• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow В составе университета

В составе университета

Печать E-mail
Автор Administrator   
18.04.2009 г.

Седьмой раздел книги "Рожден и оправдан временем"

 

Постановлением Кабинета Министров Республики Казах­стан от 6 августа 1992 года за № 662 "О преобразовании Кустанайского педагогического института имени 50-летия СССР в Кустанайский государственный университет" и приказом Министерства об­разования Республики Казахстан от 11 августа 1992 года один из старейших вузов республики получил статус университета. Собы­тие для области, а тем более для вузовского коллектива неординар­ное. Изменение статуса учебного заведения ко многому обязывает и требует реорганизации учебно-воспитательного процесса, содержа­ния учебных планов и программ, организационно-управленческих и административно-хозяйственных структур и т.д. Для разработки новых учебных программ и планов, которые бы отражали качест­венные изменения, изучались планы и программы Московского, Санкт-Петербургского, Казахского, Омского, Карагандинского, Уральского и многих других университетов и вузов. Начинается знакомство с организацией высшего образования в Англии, Герма­нии, Португалии, Польше. И в результате были разработаны свои оригинальные учебные планы. Установлены деловые связи с круп­ными вузами СНГ, нашей республики, дальнего зарубежья.

Возглавил университет доктор исторических наук, профес­сор Зулхарнай Алдамжарович Алдамжаров. Именно он выдвинул и выстоял идею преобразования института в университет.

Университет - это не только большое количество докторов наук или хорошая экспериментальная база. Это внешние слагаемые. Не менее важны и внутренние показатели. Университет - это опре­деленные   духовные традиции, свой микроменталитет, характеризующийся научным творчеством, это - формирование определенных школ, направлений.

Стремительность нынешних общественных перемен выяв­ляет довольно отчетливо контуры развития высшего образования в условиях рынка. Вводится в систему приема абитуриентов коммер­ческое начало, рождаются новые ценностные ориентиры воспита­ния, серьезно обновляются учебные программы и планы, появляют­ся новые специальности, связанные с запросами общественного развития.

1992-1994 годы для историко-педагогического факультета прошли также не без перемен. Факультет претерпевает определен­ные структурные изменения. В 1992-1993 учебном году образуется отделение "Правоведение" со специальной кафедрой "Правоведе­ние", заведование которой поручается кандидату юридических на­ук, старшему преподавателю А.У. Шакировой. Открытие новой специальности необходимо и возможно. Президент Академии Наук Казахстана У. Султангазин своим письмом подтвердил намерение прикрепить в качестве шефов Институты правоведения. Ученые, преподаватели из ведущих учебных центров России и Казахстана согласились приезжать в Кустанай читать спецкурсы, проводить семинары и помочь в определении основных направлений научно-исследовательской работы. Огромную помощь и поддержку для функционирования новой кафедры оказали и правоохранительные органы области. Так, например, с ноября 1992 года преподаватель­скую деятельность на кафедре в качестве старшего преподавателя начинает заместитель начальника Кустанайского отдела городского управления по борьбе с организованной преступностью и корруп­цией МВД Республики Казахстан - Т.Ж. Атжанов.

Во исполнения "Закона о языках Республики Казахстан" в новом учебном году историческое и юридическое отделения набра­ны студентов в группы с казахским языком обучения. Кафедры рас­полагали возможностью осуществлять обучение, руководство курсовыми и дипломными работами на казахском языке.

Несколько изменился характер и наименование кафедр на факультете. Приказом ЛС-153 от 6 октября 1992 года на основании представления деканата историко-педагогического факультета произведены следующие изменения и перемещения: кафедра истории СССР переименована в кафедру истории стран СНГ, заведование которой возложено на доцента Духина Я.К.; образована новая ка­федра - кафедра археологии, древней истории и специальных исто­рических дисциплин, заведование которой возложено на профессо­ра Солодкина Я.Г.

Изменение учебных программ и профиля подготовки спе­циалистов привело к переименованию историко-педагогического факультета в исторический факультет. Первым деканом переимено­ванного факультета стал доктор философских наук, профессор Колдыбаев С.А.

Колдыбаев Сапар Абдугалиевич родился в 1947 году на о. Сахалин. В 1966 году после окончания Семиозерной средней шко­лы поступил на исторический факультет Кустанайского педагоги­ческого института. В 1970 году с отличием закончив вуз, был на­правлен в аспирантуру в Алма-Ату по специальности "философия". В 1975 году защитил кандидатскую, а в 1990 году - докторскую диссертацию в Москве, став первым доктором наук из числа выпу­скников Кустанайского педагогического института. В вузе прорабо­тал 23 года на самых различных должностях: преподавателем, до­центом, профессором, зав. кафедрой философии, деканом историче­ского и юридического факультета, ректором.

