• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Роберт ДМИТРИЕВ: «Не унижайте тех, кого учите»

Роберт ДМИТРИЕВ: «Не унижайте тех, кого учите»

Печать E-mail
Автор Administrator   
04.09.2009 г.

Статья Екатерины Горбик. "Костанайские новости" 5 сентября 2009 года

 

Костанайский учитель русского языка и литературы Роберт Иванович Дмитриев недавно отметил свой 80-летний юбилей.

Если вы считаете, что главный показатель работы учителя – высокий балл на ЕНТ, то я, пожалуй, с вами не соглашусь. Да и зазубренные законы физики, которые человек помнит спустя десятки лет, наверное, тоже не показатель. А вот если ученик знает наизусть всего Есенина, а на вступительных экзаменах в пединститут пишет сочинение, посвященное своему любимому учителю, то с таким авторитетом, да, спорить сложно. Таким наставником для многих школьников и был Роберт Иванович.

УЧИТЕЛЬ ПО НАСЛЕДСТВУ

Наверное, в каждой учительской квартире царит особая аура. Нет, здесь пахнет не двойками-пятерками и даже не страницами старых школьных журналов. В квартире каждого достойного учителя всегда «пахнет» личностью. Будь-то папка с портретами математиков или же полное собрание сочинений Шолохова. В квартире Роберта Ивановича, мне показалось, витает аромат поэзии, на каждой полке уютно живет любимая рифма. Эти же рифмы сейчас и в сердцах его учеников, которых он выпустил за свою жизнь не мало.
– Почему вы выбрали профессию учителя? – задаю педагогу, может быть, и банальный вопрос, но, мне кажется, многое объясняющий. В этот момент Роберт Иванович приподнимается и выходит в соседнюю комнату, откуда возвращается с фотографией в рамке. На снимке – статная женщина с правильными чертами лица.
– Это моя мама Елена Павловна, – говорит учитель, замолкает и с грустью смотрит на фотографию. – Она начинала работать в 1920 году как первая советская учительница начальной школы. Еще до войны проходила аттестацию при Челябинском государственном пединституте и получила гербовый аттестат. Начала с курганских школ, а потом был тяжелый 1937 год, и семья перебралась в Кустанайскую область. Здесь она начала работать в школе №5, которая находилась на том месте, где нынче располагается областной акимат, затем преподавала в начальной школе №4, а во время войны работала в школе №12...
Словом, профессия по наследству. Он вспоминает, как практически все свое детство провел в школе. Ведь раньше все школы были построены так, что с одной стороны здания непременно располагалась квартира директора. Получается, выходишь из своей комнаты и прямо в школьный коридор. К тому же учителем в семье была не только мама, но и другие родственники. Сейчас эту традицию продолжила дочь Роберта Ивановича.
– Моя мама трудилась так, как трудились молодые советские учителя. Она не смотрела на время, оставалась в школе после уроков и по пять часов занималась с ребятами. Такими были первые советские учителя.
Всю свою жизнь он пытался быть похожим на главного учителя своей жизни – свою маму.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ – ЛИТЕРАТУРА

Сам Роберт Иванович годы спустя закончил кустанайскую школу №10 имени Кирова. Литературу здесь преподавал директор школы Борис Дмитриевич Мелёхин, который умел рассказать о каждом писателе так, что хотелось перечитать все его произведения без остатка.
– Он прекрасно знал литературу, любил свой предмет, а потому прививал к нему любовь и нам, – вспоминает Роберт Иванович. – Его любимые авторы – Маяковский, Горький, Твардовский, Рождественский и запрещенный в те времена Есенин – стали впоследствии и моими любимыми авторами. К тому же он очень любил поэзию, наверное, поэтому ее люблю и я.
Будучи влюбленным в литературу, Роберт Иванович поступил в Кустанайский учительский институт. А окончив его, по направлению Министерства просвещения поехал работать в самый отдаленный Улутауский район, что в Карагандинской области. Не поехать было нельзя, учитывая, что при Сталине неявка на работу приравнивалась к проступку, за который следовало наказание – два года тюремного заключения. В своей самой первой школе он проработал три года.

ШКОЛА №1

Роберт Иванович в Улутауском районе работал в казахской школе. В поселке не было русскоязычных, исключение составляли только немцы, которые в свое время были сюда сосланы. Поэтому Роберт Иванович улыбается, когда слышит, что люди не могут выучить государственный или же английский язык.
– Ничего здесь трудного нет, было бы желание, – улыбается русовед и подходит к серванту, в котором разместилось достаточно много казахско-русских и русско-казахских словарей. Сейчас он помогает в изучении языка своим внукам и правнукам, а их у Роберта Ивановича восемь.
– Мне было легко вести занятия. Для этого нужно было много заниматься, ведь надо было дать ребятам сравнительную грамматику как на казахском, так и на русском языках. Я жил на квартире у казахов, питался из одного котла. Поэтому знаю все традиции – от рождения до похорон. Безусловно, надо знать язык того народа, с которым живешь.
А потом он вернулся в Костанай. География всех школ, где работал учитель, настолько обширна, что не хватит, наверное, и листа перечислять их. А чтобы назвать тех, для кого его знания пробудили интерес к литературе, не хватит места и на десяти листах.

