• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Творчество arrow Новое arrow Вновь преобразованный факультет

Вновь преобразованный факультет

Печать E-mail
Автор Administrator   
15.04.2009 г.

Шестой раздел книги "Рожден и оправдан временем"

 

 

              В 1987 году историко-педагогический факультет кустанайского педагогического института был преобразован в историко-филологический. 29 октября 1987 года прошли выборы на должность декана и им был избран кандидат педагогических наук Мерклингер Иван Михайлович. Протокол заседания содержит обращение обеспечить "новоиспеченного" декана квартирой, что впоследствии и было сделано. Во-вторых, делались попытки широкого внедрения самоуправления в студенче­ских группах. Отмечалась даже большая общественная активность в группах без кураторов.

Однако как отмечает в справке "О состоянии развития сту­денческого самоуправления на историко-филологическом факуль­тете" доцент У.С. Досаев, охват студентов общественными поруче­ниями составлял около 50 %, а отсутствие материальной базы тор­мозило студенческое самоуправление.

В эти годы на кафедре истории СССР работали 14 человек, из них 7 доцентов, 3 старших преподавателя и 4 преподавателя, преподавалось 15 исторических дисциплин. Громоздкость кафедры и трудности оргруководства требовали ее разделения, как отмечал Я.К. Духин в своем отчете от 27.06.89 г.

В эти годы на факультете, наряду с вышеназванными препо­давателями, работали доктор исторических наук, профессор Макотченко В.С, кандидат исторических наук Тен В.А., кандидат истори­ческих наук Огай В.Н., кандидат исторических наук Таскужина К.Ж., Жукова Е.И., Смагина Л.В., Калиева С.С., Жанатаева У.К., Мажитов С.Ф., вернулись - Рубинштейн Е.Б. из аспирантуры и до­цент Солодкин Я.К. из СНС, ушел на заслуженный отдых доцент Вольфсон Б.М.

В 1987 году по специальности 2108 "История" историко-филологический факультет закончили 47 человек по заочной форме обучения, причем 4 не сдали государственные экзамены и были от­числены, 1 - не допущен к сдаче ГЭК; на очном отделении по спе­циальности "История и педагогика" - 33 человека, из них дипломы с отличием у Гумаровой Чулпан, Дегтярева Виктора, Машинец Ма­рины и Сулькеевой Динары. Зачислены на 1 курс заочного отделе­ния 61 человек, на стационар - 22 человека.

В 1988 году на заочном отделении историко-филологического факультета по специальности "История" было вы­пущено 65 специалистов, причем диплом с отличием получил Тодосьев А.Г., а два студента были отчислены за неудовлетворитель­ную оценку на ГЭК; на стационаре по специальности "История и педагогика" выпуск составил 45 человек, из них дипломы с отличи­ем получили - Измухамедова А.К., Козлов А.П., Ломоновский И.С.,Соляник А.М. Зачислены же на 1 курс историко-филологического факультета заочного отделения - 50 человек, на стационар - 46 человек.

В юбилейном 1989 году заочное отделение историко-филологического факультета по специальности "История" закончи­ли 73 человека, очное по специальности "История и педагогика" -36 человек, причем дипломы с отличием получили: Шалгимбекова А.Б., Гривко Ю.Г., Марченко ТА.

На 1 курс заочного отделения историко-филологического факультета в 1989 году были зачислены 75 человек, столько же - на стационар.

Студенты-выпускники с особой теплотой вспоминают до­цента Вольфсона Б.М., его музыкальные занятия запомнились не одному поколению студентов.

Борис Михайлович говорил: "У меня внук Сашка стучит на барабане и говорит, что это музыка. Да какая же это музыка?! Это баловство. Уж поверьте мне, все-таки я немного старше вас. Важно не то, что ты слышишь, а то что слушаешь. Мы слышим ушами, а слушаем душой. История - это не только войны, борьба за трон, мена формаций, это еще и душевные переживания людей, которые дошли до нас в великолепных творениях мастеров живописи, скульптуры, поэзии и музыки. История находит свое воплощение в большей степени в музыкальных классических произведениях, каж­дой эпохе свойственна своя музыка". И каждый студент должен был подготовить доклад по определенному музыкальному произведе­нию: в каких условиях, под воздействием чего оно было сотворено, какова его структура, эмоциональное содержание. После устного иступления группа слушала это произведение, и музыка говорила сама за себя.

Студенты с большим энтузиазмом участвовали в музыкаль­ных конференциях и викторинах.

А то, что Б.М. Вольфсон в любой момент занятия мог под­нять студента и спросить, где находится, скажем, Занзибар, сподвигнуло их к доскональному изучению карты мира, которая была на каждом занятии.

Некоторые студенты до сих пор хранят по 6-7 тетрадей с конспектами лекций и семинарских занятий, которые вел у них зав. кафедрой истории СССР доцент Духин Я.К. Отмечая его строгость, по прошествии лет они с благодарностью вспоминают его лекции, где было очень много интересного дополнительного материала, особенно по истории культуры.

Доцента Солодкина Я.Г. студенты характеризуют как чело­века глубоких знаний, феноменальной памяти и большой деликат­ности. Даже самых робких студентов его интеллигентная доброже­лательность располагала, они могли себя проявить.

Выпускники отмечают, что в те годы студенческие научные конференции проводились регулярно, и почти все участвовали в них: если не по истории, философии, то по педагогике или другим дисциплинам. Навыки работы с источниками, учебной литературой помогали студентам в дальнейшем во время работы над дипломны­ми исследованиями. Причем, активно использовались архивные фонды сопредельных республик. Например, студентка историко-филологического факультета Жаксымбетова Гульнара при работе над дипломной темой "Возникновение, сущность и крах басмаче­ства на территории советского Туркестана в 1917-1931 гг." (науч­ный руководитель - доктор исторических наук, профессор Алдамжаров З.А.) для сбора материалов ездила в Ташкент, где исследова­ние северянкой истории южного края вызвало живой интерес и поддержку.

Следует отметить, что в группах постоянно велась общест­венная работа. Ядро группы состояло из старосты, комсорга, ответ­ственных за учебный сектор. Обязательными были комсомольские собрания (они особенно участились после декабря 1986 года), засе­дания учебного и шефского секторов. Один раз в месяц составлялся экран успеваемости студентов, где находила свое отражение сте­пень их активности по всем дисциплинам, своего рода аттестация. Все данные заносились на лист, и он вывешивался на дверях ауди­тории, закрепленной за той или иной группой. Это подтягивало не­радивых студентов.

Результаты сессии обсуждались в группе, отличникам шла 50 %-я надбавка, тем кто сдал сессию на "4" и "5" - 25 %. Раз в не­делю (во вторник) студенты по очереди готовили политинформа­цию. На факультете был даже организован политклуб, куда студен­ты собирались раз в неделю для обсуждения той или иной политической проблемы. Такие вот мероприятия повышали политическую информированность студенчества.

На факультете сложилась традиция шефства старших курсов над более юными коллегами. Ко дню посвящения 1 курса в студен­ты старшекурсники разыгрывали целые театрализованные пред­ставления. Шефы также проводили, так называемые "Пионерские вторники", где обучали младшекурсников педагогическому мастер­ству. А в смотрах художественной самодеятельности истфак почти всегда занимал первые места. Дело в том, что обществоведы тради­ционно пополняли стройные ряды чиновников аппарата партийных и советских органов, составлявших элиту общества, поэтому истфак был самым престижным факультетом. Контингент истфака форми­ровался из людей с активной жизненной позицией, здоровым чувст­вом честолюбия и стремлением к успеху во всех областях человече­ской жизнедеятельности, будь то учеба, работа или досуг.

Специфика пединститута обусловила тот факт, что организации педагогической практики исторический факультет уделял особое внимание и к педпрактике студенты относились очень серь­езно. Наряду с пионерскими вторниками существовали и инструк­тивные лагеря, где новички с инструкторами-вожатыми разучивали различные игры, песни, танцы, т.е. все то, что позволяло сделать отдых детей разнообразным, увлекательным и полезным. Вместе с новичками были те, кто прошел школу пионерского актива "Романтик" и уже не первый год работал вожатым: Вяткин Александр Ни­колаевич, Алейникова Надежда Васильевна и другие.