Таким образом, в 1992-1993 учебном году на историческом факультете функционировало 6 кафедр: кафедра истории и культу­ры Казахстана, кафедра истории стран СНГ, кафедра всеобщей ис­тории, кафедра древней истории, археологии и специальных исто­рических дисциплин, кафедра правоведения и кафедра педагогики и методики воспитательных работ. На факультете работали 4 профес­сора, 5 доцентов, 14 старших преподавателей, 6 преподавателей.

Основной целью работы факультета было обеспечение единства обучения и воспитания студентов, подготовка квалифици­рованных специалистов, удовлетворяющих требования нынешнего переходного времени.

Работа строилась в основном на внедрении прогрессивных методов обучения, усилия направлялись на разработку актуальных проблем истории и правовых наук, методики преподавания исто­рии.

Студенты знакомились с новыми оригинальными идеями ученых, с новыми подходами в изучении многих исторических про­блем, ранее запретных и практически исключенных из программ обучения.

В то время как студенты 3, 4, 5 курсов продолжали обучение по старым пединститутовским учебным планам, студенты 1, 2 кур­сов учились по новым университетским планам. Впервые в истории учебного заведения осуществляется переход к 2-х ступенчатой сис­теме образования. Первая ступень завершается после сдачи госу­дарственных экзаменов с присуждением выпускникам степени ба­калавра. Бакалавр может стать практическим работником с высшим образованием по своей специальности и работать в средних и сред­не-специальных учебных заведениях. Окончание второй магистер­ской ступени дает, после защиты диссертации, степень магистра. Но для того, чтобы перейти на нее помимо желания студента, требуют­ся еще определенные способности и уровень знаний. Люди с ди­пломом магистра - глубокие специалисты в своей отрасли и способ­ны к творческой, научно-исследовательской работе. Чтобы полу­чить степень бакалавра, нужно провести на студенческой скамье 4 года и еще 2 года - для магистерской степени.

На историческом факультете первый набор студентов в ма­гистратуру был осуществлен в 1995-1996 учебном году.

С каждым учебным годом университетские горизонты ста­новятся шире прежних: уже в 1993-1994 учебном году на историче­ском факультете образованы два новых подразделения, готовящих юристов и архивоведов - отделение "Основы права и правового об­разования" и отделение "Архивоведение". "Специальность архивовед - специальность будущего", - считала заведующая кафедрой архивоведения кандидат исторических наук, доцент Таскужина К.Ж. Внимательно изучались учебные планы отделения "Архивоведения" Уральского, Алматинского, Усть-Каменогорского университетов. Новый план предусматривал включение новых дисциплин, таких как, основы архивоведения, историческая география, топонимика Казахстана, история архивного дела. Кроме общих дисциплин предполагалось обязательное изучение информатики, основ латин­ского и арабского языков.

Особое внимание в учебной программе уделялось практиче­ской работе студентов в архивах области. Первый набор студентов на отделение "Архивоведение" был небольшой - всего 24 человека, 12 студентов на казахское и 12 студентов на русское отделение.

Исходя из общего переходного состояния, факультет сохра­няет и развивает в определенной мере и традиционное педагогиче­ское начало вуза. По-прежнему, факультет, наряду с архивоведени­ем и юристами, способными работать в различных сферах народно­го хозяйства, продолжал выпускать историков, призванных рабо­тать в школах, училищах, техникумах. Вот почему учебный план факультета наряду с осуществлением различных видов практики, предусматривал проведение студентами 4, 5 курсов и педагогиче­ской практики в школах.

Традиционной оставалась археологическая практика для студентов 1 курса. Ежегодно они выезжали на раскопки в различ­ные районы области. Студенты, проходившие практику на раскоп­ках, в процессе ее отрабатывали навыки разбивки раскопа, вскры­тия культурного слоя и заполнения могильных ям, расчистки, фик­сации находок и сооружений. Руководители археологической прак­тикой студентов опытные специалисты - доцент Логвин В.Н., стар­ший преподаватель Калиева С.С. Впервые на факультете вводились по новой университетской программе еще два вида практики -фольклорно-этнографическая и музейно-архивная.

Студенты 2 курса, разделенные на несколько групп, под ру­ководством преподавателей, выезжали в хозяйства области для изу­чения этнографического материала казахов, немцев, корейцев.

Организация фольклорно-этнографической практики была возложена на кафедру истории культуры Казахстана. Организация и руководство музейно-архивной практики студентов была возложена на кафедру архивоведения. Преподаватели совместно с сотрудни­ками областного архива и историко-краеведческого музея провели большую подготовительную работу. На установочной конференции были заслушаны интересные доклады доцента Таскужиной К.Ж. "Цели и задачи музейно-архивной практики", заведующего отделом архива Алексеенко М.А. "Фонды Кустанайского госархива", веду­щего сотрудника музея Федоренко В.И. "Кустанайский историко-краеведческий музей - научно-исследовательский центр".

В связи с происходящими переменами в стране, ростом ин­тереса к отечественной истории, дисциплина "История Республики Казахстан" вынесена на государственный экзамен, впервые для сту­дентов 3 курса введен курс по истории края. В разработке содержа­ния и сбора материалов по предмету большое участие приняли сами студенты под руководством доцента Таскужиной К.Ж.

Статус университета требует, чтобы их научный профессио­нальный уровень постоянно рос. Ощущение в коллективе творче­ского потенциала обязательно, и оно подкреплялось научными дос­тижениями коллектива преподавателей факультета. В эти годы за­щищены две кандидатские диссертации преподавателями Жанатаевой У.К., Южаковой Т.Л. Старшим преподавателем Колдыбаевой С.С. и преподавателем Исмуратовой Р.Б. сданы экзамены в объме кандидатского минимума по информатике, преподавателями Асановой Г.К., Шунаевой С.М. - по философии. Научную стажировку в Казахском государственном университете имени Аль-Фараби про­шла Ислямиева С.Н., Алматинском государственном университете -Таскужина А.Б., Санкт-Петербургском университете - Огай В.Н. Преподаватели факультета продолжают исследовательскую работу над своими темами. Так, доцент Тен В.А. работал над темой "Ко­рейцы в Северном Казахстане: история и этно-культурные процес­сы 1937-1995 годов"; Рубинштейн Е.Б. работает над темой доктор­ского исследования "Аристократическое направление в Английском «Просвещении"; Логвин В.Н. исследует тему "Тургай в эпоху камня и бронзы". Готовятся к изданию пособия по спецкурсам "Общест­венно-политические взгляды Болингброка" доцентом Рубинштейн Е.Б., "Политические партии и движения в Российской империи в начале XX века" старшим преподавателем Легким Д.М., "Нацио­нальная идея и развитие освободившихся стран в зеркале американ­ской политологии" доцентом Тен В.А. и т.д.

Современное состояние оторванности от научных центров, материальное состояние не в последнюю очередь, явно негативно сказывается на получении позитивных результатах научно-исследовательской деятельности, но это не значит, что факультет прекратил функционировать как некий научный центр. Изыскива­ются возможности для поддержания научного статуса факультета I Преподаватели по-прежнему участвуют с докладами на научных конференциях. Следует отметить участие доцента Ауган М.А. осенью 1992 года на двух международных конференциях в Уфе и Ташкенте. Он выступил с докладом "Этнические процессы в Казах­стане в условиях независимости". Доцент Тен В.А. принял участие на XVII Международной конференции корееведов в Берлине с док­ладом "Кустанайские корейские и немецкие подростки в полиэтни­ческой среде, проблемы этнической идентификации".

Необходимым компонентом учебного процесса является воспитательная работа. Отсутствие среди студенчества какой-либо организующей структуры перекладывает руководство всеми внут-рифакультетскими мероприятиями на плечи преподавателей. В яр­кий праздник вылились мероприятия, посвященные презентации факультета, Дню Республики, празднику "Наурыз". Талантливых студентов факультета выявил КВН между студентами историческо­го и филологического факультетов.

В решении социальных вопросов большое внимание, под­держку и помощь проявил глава областной администрации - Укин К.У. Решением главы университету передается 4-х этажное здание с актовым залом по улице Баймагамбетова, 160, куда и переехал ис­торический факультет в 1992 году.

Статус учебного заведения определяет не только его мате­риальная база, но в первую очередь, преподавательские кадры. Кад­ровые ресурсы факультета пополняются за счет выпускников из крупнейших учебных заведений Казахстана и России. В 1992-1994 учебные годы на факультет пришли такие молодые специалисты, как Ерменбаева Г.К. из Уральского госуниверситета, Шаймарданов Г.И. из Саратовского университета, Асанова Г.К., Шунушева С.Ж. из Алматинского госуниверситета и другие. Ядро факультета по-прежнему составляют опытные и высококвалифицированные спе­циалисты - профессора Алдамжаров З.А., Макотченко В.С., Солод-кин Я.Г., доценты Духин Я.К., Тен В.А., Логвин В.Н., Таскужина К.Ж., Рубинштейн Е.Б., Огай В.Н., Ауган М.А., старшие препо­даватели Смагина Л.В., Легкий Д.М., Жукова Е.И., Исетова Р.К. В эти годы исторический факультет - один из самых "остепененных" факультетов в университете, здесь больше всего докторов и канди­датов наук.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Ильичев Виктор Евгеньевич


Совхоз Ворошиловский


Колхоз "Восток"

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.300 сек.