• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Макарьевский миссионерский стан

Макарьевский миссионерский стан

Печать E-mail
Автор Арман Козыбаев   
16.01.2016 г.

"Оренбургские епархиальные ведомости". 1909 год

 

            Макарьевский миссионерский стан открыт  1897 (правильнее в 1894) году. Истекший год был 11 годом существования его. Всех новокрещенных, живущих в стане 36 домохозяев: мужского пола 69 душ и женского пола 78 душ, кроме этих 5 человек обоего пола, живущих работниками у новокрещенных, по проихождению русские.

            При миссионерском стане существуют для взрослых новокрещенных вечерние классы, в которых они научаются истинам православной веры, изучают молитвы и священную историю, поют священные песнопения и по окончании занятий бывает для всех общие вечерние молитвы, сопровождаемые пением некоторых молитв, после чего новокрещенные расходятся по домам. Такие занятия в вечерних классах ведутся сотрудником миссии дьяконом местной Михайловской церкви Иоанном Бородиным под руководством заведующего станом священника Емельяна Даулей. В этих занятиях иногда участие принимает и учитель миссионерской школы Яков Степанович Тупаев.

            В целях научения новокрещенных в слове Божьем, укрепления их в вере Христовой и утешения во время различных житейских бед и скорбей миссионером и сотрудником его посещались дома новокрещенных.

            К деятельности стана нужно отнести, между прочим, обращение в православие в отчетном году двух магометан: одной женщины – башкирки 43 лет и одного киргиза 18 лет. Явление это в миссионерской жизни и такое переживаемое нами трудное время, когда последователи ислама все усилия потребляют, чтобы привлечь в свою веру православных, - нужно считать явлением редким.

            Деятельность миссионера простиралась также и на новокрещенных, ранее живших в стане, но под влиянием ложных толкований законов о веротерпимости оставивших стан и переселившиеся в свои аулы. Некто новокрещенный Иван Юртаев после настойчивых увещаний изъявил было желание возвратиться в стан, но киргизы, узнав об этом, как слышно, убили его в степи на пути возвращения его в стан. Вот что ожидает иногда проповедующих слово Божье в степи и слушающих его.

            При стане имеется русско-киргизская миссионерская школа, открытая в 1897 году с интернатом на 25 человек, но за сокращением сметы по Оренбургскому Миссионерскому Комитету Советом Православного Миссионерского общества, количество интернов сокращено в отчетном году на 5 человек, вместо 25 человек оставлено 20 человек. Заведующим и законоучителем состоит священник Емельян Даулей, старшим учителем за первую половину отчетного года состоял бывший учитель Александровской церковно-приходской школы Иван Анисимов, а после него (с начала 1908/09 учебного года) состоит окончивший курс Казанской учительской семинарии Яков Тупаев. Помощником учителя до 1 декабря 1908 года состоял киргиз магометанин Мулахмет Мурзин, назначенный на эту должность в 1906 году. С 1 декабря сего отчетного года на означенную должность киргизского учителя вступил бывший аульный учитель Тасмухамед Шелдыбаев. Старший учитель получает жалованье из средств местного Миссионерского комитета 300 рублей, а помощник его – 100 рублей.

            К концу отчетного года (к началу 1909 года) всех учащихся состояло 45 человек: из них русских 19 мальчиков, киргиз новокрещенных 4 мальчика и киргиз магометан 22 мальчика: окончило курс 3 человека.

            Все учащиеся снабжены учебниками и учебными пособиями в достаточном количестве. Все интерны – киргизские мальчики (в количестве 22-х человек) пользуются готовым помещением, столом, бельем, одеждой (блузы и шаровары), обувью и постелью.

            Классные занятия в школе начинаются общей молитвой почти всегда в присутствии заведующего и законоучителя школы; некоторые молитвы при этом поются всеми учениками. Учение ведется по программе для церковно-приходских школ, утвержденной Святейшим Синодом. Занятия производятся по составленному заранее расписанию и уроки ежедневно записываются в классный журнал. Кроме обычных предметов обучения по программе, ученикам старшего отделения были сообщены элементарные сведения из географии, русской истории и естественно-исторических наук.

            Храм Божий ученики посещали охотно и часто; в отчетном году все ученики говели и причастились Святых Тайн на первой неделе Великого поста.

            Грубых шалостей учениками не замечалось, строгие дисциплинарные меры не употребялись.

            Школа помещается в собственном здании, выстроенном в 1897 году Оренбургским Епархиальным Комитетом Православного Миссионерского Общества; имеется самые необходимые надворные постройки: амбар, баня и прочее. Школа содержится на средства Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества, которым ассигновано на сей предмет 2420 рублей, включая сюда и жалованье учащим и миссионеру – заведующему станом.

            В целях непосредственного влияния на киргиз велись беседы с детьми-учениками и взрослыми киргизами, родителями учеников, когда таковые посещали школу. В целях же ближайшего общения с ордою, знакомства с религиозными движениями среди киргиз и для проповедания слова Божьего в степи священником стана совершаются небольшие поездки в ближайшие киргизские аулы.

            Как на самый существенный недостаток в жизни стана, необходимо указать на отсутствие церкви для новокрещенных, которые по этой причине лишены церковно-религиозного воспитания, в котором они сильно нуждаются, как слабые и малые чада церкви.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


7 ноября


Красильников Михаил Васильевич


Снимок на память

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.267 сек.