• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Материалы из старых газет arrow Макарьевский миссионерский стан и русско-киргизская школа при нем

Макарьевский миссионерский стан и русско-киргизская школа при нем

Печать E-mail
Автор Арман Козыбаев   
15.01.2016 г.

"Оренбургские епархиальные ведомости". 1904 год

 

            Макарьевский миссионерский стан существует с 1894 года. В ведении миссионера этого стана и помощника находятся три поселка: Макарьевский, Михайловский и Степановский, в коих числится до 1059 душ мужского пола и 1028 душ женского пола, считая в том числе и переселенцев, временно проживающих в поселках по билетам. В Макарьевском поселке насчитывается 43 человека, из них 35 домохозяев, 7 человек холостых, а всего с семейными 124 человека.

            Заметно, как новокрещенные, чувствуя превосходство христианского учения пред заблуждениями и нелепостями мусульманства, усваивают сознательно истины евангелия и год от году христианская вера имеет более и более влияния на их религиозно-нравственную жизнь.

            В области внешнего уклада жизни новокрещенные киргизы переняли уже многое от православных, с которыми они живут в соседстве (поселок Михайловский 100 сажень от Макарьевского поселка, поселок Степановский 4 версты); и в этом отношении почти ничем не отличаются от последних. Во всех их хатах, устроенных преимущественно из земляных пластов, в переднем углу находится божница со святыми иконами и перед ними лампада; все почти правильно кладут на себя крестное знамение, молятся при входе в жилище, пред принятием и после принятия пищи, носят на себе кресты, при встрече со священником всегда подходят под благословение и в большом числе собираются в церковь. Хотя бы и небольшие упущения, но и те во внешнем строе жизни новокрещенных киргиз, замечаются миссионером, часто посещающем их убогие жилища. Во время посещения миссионер предлагает краткие поучения, наставления, чтобы постепенно вести новокрещенного к внутреннему пониманию истин Христовых, но главным органом к достижению означенной цели служит школа вечерних классов. Каждодневно часов в 6 вечера хоть немногие из новокрещенных , пользуясь досугом, приходят послушать что-нибудь божественное, сообщаемое на их родном языке. Чтения по выбору и систем, выработанной миссионером, ведет хорошо владеющий киргизским языком дьякон поселка Михайловского Павел Николаев. И семя благодатного Христа учения западает в их душу и сердце, и, если не падет на каменистую почву или среди терния, то приносит и плод. Тем не менее новокрещенных киргиз поселка Макарьевского назвать истинными христианами и строго убежденными в правоте Христовой веры нельзя, так как они, за исключением немногих, все-таки не могут вполне освободиться от прежних обычаев и привычек и воззрений магометанских. Поэтому наряду с отрадными явлениями встречаются у них немало и нежелательных, к искоренению которых направлены  все силы сотрудников миссии.

            В православной жизни новокрещенные проявляют крупные недостатки, из которых можно отметить: буйство и разлад в семье, буйство и разлад в обществе, обман и пьянство. Последнее развито особенно сильно: выпивкой сопровождается семейная радость, всякая удача в продаже земли без ведома миссионера, как хозяина стана, всякая другая сделка и т.п.; некоторые предаются этому пороку по случаю и без случая. Причинами таких печальных явления, темных сторон в религиозно-нравственной жизни новокрещенных киргиз должно признать: 1) поверхностный взгляд на христианскую веру и ее требования. Многие возвышенные истины христианства остаются для них еще не понятными, не сознается важность исполнения тех или других христианских требований, а также и то, насколько несовместимы с христианскими требованиями те привычки и обычаи, которые унаследовали или переняли от других; 2) пагубное влияние русских своим обычаем пить с радости и горя, при различных сделках, так называемые магарычи; 3) частая вражда по земельному вопросу с жителями поселка Михайловского; 4) разобщенность новокрещенных, собранных от всех стран киргизской степи. 5) Природная леность и беспечность, пристрастие к укоренившимся привычкам, требующим немало усилий, чтобы искоренить их.

