• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Саша не берет чужого

Печать E-mail
Автор Administrator   
25.11.2015 г.

"Учитель Казахстана". 1960 год

 

            Прозвенел звонок, извещая о перемене. Восьмиклассники возвратились в свою классную комнату из химического кабинета, где проводилась лабораторная работа. Две девочки не нашли в своих портфелях учебников.

            - Нугманов, ты дежурный, - набросилась на соклассника Вера Лебедь, - ты и отвечай! И вообще у нас последнее время в классе то ручки исчезают, то карандаши. Надо было смотреть.

            - Ведь он был на уроке химии вместе со всеми выполнял лабораторную работу, - заступились за дежурного ученики.

            Мне, как учителю, было досадно, что я не догадался оставить дежурного в классе. Теперь надо было прекратить разгоревшуюся полемику по поводу виновности и невиновности дежурного. А самое главное, следовало приступить к поискам посягателя на чужое добро. Но как это сделать?

            Положение было трудным. Обыскивать учащихся, проявлять недоверие ко всему классному коллективу было бы неверным. Я внимательно выслушал каждого ученика. И Нугманов сообщил малознающий, но наталкивающий на верную мысль факт:

            - Я видел, как возле нашего класса бегали по коридору ребята третьего класса…

            Выйдя от восьмиклассников в коридор, я увидел, что малыши направляются домой. Когда остановил спешившего к выходу Сашу Вяжевича, он сразу смутился, весь покраснел. Я взял у него из рук сумку и, заглянув в нее сразу  же обнаружил пропавшие книги и вынул одну из них.

            Виновника пропажи ввел к восьмиклассникам и поставил возле доски. Надо было этот случай сделать поучительным не только для провинившегося малыша, но и для старших.

            - Зачем тебе понадобилась эта книга? – спросил я Сашу, указывая на учебник.

            - Я не брал, - ответил Саша.

            Старшеклассники вскочили с мест и с возмущением бросились к малышу: как смеет не признаваться в проступке.

            - Я их взял когда в вашем классе никого не было, - признался, наконец он и тут же скороговоркой выпалил заученную фразу:

            - Простите, больше не буду брать.

            Было ясно, что в сашином воспитании есть большой изъян. Ложь, воровство – эти отвратительные вывихи человеческого характера, к сожалению, появились уже у десятилетнего ребенка. И произошли они не случайно.

            Малышу с первых лет пришлось переносить тяготы жизни. Семья жила на Украине. Отец, по профессии шофер, часто напивался и устраивал дома скандалы. Все это происходило на глазах маленького Саши и его сестры. Мать заболела туберкулезом, а отец, забрав Сашу, уехал на Кустанайскую целину и поселился в поселке Кара-Обе. Здесь он женился на вдове с детьми и по-прежнему пьянствует, а Саша растет чужим ребенком в семье. Это пагубно сказывается на психологии мальчика, ему приходится часто изворачиваться, ловчить, лгать.

            После кражи книг в восьмом классе отец был вызван в школу. Он долго беседовал с директором и просил не исключать мальчика из школы. Да и нам было ясно, что нужно было помочь ученику выправиться, избавиться от порока, стать человеком, полезным для общества.

            Я сделал все, что Сашины одноклассники ничего не узнали о случившемся, побеседовал и с учениками восьмого класса. Ребята меня поняли – никто из них не проявлял по отношению к нему враждебных действий. Мальчик оценил это и стал относиться ко мне с большим доверием. Он рассказывает мне обо всем в своей жизни, не таясь. А я стараюсь дать ему полезные советы, помогаю в учебе.

            Мы подружились с третьеклассником. Теперь мальчик часто заходит ко мне  химическую лабораторию, где я посвящаю его в «тайны химии» на понятном для него языке.

            Перебирая в памяти вот таких же «трудных» ребят – озорных и смелых, откровенных и лукавых, веселых и молчаливых, которые прошли передо мной за долгие годы педагогической деятельности, я рассказал своему маленькому другу о их судьбе, о том, какими хорошими людьми они стали, где теперь трудятся или учатся.

            - Плохо в жизни приходится тому, кто лжет, ловчит, а тем более ворует, - сказал я ему как-то.

            - Никогда не буду так делать… - сказал он. И я увидел в его тоне неподдельную искренность, горячее желание жить по-настоящему.

            Саша стал лучше учиться, лучше вести себя в школе и дома. А недавно, войдя в школу, я столкнулся с ним в коридоре. Он ждал меня.

            - Кубей Атанович, я нашел вот это, возьмите, - сказал третьеклассник, подавая потерянную кем-то ручку.

            Директор вручил мне как-то письмо от Сашиной матери и попросил ответить. О написала о том, что тяжело переживает разлуку с сыном: «С постели не встаю, только и думаю о нем. Как он там учится, как ведет себя, как одет…»

            Мы написали ей, что Саша замечательный мальчик. «Хороший, славный растет у вас сын, не беспокойтесь за него, выздоравливайте», - так кончалось письмо. И это не для того, чтобы успокоить мать. Мы убеждены, что Саша никогда теперь не возьмет чужого. Он вырастет честным советским тружеником.

            К. Атанов, учитель средней школы поселка Кара-Оба Убаганского района

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


1995 год


Новошумное


Утренник

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.267 сек.