После окончания 3 курса студенты историки два сезона ра­ботали пионервожатыми в лагерях. По истечении каждого рабочего дня в лагере вожатые должны были заполнять "Дневник отрядного пожатого", где отмечалось, как прошел день отряда, лагеря. Притом надо было отметить не только свои впечатления, т.е. анализ дня, но также каждому ребенку средних классов в конце дня дава­лось задание - с помощью цветных карандашей отметить, какое у него было настроение. Например, "черный" - мрачное, "зеленый" -спокойное, "красный" - восторженное и т.д. В первые дни у дети­шек бывали черные и коричневые квадратики, что говорило о том, что они еще скучали по дому, только-только втягивались в лагер­ную жизнь. Зато в середине, а особенно в конце смены все квадратики были оранжево-красные (радость, восторг). И в этом, пожалуй, немаловажная заслуга принадлежала отрядным вожатым, всему пе­дагогическому коллективу в целом. Ведь они прилагали большие усилия, чтобы сделать досуг детей в лагере полноценным Очень печально, что сейчас отдых детей в лагерях доступен не всем детям, да и студенты не проходят пионерскую практику. Опыт общения всегда полезен.

Большое количество часов отводилось на педпрактику на 4 и 5 курсах, ее студенты проходили в школах города и районах об­ласти. Как свидетельствуют материалы университетского архива, бывало так, что студенты за 1 практику успевали провести 20-22 урока. Классные руководители в период практики, можно сказать, отдыхали, т.к. основное руководство практикой было за методиста­ми истфака (проверяли планы, конспекты, посещали и анализирова­ли уроки, консультировали студентов), а классные часы проводили сами студенты.

Студенты и выпускники историко-филологического факуль­тета 1987-1989 гг., с кем приходилось общаться, вспоминают эти годы с особой теплотой. И не только потому что пришлись они на юность, когда бушуют молодые силы, играет кровь, а сердце рвется в полет, но еще и потому, что это было интересное время для них, как профессионалов: страна буквально упивалась свободой, откры­вались "белые" пятна истории, ломались старые стереотипы, "пере­мен требуют наши сердца" - пел молодой романтик, кумир молоде­жи В. Цой, рванул к свету андеграунд, впереди маячили лучезарные перспективы, страна жила иллюзиями, а историки были востребо­ваны. Прекрасное время!

В период с 1989 по 1992 годы историко-педагогический фа­культет представлял собой один из ведущих факультетов пединсти­тута, ректором которого с 28 апреля 1989 года был избран доктор исторических наук, профессор Аддамжаров Зулхарнай Алдамжарович (1937 года рождения).

Придя на исторический факультет, Аддамжаров ЗА. спо­собствовал повышению новых направлений в исследованиях по отечественной истории, прежде всего историографии и источнико­ведению национально-освободительного движения в Казахстане.

Внутренняя структура факультета была следующая, кафедра истории СССР, всеобщая история, история и культура Казахстана, педагогика и методика воспитательной работы.

Руководство факультета все силы мобилизовало на главную цель, которую ставило перед собой - обеспечение единства обуче­ния и воспитания студентов, подготовку квалифицированных спе­циалистов. Преподавание основных дисциплин велось на базе фун­даментальных исследований с учетом последних научных оценок, внедрения прогрессивных методов обучения, совершенствования учебных планов и программ. Были введены новые дисциплины - на 5 курсе источниковедение истории СССР, историография истории казахской ССР, ряд новых спецкурсов и т.д. В процессе преподава­ния спецкурсов на выпускном курсе особое внимание уделялось проблемам историографии.

Если говорить о кадровом обеспечении факультета, то он был очень высок. Достаточно отметить, что здесь работают докто­ра, профессора - Алдамжаров ЗА., Солодкин Я.Г., кандидаты наук Духин Я.К., Тен В.А., Таскужина Т.Ж., Ауганбаев М.А., Рубин­штейн Е.Б., Гребенюков В.Н., Логвин В.Н. В эти годы учились в аспирантуре, по окончании которой защитили диссертации, Легкий Д.М., Южакова Т.Л., Жанатаева У.К.

Возглавлял факультет в этот период кандидат педагогиче­ских наук, выпускник историко-педагогического факультета Кустанайского педагогического института Мерклингер И.М. Это человек надолго связавший свою судьбу с историческим факультетом.

После окончания Викентьевской средней школы, поступил и окончил с отличием в 1979 году историко-педагогический факультет Кустанайского педагогического института.. Жизнь надолго связала Мерклингер И.М. с пединститутом и, историческим факульте­том, в частности. Так, после окончания КПИ, был оставлен на фа­культете преподавателем кафедры пионерской и комсомольской работы,  поступил в аспирантуру НИИ общей  педагогики  АПН СССР в г. Москве.

Защита кандидатской диссертации состоялась в 1986 году, а с сентября того же года исполнял обязанности проректора по заоч­ному обучению. Год 1987 был отмечен для него тем, что был избран деканом исторического факультета и оставался в этой должности до 1992 года, вплоть до отъезда на свою историческую родину - Германию.

