Историко-педагогический |
Автор Administrator | |
13.04.2009 г. | |
Пятый раздел из книги "Рожден и оправдан временем"
В соответствии с приказом Министерства образования Казахской ССР № 529 с 1 сентября 1978 года факультет был преобразован в историко-педагогический и просуществовал в данном статусе до 14 августа 1987 года, когда он стал именоваться историко-филологическим. На 1 сентября 1978 года на историко-педагогическом факультете обучалось 242 студента, а руководил им с 1980 года молодой декан, бывший выпускник отделения "История", старший преподаватель кафедры философии и научного коммунизма А.К. Катенов, вернувшийся в институт после успешного окончания аспирантуры КазГУ в 1973 году и защиты диссертации. Он возглавлял факультет в течение всего рассматриваемого периода. Действовали три кафедры: "Истории СССР", "Всеобщей истории" и "Теории и методики комсомольской и пионерской работы". Кафедра "История СССР" бессменно возглавлялась доцентом Я.К., Духиным, кафедрой '"Всеобщей истории" руководили в разные годы доценты Б.М. Вольфсон, А.И. Мусукаев и В.А. Тен. Кафедру "Методики пионерской и комсомольской работы" - Тихонова Л.В. и Мануйлов Ю. Ректором Кустанайского педагогического института в 1981-1988 годах был Терновой И.К., Иван Кондратьевич Терновой прошел хорошую жизненную школу: окончив Кустанайский пединститут и отслужив в армии, побывал на комсомольской и партийной работах, окончив в 1972 году Академию общественных наук при ЦК КПСС и защитив в 1974 году кандидатскую диссертацию он вернулся в родные стены института. Несмотря на загруженность административной работой он принимал непосредственное участие в научных разработках факультета. Учебная нагрузка преподавателей составляла в среднем 600 часов, хотя на кафедре всеобщей истории она колебалась от 850 до 950 часов в год. Однако, несмотря на большую загруженность преподавателей аудиторной работой, большое внимание уделялось научно-исследовательской и учебно-методической работе. В 1978-1987 годах на кафедре истории СССР работало 11 человек, четверо из которых имели звание доцента. В своих научных исследованиях преподаватели разрабатывали важные и интересные исторические и методические проблемы. Плодотворно работал над малоизученной в исторической литературе проблемой "Революционное движение в Оренбургском крае во второй половине XIX века" кандидат исторических наук, доцент Яков Кузьмич Духин (к этому времени "Отличник народного просвещения Каз. ССР"). Обязанности заведующего кафедрой, отнимающие много времени и сил, не помешали ему активно пи сать и публиковаться на страницах такого авторитетного журнала как "Вопросы истории", в 2-х номерах которого были помещены его статьи "Начало Кустаная" и "Благоевиц Василий Харитонович". Им была написана монография "Революционное движение на Южном Урале во второй половине XIX века" В 1979 г. он стал одним из соавторов книги "Кустанай: вчера, сегодня, завтра". Яков Кузьмич много времени уделял активизации самостоятельной работы студентов. На основе своего преподавательского опыта им были подготовлены тезисы для республиканского совещания, а также методические рекомендации по проведению семинарских занятий по истории СССР периода капитализма. Сочетание научной, преподавательской, методической работы привели к тому, что лекции и семинарские занятия Я.К. Духина надолго запомнились студентам. Он первым из преподавателей факультета в 1986 г. был награжден орденом "Знак Почета" Одним из наиболее ярких и перспективных молодых преподавателей кафедры и всего факультета являлся Яков Григорьевич Солодкин. Блестящие лекции по истории СССР периода феодализма и особенно по историографии СССР сделали его любимцем студентов. Высочайший уровень лекций объяснялся непосредственной связью его научной работы по теме "Русская историография начала XVII века". По этой теме он очень плодотворно работал в рассматриваемый период. Превосходное знание русских летописей нашло выражение в статьях "Временник Ивана Тимофеева" и "Истории Авраама Полицина", "Неизвестные рукописи Курского областного краеведческого музея", "По поводу Писсаревского летописца". Только в 1982 году на страницах ведущих изданий им были опубликованы 5 научных работ: "К приурочиванию песни об осаде Смоленска", "Об истории создания "Иного сказания", "Об авторстве начальных глав в "Истории Авраама Полицина", "Об участии народов России в крестьянской войне", "Вопросы интернационального воспитания в курсах истории СССР в пединститутах". Я.Г. Солодкиным были продолжены исследования по ранней истории воронежского края. В рассматриваемый период он вплотную приступает к работе над своей докторской диссертацией по источниковедению Смутного времени. Свою научную деятельность доцент Солодкин стремился связать с совершенствованием методов преподавания. На республиканском семинаре-совещании он выступил с докладом "Самостоятельная работа студентов с историческими источниками" Однако, занимаясь XVII веком он не чуждался и так называемых хоздоговорных тем, написав "Кустанайский авиаотряд: прошлое и современность". Старший преподаватель Кенжекей Жапаровна Таскужина, читавшая курс "История Казахской ССР", разрабатывала тему "Изменение социальной структуры переселенческой деревни Северного Казахстана в доколхозный период". Помимо этого она исследовала хоздоговорную тему "История Карасуского района", сдав в печать одноименную статью, а также статью "Восстановление народного хозяйства. Строительство колхозов". На республиканском семинаре-совещании К.Ж. Таскужина выступила с докладом. "Организация самостоятельной работы студентов по истории Казахской ССР". Виктор Николаевич Логвин, читавший курс лекций по археологии и бессменно руководивший студенческой археологической практикой, активно работал по теме "Каменный век Тургай-ского прогиба". Его работа имела огромное практическое значение и была высоко оценена ведущими археологическими институтами страны, т.к. в ее ходе был открыт целый массив новых археологических памятников. Например, по результатам экспедиции только одного 1981 года был представлен отчет в Институт Археологии и Этнографии Казахской Академии Наук. Он был опубликован в 12 томах ученых записок этого института. Об огромном и кропотливом труде исследователя и руководимой им экспедиции говорит тот факт, что текст содержал 215 рисунков и 297 фотографий. Под его руководством планомерно шли раскопки на урочищах Бестамак, Сулуколь - 1, Буйректал - 1 и другие. Виктор Николаевич стал признанным авторитетом в археологии не только в Казахстане, но и в России. В 1981 году в изданной в Свердловске книге "Вопросы археологии Урала" им была опубликована статья "Стоянки Койынды I - IV". А в Институте Археологии Академии Наук СССР он выступил с докладом "Памятники неолита, энеолита Казахстанского Притоболья". Однако руководство кафедры не останавливается на достигнутом. Всемерно добиваясь повышения квалификации молодых преподавателей, их отправляют для дальнейшего обучения в аспирантуры ведущих вузов страны. Эта продуманная, взвешенная и дальновидная политика уже в начале 80-х приносит свои первые плоды, когда в 1984 году после успешного окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации на кафедру возвращается Валерий Николаевич Огай. Он приступает к чтению курса "История СССР советского периода" и является ведущим специалистом по этой проблеме. В середине 80-х годов в аспирантуру Московского государственного университета отправляется Малик Альшуразович Ауганбаев и Владимир Иванович Гребенюков, а Дмитрий Максимович Легкий в Саратовский университет. Заведующий кафедрой всеобщей истории, кандидат исторических наук А.И. Мусукаев выпускает в 1978 году в Нальчике книгу "Балкарский тукъчум". Фамилия в системе сельской общины", объемом в 2,5 п.л. В ней дается историко-этнографическая характеристика балкарской фамилии и раскрывается ее роль в системе сельской общины, также рассматриваются принципы и формы отбора членов фамилии в общине, дается этнографический обзор традициям, обычаям, нравам. А.И. Мусукаев продолжает работать над докторской диссертацией "Архаические учреждения у народов Северного Кавказа", Доцент Борис Михайлович Вольфсон, читающий курс лекций по "Новой истории Европы и Америки", заканчивает книгу о политической и общественной деятельности Дмитрия Ильича Ульянова. Этот труд тем более интересен, что автора и героя связывала многолетняя дружба, а потому были использованы уникальные документы и фотографии, ранее никем не введенные в научный оборот. Книга вызвала повышенный интерес и в связи с начавшейся во второй половине 80-х годов переоценки многих эпизодов советской истории, прежде всего сталинских репрессий. Борис Михайлович рассказывает о многих совершенно незнакомых эпизодах из жизни брата вождя Октябрьской революции, который находился под неусыпным окон НКВД. Борис Михайлович вспоминает такой случай, когда он, еще зеленый и пока необразованный юнец, навестил Дмитрия Ильича. Тот, глядя в окно, и видя свою неизменную "стражу" назвал их "церберами", а Борис Михайлович еще не посвященный в тонкости античной мифологии, не понял его, и только заглянув в энциклопедию, узнал, кто это такие, и что имел в виду Дмитрий Ильич. Конечно, такого рода воспоминания представляли огромную ценность, доказывая еще раз, что сталинизм и ленинизм не совпадали. Эта мысль пронизывает всю книгу Б.М. Вольфсона. это главный вывод, сделанный исследователем. Борис Михайлович всегда был окружен студентами и много рассказывал им о прошлом, свидетелем которого он был. В частности, когда разгорелись споры по поводу судьбы царской фамилии, он поведал о последних месяцах пребывания императрицы Марии Федоровны в Крыму, о ее прощании с Россией, когда взяв на память горсть крымской земли, она навсегда отбыла в Англию. Доцент Виктор Алексеевич Тен, вернувшись после аспирантуры в Институте стран Азии и Африки и успешной защиты там кандидатской диссертации, возглавил кафедру всеобщей истории. Он начал читать курс лекций по истории стран Азии и Африки в повое и новейшее время. Однако, продолжая исследования по историографии буржуазного национализма, в 1984-1985 гг. он активно публикуется на страницах ведущих центральных изданий, посвященных афро-азиатской проблематике, участвует во всесоюзных конференциях, например, на 4 Всесоюзной конференции африканистов в Москве в 1984 году и публикует тезисы своего выступления "О влиянии социалистических идей на идеологию национализма в африканских и азиатских странах". Особое внимание им уделяется исследованию американской историографии национализма в освободившихся странах. Этой проблеме посвящена его глава "О некоторых проблемах американской историографии национализма в освободившихся странах" в изданной Карагандинским университетом книге "Критика современной буржуазной историографии всемирной истории". С этой же проблемой он выступил и на Всесоюзной конференции ориенталистов в Москве в 1985 году. Его тезисы "Американская буржуазная историография о значении национализма для развития освободившихся стран Азии и Африки" были опубликованы в том же году. Историю древнего мира читают в рассматриваемый период Т В. Курная, Е.Б. Рубинштейн и С.С. Калиева. Старший преподаватель. Курная Т.В. с октября 1978 года обучается заочно в аспирантуре Казанского государственного университета и пишет кандидат скую диссертацию на тему "Античное рабство в советской историографии", первая глава которой успешно обсуждается на кафедре всеобщей истории этого университета. Е.Б. Рубинштейн пришла на кафедру после окончания Московского государственного университета в 1982 году. Она приступает к сдаче минимума по философии в Казахском государственном университете в 1984 году, а в 1985 году успешно сдает экзамены и поступает в очную аспирантуру МГУ по кафедре "Новая и новейшая история Европы и Америки". И.К. Симонов ведет курс лекций по средневековой истории Запада. Однако, в рассматриваемый период факультет выпускал и коллективные монографии, в написании которых принимали участие преподаватели всех кафедр. Таким важным трудом всего коллектива явилась юбилейная монография к столетию города Кустаная. В авторский коллектив вошли кандидат исторических наук, профессор, доктор исторических наук В.С. Макотченко; доцент, кандидат исторических наук В.Н. Зубков; доцент, кандидат исторических наук Духин Я.К.; ректор института, доцент, кандидат исторических наук Терновой И.К.; старший преподаватель Л.В. Смагина. Руководил работой доктор исторических наук, зав. сектора городов Института истории, археологии, этнологии при АН Каз.ССР Елагин С. Была подготовлена монография общим объемом 9 п.л. До настоящего времени этот труд является самым солидным справочником по истории нашего города. Кроме того, преподаватели активно работали и над коллективным хоздоговорным темам, в частности, над историей Карасуского района, в написании которой принимали участие: Терновой И.К. К.Ж. Таскужина, ЯК. Духин, Л.В. Смагина и другие преподаватели. Преподаватели института активно выступали на конференциях-семинарах, круглых столах. К уже упомянутым выше следует добавить выступление И.К. Тернового в Магнитогорске на научно-практической конференции проректоров заочного обучения Уральской зоны. В.Н. Логвин выступил с докладом "Энеолитические стоянки Кустанайской области и их связи с Андроновской культурой" на археологическом семинаре в Челябинске. На совещании, проходившем в Омске, он выступил с докладом "Первые памятники Махаджарской культуры", который вызвал огромный интерес, т.к. речь шла об открытии совершенно новой культуры. Как уже подчеркивалось выше, все преподаватели факультета стремились увязать свои научные изыскания с педагогической работой. Профессорско-преподавательский состав активно внедрял новые формы обучения. Не случайно практически каждый из преподавателей выступал на тему активизации самостоятельной работы студентов. На факультете уделялось большое внимание повышению педагогического мастерства, под руководством ТА. Анохиной, Н.П. Подгорецкой, Ф.С. Медведевой. Занимаясь проблемами педагогики и психологии, они руководили педагогической практикой студентов в школе и помогали преподавателям искать новые формы обучения. Л.В. Смагина начала проводить семинарские занятия по методу "Круглого стола", а К.Ж. Таскужина провела деловую игру по теме "Предпосылки присоединения Казахстана к России". В.А. Тен и Я.