• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Макарьевский миссионерский стан с русско-киргизскою школою при нем

Макарьевский миссионерский стан с русско-киргизскою школою при нем

Печать E-mail
Автор Арман Козыбаев   
16.01.2016 г.

"Оренбургские епархиальные ведомости". 1908 год

 

            Макарьевский миссионерский стан обслуживает северную часть Тургайской области. Таким образом в состав его входят Кустанайский и Тургайский уезды. Заведывающим станом до 1 июня отчетного года состоял священник Павел Николаев, а после перемещения его в приход, поступил на должность заведующего станом священник Емельян Даулей. Сотрудником его состоит псаломщик-дьякон местного Михайловского прихода Иоанн Бородин.

            Миссионерско-просветительная деятельность служащих в стане выражалась в научении новокрещенных в слове Божьем в вечерней школе для взрослых и во время посещения домов новокрещенных для той же цели. Занятия в вечерней школе ведутся заведующим станом совместно с дьяконом Бородиным, который со всеми новокрещенными ведет вечерние собеседования. Всех новокрещенных в стане 30 домов, 60 душ мужского пола и 75 женского пола, всего 135 душ.

            При стане имеется русско-киргизское миссионерское училище, открытое в 1897 году, с интернатом на 25 человек киргизских мальчиков. Заведующим и законоучителем состоит священник Емельян Даулей, старшего учителя нет, посему место его оставалось вакантным, помощником учителя состоит киргиз-магометанин Мулдахмет Мурзин, с образованием из Боровского двухклассного училища. За второе полугодие отчетного года (с 1 января 1908 года) учеников состояло в школе всего 45 человек, из них русских 22 мальчика, киргиз-магометан 20 мальчиков и детей новокрещенных 3 человека. Все учащиеся снабжены учебниками и учебными пособиями в достаточном количестве. Все интерны (в количестве 20 человек) пользуются готовым помещением, столом, бельем, одеждой (блузы и шаровары), обувью и постелью. Классные занятия в школе начинаются общей молитвой, учение ведется по программе церковно-приходских школ, утвержденной Св.Синодом.

            В целях непосредственного христианского влияния на киргиз велись беседы с детьми – учениками и взрослыми киргизами, родителями учеников, когда таковые посещали школу. В целях же ближайшего общения с ордой, знакомства с религиозными движениями среди киргиз и проповедания слова Божьего в степи – священником стана совершаются небольшие поездки в ближайшие к стану киргизские аулы. Как на самый существенный недостаток в жизни стана, необходимо указать на отсутствие церкви или молитвенного дома для новокрещенных, которые по этой причине лишены церковно-религиозного воспитания, в чем они сильно нуждаются, как малые и слабые чада святой церкви. В отчетном году школу посетил уездный наблюдатель священник А. Русанов. Старший учитель школы Николаев в начале сентября перешел в начальное училище министерства народного просвещения, в Омский директорский район. Безвременный уход Николаева поставил школу в затруднительное положение, так как учителя с соответствующей подготовкой и, что самое главное, знающего киргизский язык не нашлось, и обязанности старшего учителя принял на себя отец Даулей. В интересах дела такое совместительство обязанностей заведующего и учителя не представляет неудобств, так как отец Даулей, освобожденный от обязанностей приходского священника и имея на своем попечении несколько киргизских семейств, вполне может справиться с этими обязанностями; затем для него учительское жалованье может представить большое подспорье в материальном отношении, но в интересах миссионерства вне стана, в киргизских аулах, такое совместительство обязанностей заведующего станом и учителя представляет неудобство, так как совершать миссионерские поездки в таком случае возможно только в летнее время, а зимою возможны они только в ближайшие аулы. Вторым учителем остается по-прежнему некрещеный киргиз Мулдахмет Мурзин. Мурзин был назначен учителем в 1906 году, по представлению временно заведующего станом священника Бокина. Назначение Мурзина может быть полезно  в смысле увеличения количества учащихся из киргиз. Такой взгляд явился следствием таких соображений. В миссионерских школах проповеди христианства не ведутся; даже обращение кого-либо из учащихся, если бы было возможным, считается нежелательным, так как такое событие оттолкнет от школы киргиз, желающих дать своим детям русское обучение. Для того, чтобы родители киргиз были уверены, что в школе не проповедуется православие, что дети их живут вполне по требованиям закона Магометова, что они здесь не осквернятся, например, внушением мяса русской резни, приставлялся повар-киргиз контроллер деятельности миссионеров со стороны киргиз; с какими-либо из киргиз заключался контракт на поставку мяса киргизской резни. Эти два человека старались привлечь в школу побольше детей киргиз. Когда отцу Русанову было представлено прошение Мурзира при рапорте отца Бокина, он и препроводил его в комитет с надписью в соображениях, что киргиз-учителей может привлечь большее количество учащихся, чем повар, что на практике и оправдалось. В 190 году 25 октября учащихся было 8, в 1905 году 13 октября киргиз не было, в 1906 году 28 января училось 25 киргиз (Мурзин жил в качестве практиканта), 1907 года 7 марта их было 17, а 16 ноября 1907 года 20 человек.

            К дню ревизии учащиеся младшего отделения только приступили к чтению по букварям, а раньше занимались по разрезной азбуке. Отдельные слова они сливали удовлетворительно. По счислению счет до 10 (присчитывание, отчисление и умножение). Письмо элементов. По закону Божьему русские мальчики знают краткие первоначальные молитвы. В среднем отделении по закону Божьему учащиеся (русские) рассказывали историю жертвоприношения Исаака удовлетворительно, но при чтении молитв допускали искажения. Успехи по церковно-славянскому чтению удовлетворительные. Киргизы во время занятия этими предметами списывали в тетради слова с пропущенными гласными. Эти слова их заставляли потом прочитывать и переводить по-киргизски. По русскому языку ученики читают по книге Вольпера. Читали статью «Листья и корни». По прочтении одной мысли киргиз заставляли передавать смысл ее по-киргизски, причем ценителем правильного или неправильного понимания ее являлся отец Даулей. По арифметике учащиеся показали хорошую сообразительность в беглом счете, старшие решали примеры на умножение и деление на числа любой величины. По закону Божьему старшие о Соломоне рассказывали удовлетворительно, а в молитвах, заповедях и символе веры допускали искажения. По церковно-славянскому-русскому языкам и письму успехи учащихся удовлетворительны.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Совхоз Боровской


Участник научно-практической конференции в п.Федоровка


1977 год

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.240 сек.