Мерклингер И.М. был тем деканом, который всеми мысля­ми, душой связан с факультетом, его проблемами и радостями. Особенностью этого человека было то, что он знал всех своих сту­дентов не только в лицо, но и по фамилии и именам, знал с какого курса и группы. Декан всегда был организатором практически всех мероприятий на факультете, мог сплотить и вдохновить студентов и преподавателей на работу, учебу, отдых. Под его руководством фа­культет добился больших успехов в учебе, спорте и в других делах. Из воспоминания преподавателя кафедры новой и новейшей исто­рии, выпускницы исторического факультета - Кифик Н.Ю.:

"Нам, первокурсникам казалось, что это огромная фигура, с кудрявой головой, вездесущна. Нам "желторотым" представлялось, что преподаватели - это такая величина, на которую не могут воз­высится простые смертные. Еще нам студентам было удивительно и несказанно приятно то, что декан нас знал всех поименно, казалось он в курсе проблем каждого студента. Таким "отцом факультета" мы гордились и очень уважали. И это чувство, зародившееся на 1 курсе, мы пронесли вплоть до 5 курса.

На время работы Мерклингера И.М. приходится переезд фа­культета в новое здание по улице Баймагамбетова, но вопросами обустройства занимался уже следующий декан, также выпускник историко-филологического факультета 1970 года, доктор философ­ских наук, профессор Колдыбаев С.А.

Наличие прекрасного преподавательского состава факульте­та способствовало высокому уровню преподавания всех дисциплин. Тем не менее, вопросы совершенствования методики преподавания и проведения учебных занятий, методическое обеспечение учебного процесса были в центре внимания работы деканата, кафедр, мето­дической комиссии факультета.

Элементы проблемного чтения лекций и семинарских заня­тий использовались практически всеми преподавателями кафедр. Нетрадиционный подход в проведении семинарских занятий про­явили преподаватели: Тен В.А., Калиева С.С., Таскужина Т.Ж. Форму деловой игры в проведении практических занятий выбрала Смагина Л.В., выполнение аналитических контрольных письмен­ных работ, написание рефератов по основным проблемам культуры стран Востока предложил студентам Тен В.А.

В начале 90-х годов все больше внимание уделяется истории Казахстана. Преподавателями, в связи с этим, Ауганбаевым М.А., Колдыбаевой С.С, разрабатываются новые спецкурсы на темы средневековых городов Казахстана, проблемам историографии и другие.

Серьезное внимание уделяется в описываемый период педа­гогической практике студентов 4 и 5 курсов. С этой целью прово­дится большая подготовка со стороны методистов-предметников, пишутся методические рекомендации. Так, совместно с ИУУ кан­дидат педагогических наук Анохина Т.А., кандидат исторических наук Смагина Л.В. подготовили и опубликовали методическое по­собие "Развитие самостоятельности старшеклассников в процессе изучения школьного курса истории", с обобщением опыта учителя истории средней школы № 1 с. Семиозерное Букевич Р.М.

В 1992 году на факультете открывается отделение "Правоведение" на базе исторического. И к имеющимся кафедрам прибавилась еще одна.

Ежегодно в летний период студенты факультета проходили практику. После 1 курса - археологическая, после второго - пионер­ская, где студенты работали вожатыми в пионерских лагерях облас­ти, на старших курсах, наиболее подготовленные, имели возмож­ность поработать в лагерях Всероссийского значения - "Орленок", "Артек".

Учебная работа была тесно связана с воспитательной. Тра­диционными стали посвящение в студенты, смотры художествен­ной самодеятельности первокурсников, КВН между студентами и преподавателями, между студентами заочного и дневного обучения.

На факультете действовал политклуб, выпускались газета "Голос юности", информационный бюллетень УВК, проводились встречи с интересными людьми, лучшими учителями области и го­рода. Проводились дни науки на факультете, недели кафедр, в рам­ках которых проводились студенческие конференции, конкурс сре­ди студентов "Мастер истории", веселый аукцион идей, предложе­ний, исторический бал.

Распад СССР, обретение Казахстаном суверенитета не мог­ли не отразиться на жизни исторического факультета, появились новые кафедры - "История и культура Казахстана", "История СНГ", перестали существовать - партийная и комсомольская организация.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Каляпины


"Тобол"-"Шахтер" 1:0


Красный день календаря

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.329 сек.