• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Творчество arrow Новое arrow Вместе с филологами

Вместе с филологами

Печать E-mail
Автор Administrator   
09.04.2009 г.

Раздел третий из книги "Рожден и оправдан временем"

 

С 1959 года два факультета - исторический и филологиче­ский - объединяются. В период с 1959 по 1965 годы деканами исто­рико-филологического факультета были: Туманшин К.М. - канди­дат исторических наук, с 1963 года Аселкан А.А, - кандидат исто­рических наук.

В апреле 1960 года на историко-филологическом факультете была организована кафедра истории. В эти годы на ней работали высококвалифицированные педагогические кадры такие, как Вольфсон Б.М. - доцент, кандидат исторических наук, до начала 1965 года возглавлял кафедру истории, преподавал историю нового времени. Преподавателями читались следующие курсы: старший преподаватель Мейлахс М.А. - историю древнего мира и археоло­гии; старший преподаватель Аселкан А.А. - историю средних ве­ков; ректор института, доцент Газизов К.Г. - историю новейшего времени; старший преподаватель, кандидат исторических наук Торопов И.Н. - историю СССР периода капитализма, методику препо­давания истории и обществоведении; старший преподаватель, канди­дат исторических наук Макушин Н.П.,- историю СССР; старший преподаватель, кандидат исторических наук Ефимов Н.А. - историю СССР; старший преподаватель Кизилов Ю.А. - историю СССР пе­риода феодализма; старший преподаватель Джантурин Г.Д. - исто­рию Казахской ССР; преподаватель Смагина Л.В. - историю но­вейшего времени; преподаватель Калистратова Д.Н. - историю Ка­захской ССР; старший преподаватель Кудаймендинов У.О. - исто­рию СССР периода капитализма; преподаватель Досаев У.С. - исто­рию нового времени; преподаватель Макотченко Р.М. - историю СССР на факультете МНО, затем - методику преподавания истории в школе; старший преподаватель Абултаев М.К. - историю СССР периода социализма, в 1965 году перешел на кафедру марксизма-ленинизма, преподавал философию; старший преподаватель Смир­нов А.Е. - историю СССР эпохи социализма.

Качество, высокий уровень преподавания, методическое обеспечение курсов, читаемых по дисциплинам кафедры истории были наиболее острыми и обсуждаемыми. Несмотря на то, что ка­федра была молодой, преподаватели смогли достичь положитель­ных результатов, но не останавливались на достигнутом, искали новые пути, методы работы. Об этом можно судить из протоколов заседания кафедры истории, на которых постоянно поднимались вопросы подготовки и проведения учебных занятий, и методическо­го обеспечения читаемых курсов. Хорошо была поставлена работа по взаимопосещениям, взаимопроверкам, знакомству с передовым опытом, проведением открытых занятий и обсуждением их на засе­даниях кафедры, где отмечались положительные и отрицательные стороны работы. Лекции и практические занятия ряда преподавате­лей (Газизова К.Г., Мейлахса М.А.) признаны лучшими, они отли­чаются высоким качеством преподавания, с большим интересом воспринимаются студенческой аудиторией.

Среди студентов I-II курсов проводились беседы на темы; "Как писать курсовую работу по истории", "Как писать контроль­ную работу". Впервые практиковался опыт проведения спецкурсов и спецсеминаров, несмотря на то, что кафедра была сравнительно молодой, преподавателям удалось разработать и читать такие слож­ные курсы как "Источниковедение" и "Историография СССР".

В 1961-1962 учебном году впервые на историческом фа­культете кандидат исторических наук Торопов И.Н. в качестве опы­та принимал экзамены по истории СССР без билетов. Как отмечает­ся в отчете, опыт оказался положительным.

Ректорат и кафедры Кустанайского педагогического инсти­тута ставили перед собой задачу качественного улучшения научно-исследовательской работы. Нужно отметить, что в этой области ка­федра истории добилась хороших результатов. Проводилась огром­ная работа - это подготовка и проведение ежегодных научно-практических и студенческих конференций, руководство курсовы­ми работами, докладами студентов, научными кружками, непосред­ственная работа над темой научного исследования. Практически все преподаватели работали над кандидатскими диссертациями. Ту-маншин К.М, был первенцем - кандидатом исторических наук среди преподавателей института; Аселкан А.А, работал над своей диссертацией "Профсоюзы Казахстана в социалистическом переустройст­ве сельского хозяйства в республике в годы первой пятилетки" и т.д. Преподавателям предоставлялся творческий отпуск, во время которого они получали возможность работать в библиотеках и архивах, готовиться к поступлению в аспирантуру, сдавать экзамены кандидатского минимума. Так, в 1959-1960 учебном году в инсти­туте было всего 18 кандидатов наук, из них 9 кандидатов историче­ских и филологических наук работали на нашем факультете.

Регулярно выходил в свет институтский сборник "Ученые записки", где преподаватели института могли печатать свои науч­ные статьи. Так, в феврале 1961 года вышел сборник "Ученых запи­сок", "История", выпуск VI, где свои статьи представили препода­ватели кафедры истории: доцент, кандидат исторических наук Б.М. Вольфсон - "Дмитрий Ильич Ульянов"; старший преподаватель Аселкан А.А. - "По истории профсоюзного движения в Казахстане"; старший преподаватель Туманшин К.М. - "Основы развития Петро­павловска и уезда во второй половине XVIII и первой половине XIX веков"и др.

Нужно отметить, что доценты кафедры истории, кандидаты исторических наук Б.М. Вольфсон и К.Г. Газизов работали над док­торскими диссертациями. Статьи ученых-историков печатались не только в местной газете "Ленинский путь", но и в таких специали­зированных исторических журналах, как "Вопросы истории", "Ис­тория СССР", научно-популярный журнал "Простор" и т.д.

Многие преподаватели принимали активное участие в науч­но-теоретических конференциях, посвященных 60-летию образова­ния КПСС и 10-летию освоения целинных и залежных земель. Кан­дидаты исторических наук Газизов К.Г., Макушин Н.П., Мейлахс М.А. и Кизилов Ю.А. выступили с докладами на 20-ой научно-методической конференции по итогам научной работы за 1963- год.

Большой вклад преподаватели внесли в исследование и изу­чение истории нашей области. Так, например, кандидат историче­ских наук Макушин Н.П. написал статью "Кустанайская обувная фабрика в годы послевоенной пятилетки", изучил в областном гос­архиве материалы по истории социалистического хозяйства в Кустанайской области и собрал значительный материал для моногра­фии на эту тему. Кандидат исторических наук Газизов К.Г. работал над статьей на тему "Кустанайская обувная фабрика в годы Вели­кой Отечественной войны Советского Союза" и разработал историю Кустанайской партийной организации в годы Великой Отечествен­ной войны. Кандидат исторических наук Торопов И.Н. издал бро­шюру "Краеведческий материал на уроках истории".

19-29 марта 1963 года в институте была проведена теорети­ческая конференция на актуальную тему: "Преодоление последст­вий культа личности в общественных, естественных науках, в лите­ратуре и языкознании". На конференции было 10 докладов, от ка­федры истории принимали участие Макушин И.П. с докладом "Культ личности и его преодоление в курсе истории СССР" и Кизилов Ю.А. с докладом "Преодоление культа личности в историогра­фии и источниковедении".

Кафедра истории была организатором проведения общеин­ститутской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию Бородинского сражения. С докладами выступили члены ка­федры Ю.А. Кизилов, Б.М. Вольфсон, Н.П. Макушин, И.Н. Торо­пов. Конференция вызвала большой интерес у преподавателей и студентов института. Было много острых споров, дискуссий, вы­ступлений.

Молодые преподаватели кафедры - Адамбаева Г., Смагина Л.В. занимались подготовкой и сдачей кандидатского минимума и готовились к поступлению в аспирантуру.

Политико-воспитательная работа на факультете проводи­лась по плану. Здесь в осуществлении плана большую роль играл деканат, партийная, комсомольская и профсоюзная организации факультета. За рассматриваемый период с 1959 по 1965 годы было проведено очень много различных мероприятий. Это - разнообраз­ные по тематике политинформации, дискуссии, студенческие кон­ференции, встречи с интересными людьми, целевые экскурсии, культпоходы и туристические сборы, спортивные соревнования, читательские конференции, вечера отдыха, концерты, трудовые де­санты.

Большое внимание уделялось работе с учебной группой -практически все преподаватели кафедры истории были кураторами групп.

По инициативе комитета комсомола факультета проводи­лись рейды основной группы по проверке посещаемости, подготов­ке к практическим занятиям, проверке конспектов студентов и т.д. Материалы проверки передавались в деканат, в стенную газету, ис­пользовались на собраниях. Необходимо отметить, что члены ка­федры историко-филологического факультета приложили большие старания в учебно-воспитательной работе, благодаря чему факуль­тет в 1963-1964 году занял первое место по успеваемости и посе­щаемости в институте. Регулярно выходила в свет факультетская стенгазета "Голос юности", которая освещала события из жизни фа­культета, групп и курсов, пропагандировала опыт учебы лучших студентов, вскрывали недостатки в работе и т.д. Выпуск газеты проходил под руководством преподавателя кафедры истории Кизилова Ю.А.

В газете "Ленинский путь" от 5 мая 1961 года отмечается, что стенгазета историко-филологического факультета "Голос юно­сти" участвовала в конкурсе стенгазет к Дню советской печати и по праву признана одной из лучших.

Большое внимание уделялось трудовому воспитанию сту­дентов. Ежегодно студенты выезжали в целинные совхозы и колхо­зы, где оказывали практическую помощь в уборке урожая. Руково­дителями сельскохозяйственных отрядов назначались преподавате­ли, которые были организаторами работ и воспитателями членов студенческих отрядов.

Студенты принимали активное участие в озеленение города: улица А. Чехова была закреплена за студентами факультета; участ­вовали в работе лекторских групп, выезжали на предприятия города с лекциями об истории города, области, комсомола, проводили по­литинформацию в производственных бригадах. Они проводились и в учебных группах с участием кураторов, где студенты знакомились с последними новостями как в стране, так и за рубежом, обсуждали эти события.