Г. Солодкин подготовили методические рекомендации "Проведение курсовых работ по историческим дисциплинам" и "Проведение коллоквиумов". Под руководством преподавателей студенты факультета прочли лекции в 6, 11, 12 школах на тему "Современная международная политическая обстановка". Факультет распространил передовые методы обучения в школах города и области. Так в школе 11, являющейся базовой школой факультета, в 1986 году был проведен семинар учителей Кустаная "Совершенствование методики преподавания курса обществоведения и истории в школах". В следующем 1987 году в Семиозерном проведен семинар учителей истории на тему "Актуальные проблемы преподавания обществоведения и истории в школах". Преподаватели никогда не жалели ни времени, ни сил, чтобы с самого начала приобщить студентов к научным исследованиям этой цели служила целая система научных кружков по интересам, в которую студенты вовлекались с первого курса. Все ведущие преподаватели факультета, начиная с самого ректора, руководили специализированными кружками по своей специальности. С ре-результатами своих исследований они выступали на ежегодно проводимых студенческих научных конференциях. Особенно следует выделить организованный Б.М. Вольфсоном музыкальный кружок, способствующий эстетическому воспитанию студентов, которые не только знакомились с биографиями выдающихся композиторов, но и регулярно слушали записи классической музыки из уникальной коллекции Бориса Михайловича, на собирание которой ушли годы. Студенты, занимавшиеся в кружке истории Казахской ССР под руководством К.Ж. Таскужиной, исследовали краеведческие темы - историю районов, совхозов, предприятий. К примеру, Р. Гофман работал над темой "Из истории села Комсомолец" Комсомольского района; Т. Карепанова представила "Борьбу трудящихся Денисовской волости Кустанайского уезда против Колчака". Студенческие труды регулярно отправлялись на республиканские конкурсы и получали награды. Например, работа Ким Н. и Тойбагоровой Б., выполненная под руководством Я.К. Духина, "История экономического и культурного развития дореволюционного Кустаная" была отмечена дипломом 1 степени, Т.Сауленко получила почетную грамоту. Студенты историко-педагогического факультета успешно выступали и на всесоюзных конференциях. Студент 4 курса К.И. Генинг не только участвовал в работе XVII Всесоюзной научной студенческой конференции "Студент и научно-технический прогресс", но и стал призером, заняв почетное 3 место. Его доклад "Переселенческое движение в Кустанайском уезде в конце XIX века", также выполненный под руководством Я.К. Духина, вызвал большой резонанс. На конференции проходившей в 1979 году в Омске студентки С. Калиева и К. Махмутова были награждены почетной грамотой за лучшую работу, которая вошла в сборник материалов конференции. Бесспорное лидерство кафедры истории СССР в подготовке высококлассных студенческих работ еще раз подтвердила ХХШ научная студенческая конференция 1981 года, на которую эта кафедра представила 30 (!) докладов. О высоком качестве преподавания на историко-педагогическом факультете в 1978-1987 годах свидетельствуют данные анкетирования тех лет, основным вопросом которого был: как вы оцениваете уровень учебно-воспитательного процесса 70-80-х годов, на что респонденты (их было 11) отвечают: "по-моему мнению он был высок". Характеризуя студентов своего поколения С.С. Колдыбаева отмечала: "Они дисциплинированы, трудолюбивы, находились в постоянном творческом поиске, и очень любили и ценили свою будущую специальность". Ей вторит студент второй половины 70-х годов Ж.К. Маканов: "Да, студенты 70-х были бедны, но они с надеждой смотрели в будущее. Они достигли своих целей". И действительно, лучшим доказательства высокого качества обучения явился тот факт, что лучшие выпускники конца 70-80-х годов смогли в дальнейшем продолжить свое образование в аспирантурах лучших вузов и университетов России и Казахстана, успешно защитить кандидатские диссертации, активно заниматься организационными вопросами на факультете. Среди них хочется назвать Ж.К. Маканова (в настоящее время кандидат социологических наук, доцент, докторант); И.М. Мерклингера (будущего декана факультета); Г.К. Тажмакину, Д.М. Легкого, В.И. Гребенюкова (будущего заместителя декана), С.С. Калиеву, Т. Янкова. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась огромными переменами в жизни общества, которые не могли не затронуть и историко-педагогический факультет. Колоссальное значение в этот период приобретает история как наука, что было связано с переосмыслением прошлого. |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
15 апреля, 2024 @13:33 : Фотография из архивных источников? В каком контекс ... by mr.extremal |
14 апреля, 2024 @08:05 : Прислали несколько фотографий из семейного альбома ... by arman |
08 апреля, 2024 @16:55 : В 1994 году было также сильное половодье ... by arman |
30 марта, 2024 @17:24 : Из газеты «Казахстанская правда» за 1947 год: «На ... by arman |
18 марта, 2024 @20:13 : Сегодня прислали такую старую фотографию ... by arman |
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис