• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

И стоял в Костанае монастырь

Печать E-mail
Автор Арман Козыбаев   
13.09.2010 г.

Статья кандидата исторических наук, профессора Якова Кузьмича Духина

 

Опрос дал убийственный результат: никто из десятков студентов исторического (!) факультета университета и слыхом не слыхивал о имевшем быть когда-то в Костанае женском монастыре. Да что студенты! Настоятель Константино-Еленинской церкви отец Виктор, несомненный знаток истории церковной, о монастыре знал, назвал место его прежнего расположения - и только! Посоветовал обратиться в местный музей – там-де имеются кое-какие свидетельства.

            Все! Это была точка, от которой я начал свои поиски. О их результатах ниже, а сначала несколько сведений общего характера.

            Удалось разыскать книгу – массивный по объему сборник «Православные монастыри Российской империи» - ныне библиографический раритет. Издана она в 1908 году семилетними стараниями московского любителя духовного просвещения Л.Денисова. В ней читаем: «…на 1 декабря 1907 года в империи было 540 мужских монастырей, 34 монастырских, архиерейских и патриарших подворий, 76 архиерейских домов, 367 женских монастырей, 61 женская община, 20 подворий и отделений женских монастырей и общин». Довольно много. Указывалось и число монашествующих – тоже немало: 90403 человека обоего пола. Примечательный факт – женщин среди них было в 2,5 раза более, нежели мужской братии. Л.Денисов обратил внимание на «вымирание» монастырей мужских и «прогрессирование» женских. И причину тому увидел в аграрном перенаселении, когда из деревни масса женского населения «выталкивается». Не находя надежного пристанища в жизни, она находила его в кельях монастырских подворий.

            Теперь конкретно и по существу. В начале 80-х годов прошлого века в кустанайские степи хлынул массовый переселенец. В число прибывших нашлось несколько «богобоязненных девиц, которые еще на родине посвятили себя подвигам молитвы и поста». Простые крестьянские девушки, они возымели желание в молодом Кустанае основать монашескую обитель.

            Бедный был народ. Имея скудные сбережения и взятые в долг средства, товарки приобрели на окраине города пятистенный дом. Здесь и поселились, спасаясь от мирской суеты. Благодати никто не обещал, лишь упорный и тягостный труд, особенно для двух из них – Елены Стефановны Бородиной и Ксении Иосифовны Садчиковой. Он и помог монахиням пережить нелегкие времена становления.

            Случилось так, что в 1890 году Кустанай посетил преосвященный Макарий. Заботы и нужды сестер-монахинь высокий церковный чин принял близко к сердцу и дал им обещание: «Все, что тольколько от меня зависеть будет, и больше того, я сделаю вам». И не забыл обещанного. Поддержка Макария много значила: видимо, не без его стараний в 1894 году последовал указ Святейшего Синода об официальном основании в Кустанае женской общины. Уже гораздо позднее, в 1907 году была обращена она в монастырь. Наименование ему определили в честь Иверской иконы Божьей Матери. Между прочим, на территории современного Казахстана в те годы имелось всего лишь два монастыря: один – в Кустанае, другой в городе Уральске -  мужской.

            Какой монастырь без настоятельницы? Выбор определился сразу – ею стала Е.Бородина (игумения Анна), человек, по свидетельству знавших ее, простой и смиренный, вызывавший всеобщее уважение и почитание. Да и педагогом она оказалась не без способностей. Имея дело в основном с неграмотными монахинями, Анна собирала их в трапезной и устраивала вслух выразительные читки церковных книг, лаской и добром исправляла много грешные души. Е.Бородина слыла рачительной хозяйкой, именно ее подвижничеством монастырь обрастал обширным подворьем.

            Помогал, чем мог, город. Монастырю под усадьбу и хлебопашество его отцами было отведено 450 десятин земли из городского надела. Под усадьбу место выбрали видное, раздольное, на высоком берегу Тобола, в двух верстах от города. Тогда здесь располагалась живописная окраина, а ныне это задворки телевышки и ряд невзрачных улочек, на одной из которых можно обнаружить еще хорошо сохранившийся монастырский корпус.

            Получив усадебное место, сестры энергично принялись за устройство сначала временных построек, а затем и капитальных зданий – двух жилых корпусов, Трапезной церкви и храма в честь Иверской иконы Божьей матери. Последним особенно гордились. Возвышаясь при въезде в обитель, он красиво выделялся своими зелеными куполами. По замечанию священника А.Апустина, храм носил «на себе печать прочности и величественности».

            Жизнь монашеская во все времена была строга, непритезательна и сурова своим воздержанием. Скудность царила во всем. Монахини носили грубую одежду и обувь, укрощали свою плоть простой, зачастую постной пищей, отказывались от своих прежних мирских привычек. Не может не вызывать уважения трудовой настрой обитательниц монастыря. Не женское, к примеру это дело – хлебопашество. Занимались им однако, сами, помощи ни откого не ждали, напротив, помогали другим страждущим.

            Кустанайцы частенько обращались в монастырь со своими нуждами, чем могли и сами ему помогали. Женщины приходили в поисках утешения и духовных бесед. Никому не отказывали. Многие, особенно девушки, просили принять их в обитель. Принимали, чем и расширяли состав послушниц. В «Озоре Тургайской области» на 1899 год сообщается о 144 «насельницах» монастыря. Секретарь Оренбургской Духовной консистории Х.Говядовский в 1916 году говорит о 27 монахинях и 132 послушницах.

            Монастырь отличался, по мнению церковного начальства, высоким духовным настроем и благочестивыми делами. При постоянной нужде и воздержании он сумел содержатьцерковно-приходскую школу и приют для девочек-сирот. Когда в городе вспыхнула эпидемия тифа, сестры-монахини оказывали бескорыстную и жертвенную помощь в излечении больных.

            Прошли годы, престарелая Анна уже не в состоянии была ведать монастырскими делами, и в 1915 году ее сменила игумения Рафаила. Время настало трудное, военное, бедственное. Но и тогда монастырь изыскивал все возможности для поддержания больных, раненых, их семей и беженцев. С трудом и натугою на фронт посылали посылки с бельем и продовольствием. И это при том, что сам монастырь, по свидетельству благочинного не «имел никаких свободных средств». Дело принимало столь серьезный оборот, что Тургайский губернатор в феврале 1916 года обратился в Совет Министров (Романовский комитет), возбуждая вопрос о выдаче «пособия Иверскому женскому монастырю». Последовала ли реакция правительства на этот губернаторский призыв – одному Богу известно, но нам сие неведомо.

            Самые последние сведения, имеющиеся у нас, относятся к 1916 году. Далее информационная блокада. А ведь впереди были две революции, разгромные годы Гражданской войны и инквизиторские, по отношению к религии, сталинские времена. Можно лишь догадываться, что монастырь постигла та же судьба, что и знаменитый Кустанайский собор. Он был уничтожен. Как? Это пока вопрос.

Костанайские новости/ 11 ноября 1998 года

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


1998 год


Джетыгара


Из газеты "Знамя Труда" 1963 г.

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.233 сек.