• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Рождение исторического

Рождение исторического

Печать E-mail
Автор Administrator   
07.04.2009 г.

Книга "Рожден и оправдан временем" была издана в 1999 году к 50-летию исторического факультета. начинаем размещать главы этой редкой книги.

 

Какие это были времена? Каковы истоки исторического факультета?

Чтобы понять и осмыслить, куда хочешь двигаться, необхо­димо обозреть прошлое, найти точку отсчета, откуда начинается биография и как сложилась судьба тех людей, кто оставил заметный след в истории нашего факультета, способствовал его процветанию, закладывал фундамент будущего? Изучение прошлого надо начи­нать с корней, потому что нельзя отрезать в жизни людей прошлое от настоящего. История, как огромный фильтр, отсеивает все не­нужное неприемлемое, не выдержавшее испытание временем.

Но, достоянием истории является преемственность поколе­ний. Преемственность поколений есть преемственность традиций ­- всего того, что связано с людьми и что ими сделано. Великий поэт Абай писал:

Жизнь, как большое озеро.

Эпоха, как ветер над ним, погоняющий волны; Предшествующая волна - старшие братья,

Следующая - младшие...

Друг за другом, как волны,

Пройдут поколенья -

И давно прошедшим покажется все это...

Без знания своего прошлого, истории, без осознания себя, как продолжателя предыдущего развития, нельзя правильно оце­нить настоящее, предугадать будущее. Не зная достижений про­шлого, мы не сможем по достоинству и оценить свои нынешние успехи. Эти заметки, несмотря на свою краткость, схематизм, изби­рательность, неразгаданность некоторых эпизодов и фамилий все же передают и колорит эпохи, и дух факультета.

Итак, тысяча девятьсот сорок восьмой год. Он выдался тяж­ким послевоенным годом. Очень трудным был для сельского хозяй­ства, на его состояние повлияла засуха. Крайне низкой оставалась культура земледелия, неудовлетворительно развивалось общест­венное животноводство. В Кустанае в 1948 году работали фельд­шерско-акушерская школа, педагогическое училище имени И. Ал­тынсарина, Кустанайский государственный учительский институт имени Амангельды Иманова, основанный в 1939 году и обучались в нем на трех факультетах: естественно - географическом, физико-математическом, литератypы и русского языка 199 студентов.

Осенью 1948 года Приказом Министерства Просвещения Казахской ССР и Министерства высшего образования СССР офор­мился четвертый по счету новый факультет - исторический.

Руководство этим факультетом было возложено на заве­дующего кафедрой основ марксизма-ленинизма Юманкулова Хаси­ма Фахрутдиновича, который стал первым организатором и основа­телем.

Юманкулов Х.Ф. родился 27 мая 1905 года в Балкано­-Ногайбакском районе Челябинской области. Родители его умерли рано. Хасим Фахрутдинович воспитывался в детском доме до 1922 года, Начал учебу в 13 летнем возрасте в русско-татарской школе, а затем поступил в школу - коммуну. 17-летним пареньком поступает в Казанскую партшколу. Затем работает зав. районным клубом. В 1924 г. обучается в Казанском Коммунистическом университете, по окончании его преподает на рабфаке Уральского Политехнического института.

В 1939 г. возглавляет кафедру основ марксизма-ленинизма в г. Кустанае во вновь открытом учительском институте. Юманкулов Х.Ф. возглавлял кафедру до 1942 года.

В 1942 году призвали в Советскую Армию, где прослужил до 1946 года, имеет четыре правительственные награды. В звании майора вернулся в родной Кустанай и с 1946 года по 1956 год вновь заведует кафедрой марксизма-ленинизма.

Формально исторический факультет был создан в 1948 году, но требуемого плана не получилось. В связи с этим руководство факультета начало проводить большую пропагандистскую и проф-ориентационную работу. Благодаря этой кропотливой, тщательной и слаженной работе набор студентов на 1949-50 учебный год соста­вил 35 студентов, при плане набора 50.

По приказу № 228 от 7 сентября 1949 г по Кустанайскому учительскому институту имени Амангельды Иманова, согласно решения приемной комиссии, по итогам вступительных экзаменов были зачислены следующие студенты: Асанов М., Шептикитов В.И., Педько П.Т., Шаяхметов Е.Т., Карпета З.М., Сагандиков К., Трофимова Е.Г., Вобликова Н.П., Кайдаров Л., Бекмагамбетов К., Морозихина М.В., Дудаков Ш., Семеньченко В.М., Жумаков, Бовина И.Д., Чапленко О.П., Фоменко И.В., Цюх С.С., Сатов Г., Чичева А.Г., Баймагамбетов О., Степанова ТВ., Цой П.П.

В дополнение к приказу № 228 от 7.09.49 г. зам. директора института Ф. Сташевский принимает: Романовского, Койшугулова М, Байдельдинова М, Нурмугамбекова М., Цой Е., Мурзатаеву С.

Решением института от 13.09.49 г. без вступительных экза­менов были зачислены отличники учебы: Педько П.Г., Семенченко В.М., Рудакова И.В., Морозикин М.В., Дейнега З.Р.

Директором института И. Найденовым 28.09.49 были зачис­лены воспитанники интернатов, сдавших на "отлично" Уакбаев, Трофимова. Так был сформирован первый контингент студентов. И появилась первая студенческая группа по специальности "История". Первый староста группы назначен 11 октября 1949 года. Это был Шептикитов Виталий Илларионович.

В его обязанности входило ежемесячно пятого числа в шесть часов тридцать минут являться в учебную часть на производ­ственное совещание.

Главная задача - строго следить за исполнением трудовой дисциплины и выполнением студентами группы правил внутренне­го распорядка, а также повышение качества знаний.

Уровень подготовки студентов 1 курса был слабый из-за низкой грамотности, малой начитанности абитуриентов.

Ведь в первый год открытия факультета главное внимание приемная комиссия уделяла не качеству знаний абитуриентов, а ко­личеству поданных документов.

Исторический факультет целью своей основной деятельно­сти считал подготовку специалистов высокой квалификации.

Поэтому на первый план выходит организация учебного процесса. Для углубленного изучения исторических дисциплин с учетом особенностей факультета был разработан учебный план. Общее количество часов составило 1196, на лекции отводилось 772 часа, на практические занятия отводилось 424 часа.

Самым главным, считал директор учительского института качество преподавания. Поэтому для ведения основных курсов бы­ли приглашены в 1949 году специалисты высокой квалификации: для чтения курса истории древнего мира Горкина Зоя Андреевна из Алма-Атинского государственного университета; по истории наро­дов СССР Тутов Петр Иванович из Алма-Атинского педагогическо­го института.

Таким, образом, в 1949-50 учебном году на историческом факультете работали: профессор Юманкулов Х.Ф., доцент Найде­нов И.П., ст. преподаватель, зав. кабинетом Беляшов Г.Д., ст. пре­подаватель Кононов Д.С, лаборант Чиркова В.М.

В 1949-50 учебном году было принято 35 студентов. На ос­новании анализа сводки движения контингента студентов с 1.09.49 г, по 1.08.50 г. можно установить следующее: из 35 поступивших студентов 27 мужчин, женщин - 8, казахов - 18.

По итогам зимней зачетно-экзаменационной сессии 1949-50 г. на "отлично" сдали два студента-первокурсника Педько П.Г., Трофимова Е.Г.

Анализ летней зачетно-экзаменационной сессии показал, что качество знаний первокурсников повысилось: на "отлично" сда­ли 3 студента, на "отлично" и "хорошо" - 9 студентов.

Качество знаний, профессионализм и компетентность про­веряются на практике. Ведь учитель - это человек, который может определить судьбу настоящего питомца и будущего гражданина. От знаний и умений учителя, его энергии и инициативы зависит какую он вырастит смену. Исторический факультет уделял большое вни­мание единству педагогической теории и практики, как важнейше­му условию организации процесса обучения.

В 1950-51 гг. 31 студент исторического факультета был от­правлен для прохождения первой педагогической практики. Базовые школы исторического факультета были школы им, Джамбула, куда направили 13 студентов и мужская средняя школа им.С. Кирова - 18 студентов. В этой школе руководителем педагогической практики был назначен преподаватель истории средних веков Шалагинов Иван Васильевич, методист с большим опытом. В 1940 г. он переехал из Уфы в г. Кустанай. В 1942 году преподавал историю в СШ им. Кирова. С 1946 по 1952 год работал в Кустанайском институте. Иван Васильевич создавал для студен­тов психологическую атмосферу, которая согревает их теплом по­знания.

На историческом факультете преподавал Найденов Иван Пантелеймонович, 1907 года рождения. Родился и вырос в поселке Александровка Прохоровского района Курской области. В 1932 г. закончил Московскую Академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской.

В 1947-50 гг. возглавлял учительский институт, с 1950 года работал на историческом факультете на кафедре основ марксизма-ленинизма.

Кроме приема на стационар по приказу № 40 от 13 октября 1949 г. было зачислено на заочное отделение 1 курса 45 студентов.

На историческом факультете работала целая плеяда замеча­тельных педагогов-ученых, влюбленных в свой предмет, как Джантурин Галихан Джантурович, 1916 года рождения, уроженец колхо­за им. Фрунзе Орджоникидзевского района, Кустанайской области.

В 1937 году он поступил на исторический факультет Алма-Атинского Казахского государственного педагогического института им. Абая и  1941 году 30 июня закончил и получил диплом учителя средней школы. Г.Д. Джантурин с октября 1950 г. преподавал исто­рику исполнял обязанности зав. кафедрой истории, с 15.12.1964 г. по 12.10.1965 г. был проректором по заочному обучению. Прекрас­но защитил кандидатскую диссертацию в Московском Государст­венном университете им. М.В. Ломоносова.

С 10 сентября 1951 года начал преподавательскую деятель­ность в качестве ассистента кафедры марксизма-ленинизма. В 1953 г. заведовал кабинетом марксизма-ленинизма. По натуре отзывчи­вый, целеустремленный человек, он готов был придти на помощь студентам, коллегам. Особое внимание уделял студентам, приехавшим из деревень, оказывал им огромную помощь, за что они были ему благодарны.

Прошли годы и десятилетия. Срок немалый. Но память о Джантурине Г.Д. не слабеет, высокое значение его педагогической деятельности не умаляется. В памяти всех знавших его, он остается прекрасным человеком, с беспокойным сердцем, человеком отдав­шим людям все богатство своей души, знания и опыт. Все эти годы радом с ним делила все радости и горести его жена, Токеева Сакан, воспитавшая 6 детей.

Козыбаев Манаш Кабашевич - 1931 года рождения, вырос в простой крестьянской семье. Детские годы прошли в Узункольском районе Кустанайской области. Козыбаев М.К. пережил немало трудностей, знал нужды своего народа не по книжкам.

В 17 лет Манаш Кабашевич едет в г. Алматы поступает на исторический факультет Казахского государственного университета им. СМ. Кирова и в 1953 г. заканчивает его с отличием, все эти го­ды является стипендиатом им. А. Иманова. После окончания уни­верситета приезжает в Кустанай и начинает с августа 1953 года свою трудовую деятельность преподавателем истории учительского института.

Манаш Кабашевич непримирим, в спорах он не искал усту­пок, всегда достигал поставленной перед собой цели. Лекции Ма­ната Кабашевича хорошо воспринимались слушателем Его при­родные дарования сочетаются с упорным трудолюбием, огромной работоспособностью, внутренней дисциплинированностью.

Манаш Кабашевич в институте уделяет большое внимание научно-исследовательской работе.

Через научные доклады, консультации, курсовые работы Манаш Кабашевич расширял кругозор студента, учил анализиро­вать исторические источники, делать выводы. Сам он едет в Курган, Омск для сбора архивных материалов для кандидатской диссерта­ции и с этого времени всецело отдается научной работе.

Все студенты исторического факультета самоотверженно, с энтузиазмом учились и 1951 году закончили факультет первые 26 выпускников, им была присвоена квалификация и звание учителя средней школы с правом преподавания в первых-седьмых классах средней школы.

 Первые дипломы историков получили: Асанов Мухтар, Бекмухамбетов Асылбек, Вобликова Нина Павловна, Давлетбаев Касымхан Еслямгалиевич, Жумуков Тулемис Жумукович, Кико-ленко Иван Григорьевич, Койшугулов Молдаш, Карабут Михаил Григорьевич, Карпета Зинаида Михайловна, Литвинова Валентина Николаевна, Морозихина Маргарита Васильевна, Романовский Виктор Владимирович, Сатов Гюазхан, Сагандыков Кабдыгали, Степанова Татьяна Васильевна, Трофимова Елена Григорьевна, Убей-Волк Константин Прокофьевич, Фоменко Николай Василье­вич, Цой Екатерина Петровна, Цюх Семен Семенович, Шептикитов Виталий Илларионович, Шаяхметов Толеген, Семенченко Влади­мир Максимович. Дипломы с отличием были вручены Педько Пав­лу Тимофеевичу, Успанову Зинель Сексенбаевичу, Мурзатаеву Сабиру.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Малетин Сергей Николаевич


Затобольск


Семиозерный район. 1996 год

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.321 сек.