• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

Куклы Алексея Морозова

Печать E-mail
Автор Administrator   
10.09.2013 г.

"Сталинский путь". 1945 год

 

 

Благодарю заместителя директора Ульяновского театра кукол по работе со СМИ Олесю Кренскую за предоставленные фотографии.

Отдельная благодарность за содействие губернату Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову

 

 

В конце прошлого столетия вятский крестьянин Антон Морозов, гонимый нуждой, переселился из Вятской губернии на Урал, в город Шадринск. Первое время здесь жилось сносно. Однако, большой наплыв в эти места переселенцев резко сокращал земельный надел. Тут Морозов услыхал о новом урожайном крае, о раздольных степях на севере Казахстана. И вновь собрав свои небогатые пожитки, с женой и трехмесячным сыном Алексеем он переехал в село Боровое.

            Красивое село, окруженное со всех сторон озерами и лесами, а главное бескрайние степи, раскинувшиеся далеко вокруг, произвели на него отрадное впечатление. Семья Морозовых поселилась в небольшом домике, что и теперь стоит на улице имени Карла Маркса.

 

***

            Быстро летело время. Серьезным и задумчивым мальчиком рос Алеша Морозов. Как-то ранней весной мать увидела его сидевшим у ручья с ножом и деревянной дощечкой в руках. Восьмилетний Алеша что-то мастерил.

            - А что ты делаешь? – спросила она сына.

            - Турбин, - ответил малыш Алеша.

            - Зачем он тебе?

            - Хочу построить водяную мельницу…

            Через несколько дней мать, спросила Алешу:

            - Ну, как твой турбин, сынок?

            - Не выходит, - ответил, опустив глаза, Алеша.

            Но однажды сделанная его руками водяная мельничка бойко завертелась в ручейке. Алеша прибежал к матери и радостно крикнул:

            - Мама, турбин пошел!

            Двенадцатилетним мальчиком он без посторонней помощи сделал рушку для подсолнуха. Построенная Алешей машинка чисто очищала подсолнух кожуру. В дом Морозова началось паломничество, люди шли поглядеть на диковинную машинку.

            - И в кого он уродился? – спрашивал себя, восхищаясь отец. – Такой маленький, а такие чудеса творит. И  у кого учился, не знаю!

            В школу Алеша не ходил. У отца не было на это средств, да и надо было работать в хозяйстве.

           

***

            В 1910 году Алексей Морозов удивил всех жителей Борового. Он построил шестнадцатикрылый ветровоз на колесах. При умеренном ветре он перевозил грузы до 90 килограммов.

            - Если сделать по этому образцу большой ветровоз, то он будет пахать и косить, - объяснял своим товарищам молодой изобретатель.

            Многих в Боровом он катал на своем ветровозе. Однажды Алексея застал за этим занятием местный священник.

            - Ну-ка, прокати меня на своей машине, - попросил он Алексея.

            - Садитесь, батюшка!

            Однако ветровоз не двинулся с места: груз был слишком велик.

            - Тяжелы вы, батюшка, - объяснил Алексей.

            - Видно, тяжел не я, а мои грехи, - сказал тот обиженно, слезая с ветровоза.

            …Скоро изобретатель услышал, что в Омске открывается выставка, и решил отправить туда свой ветровоз. Но в Омске у изобретателя потребовали патент, которого у него не оказалось. Не имея средств выехать на родину, Алексей Антонович после долгих колебаний продал свой ветровоз одному американцу, который и увез его из России.

            Вернувшись из Омска, Алексей Антонович задумал построить механические куклы.

            Это было в 1911 году. Дни и ночи проводил он в плотницкой мастерской.

            Работа была закончена только в июне 1912 года. Это был большой квадратный стол размером 1,5 Х 1,5 метра на котором размещалось около 10 досок с механическими куклами, выполняющими разные хозяйственные работы. На столе было всего 52 куклы. Под столом был устроен механизм. С помощью заводной ручки все куклы одновременно приводились в движение.

Куклы Алексея Морозова

            На первой доске стояла крохотная молотилка с приводом, в которой было впряжено четыре лошади. На площадке привода стоял мужчина-гонщик, размахивая кнутом. У соломотряса две куклы-женщины откидывали солому. Рядом стояла веялка, которую вертел кукла-мужчина, рядом женщина насыпала зерно, а девушка отбрасывала отходы.

Куклы Алексея Морозова

            На других досках работали кузнецы с молотками, женщины с мужчинами косили хлеб литовками; были прачки, стирающие белье, девочка, качающая ребенка в люльке, и плотники, сроившие дома, женщины за самопряхой, за примитивным ткацким станком и т.д.

