Вместе с филологами |
Автор Administrator | |
09.04.2009 г. | |
Раздел третий из книги "Рожден и оправдан временем"
С 1959 года два факультета - исторический и филологический - объединяются. В период с 1959 по 1965 годы деканами историко-филологического факультета были: Туманшин К.М. - кандидат исторических наук, с 1963 года Аселкан А.А, - кандидат исторических наук. В апреле 1960 года на историко-филологическом факультете была организована кафедра истории. В эти годы на ней работали высококвалифицированные педагогические кадры такие, как Вольфсон Б.М. - доцент, кандидат исторических наук, до начала 1965 года возглавлял кафедру истории, преподавал историю нового времени. Преподавателями читались следующие курсы: старший преподаватель Мейлахс М.А. - историю древнего мира и археологии; старший преподаватель Аселкан А.А. - историю средних веков; ректор института, доцент Газизов К.Г. - историю новейшего времени; старший преподаватель, кандидат исторических наук Торопов И.Н. - историю СССР периода капитализма, методику преподавания истории и обществоведении; старший преподаватель, кандидат исторических наук Макушин Н.П.,- историю СССР; старший преподаватель, кандидат исторических наук Ефимов Н.А. - историю СССР; старший преподаватель Кизилов Ю.А. - историю СССР периода феодализма; старший преподаватель Джантурин Г.Д. - историю Казахской ССР; преподаватель Смагина Л.В. - историю новейшего времени; преподаватель Калистратова Д.Н. - историю Казахской ССР; старший преподаватель Кудаймендинов У.О. - историю СССР периода капитализма; преподаватель Досаев У.С. - историю нового времени; преподаватель Макотченко Р.М. - историю СССР на факультете МНО, затем - методику преподавания истории в школе; старший преподаватель Абултаев М.К. - историю СССР периода социализма, в 1965 году перешел на кафедру марксизма-ленинизма, преподавал философию; старший преподаватель Смирнов А.Е. - историю СССР эпохи социализма. Качество, высокий уровень преподавания, методическое обеспечение курсов, читаемых по дисциплинам кафедры истории были наиболее острыми и обсуждаемыми. Несмотря на то, что кафедра была молодой, преподаватели смогли достичь положительных результатов, но не останавливались на достигнутом, искали новые пути, методы работы. Об этом можно судить из протоколов заседания кафедры истории, на которых постоянно поднимались вопросы подготовки и проведения учебных занятий, и методического обеспечения читаемых курсов. Хорошо была поставлена работа по взаимопосещениям, взаимопроверкам, знакомству с передовым опытом, проведением открытых занятий и обсуждением их на заседаниях кафедры, где отмечались положительные и отрицательные стороны работы. Лекции и практические занятия ряда преподавателей (Газизова К.Г., Мейлахса М.А.) признаны лучшими, они отличаются высоким качеством преподавания, с большим интересом воспринимаются студенческой аудиторией. Среди студентов I-II курсов проводились беседы на темы; "Как писать курсовую работу по истории", "Как писать контрольную работу". Впервые практиковался опыт проведения спецкурсов и спецсеминаров, несмотря на то, что кафедра была сравнительно молодой, преподавателям удалось разработать и читать такие сложные курсы как "Источниковедение" и "Историография СССР". В 1961-1962 учебном году впервые на историческом факультете кандидат исторических наук Торопов И.Н. в качестве опыта принимал экзамены по истории СССР без билетов. Как отмечается в отчете, опыт оказался положительным. Ректорат и кафедры Кустанайского педагогического института ставили перед собой задачу качественного улучшения научно-исследовательской работы. Нужно отметить, что в этой области кафедра истории добилась хороших результатов. Проводилась огромная работа - это подготовка и проведение ежегодных научно-практических и студенческих конференций, руководство курсовыми работами, докладами студентов, научными кружками, непосредственная работа над темой научного исследования. Практически все преподаватели работали над кандидатскими диссертациями. Ту-маншин К.М, был первенцем - кандидатом исторических наук среди преподавателей института; Аселкан А.А, работал над своей диссертацией "Профсоюзы Казахстана в социалистическом переустройстве сельского хозяйства в республике в годы первой пятилетки" и т.д. Преподавателям предоставлялся творческий отпуск, во время которого они получали возможность работать в библиотеках и архивах, готовиться к поступлению в аспирантуру, сдавать экзамены кандидатского минимума. Так, в 1959-1960 учебном году в институте было всего 18 кандидатов наук, из них 9 кандидатов исторических и филологических наук работали на нашем факультете. Регулярно выходил в свет институтский сборник "Ученые записки", где преподаватели института могли печатать свои научные статьи. Так, в феврале 1961 года вышел сборник "Ученых записок", "История", выпуск VI, где свои статьи представили преподаватели кафедры истории: доцент, кандидат исторических наук Б.М. Вольфсон - "Дмитрий Ильич Ульянов"; старший преподаватель Аселкан А.А. - "По истории профсоюзного движения в Казахстане"; старший преподаватель Туманшин К.М. - "Основы развития Петропавловска и уезда во второй половине XVIII и первой половине XIX веков"и др. Нужно отметить, что доценты кафедры истории, кандидаты исторических наук Б.М. Вольфсон и К.Г. Газизов работали над докторскими диссертациями. Статьи ученых-историков печатались не только в местной газете "Ленинский путь", но и в таких специализированных исторических журналах, как "Вопросы истории", "История СССР", научно-популярный журнал "Простор" и т.д. Многие преподаватели принимали активное участие в научно-теоретических конференциях, посвященных 60-летию образования КПСС и 10-летию освоения целинных и залежных земель. Кандидаты исторических наук Газизов К.Г., Макушин Н.П., Мейлахс М.А. и Кизилов Ю.А. выступили с докладами на 20-ой научно-методической конференции по итогам научной работы за 1963- год. Большой вклад преподаватели внесли в исследование и изучение истории нашей области. Так, например, кандидат исторических наук Макушин Н.П. написал статью "Кустанайская обувная фабрика в годы послевоенной пятилетки", изучил в областном госархиве материалы по истории социалистического хозяйства в Кустанайской области и собрал значительный материал для монографии на эту тему. Кандидат исторических наук Газизов К.Г. работал над статьей на тему "Кустанайская обувная фабрика в годы Великой Отечественной войны Советского Союза" и разработал историю Кустанайской партийной организации в годы Великой Отечественной войны. Кандидат исторических наук Торопов И.Н. издал брошюру "Краеведческий материал на уроках истории". 19-29 марта 1963 года в институте была проведена теоретическая конференция на актуальную тему: "Преодоление последствий культа личности в общественных, естественных науках, в литературе и языкознании". На конференции было 10 докладов, от кафедры истории принимали участие Макушин И.П. с докладом "Культ личности и его преодоление в курсе истории СССР" и Кизилов Ю.А. с докладом "Преодоление культа личности в историографии и источниковедении". Кафедра истории была организатором проведения общеинститутской научно-теоретической конференции, посвященной 150-летию Бородинского сражения. С докладами выступили члены кафедры Ю.А. Кизилов, Б.М. Вольфсон, Н.П. Макушин, И.Н. Торопов. Конференция вызвала большой интерес у преподавателей и студентов института. Было много острых споров, дискуссий, выступлений. Молодые преподаватели кафедры - Адамбаева Г., Смагина Л.В. занимались подготовкой и сдачей кандидатского минимума и готовились к поступлению в аспирантуру. Политико-воспитательная работа на факультете проводилась по плану. Здесь в осуществлении плана большую роль играл деканат, партийная, комсомольская и профсоюзная организации факультета. За рассматриваемый период с 1959 по 1965 годы было проведено очень много различных мероприятий. Это - разнообразные по тематике политинформации, дискуссии, студенческие конференции, встречи с интересными людьми, целевые экскурсии, культпоходы и туристические сборы, спортивные соревнования, читательские конференции, вечера отдыха, концерты, трудовые десанты. Большое внимание уделялось работе с учебной группой -практически все преподаватели кафедры истории были кураторами групп. По инициативе комитета комсомола факультета проводились рейды основной группы по проверке посещаемости, подготовке к практическим занятиям, проверке конспектов студентов и т.д. Материалы проверки передавались в деканат, в стенную газету, использовались на собраниях. Необходимо отметить, что члены кафедры историко-филологического факультета приложили большие старания в учебно-воспитательной работе, благодаря чему факультет в 1963-1964 году занял первое место по успеваемости и посещаемости в институте. Регулярно выходила в свет факультетская стенгазета "Голос юности", которая освещала события из жизни факультета, групп и курсов, пропагандировала опыт учебы лучших студентов, вскрывали недостатки в работе и т.д. Выпуск газеты проходил под руководством преподавателя кафедры истории Кизилова Ю.А. В газете "Ленинский путь" от 5 мая 1961 года отмечается, что стенгазета историко-филологического факультета "Голос юности" участвовала в конкурсе стенгазет к Дню советской печати и по праву признана одной из лучших. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию студентов. Ежегодно студенты выезжали в целинные совхозы и колхозы, где оказывали практическую помощь в уборке урожая. Руководителями сельскохозяйственных отрядов назначались преподаватели, которые были организаторами работ и воспитателями членов студенческих отрядов. Студенты принимали активное участие в озеленение города: улица А. Чехова была закреплена за студентами факультета; участвовали в работе лекторских групп, выезжали на предприятия города с лекциями об истории города, области, комсомола, проводили политинформацию в производственных бригадах. Они проводились и в учебных группах с участием кураторов, где студенты знакомились с последними новостями как в стране, так и за рубежом, обсуждали эти события. Куратор Мейлахс М.А. организовывал экскурсии в музей, на завод искусственного волокна, Соколовско-Сарбайский горнообогатительный комбинат. В эти годы студенты просмотрели спектакли областного драматического театра им. М, Горького "Пигмалион", "Разбуженная совесть". Он же, Мейлахс М.А., на I курсе про водил диспут "О достоинствах советского учителя", а несколько позднее читал специальный разработанный им спецкурс "Об этике". Совершенствовалась и культурно-массовая работа: самым незабываемым и радостным событием 1960 года был смотр художественной самодеятельности института, потому что наш факультет занял 1 место. Впервые на факультете был организован "Клуб интересных встреч". Он проводил встречи с писателями, поэтами, опытными учителями города и области, ветеранами войны, первоцелинниками, первооткрывателями Соколовско-Сарбайского горнообоготительного комбината, покорителями космоса. Научно-исследовательская работа студентов в институте была организована и руководилась научно-студенческим обществом во главе с Советом общества, который имел свой печатный орган, стенную газету "Студенчество в науке". Регулярно проводились заседания НСО, на которых рассматривались вопросы, связанные с подготовкой конференции, отчеты старост научных кружков, заслушивались сообщения о новостях науки и техники; лучшие студенческие научные работы направлялись в республиканские и союзные конкурсы студенческих работ. В институте работала сеть научных кружков. Так, хорошо организовала работу кружков кафедра истории, оказывая повседневную помощь, контролировала их работу, стремилась придать им научно-исследовательский характер. Работали кружки: "История СССР" - руководители Торопов И.Н., Ефимов Н.А; "Методика преподавания истории" - руководитель Макушин Н.П.; "История нового времени" - руководитель Вольфсон Б.М.; "История древнего мира и археологии" - руководитель Мейлахс М.А.; "История средних веков" - руководитель Аселкан А.А. Особый интерес у студентов вызывало участие в археологическом кружке (руководитель Мейлахс М.А.), летом 1964 года члены этого кружка проводили раскопки в Кокчетавской области. Они два года подряд участвовали в работе межвузовской конференции по археологии, а в 1965 году в городе Ташкенте с докладом на конференции выступил студент Казначей В. Ежегодно научно-студенческое общество организовывало работу итоговой научно-студенческой конференции, в которой участвовали студенты всех факультетов с докладами в определенных секциях. Научные руководители докладов кропотливо работали со студентами, стремились развить и разбудить интерес к науке, содействовали привитию навыков исследовательского труда. Особо нужно отметить в этом плане кандидатов исторических наук Н.П. Макушина и Б.М. Вольфсона, которые руководили докладами 5-6 студентов. Лучшие работы после окончания конференции издавались в сборнике студенческих научных работ. Так, сборник, приуроченный к 40-летию образования Казахской ССР, содержал 9 научных работ, 4 из них были по истории: Нуртазенов Т.К. - "Некоторые вопросы истории революционного движения 1905-1907 гг. в Кустанайской области"; Тауекелов Р.К. - "История возникновения Кустанайской комсомольской организации"; Галиев С.Б. - "Первые годы целины Кустанайской области"; Алиева Ж.К. - "Формирование понятия "государство" на уроках истории". На должном уровне была поставлена работа кафедры истории по руководству курсовыми работами студентов. Курсовые работы все защищались на заседаниях кафедры. Тематика курсовых работ очень часто связывалась с изучением и исследованием истории Казахстана и Кустанайской области. Одна из главных задач педагогического учебного заведения всегда оставалась подготовка профессиональных кадров педагогов для работы в школе, в вопросы производственной практики студентов были и оставались важными. На кафедре истории был разработан и читался курс методики преподавания истории и обществоведения, спецсеминары и спецкурсы по проблемам обучения истории в школе. Преподаватели этой дисциплины на кафедре Торопов И.Н. и Макотченко Р.М. ответственно отнеслись к подготовке студентов к профессиональной деятельности. Они проходили практику в школах города и области. Нередко из-за нехватки учителей в школах практикантам приходилось выполнять учебную нагрузку учителей истории. Это нужно отметить как положительное явление. Просматривая материалы тех лет по педагогической практике, можно было заметить, что студенты-историки зарекомендовали себя только с положительной стороны. Оценки студентов-практикантов были "хорошо", "отлично". В прохождении практики студентам посильную помощь оказывали преподаватели-методисты и учителя школ. Студенты факультета 60-х годов были на практике в школе № 15 и других, классными руководителями, могли заменять учителей математики, геометрии и других дисциплин в связи с их болезнью. Вместе с филологами все хорошие начинания преподавательского коллектива и студенчества исторического факультета этих лет имеют свое продолжение... |
|
Последнее обновление ( 09.04.2009 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|
Главная |
Костанайская область |
Новости |
Старая газета |
Костанайский футбол |
Творчество |
Ссылки |
Контакты |
Карта сайта |
15 апреля, 2024 @13:33 : Фотография из архивных источников? В каком контекс ... by mr.extremal |
14 апреля, 2024 @08:05 : Прислали несколько фотографий из семейного альбома ... by arman |
08 апреля, 2024 @16:55 : В 1994 году было также сильное половодье ... by arman |
30 марта, 2024 @17:24 : Из газеты «Казахстанская правда» за 1947 год: «На ... by arman |
18 марта, 2024 @20:13 : Сегодня прислали такую старую фотографию ... by arman |
Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис