.

            Местное духовенство, сознавая свою ответственность пред Богом, стало усиленно просить с 1908 года епархиальное начальство о присылке миссионера.

            Первый приезд в Кустанайский уезд в ноябре 1909 года Епархиального миссионера священника отца Василия Смелова взволновал сектантов. В первый приезд отцу миссионеру пришлось много поработать. В более зараженных приходах пришлось устраивать по несколько бесед. Сначала сектанты просили помощи у своих собратьев поселка Ново-Николаевского, для борьбы с православным миссионером. На первых порах Ново-Николаевские баптисты дали в помощь сектантам поселка Смирновского лучшего своего проповедника Граура, который, проведя несколько бесед с миссионером, должен был сознаться, что он слаб для борьбы с миссионером. Особенно невыгодно для сектантов была проведена беседа Грауром в поселке Ново-Николаевском о крещении младенцев. В других поселках Граур отказался беседовать с миссионером. В других поселках выступили на беседах только местные сектанты, которые оставались безответственными перед миссионером и потеряли среди православных всякий кредит.

            По отъезде миссионера в Оренбург, чтобы вновь поднять свое значение, в помощь себе вытребовали из Томска двух специальных проповедников в феврале 1910 года.

            Благочинный отец Русанов телеграммой просил приехать отца миссионера О. Смелова спешно приехал в город Кустанай и сделал три беседы с приезжими сектантскими проповедниками, которые не могли защитить своего упования. Главный проповедник захворал и от дальнейших бесед отказался.

            После отказа от бесед сектантских проповедников отец миссионер вновь приехал с миссионерской целью по более зараженным приходам Кустанайского уезда, устраивая беседы с сектантами. В этот приезд ему пришлось не раз убедиться, что сектантские корни глубоко сидят в народе. Борьба с сектантами должна вестись сплоченными силами, для чего необходимо больше подготовить местных борцов с сектантами.

            В мае 1910 года были устроены миссионерские противо-сектантские курсы в Кустанае.

            Необходимость таких курсов настолько сознавалась, что на них явилось более 100 человек, в числе их 22 священника.

            На курсах было показано не только как защищаться от сектантских нападок, но и как самим нужно нападать – словом божьим на неосновательность сектантских лжеучений. В особенности эти нападки бывают удачны, как разъяснил миссионер, если имеешь в руках сектантские сочинения, часто противоречащие друг другу.

            Раньше мне приходилось не один раз слушать, как в борьбе с расколом в Орском уезде священник Петр Самохин широко пользовался сочинениями раскольников австрийской секты для их обличения. Частью пользовался и я готовыми указаниями Самохина, но почему-то я сам не мог приложить тот же метод к сектантским сочинениям и до Кустанайских курсов совершенно не обращал внимания на сектантские издания.

            На миссионерских курсах в Кустанае миссионер Смелов усиленно рекомендовал священникам выписать сектантские книги и журнал «Баптист». На своих лекциях не один раз указывал, как ими можно с успехом пользоваться на беседах с сектантами.

            После курсов я стал внимательно просматривать сектантские сочинения и находил поразительные противоречия. Теперь я не только сам широко пользуясь на беседах с сектантами их сочинениями, но усилено распространяю и среди своих помощников по приходу, из которых 7 человек были на миссионерских курсах.

            Вот, например, как мне привелось применить этот метод собеседования…

            Баптисты чуть не каждому прихожанину уши прожужжали: «нельзя называть священников наставниками. Один наставник Христос. Отцом тоже нельзя называть. Один у вас отец на небесах. Нельзя называть и учителями. Один учитель Христос».

            Не только на беседах с сектантами, но и православными часто приходилось разъяснять неправильность сектантского понимания и указывать тексты, где упоминаются слова: наставник, отец, учитель. А тут сами наставники сектантские так себя называют в прошениях и защищают это название так же, как и православные.

            Выбрав более свободное время, в воскресенье 31 октября отправляюсь в Ново-Николаевский поселок с целью устроить беседу после вечернего их религиозного собрания в их же молитвенном доме.

            Сектантские руководители сначала отказывались, но когда узнали, что я предлагаю беседовать о 23 главе Матвея, согласились.

            Условились говорить по 10 минут. Первые свои 10 минут я использовал удачно, остановившись статье журнала «Баптист».

            В заключение поставил вопрос так: «Если вы убеждены в своей правоте, то должны, подобно братьям из Г., отделиться от своих руководителей из Одессы, или же сознаться, что вы несправедливо укоряли православных, неправильно понимая слова Спасителя.

            Впечатление получилось сильное, и сектанты стояли, как бы пришибленные.

            Нужно было видеть жалкое положение защитника баптизма, когда у него благодаря их же журналу «Баптист» была отнята всякая возможность защищаться.

            Защитник баптизма тяжело поднялся. Начал говорить, но говорил так неуверенно, несвязно, останавливался, путался и едва мог продлить свою речь только 5 минут.

            Сектанты, понимая тяжелое положение своего наставника, начали кричать:

            - Не нужно беседы! Кто его сюда просил? Не нужно, не нужно!

            Особенно яростно кричали женщины.

            - Видите наши не желают, чтобы здесь была беседа. Хотите – мы к вам приедем? – предложили руководители.

            - Пожалуйста! – ответил я.

            Условились на следующее воскресенье в поселке Викторовском беседовать о рукотворенных храмах и о таинстве святого Причащения.

            Однако свое обещание сектантские руководители не исполнили. Видимо, их цель была мирным путем выпроводить меня из своего молитвенного дома…

            Случайно у сектантов же мне пришлось приобрести несколько экземпляров из старого журнала за 1906 год «Христианин». На обложке этого журнала имеется картина: проповеди Иисуса Христа на озере, а внизу картины небольшой крест. От креста исходят лучи. Номера эти я раздал православным ревнителям.

            С номером «Христианин», рассказывал потом не прихожанин А.С. я отправился в одно воскресенье к знакомому баптисту. У него оказались гости, тоже баптисты из другого села. Наши православные, увидав меня, что я пришел к баптистам, начали собираться один за другим и набралось человек 20.

            Началась беседа об иконах.

            Сектант так и сыпит кумирами. Я ему не мешаю, а сам думаю: «говори, брат, на свою голову, я тебя с кумирами-то прижму к стене».

            Кончил сектант и начал говорить я:

            Теперь ты слушай, брат, да учись различать чистое от нечистого, а не вали все в кучу. Вот, что сказано в книге Левит, 10,10, чтобы вы могли отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого. А вы все валите в одну кучу и кумиры мешаете с священными изображениями. Вынимаю из кармана баптистский журнал «Христианин» и, указывая на картину, спросил: «что, брат, эта вот картина кумир?»

            - Нет, - говорит сектант: это проповедь Иисуса Христа на озере, так в Евангелии описано.

            - Ну, а вот крест то помещен зачем? Ведь вы называете его кумиром?

            - Здесь нужно понимать страдание Иисуса Христа, а не тот крест, которому вы молитесь.

            - Ну, а модно рукотворный крест называть кумиром?

            - Я не называю его кумиром, - ответил сектант.

            - Теперь то ты не называешь и отказываешься, а ведь вы все только и читаете в Библии о кумирах, да так и постоянно говорите: «не должно кланяться кумирам». У нас же имеются изображения : Рождества Иисуса Христа, Сретения Господня, Крещения Господня и другие изображения Иисуса Христа. Так вот такие изображения можно иметь в домах?

            - Иметь можно, - согласился сектант, только им нельзя молиться, как вы делаете.

            - Слушай дальше, - продолжал я: если вот я возьму обложку вашего журнала «Христианина», обрежу края, а картину и крест вставлю в рамку и повещу на стене, а когда вздумаю молиться, обращусь не к голой стене, а к той стене, на которой висит вот эта картина, и, смотря на изображение Иисуса Христа, буду молиться так: «Господи! Ты учил милосердию, смягчи мое сердце, чтобы оно было добро ко всем нуждающимся братьям нашим», или буду читать молитву Господню: «Отче наш, иже еси на небесах». Скажи, что ты тут находишь вредного?

            Сектант молчал, а я еще повторил, что нужно различать чистое от нечистого…

            Я отправился домой, за мной отправились и все православные. Дорогой радостно говорили: «Ловко же ты их подвел, а то говорят: «не нужно икон, а сами на своих книгах изображают Иисуса Христа и крест!»…

            В нынешнею зиму 1910/1911 года, по примеру прошлых лет, из поселка Ново-Николаевского отправилось, для совращения православных, по новонаселенным поселкам Кустанайского уезда 6 сектантов. Из них 2 человека отправились в соседний Троицкий уезд, где, благодаря усилию сектантских проповедников, появились сектанты и в казачьих поселках.

            В те поселки, где есть православные, умеющие отстоять православное учение, сектантские проповедники не пойдут.

            К сожалению, не из всех поселков, зараженных сектантством, были православные ревнители на миссионерских курсах.

            Имея ввиду воинственное настроение сектантов Кустанайского уезда, посылающих своих проповедников и в другие уезды, приходишь к заключению, что время от времени, возможно чаще, необходимо устраивать миссионерские курсы в Кустанае, чтобы как можно больше явилось ревнителей из православных мирян, которые могли бы не только дать вопрошающему ответ о своем уповании, но и словом Божьим заградить уста лжеучителей.

                                                                                  Священник А. Волгин

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


А в парке музыка звучала


Рудный


На соревнованиях по боксу. 1986 год

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.234 сек.