• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Моя долгая жизнь

Печать E-mail
Автор Administrator   
05.08.2015 г.

"Ленинский путь". 1987 год

 

Моя долгая жизнь дает право утверждать: национализм в нашей стране обречен

            Молдахмет Журкабаев прожил долгую и противоречивую жизнь. Когда произошла Великая Октябрьская революция, ему было десять лет. С детства пас байских овец, был свидетелем бесчинств колчаковских карателей и алашордынских националистов, терпел лишения и голод. Участвовал в Великой Отечественной войне. Попав в плен, испытал зверства фашистов. Сейчас он на пенсии.

-  До сих пор размышляю о декабрьских событиях, которые произошли в Алма-Ате. И до сих пор не могу понять, как такое могло случиться? Студенты высших учебных заведений столицы поддались наущению нечестных людей, погрязших в трясине протекционизма и взяточнистве, местничества и национального чванства? Ведь за спиной молодежи – десятилетки, в высших учебных заведениях они изучают общественные науки, не раз становились свидетелями проявлений подлинного интернационализмаи патриотизма советских людей. Почему они, прежде чем выйти на улицы и выкрикивать националистические лозунги, не подумали: счастливая студенческая пора – результат отеческой заботы партии и правительства о молодежи. Почему не вспомнили о своих дедах, отцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны? Разве мало братских могил,гдележат рядом казахи, русские, украинцы, грузины, белорусы, киргизы, азербайджанцы? Ведь они отдали свои жизни, чтобы будущее поколение могло жить в мире и дружбе. Наконец, кто дал право этой кучке хулиганов выступать от имени всего казахского народа?

Я пожилой человек, грамоте не обучен. Но осуждаю эти непростительные выходки молодежи и еще раз повторяю: национализм в нашей стране обречен. Издавна известно: кто не ищет себе друга, тот сам себе враг.

Так говорить мне дает право моя долгая жизнь. Были в ней ошибки, неверные шаги, горести и отчаяние.

Я родился и вырос в ауле Майалап Кустанайского района. Год проходил к мулле, нотак и не смог освоить азов арабской грамоты. Как и другие дети бедняков, пас овец богатых родственников. Советская власть не сразу дошла до наших степей. До сих пор помню бесчинства колчаковских карателей и алашордынских злодеев. Кажется, в конце 1918 года или в начале 1919 года в наш аул нагрянул небольшой отряд алашордынцев. Первым делом они избили несколько человек, затем потребовали, чтобы люди собрали для них деньги, драгоценности, овец и лошадей. Командовал отрядом верзила по имени Даир, его боялись даже подчиненные. Среди них был пленный казах родом из Мендыгаринской волости. Он был сильно избит, руки и ноги связаны волосяным арканом.

Алашордынцы остановились в доме младшего брата моего отца – Букена. Когда они крепко заснули, дядя Букен и другие мужчины аула освободили пленного и спрятали его под скирдой сена. К счастью, начался сильный буран. Узнав, что пленный исчез, алашордынцы устроили погром. Тогда я, конечно, не мог понять, почему алашордынцы так жестоко глумились над жителями аула. Ведь мои земляки и алашордынцы были людьми одной национальности: те и другие – казахи. Алашордынцы на каждом углу кричали о том, что они истинные защитники интересов казахского народа. Но почему же тогда они издевались над «своим» народом?

            Партия «Алаш» была контрреволюционной буржуазно-националистической организацией. Она защищала интересы баев, степных феодалов и нарождающейся казахской буржуазии. В политическом отношении она сформировалась на «всекиргизском» («всеказахском») съезде, который состоялся 21-26 июля 1917 года в городе Оренбурге. Ее представители на съезде выступили с лозунгом о создании казахской буржуазной автономии «Алаш-Орда». Руководители избранного на съезде «правительства» А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Досмухамедов и другие под предлогом национальной автономии старались оторвать казахский народ от революционной России, от русского пролетариата. Буржуазные националисты, чтобы скрыть от народа свои контрреволюционные действия, прикрывались националистическими лозунгами, выдавали себя за истинных защитников интересов казахского народа. А на деле вели вооруженную борьбу против Советской власти. От рук алашордынцев погибли видные революционеры А.Иманов, О. Дощанов и другие. Политика алашордынцев не нашла поддержки со стороны казахских трудящихся. В ходе гражданской войны их вооруженные силы были полностью разгромлены и правительство расформировано  1920 году.

            Наступил голодный 1921 год. Люди стали умирать. Многие обивали пороги дома моего двоюродного дяди богача Срымбета. А он вместо того, чтобы оказать помощь сородичам, откочевал за двадцать километров от аула и стал жить там со своей семьей. Однажды он приехал в аул попросить отца, чтобы тот разрешил мне пасти его овец. Отец, конечно, согласился, рассчитывая, что в такое голодное время я как-нибудь перебьюсь у богатого родственника.

            Нелегкое это дело – голодному бегать за отарой. Помню, что овец в аул я пригнал поздно вечером. Очень хотелось есть. Семья бая сидела за дастарханом. Чего только на нем не было: и белый хлб, и жирная баранина, и пенистый кумыс. Но меня и не думали приглашать. Перед сном жена Срымбета сунула мне в руку обглоданную баранью кость, кусок черствого хлеба и чашку бульона.

            Я лег спать голодным и рано утром сбежал домой. Конечно, мне крепко досталось от отца, но заступилась мать. Еще тогда я понял значение пословицы: «Конный пешему – не товарищ», то есть бедные и богатые, если даже они и родственники – разные люди.

            Наконец, Советская власть дошла и до нашего аула. Беднота воспряла духом, стала объединяться в артели. Я окончил курсы трактористов и шоферов, работал в Надеждинской МТС.

            Грянула война. В началедекабря 1941 года я ушел на фронт. Участвовал в боях под Харьковом. Весной 1942 года у станции Лозовая попал в окружение. В одном из боев моя полуторка вышла из строя. Бросив ее, я побежал к траншеям. Но добраться туда не успел, ранило осколком. Потерял сознание. А когда очнулся, увидел, что меня окружили четыре немца, неподалеку стоял фашистский танк. Попытался встать, один из фашистов ударов кулака свалил меня наземь, вытащил из кармана документы, приказал следовать в указанном направлении. Всем, кто остался жив, велено было лечь на землю вниз лицом. Предупредили: кто поднимет голову, будут стрелять. Так начались мои мытарства в фашистском плену.

            Пленных без конца перевозили из одного концлагеря в другой. И в конце концов мы оказались в Польше. Это было уже в начале 1943 года. Целыми днями копали противотанковые рвы, таскали камни. От каторжного труда ежедневно умирали десятки людей. Хоронили мы их в бумажных мешках. Помню, как по чьему-то распоряжению нас стали сортировать. Сначала отделили кавказцев, затем куда-то увезли татар и башкир. Оставили только казахов, узбеков, киргизов, туркмен, каракалпаков, уйгур. В лагере появились незнакомые люди. Они собирали кучками людей и вели какие-то странные разговоры. Часто стали слышать слова «туркестанский легион», произносили и имена Мустафы Чокаева и Вали Каюма.

            Вскоре пленных разделили на две части: одну команду назвали «гафау», другую – «афау». Кто попал в «афау» по-прежнему остался на черновой работе, а «гафаувцев» отправили на фронт. Перед отправкой всем им на одежду прикрепили знаки «Гот мит унс», то есть «Бог с нами». Вскоре пленные шепотом стали говорить, что Вали Каюм отравил Мустафу Чокаева.

            Кто же такой М. Чокаев? Сын богатых родителей, окончил юридический факультет Петербургского университета. Учился на одном курсу с Керенским, вместе вступили в партию эсеров. После падения самодержавия Керенский назначает его уполномоченным Временного правительства по Туркестанскому краю. Но у Чокаева свои планы. Он мечтает о создании автономной мусульманской республики, а в будущем – об отделении от России. Чокаев участвует в съезде, организованном буржуазными националистами в Коканде. Он состоялся в декабре 1917 года. Съезд, провозгласив «автономию» Туркестана, свои усилия направил к тому, чтобы создать так называемый Среднеазиатский халифат под протекторатом Англии. А главой этой, так называемой Кокандской автономии, был избран казахский националист Мустафа Чокаев. Но трудящиеся Средней Азии довольно быстро поняли суть этой «автономии» и планы ее руководителей. Уже в январе 1918 года они писали: «Правительству, созданному из баев и мулл, рабочие доверять не могут». А через два месяца в резолюции собрания рабочих-мусульман 15-ти профессиональных союзов Коканда говорилось, что «кокандские авантюристы в союзе с шайкой разбойников совершили несмываемое и ничем не оправданное преступление перед человечеством и перед мусульманской религией... Поэтому мы, трудящиеся и рабочие мусульмане, проклинаем всех автономных авантюристов и признаем только Российскую рабоче-крестьянскую республику и подчиняемся власти Советов рабочих, солдатских, крестьянских и мусульманских рабочих депутатов».

            После краха Кокандской «автономии» Чокаев бежал в Турцию, затем перебрался в Париж и стал агентом английской разведки. Когда немцы захватили Париж, арестовали и Чокаева. Сидя в тюрьме, он написал письмо рейхминистру Германии по восточным делам Альфреду Розенбергу о своей борьбе против большевиков. Вместе с тем он также выдвигает идею об организации из мусульман – советских пленных - особой армии, которая будет называться «Туркестанским легионом». Задача этого легионасостоит в том, чтобы свергнуть Советскую власть в Казахстане и Средней Азии и создать мусульманское государство Туркестан, где президентом мог стать М. Чокаев. Немцы поддержали эту идею и Чокаев приступил к агитационной работе среди пленных. Заместителем себе взял другого отщепенца, ярого узбекского националиста – Вали Каюма, который и отравил его, чтобы самому стать «президентом» несуществующего Туркестана. Таково подлинное лицо руководителей печально изветного «Туркестанского легиона», на деле оказавшихся обыкновенными предателями и убийцами».

            В списке «легионеров» оказался и я. Безграмотному человеку, увидевшему смерть, испытавшему голод,холод, скитания по концентрационным лагерям, было не до «Большого Туркестана», но и выбора не было. За нас решила судьба. Желания никто не спрашивал. Мусульманин автоматически становился легионером.

            Меня до сих пор не покидает чувство вины перед Родиной. Снова и снова задаю себе вопрос: «Нельзя ли было поступить тогда иначе? До конца ли я исполнил свой долг солдата?»

            Из фашистского плена меня освободила Советская Армия 9 мая 1945 года. Это было уже в Чехословакии. В тот же день я надел солдатскую форму и вступил в бой против врага.Участвовал в освобождении Праги, затем на Дальнем Востоке сражался против японских самураев. Получил несколько боевых наград. После войны вернулся в родной аул и вновь сел за баранку. В 1951 году переехал жить в совхоз «Чандакский» Федоровского района. Совхоз выделил мне трехкомнатную квартиру, есть личное подворье. В доме – достаток.

            Бесконечно благодарен партии и государству за сохранение мира на земле. Что такое война, мое поколение испытало на себе. Она отняла молодость, лишила близких, принесла и другие неисчислимые бедствия. Мой бладший брат Усен погиб под Ленинградом, второй брат Какимжан пропал без вести, не вернулся домой и двоюродный брат Хасен.

            Война была суровым испытанием для нашего народа. Гитлер рассчитывал, что в нашем многонациональном государстве разные народы не будут помогать друг другу. И просчитался. На фронтах Великой Отечественной еще крепче закалилось интернациональное братство.

            Все это я постиг благодаря своему жизненному опыту. Жизнь убедила: в нашей стране нет места национализму. Жаль, что этого не могли понять участники прошлогодних беспорядков в Алма-Ате. Как они могли забыть, что дружба народов – это наша святыня и ее необходимо беречь. Казахскому народу всегда был чужд национализм. Наши акыны всегда воспевали дружбу народов, ставя ее выше национальной принадлежности. Выше кровного родства.

                                                              Записал Б. Нурмухамедов

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Аукцион в сулукольском племсовхозе. Праздник чабана


На занятиях


Рождественская елка. 2000 год

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.236 сек.