УЧЕНИКИ

Их было действительно очень много. Но в сердце каждого учителя отдельный оттиск – первый выпуск. Те, кого он вел с первого класса до выпускного. Ведь именно им он ставил свои первые пятерки, неохотно писал первые замечания в дневнике, сдерживал чувства, когда выпускал их за порог школы. Он достает папку, бережно развязывает тесемку и протягивает мне черно-белые снимки. С такими фотографиями у молодежи ассоциируются черно-белые фильмы Джима Джармуша и шероховатый голос актрис золотого века Голливуда. А у стариков эти снимки ассоциируются с послевоенной беднотой, теплой ностальгией и уважением к учительской профессии. На фотографии его самый первый выпуск на фоне старенькой школы на 126 человек в нынешнем Аулиекольском районе, и дата – 1961 год. Связь с бывшими учениками он поддерживает до сих пор. А вот еще одна фотография – на уроке труда рослый парень помогает мастеру обтачивать доску. Этот «мальчик», который уже давно на пенсии, Анатолий Кривоспицкий, звонил Роберту Ивановичу накануне.
– А вот Петр Олейник, – произносит учитель незнакомое мне имя и указывает на молодого человека. Внешне он ничем не отличается от своих сверстников, его внутренний стержень проявится годы спустя. – Родившись в крестьянской семье, несмотря на бедноту послевоенного времени, парень после окончания школы поступил в высшее военно-морское училище. Окончив его, он стал крупным военачальником, плавал на атомной подводной лодке. В 1973 году эскадра подводных лодок попала в аварию близ Кубы, он был в числе тех экипажей. Два часа моряки находились в холодной воде, но остались живы. Несколько недель потом они провели на острове Свободы.
Петр Олейник даже показывал фотографию своему учителю, где он рубит сахарный тростник вместе с Фиделем Кастро. Вернувшись в Союз, лодка пошла на ремонт, а морякам дали двухмесячный отпуск. В это время Олейник и приехал домой. После родителей сразу пришел к своему учителю. А Роберт Иванович тут же устроил встречу с учениками, и все они вместе посмотрели фильм «Юнга» в школьном кинотеатре. С тех пор они не встречались, но учитель слышал, что его ученик работает преподавателем в морском училище.

СПАСИБО

Наверное, все мы говорим слова благодарности своим учителям на 1 сентября и трогательные слова на выпускном. Но много ли тех, кто вернулся в школу десятки лет спустя, чтобы сказать своему учителю спасибо за то, что он помог узнать себя? А вот Роберт Иванович слышал такую благодарность десятки раз. Но он не любит говорить об этом – скромен.
В числе таких благодарных учеников была и девушка из той самой Улутауской школы, где начинал свою трудовую деятельность Роберт Иванович. Много лет спустя, закончив Алматинский горный институт и работая в геологоразведке, она приехала в Костанай и разыскала учителя, который преподавал у нее всего три года. Она помнила, что на своих уроках он как-то рассказывал о Костанае, из которого приехал, и через стол справок разыскала его, чтобы сказать ему спасибо.
– Однажды шел урок, постучали в дверь, я вышел и на пороге увидел ее, мою маленькую ученицу...

ЖИВОЕ СЛОВО

Учителя старшего поколения любят сравнивать вчерашних школьников и учителей с сегодняшними. Не с целью выделить достоинства одних и недостатки других, а просто рассматривая все через призму современных нравов. Высказался по этому поводу и наш собеседник.
– Тогда дети больше любили читать, несмотря на то что литературы было очень мало, трудно было найти отдельные экземпляры, особенно по зарубежной литературе. Мне кажется, раньше это было результатом хорошей дисциплинированности. Отличались и педагоги, которые работали не за деньги, хотя очень в них нуждались, но на совесть.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть учитель, чтобы из детей мог воспитать достойных людей? – спрашиваю у Роберта Ивановича.
– Во-первых, надо любить свой предмет, а во-вторых, иметь желание донести знания детям. И самое главное – дать их на уровне сегодняшнего дня. Помню, особенно яркий всплеск образования был в восьмидесятые годы, когда школа стала тесно сотрудничать с наукой. Тогда я работал в институте усовершенствования учителей, и мы сотрудничали с Академией педагогических наук СССР. Учи­теля-экспериментаторы стали по-новому работать. Многие педагоги и по сей день работают по их методикам. Ведь что бы там не говорили, а невозможно заменить живое слово учителя работой со словарями или компьютерами. А чтобы воспитать достойных людей, учитель никогда не должен унижать ученика. Надо всегда с уважением относиться к детям, смотреть, как на равных, и быть для них примером. 

 http://kstnews.kz/index.php?a=921&page=2

Последнее обновление ( 06.02.2011 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Маляренко Евдокия Семеновна


улица Тарана


Праздник семьи

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.272 сек.