Куклы Алексея Морозова

            Куклы-мужчины были одеты в красные рубахи, синие брюки и ботинки, куклы-женщины – в голубые кофточки и красные юбочки в белых платках.

Куклы Алексея Морозова

            Говорят, что последние годы своей жизни талантливый механик-самоучка работал над каким-то новым изобретением. Но довести его до конца он не успел. В 1934 году Алексей Антонович скончался.

Ульяновский театр кукол

 Ульяновский театр кукол. В нем в 1991 году открыт музей, где и хранятся куклы Алексея Антоновича Морозова

            А  куклы его до сих пор хранятся в Ульяновске. В небольшом домике, где сейчас живет вдова Морозова со своими сыновьями, стоит квадратный стол с прибитой к нему небольшой дощечкой, где написано:

            «Сделано в Боровом, 1912 год. Морозов А.А.»

                                                                                              Вас. Пустовалов

 

Фото кукол и следующий текстовой материал предоставила заместитель директора Ульяновского театра кукол по работе со СМИ Олеся Кренская

 

Во все времена у человека было стремление оживить куклу. Ещё в VI веке до нашей эры в Египте устраивали мистические представления с участием кукол. Куклы фигурировали и в шаманских обрядах, их можно было увидеть на городских площадных праздниках. Много позже бродячие кукольники стали объединяться в группы и давать представления с сюжетом. Бывало, один спектакль длился несколько месяцев.

В мире существует несколько разновидностей театральной куклы, многие из которых можно увидеть на спектаклях: это перчаточные, тростевые, теневые, гапитные, настольные куклы. Раньше кукол изготавливали сами артисты, но со временем появились кукольных дел мастера. Вот тогда и началась мода на механических кукол. Они пользовались необыкновенной популярностью в Европе в XVII веке. В России механические куклы появились немного позже, но ни одна ярмарка не проходила без участия такого рода представлений. К сожалению, по всему миру таких кукол сохранились единицы. Но ульяновцам необыкновенно повезло – одна из таких кукол хранится в музее Ульяновского областного театра кукол. Это уникальная механическая композиция симбирского быта, сделанная крестьянином Алексеем Анатольевичем Морозовым в 1905 году.

Сорок девять кукол – жители настоящей деревни – разместились на большом столе. Незаметным движением экскурсовод нажимает на кнопку, и весь механизм приходит в действие. Плотники, ткачи, кузнецы, сапожники, хлеборобы, крестьянские дети – все заняты своим делом. Маленькие жители села строят дома, куют железо, подбивают сапоги, мнут лён, прядут пряжу, косят сено, молотят хлеб, обедают, катают в люльке детей.  Перед нами живое повествование о трудовом дне дореволюционной крестьянской семьи.

У каждой куклы своё лицо и своя история. Без сомнения мастер Алексей Морозов был одарённым человеком. Остаётся только удивляться, как человек, проживший нелёгкую жизнь, испытавший тяжесть крестьянского труда, смог настолько филигранно  создать настоящий театр. Каждое движение кукол завораживает, волнует и восхищает не только простых зрителей, но и профессиональных механиков.

Механизм, приводящий игрушку в движение, мебель и куклы изготовлены из липы, берёзы, бука, ясеня, ореха, ольхи и даже вишни. До наших дней они дошли в полной сохранности. И весь механизм тоже деревянный: валы, шестерёнки, колёсики. Ременная передача выполнена из ниток и пеньки.

Костюмы из старой ткани тех лет. Не было ни реставрации кукол, не тронут авторский грим. Существует легенда, что лица кукол передают черты людей, окружавших автора: его родных, близких, друзей. Ни одна из кукол не похожа на другую. У каждой своё лицо, свой характер.

В семье Морозова до сих пор помнят, как мастер проводил ночи над своими куклами, придумывал, совершенствовал, ремонтировал. Как ребёнок, радовался каждой удаче. Игрушка – хотя это слово совсем не подходит для этого рукотворного шедевра – участвовала в ярмарочных представлениях в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске и Омске. А местную детвору он частенько радовал, катая игрушку на самодельном «ветрокате».

В Ульяновский театр кукол более 40 лет назад игрушку передал на вечное хранение сын Алексея Антоновича – Василий Алексеевич Морозов. И по настоящий день она собирает вокруг себя восторженных зрителей, зачастую именитых гостей нашего города. Вы можете своими глазами увидеть это чудо, придя в музей Ульяновского театра кукол.

 

Последнее обновление ( 19.09.2013 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Костанай. 31 декабря 2015 года


Егор Иванович Крапивин


Совхоз имени Буденного

Для Вас, костанайцы

Новый сайт КОСТАНАЙ.ТВ

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

       Новый костанайский сайт

Время генерации страницы: 0.611 сек.