Макарьевский миссионерский стан |
Автор Арман Козыбаев | |
16.01.2016 г. | |
"Оренбургские епархиальные ведомости". 1909 год
Макарьевский миссионерский стан открыт 1897 (правильнее в 1894) году. Истекший год был 11 годом существования его. Всех новокрещенных, живущих в стане 36 домохозяев: мужского пола 69 душ и женского пола 78 душ, кроме этих 5 человек обоего пола, живущих работниками у новокрещенных, по проихождению русские. При миссионерском стане существуют для взрослых новокрещенных вечерние классы, в которых они научаются истинам православной веры, изучают молитвы и священную историю, поют священные песнопения и по окончании занятий бывает для всех общие вечерние молитвы, сопровождаемые пением некоторых молитв, после чего новокрещенные расходятся по домам. Такие занятия в вечерних классах ведутся сотрудником миссии дьяконом местной Михайловской церкви Иоанном Бородиным под руководством заведующего станом священника Емельяна Даулей. В этих занятиях иногда участие принимает и учитель миссионерской школы Яков Степанович Тупаев. В целях научения новокрещенных в слове Божьем, укрепления их в вере Христовой и утешения во время различных житейских бед и скорбей миссионером и сотрудником его посещались дома новокрещенных. К деятельности стана нужно отнести, между прочим, обращение в православие в отчетном году двух магометан: одной женщины – башкирки 43 лет и одного киргиза 18 лет. Явление это в миссионерской жизни и такое переживаемое нами трудное время, когда последователи ислама все усилия потребляют, чтобы привлечь в свою веру православных, - нужно считать явлением редким. Деятельность миссионера простиралась также и на новокрещенных, ранее живших в стане, но под влиянием ложных толкований законов о веротерпимости оставивших стан и переселившиеся в свои аулы. Некто новокрещенный Иван Юртаев после настойчивых увещаний изъявил было желание возвратиться в стан, но киргизы, узнав об этом, как слышно, убили его в степи на пути возвращения его в стан. Вот что ожидает иногда проповедующих слово Божье в степи и слушающих его. При стане имеется русско-киргизская миссионерская школа, открытая в 1897 году с интернатом на 25 человек, но за сокращением сметы по Оренбургскому Миссионерскому Комитету Советом Православного Миссионерского общества, количество интернов сокращено в отчетном году на 5 человек, вместо 25 человек оставлено 20 человек. Заведующим и законоучителем состоит священник Емельян Даулей, старшим учителем за первую половину отчетного года состоял бывший учитель Александровской церковно-приходской школы Иван Анисимов, а после него (с начала 1908/09 учебного года) состоит окончивший курс Казанской учительской семинарии Яков Тупаев. Помощником учителя до 1 декабря 1908 года состоял киргиз магометанин Мулахмет Мурзин, назначенный на эту должность в 1906 году. С 1 декабря сего отчетного года на означенную должность киргизского учителя вступил бывший аульный учитель Тасмухамед Шелдыбаев. Старший учитель получает жалованье из средств местного Миссионерского комитета 300 рублей, а помощник его – 100 рублей. К концу отчетного года (к началу 1909 года) всех учащихся состояло 45 человек: из них русских 19 мальчиков, киргиз новокрещенных 4 мальчика и киргиз магометан 22 мальчика: окончило курс 3 человека. Все учащиеся снабжены учебниками и учебными пособиями в достаточном количестве. Все интерны – киргизские мальчики (в количестве 22-х человек) пользуются готовым помещением, столом, бельем, одеждой (блузы и шаровары), обувью и постелью. Классные занятия в школе начинаются общей молитвой почти всегда в присутствии заведующего и законоучителя школы; некоторые молитвы при этом поются всеми учениками. Учение ведется по программе для церковно-приходских школ, утвержденной Святейшим Синодом. Занятия производятся по составленному заранее расписанию и уроки ежедневно записываются в классный журнал. Кроме обычных предметов обучения по программе, ученикам старшего отделения были сообщены элементарные сведения из географии, русской истории и естественно-исторических наук. Храм Божий ученики посещали охотно и часто; в отчетном году все ученики говели и причастились Святых Тайн на первой неделе Великого поста. Грубых шалостей учениками не замечалось, строгие дисциплинарные меры не употребялись. Школа помещается в собственном здании, выстроенном в 1897 году Оренбургским Епархиальным Комитетом Православного Миссионерского Общества; имеется самые необходимые надворные постройки: амбар, баня и прочее. Школа содержится на средства Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества, которым ассигновано на сей предмет 2420 рублей, включая сюда и жалованье учащим и миссионеру – заведующему станом. В целях непосредственного влияния на киргиз велись беседы с детьми-учениками и взрослыми киргизами, родителями учеников, когда таковые посещали школу. В целях же ближайшего общения с ордою, знакомства с религиозными движениями среди киргиз и для проповедания слова Божьего в степи священником стана совершаются небольшие поездки в ближайшие киргизские аулы. Как на самый существенный недостаток в жизни стана, необходимо указать на отсутствие церкви для новокрещенных, которые по этой причине лишены церковно-религиозного воспитания, в котором они сильно нуждаются, как слабые и малые чада церкви. |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
15 апреля, 2024 @13:33 : Фотография из архивных источников? В каком контекс ... by mr.extremal |
14 апреля, 2024 @08:05 : Прислали несколько фотографий из семейного альбома ... by arman |
08 апреля, 2024 @16:55 : В 1994 году было также сильное половодье ... by arman |
30 марта, 2024 @17:24 : Из газеты «Казахстанская правда» за 1947 год: «На ... by arman |
18 марта, 2024 @20:13 : Сегодня прислали такую старую фотографию ... by arman |
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис