• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow «Мне МУЗА жить и творить помогала!»

«Мне МУЗА жить и творить помогала!»

Печать E-mail
Автор Administrator   
30.01.2014 г.

"Наш Костанай". 30 января 2014 года

 

Наш Костанай

Первыми, о ком бы мы хотели рассказать - это известные скульпторы, авторы знаменитейшего и знакового для всего областного центра мемориала «Погибшим в годы ВОВ» - Леонид и Муза Белоусовы.

Чтобы помнили...

К их величественному солдату, держащему в правой руке опущенный автомат, а в вытянутой левой руке лавровую ветвь, символизирующую победу и мир, 9 мая не зарастает толпа благодарных потомков тех, чьи судьбы оборвала война.

- Многое из того, что мы придумали с Музой Александровной, на самой композиции уже нет. От нашего авторства остался только сам солдат. Изначально там была надпись «Люди, покуда сердца стучатся, помните, какою ценою завоевано счастье, помните!» Позже появилась мемориальная стена с фамилиями погибших в годы ВОВ, - рассказывает Леонид Прокопьевич.

Белоусов Леонид Прокопьевич

В этом году ему исполняется 86 лет, из них 57 он живет в Костанае. Сюда в далекие 50-е годы Белоусов перевез и свою талантливую спутницу жизни с необычным именем Муза. Здесь дуэт творил долгие годы, создавая скульптуры, которые расходились по всей области в штучном варианте. Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский - авторы черпали знания из книг, публикаций, пытаясь с точностью до мелочей воспроизвести фигуры, лица, передать характер личности. Слаженно и с большим энтузиазмом Белоусовы взялись за проект по созданию скульптуры для костанайского Парка Победы. Леонид Прокопьевич рассказывает, как скрупулезно они с Музой Александровной работали над лицом солдата.

Работа над памятником- Мы не лепили его с какого-то определенного человека - это общий, собирательный образ  великого солдата-освободителя. Долго прорабатывали каждую черту лица, чтобы оно отражало в себе мужественность, отважность, стойкость, героизм всех тех, кто защищал и ценой своей жизни отстоял нашу Родину. Изначально эскиз скульптуры ваялся в миниатюре из глины, а уже потом все это переносилось на оригинал. У солдата высота больше шести метров, поэтому приходилось работать, взбираясь на высокие леса. 

Этот мемориал памяти стал последней совместной работой четы Белоусовых. В августе 1979 года Муза Александровна ушла из жизни.

- Умерла она от рака. Знаете, я ее всегда ограждал от непосильной ноши, берег. Муза занималась созданием эскизов из глины, всю остальную, тяжелую работу выполнял сам. У Музы было нелегкое детство. Родилась она в деревне Захаровка Свердловской области, была четвертым и самым младшим ребенком в семье. В их деревне все население от мала до велика занималось добычей золота на приисках. Дети наравне со взрослыми тоже занимались этим делом, работая промывальщиками. Это был нелегкий, изнуряющий труд, тем более для детей. Памятуя об этом, я никогда не привлекал Музу к основным работам, где нужна была крепкая мужская рука. В момент, когда не успевал справиться с работой в одиночку, мы с ней подыскали человека, которого начали обучать всем премудростям нашего искусства. Моим помощником и формовщиком по совместительству стал костанаец Иван Пьюсович Яуфман. Мы даже добились того, что отправили его в Москву на обучение. Вот он нам как раз таки очень помог в работе над созданием фигуры  солдата. Сроки для изготовления скульптуры были сжатые, мы трудились не покладая рук, чтобы к 9 мая 1968 года -  открытию Парка Победы - успеть установить. Кстати, солдат стал единственной скульптурой, которую мы сделали в металле.

Среди прочих известных работ этих двух скульпторов - бюсты Лаврентия Тарана (ул.Байтурсынова) и Амангельды Иманова (ул.Амангельды). Они никаких изменений не претерпели и находятся в своем первозданном виде.

 Дуэт с Музой

Совместный путь талантливых скульпторов начался в Нижнем Тагиле, куда оба приехали из разных уголков Свердловской области на учебу в художественное училище. В семьях Музы Александровны и Леонида Прокопьевича не было деятелей искусства, но творческая жилка в них проявилась очень ярко. Оба с первых дней учебы в училище стали подавать большие надежды, и педагоги советовали им после получения диплома продолжать совершенствоваться в Московском институте прикладного и декоративного искусства.

- Тогда институт набирал всего лишь второй набор студентов, - рассказывает Леонид Прокопьевич. – К сожалению, с первого раза поступить не удалось, а все из-за условий конкурса. Предпочтение отдавалось участникам ВОВ, в привилегированном положении оказывались москвичи и приезжие из союзных республик, а уже россияне добирались по остаточному принципу. Но мы не теряли надежду. Вернулись в Нижний Тагил и решили помочь с заказами своему учителю. Сейчас из-за давности лет, к сожалению, уже не помню, как его звали. Он был из Ленинграда, сражался на фронте, получил ранение, демобилизовался. Именно с его подачи в Нижнем Тагиле открылось художественное училище, которое работает до сих пор. Мы помогали ему с эскизами: для нас с Музой этот год стал хорош в плане накопления опыта.

Поехав во второй раз в Москву, Леонид Прокопьевич с Музой Александровной договорились, если они поступят в институт, то сразу поженятся. Задуманное осуществилось. Правда, учиться молодоженам довелось не в Москве, а в Ленинграде, так как столичный вуз было решено объединить с «невским». При нем семейной паре предоставили отдельную комнату в общежитии. Во время учебы родилась первая дочь - Ольга. Кстати, она сейчас живет в Санкт-Петербурге, пошла по стопам родителей. Сначала училась в Нижнем Тагиле, затем в Ленинграде. Работает архитектором. Вторая - Наталья, родилась уже в Кустанае, здесь  живет и поныне.

Леонид Прокопьевич рассказывает, что сам он родом из Кировской области. Отец его прошел несколько войн, дослужился до звания унтер-офицера. Был мастером на все руки, хозяйственником, в чьих руках вся работа спорилась. Семья, где подрастало пятеро детей, ни в чем не нуждалась. Возможно, поэтому Белоусовы и угодили под колесо репрессий.

- Нас раскулачили и сослали в Свердловскую область, - вспоминает Леонид Прокопьевич. - Хотя меня до сих пор коробит от этого слова: по сути, мы были обычной крестьянской семьей, работали на огороде, выращивали скот. Но кто тогда разбирался? На новом месте нам самим пришлось строить дом, благо лес рядом, наживать добро вместе с другими переселенцами. Пережили все: и голод, и холод, и испытания Великой Отечественной войной. Время нелегкое было, поэтому стремились изо всех сил учиться, чтобы жить лучше. Я бы и сейчас продолжал работать, что-то делать, но здоровье уже не то, хотя есть еще столько нереализованных идей. Муза меня не покинула, она осталась в моем сердце!

 

Зульфия НАБИЕВА
Фото Максима ФРОЛОВА
Фото из семейного архива БЕЛОУСОВЫХ

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Сеилов Бахытжан Сеилович


Семерлин Иван Андреевич


7 ноября 1974 года

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.251 сек.