            Вследствие тех же причин и в материальном отношении многие новокрещенные убоги. В течении зимы просят хлеба на продовольствие, с открытием весны на обсеменение, летом же на страду. За 1903 отчетный год из запасного хлебного амбара был выдан запас пшеницы около 636 пудов с обещанием возвратить обратно взятое количество пудов по урожаю. Но уже и хлеб убран, а ссыпают обратно как-то тупо, хотя урожай хлебов 1903 года был хорош. Десятина в 4 тысячи квадратных сажен дала средним числом 80 пудов пшеницы и 60 пудов овса.

            Корма для скота сена и соломы заготовлено вполне достаточное количество на зиму, если от нужды и последнее не будет распродано.

            Заведующим станом в отчетном году состоял священник миссионер, студент Оренбургской духовной семинарии, Александр Иваньшин 21 года, помощником его священник миссионер, кончивший курсы при Казанской духовной академии Иоанн Бокин, сотрудник их дьякон Павел Николаев.

            Миссионеры и сотрудник трудились на поприще Христова благовестия не только в приходе Михайловском и стану, где предлагались поучения и внебогослужебные собеседования против мухаммеданского миссионерского направления, но и поселкам и заимкам со словом проповеди к русским и киргизам. Число таких поездок простирается до 22, причем священник Иваньшин находился в поездках 65 дней и сделал около 1950 верст, священник же Бокин находился в пути 47 дней и сделал 1200 верст.

            Кроме поездок, миссионеры и сотрудник пребывали во всегдашнем общении с киргизами. Последние часто заезжают к священникам, называют батюшкой (переняли от учеников киргиз) и получают гостеприимный и радушный прием. Вниманию их предлагалась или живая беседа на их родном языке, или читались религиозно-нравственные книги на киргизском языке. Главною же, непосредственною и живою связью миссионера с киргизами является русско-киргизская школа с интернатом при стане, куда киргизы вверяют своих детей мальчиков отеческому попечению священника-миссионера и аульная №5 Убаганской волости школа грамоты, заведующим которой состоит священник миссионер стана.

           

Миссионерская русско-киргизская школа

            При Макарьевском миссионерском стане школа с общежитием помещается в собственном доме, построенном в 1897/98 учебном году на средства православного миссионерского общества, деревянном из соснового леса, одноэтажного, крытым железом, застрахованном в страховом обществе «Надежда» в 5 тысяч рулей. В 1902 году школьное здание было расширено на местные средства и в настоящее время представляет собою сравнительно удобное помещение для школы в 70 человек, с интернатом на 25 человек; число классных комнат две: для младшего отделения, вместимостью до 30 человек и для среднего, и для старшего вместимостью до 40 человек. Классные комнаты и другие ученические комнаты (спальня, столовая и другие) гигиенически обставлены: с хорошей вентиляцией, с обильным светом, обращены преимущественно на солнечную сторону, всегда чистые и хорошо отапливаемые. При школе надворные постройки: баня, заново отремонтированная, амбары и конюшня. На школьном дворе устроена ученическая гимнастика, пришедшая уже в ветхость.

            Занятие в школе с начала отчетного года продолжались до 30 марта, а учебный 1903/04 год начался с 15 сентября. Ежедневно бывает пять часов уроков: три дообеденных и два послеобеденных; кроме того, вечерние занятия вместе с дежурным учителем с 5 до 9 часов вечера. Обучение ведется по программе церковно-приходских одноклассных школ с видоизменением в виду разнородности состава учащихся. В обучении русских строго выполняется программа церковно-приходской школы, по одобренным училищным советом при св.Синоде учебникам, а киргизы сначала занимаются по книгам и учебникам на киргизском языке, изданным православным миссионерским обществом по системе Н.И. Ильминского; затем чтение продолжается по книге, специально предназначенной и для учеников, не знающих русского языка, «Родная речь» Вольнера – букварю, 1 выпуск и 2. Так дело ведется в младшем и среднем отделениях, в старшем же отделении киргизы уже упражняются в самостоятельном чтении по книге Одинцовой 2 части наравне и вместе с русскими. При школе довольно порядочная библиотека для внеклассного чтения, в которой по каталогу числится около 120 названий и 160 томов. Для пополнения библиотеки за отчетный год выписывались журналы «Отдых христианина» и «Народное образование». При школьной библиотеке есть некоторые учебные пособия: картины из священной истории, катехизиса, отечественной истории, картины природы, глобус и прочее.

            Каждый учебный день начинался утреннею молитвою по чину часослова молитв и кончался в 3 ½ часа вечерней молитвой «Царю небесный», вовремя которой киргизы встают и кланяются вместе с русскими вошедшему учителю, кончается же урок молитвою «Достойно есть».

            Учащиеся христиане неопустительно посещают церковное богослужение принимают деятельное участие в чтении и пении на клиросе под руководством помощника учителя Ефима Анисимова. В великий пост православные говели в страстную седьмицу. При воспитании киргизских мальчиков более всего обращалось внимание на нравственное и физическое развитие. Детей приучали к школьным порядкам: в 7 часов они аккуратно вставали, пили чай, в 12 часов дня обедали, до 3 ½ часа сидели на уроках, в 4 часа пили вечерний чай, с 5 до 8 занятия, в 8 часов ужинали и ложились спать. Все направлялось к воспитанию в детях нравственности, вежливости, откровенности, почтительности, доброты и братолюбия. Чрез общее пение русского национального гимна воспитывалось чувство патриотизма. К числу дисциплинарных мер относились: строгий выговор учителя, лишение какого-либо блюда за обедом или вечернего чая. Чтобы приучить учеников к опрятности и чистоплотности, ученики сами должны были выбивать пыль каждое утро с постельных принадлежностей, затем умыться, отправить себе костюм и уже тогда являться на утренний чай. После утреннего чая дежурные ученики сметали пыль с ученических парт и скамей. Два раза в месяц ученики моются в бане, переменяют белье. Все ученики-киргизы снабжаются от школы одеждой и получают вполне питательный всегда скромный стол. В виду такого внимания к киргизам, их отцы относятся к школе с полной доверчивостью, везут в нее учеников, своих детей, издалека – верст за 100 и оставляют 10-12 летнего мальчика на попечение школы.

            В 1 полугодие 1903 года учащихся было 47 человек, из них 22 приходящих русских, 2 приходящих новокрещеных киргиз и 23 киргиз магометан интернов школы.

            Учителем школы с начала отчетного года состоял Симеон Тимофеевич Никифоров, окончивший курс Казанской учительской семинарии, по происхождению из старокрещенных татар Уфимской губернии, а с 18 августа состоял Василий Илларионович Костылев, мещанин города Тургая, кончивший курс в педагогическом классе при Кустанайском двухклассном училище, имеющий звание учителя; до сего же времени Костылев был аульным учителем Татимекской аульной школы. Помощником учителя состоит Ефим Анисимович Анисимов, по образованию из Дюсьметевской второклассной школы Мамадышского уезда, из старокрещенных татар, звания учителя не имеет. Годовой оклад жалованья по должности старшего учителя 300 рублей при готовой квартире, столе и прислуге, а помощника 100 рублей.

            При Макарьевском стане, кроме Макарьевской русско-киргизской школы с интернатом, аульной киргизской и двух миссионерских существуют четыре церковно-приходских школы: Михайловская, Степановская, Ивановская и Карагайлинская (40 верст от стана). 2 июля Макарьевский миссионерский стан посетил Его Преосвященство Преосвященейший Владимир.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Здание областной типографии, основанной в 1919 году


А у него сегодня денюха


Красноармейцы

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.261 сек.