Саша не берет чужого |
Автор Administrator | |
25.11.2015 г. | |
"Учитель Казахстана". 1960 год
Прозвенел звонок, извещая о перемене. Восьмиклассники возвратились в свою классную комнату из химического кабинета, где проводилась лабораторная работа. Две девочки не нашли в своих портфелях учебников. - Нугманов, ты дежурный, - набросилась на соклассника Вера Лебедь, - ты и отвечай! И вообще у нас последнее время в классе то ручки исчезают, то карандаши. Надо было смотреть. - Ведь он был на уроке химии вместе со всеми выполнял лабораторную работу, - заступились за дежурного ученики. Мне, как учителю, было досадно, что я не догадался оставить дежурного в классе. Теперь надо было прекратить разгоревшуюся полемику по поводу виновности и невиновности дежурного. А самое главное, следовало приступить к поискам посягателя на чужое добро. Но как это сделать? Положение было трудным. Обыскивать учащихся, проявлять недоверие ко всему классному коллективу было бы неверным. Я внимательно выслушал каждого ученика. И Нугманов сообщил малознающий, но наталкивающий на верную мысль факт: - Я видел, как возле нашего класса бегали по коридору ребята третьего класса… Выйдя от восьмиклассников в коридор, я увидел, что малыши направляются домой. Когда остановил спешившего к выходу Сашу Вяжевича, он сразу смутился, весь покраснел. Я взял у него из рук сумку и, заглянув в нее сразу же обнаружил пропавшие книги и вынул одну из них. Виновника пропажи ввел к восьмиклассникам и поставил возле доски. Надо было этот случай сделать поучительным не только для провинившегося малыша, но и для старших. - Зачем тебе понадобилась эта книга? – спросил я Сашу, указывая на учебник. - Я не брал, - ответил Саша. Старшеклассники вскочили с мест и с возмущением бросились к малышу: как смеет не признаваться в проступке. - Я их взял когда в вашем классе никого не было, - признался, наконец он и тут же скороговоркой выпалил заученную фразу: - Простите, больше не буду брать. Было ясно, что в сашином воспитании есть большой изъян. Ложь, воровство – эти отвратительные вывихи человеческого характера, к сожалению, появились уже у десятилетнего ребенка. И произошли они не случайно. Малышу с первых лет пришлось переносить тяготы жизни. Семья жила на Украине. Отец, по профессии шофер, часто напивался и устраивал дома скандалы. Все это происходило на глазах маленького Саши и его сестры. Мать заболела туберкулезом, а отец, забрав Сашу, уехал на Кустанайскую целину и поселился в поселке Кара-Обе. Здесь он женился на вдове с детьми и по-прежнему пьянствует, а Саша растет чужим ребенком в семье. Это пагубно сказывается на психологии мальчика, ему приходится часто изворачиваться, ловчить, лгать. После кражи книг в восьмом классе отец был вызван в школу. Он долго беседовал с директором и просил не исключать мальчика из школы. Да и нам было ясно, что нужно было помочь ученику выправиться, избавиться от порока, стать человеком, полезным для общества. Я сделал все, что Сашины одноклассники ничего не узнали о случившемся, побеседовал и с учениками восьмого класса. Ребята меня поняли – никто из них не проявлял по отношению к нему враждебных действий. Мальчик оценил это и стал относиться ко мне с большим доверием. Он рассказывает мне обо всем в своей жизни, не таясь. А я стараюсь дать ему полезные советы, помогаю в учебе. Мы подружились с третьеклассником. Теперь мальчик часто заходит ко мне химическую лабораторию, где я посвящаю его в «тайны химии» на понятном для него языке. Перебирая в памяти вот таких же «трудных» ребят – озорных и смелых, откровенных и лукавых, веселых и молчаливых, которые прошли передо мной за долгие годы педагогической деятельности, я рассказал своему маленькому другу о их судьбе, о том, какими хорошими людьми они стали, где теперь трудятся или учатся. - Плохо в жизни приходится тому, кто лжет, ловчит, а тем более ворует, - сказал я ему как-то. - Никогда не буду так делать… - сказал он. И я увидел в его тоне неподдельную искренность, горячее желание жить по-настоящему. Саша стал лучше учиться, лучше вести себя в школе и дома. А недавно, войдя в школу, я столкнулся с ним в коридоре. Он ждал меня. - Кубей Атанович, я нашел вот это, возьмите, - сказал третьеклассник, подавая потерянную кем-то ручку. Директор вручил мне как-то письмо от Сашиной матери и попросил ответить. О написала о том, что тяжело переживает разлуку с сыном: «С постели не встаю, только и думаю о нем. Как он там учится, как ведет себя, как одет…» Мы написали ей, что Саша замечательный мальчик. «Хороший, славный растет у вас сын, не беспокойтесь за него, выздоравливайте», - так кончалось письмо. И это не для того, чтобы успокоить мать. Мы убеждены, что Саша никогда теперь не возьмет чужого. Он вырастет честным советским тружеником. К. Атанов, учитель средней школы поселка Кара-Оба Убаганского района |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
15 апреля, 2024 @13:33 : Фотография из архивных источников? В каком контекс ... by mr.extremal |
14 апреля, 2024 @08:05 : Прислали несколько фотографий из семейного альбома ... by arman |
08 апреля, 2024 @16:55 : В 1994 году было также сильное половодье ... by arman |
30 марта, 2024 @17:24 : Из газеты «Казахстанская правда» за 1947 год: «На ... by arman |
18 марта, 2024 @20:13 : Сегодня прислали такую старую фотографию ... by arman |
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис