• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Старая газета arrow Новое arrow Вторая молодость

Вторая молодость

Печать E-mail
Автор Administrator   
25.01.2009 г.

Это раздел из главы "На крутом подъеме" книги "Кустанай: вчера, сегодня, завтра". Издательство "Казахстан" Алма-Ата 1979

 

Освоение целинных и залежных земель, превращение области в крупнейшую минерально-сырьевую базу страны стали мощными факторами развития областного центра. Он переживал свое обновление.

Сложнейшие задачи встали перед строителями. В их и без того напряженную программу пятой пятилетки были внесены существенные дополнения. Еще более масштабные планы намечались на шестое пятилетие, а затем и на семилетку. Объем капитальных вложений с 56 миллионов рублей в 1954 году вырос до 174 в 1958-м.

 Пожарная каланча по улице Ленина

Для выполнения такого объема работ нужна была солидная строительная база. В 1956 году в Кустанае действовало несколько заводов по производству кирпича, крупных и легких стеновых блоков, два полигона железобетонных изделий, но мощности были невелики и не отвечали фактическим потребностям. С целью их удовлетворения началось возведение первых объектов КЖБИ и завода силикатного кирпича, однако строительство их затягивалось. Мешала раздробленность и разрозненность строительных сил. В целях упрощения структуры, укрупнения и упорядочения сети организаций и предприятий в январе 1955 года создается общестроительный трест Кустанайстрой.

В 1959 году число строителей города превысило 6,5 тысячи человек. Такому коллективу уже были под силу большие дела, размах работы нарастал из года в год. Если в 1955 году в Кустанае было сдано 10,7 тысячи квадратных метров жилья, то в 1957 – 67,6 тысячи. Один за другим вступали в строй новые объекты – первая очередь завода искусственного волокна, аэровокзал, мост через Тобол, мясокомбинат, кооперативный техникум, школы, детские дошкольные учреждения. Расширялся железнодорожный узел. В Кустанай пришел уральский ток, была сдана первая очередь комбината железобетонных изделий, взметнулся на 70-метровую высоту элеватор, а его первая очередь начала заполняться зерном.

За достигнутые успехи в строительстве и развитии промышленности строительных материалов высоких правительственных наград были удостоены плотник А.Д.Барабаш, каменщик П.П.Мельников, бригадир шлакоблочников А.П.Шлычкова, рабочая кирпичного завода Г.А.Астапенко, бригадир бетонщиков треста Кустанайэлеватормельстрой А.А.Иващенко и другие.

Набирал темпы промышленный потенциал города. После сдачи в 1954 году первой очереди завод искусственного волокна перешел на выпуск медно-аммиачного штапельного волокна и за один год утроил выпуск продукции, а к 1959 году объем его производства вырос более чем в 10 раз.

Расширил производственные площади завод Министерства сельского хозяйства, увеличили выпуск продукции обувная и швейная фабрики, мясо- и хлебокомбинаты, кирпичный и гормолзавод, появился новый завод – горного оборудования.

Росло профессиональное мастерство рабочих. Город гордился именами грейдериста А.Алимбаева, каменщиков С.К.Каримова и В.И.Гаага, крановщика И.Г. Столбы, слесарей Б.П. Зуева и В.И. Гордиенко, железнодорожника Я.Я. Кузнецова, шофера К.Д. Тружникова, прессовщика С. Туткушева, мебельщика С.С.Нурпеисова, аппаратчицы Н.М. Жарковой, наборщицы Н.К.Кубышевой, швеи В.В.Асеевой, обувшика В.В. Алферьева, машиниста В.Г.Штейнбрехера.

В 1959 году в городе насчитывалось 58 коллективов, борющихся за звание бригад коммунистического труда, а 12 коллективам такое звание уже было присвоено. Среди них – бригады обувщиков Валентины Петровой, слесарей-ремонтников химзавода Андрея Суконного, рабочих фабрики «Большевичка» Михаила Хейфица, депо станции Кустанай Николая Миролюбова и других.

Осуществляется в 1953 году укрупнение и специализация производства артелей. Например, артель им.Амангельды Иманова стала специализироваться на деревообработке, обозном производстве и ремонте мебели; «Красный пищевик» -на пищевкусовом производстве, «Пимокат» - на фетроваляльном, «Кожхимик» - на кожевенно-обувном, «1 Мая» - на швейном, «Красный строитель» - на изготовлении кирпича, «Красный восток» - на бытовом обслуживании.

Приток новоселов, развитие промышленности и общий рост экономического значения города привели к увеличению численности населения. В 1959 году оно выросло почти на 86 тысяч человек.

В Кустанае появляются новые улицы, кварталы и целые поселки. Исчез пустырь между городом и железнодорожным вокзалом: на нем вырос рабочий поселок завода искусственного волокна с многоквартирными домами и зданием Дома культуры. Новые кварталы возникли у завода Министерства совхозов и мельзавода №6. Ряд предприятий возводил жилье методом народной стройки. Городу становилось тесно в прежних границах, поэтому решением облисполкома ему был выделен дополнительный участок земли. С 1956 года начали строиться трех- и четырехэтажные дома, но многоэтажное строительство сдерживалось отсутствием очистных сооружений.

Наш Кустанай

Постепенно улучшалось городское дорожное хозяйство. В 1948 году начала проводиться грейдеровка и после длительного перерыва возобновилось мощение улиц. В 1954 году на улице Ленина появился первый километр асфальта. Значительно ускорило асфальтирование городских улиц и тротуаров строительство автомобильной дороги Кустанай – Демьяновка. Благодаря ему в пределах города протяженность улиц с асфальтобитумным покрытием в 1956 году увеличилась на 4,5 километра, а тротуаров – на 10 километров, то есть значительно больше, чем за все существование города. В 1959 году протяженность городских улиц достигла 220 километров, из них более 33 – с твердым покрытием. Значительно ускорились темпы этой работы после создания в 1959 году треста Гордорстрой.

В 1949 году была предпринята попытка организовать пассажирско-автобусное движение, а также легковых такси. Однако бездорожье, перебои в снабжении авторезиной и горючим мешали наладить регулярное автобусное движение вплоть до 1952 года, когда был открыт первый постоянно действующий маршрут. В следующем году установилось автобусное сообщение с Наримановкой и Затобольском, а еще через год количество автобусных линий достигло четырех, на них действовало 13 машин. К услугам кустанайцев было также 14 грузовых и 14 легковых такси. С 1957 года началось регулярное пассажирско-автобусное движение внутри города.

Строилась железная дорога до Тобола и далее до Джетыгары. С вводом ее в строй в 1957-1958 годы станция Кустанай переставала быть тупиком. Поток грузов возрос в десятки раз, была построена станция Кустанай-2.

С середины 50-х годов закладывается современная разветвленная сеть автомобильных дорог области. Было построено девять магистралей и подъездных путей к железным дорогам общей протяженностью около 1,5 тысяч километров (Кустанай-Урицкое, Кустанай-Боровское-Демьяновка, а также дороги с твердым покрытием от Кустаная до Семиозерного, Введенки, Денисовки).

Рост благосостояния трудящихся потребовал дальнейшего развития торговли и общественного питания. К началу 1959 года в городе насчитывалось 63 магазина, в том числе 30 специализированных, более рациональным стало их размещение. Развивалась сеть предприятий общественного питания. К концу 1959 года таких предприятий было 70.

Укрепилась сеть лечебных учреждений. К началу освоения целинных земель, то есть к весне 1954 года в городе действовало семь стационарных и шесть профилактических медицинских учреждений на 645 коек, пять медпунктов, поликлиника, три аптеки. В них трудилось свыше 100 врачей. Кроме того, в Кустанае работали санитарно-эпидемическая станция, два родильных дома, Дом ребенка, детские ясли, невропсихиатрический диспансер. Имелась паталогоанатомическая служба, две клиникодиагностические лаборатории, лаборатория по изучению безусловных рефлексов, женская консультация.

В конце 1958 года открылись городская больница на 100 мест, вторая поликлиника, организовывались новые врачебные и фельдшерские пункты, скорая медицинская помощь. В городе трудились уже 183 врача, 650 медицинских работников среднего звена.

Расширились возможности кустанайцев в организации культурного досуга: работали драмтеатр, филармония, Дом культуры, два кинотеатра, Дом учителя, краеведческий и геологический музеи, 10 клубов, 52 красных уголка, несколько библиотек.

 Длительное время актуальной для Кустаная оставалась проблема озеленения. Появились посадки на улице Ленина, зазеленели бульвары на улицах Октябрьской, Толстого, Советской, сквер на площади Революции. В 1952 году было учреждено добровольное общество садоводов, ставившее своей целью содействовать озеленению города. Однако площадь насаждений расширялась медленно, и главной причиной этого оставалась нехватка воды.

Одной из сложных проблем городского хозяйства была проблема водоснабжения. Город длительное время обеспечивался питьевой водой за счет использования грунтовых вод с помощью шахтных, а в послевоенное время и трубчатых (буровых колодцев). Степной город уже многие годы испытывал жажду, но в начале 50-х годов она стала особо ощутимой. Проектирование водопровода и канализации для центральной части города началось в 1950 году, но понадобилось более четырех лет для того, чтобы линия длиной 2,4 километра была сдана в эксплуатацию. Строительство общегородского водопровода и канализации по проекту московского института Гипрокоммуноводоканал началось лишь в 1957 году.

В целом город рос настолько бурно, что многие рубежи генерального плана его застройки и развития были достигнуты в значительно более короткие сроки, чем намечалось. Этот отрадный факт породил новые проблемы. Город начал терять перспективу, что приводило к ошибкам и нарушениям в застройке. В связи с этим возникла необходимость составления нового генерального плана города. К этой работе приступил проектный институт Ленгипрогор и закончил ее в 1959 году, когда Кустанай вступил в новую полосу своего развития.

Последнее обновление ( 18.02.2009 г. )
 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Тегай Евгений Степанович


Буркаев Геннадий Назинович


Коробов Юрий Владимирович

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.265 сек.