Куратор Мейлахс М.А. организовывал экскурсии в музей, на завод искусственного волокна, Соколовско-Сарбайский горнообо­гатительный комбинат. В эти годы студенты просмотрели спектак­ли областного драматического театра им. М, Горького "Пигмали­он", "Разбуженная совесть". Он же, Мейлахс М.А., на I курсе про водил диспут "О достоинствах советского учителя", а несколько позднее читал специальный разработанный им спецкурс "Об этике".

Совершенствовалась и культурно-массовая работа: самым незабываемым и радостным событием 1960 года был смотр художе­ственной самодеятельности института, потому что наш факультет занял 1 место.

Впервые на факультете был организован "Клуб интересных встреч". Он проводил встречи с писателями, поэтами, опытными учителями города и области, ветеранами войны, первоцелинниками, первооткрывателями Соколовско-Сарбайского горнообоготительного комбината, покорителями космоса.

Научно-исследовательская работа студентов в институте была организована и руководилась научно-студенческим общест­вом во главе с Советом общества, который имел свой печатный ор­ган, стенную газету "Студенчество в науке". Регулярно проводи­лись заседания НСО, на которых рассматривались вопросы, связан­ные с подготовкой конференции, отчеты старост научных кружков, заслушивались сообщения о новостях науки и техники; лучшие студенческие научные работы направлялись в республиканские и союзные конкурсы студенческих работ.

В институте работала сеть научных кружков. Так, хорошо организовала работу кружков кафедра истории, оказывая повсе­дневную помощь, контролировала их работу, стремилась придать им научно-исследовательский характер. Работали кружки: "История СССР" - руководители Торопов И.Н., Ефимов Н.А; "Методика пре­подавания истории" - руководитель Макушин Н.П.; "История ново­го времени" - руководитель Вольфсон Б.М.; "История древнего ми­ра и археологии" - руководитель Мейлахс М.А.; "История средних веков" - руководитель Аселкан А.А. Особый интерес у студентов вызывало участие в археологическом кружке (руководитель Мей­лахс М.А.), летом 1964 года члены этого кружка проводили раскоп­ки в Кокчетавской области. Они два года подряд участвовали в ра­боте межвузовской конференции по археологии, а в 1965 году в го­роде Ташкенте с докладом на конференции выступил студент Ка­значей В. Ежегодно научно-студенческое общество организовывало работу итоговой научно-студенческой конференции, в которой уча­ствовали студенты всех факультетов с докладами в определенных секциях. Научные руководители докладов кропотливо работали со студентами, стремились развить и разбудить интерес к науке, со­действовали привитию навыков исследовательского труда. Особо нужно отметить в этом плане кандидатов исторических наук Н.П. Макушина и Б.М. Вольфсона, которые руководили докладами 5-6 студентов. Лучшие работы после окончания конференции издава­лись в сборнике студенческих научных работ. Так, сборник, при­уроченный к 40-летию образования Казахской ССР, содержал 9 на­учных работ, 4 из них были по истории: Нуртазенов Т.К. - "Некото­рые вопросы истории революционного движения 1905-1907 гг. в Кустанайской области"; Тауекелов Р.К. - "История возникновения Кустанайской комсомольской организации"; Галиев С.Б. - "Первые годы целины Кустанайской области"; Алиева Ж.К. - "Формирова­ние понятия "государство" на уроках истории". На должном уровне была поставлена работа кафедры истории по руководству курсовы­ми работами студентов. Курсовые работы все защищались на засе­даниях кафедры. Тематика курсовых работ очень часто связывалась с изучением и исследованием истории Казахстана и Кустанайской области.

Одна из главных задач педагогического учебного заведения всегда оставалась подготовка профессиональных кадров педагогов для работы в школе, в вопросы производственной практики студен­тов были и оставались важными. На кафедре истории был разрабо­тан и читался курс методики преподавания истории и обществове­дения, спецсеминары и спецкурсы по проблемам обучения истории в школе.

Преподаватели этой дисциплины на кафедре Торопов И.Н. и Макотченко Р.М. ответственно отнеслись к подготовке студентов к профессиональной деятельности. Они проходили практику в шко­лах города и области. Нередко из-за нехватки учителей в школах практикантам приходилось выполнять учебную нагрузку учителей истории. Это нужно отметить как положительное явление.

Просматривая материалы тех лет по педагогической практи­ке, можно было заметить, что студенты-историки зарекомендовали себя только с положительной стороны. Оценки студентов-практикантов были "хорошо", "отлично". В прохождении практики студентам посильную помощь оказывали преподаватели-методисты и учителя школ. Студенты факультета 60-х годов были на практике в школе № 15 и других, классными руководителями, могли заме­нять учителей математики, геометрии и других дисциплин в связи с их болезнью.

Вместе с филологами все хорошие начинания преподава­тельского коллектива и студенчества исторического факультета этих лет имеют свое продолжение...

Последнее обновление ( 09.04.2009 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Строительство неполной средней школы в Федоровке


Медучилище. 1980 год


Урицкий

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.292 сек.