• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Наращивая силы

Наращивая силы

Печать E-mail
Автор Administrator   
17.01.2009 г.
Это раздел из главы "На крутом подъеме" книги "Кустанай: вчера, сегодня, завтра" Издательство "Казахстан" Алма-Ата 1979 год

В центре внимания партийных и советских органов, всей общественности города находилось строительство завода химического волокна, одной из крупных строек страны. Капитальные вложения в нее росли из года в год. Размещение этого предприятия в Кустанае знаменовало собой качественно новую ступень в развитии промышленности города: появилась новая отрасль.

Существенные изменения в работу других предприятий внесла заводская ТЭЦ. Вырабатывая ею электроэнергия открыла возможности для более высокой механизации производства, повышения его культуры, улучшения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции.

Жизненно важным для Кустаная было строительство кирпичного завода: ввод его в строй в известной степени решал проблему строительных материалов. Не меньшее значение имела реконструкция хлебокомбината. Строительство этих объектов находилось под неослабным контролем городских партийных и советских органов.

Одновременно предприятия оснащались новым оборудованием, механизировались трудоемкие процессы.

Нелегкими были задачи, вставшие перед промкооперацией и местной промышленностью. В годы войны они работали главным образом на фондовом сырье, отпускавшемся государством. Это породило у некоторых кооператоров и хозяйственников самоуспокоенность и даже пренебрежение к местному сырью. В послевоенное время, когда возникла острая необходимость широкого развертывания кооперативной торговли, увеличения производства и расширения ассортимента товаров широкого потребления, а также сельхозинвентаря, кооперативные предприятия должны были максимально использовать местные ресурсы.

Нельзя было упускать из поля зрения и предприятия, чью продукцию ждали на селе. У них тоже было немало нерешенных вопросов. Казалось, неплохо начал пятилетку механический завод Министерства сельского хозяйства: по итогам первого полугодия 1946 года он завоевал переходящее Красное знамя горкома партии и горисполкома. Еще в период войны на расширение этого предприятия были отпущены значительные средства и поставлено новое оборудование, однако четверть станков простаивала из-за нехватки помещений. Сдерживало развитие и отсутствие определенного профиля производства.

Одной из первейших обязанностей города являлось оказание разносторонней помощи селу, перед которым стояли сложнейшие задачи расширения посевных площадей и повышения урожайности, развития животноводства, увеличения производства сельскохозяйственных продуктов. Шефство над колхозами – давняя традиция рабочих Кустаная.

Как и в прежние годы практиковались массовые воскресники и выезды рабочих и служащих на длительные сроки участия в весеннем севе, прополке, заготовке кормов, уборке урожая и сдаче хлеба. В 1946 году длительное время трудились в колхозах свыше трех тысяч горожан. В двух воскресниках, проведенных в Кустанайском и Затобольском районах, участвовало 3800 горожан, для необходимых работ было выделено 25 автомашин и 48 конных подвод. Часто после дня коллективы предприятий и учреждений отправлялись на пункты Заготзерна.

Городские предприятия помогали колхозам, совхозам и МТС в реставрации и изготовлении запчастей, в период подготовки сельхозмашин к посевной или уборочной направляли специалистов и целые ремонтные бригады. Выявлялись и передавались на село излишествующие материальные ценности, оборудование, инструменты.

В декабре 1946 года по призыву Алма-Атинского завода тяжелого машиностроения развернулось шефство городских предприятий над МТС. Некоторые опыт такой работы у кустанайцев был. Областное управление связи, например, шефствовало над Амангельдинской МТС («Красный партизан») и немало сделало для того, чтобы она стала передовой в области. Коллектив мехзавода взял шефство над Силантьевской МТС, кожобувной комбинат – над Владимировской, пивзавод – над Садчиковской, завод химволокна – над Александровской, фабрика «Большевичка» - над Пушкинской машинно-тракторными станциями, а в целом предприятия города шефствовали над 28 МТС. Шефы передавали МТС двигатели, станки, сортовое железо, электротовары, спецодежду, строили теплицы, ремонтировали складские помещения, электрофицировали производство, изготовляли нужные детали.

Частыми гостями на селе были лекторы, политдокладчики, агитбригады, а также коллективы художественной самодеятельности. Они сочетали массовые мероприятии с оказанием большой методической и практической помощи клубам, библиотекам, избам-читальням, красным уголкам. Только в 1949 году после учреждения Кустанайского общества по распространению политических и научных знаний состоялось 43 выезда городской лекторной группы. Весной 1948 года непосредственное шефство над культурно-просветильными учреждениями села взяла комсомольская организация города. На село были направлены культработники, молодежные бригады самодеятельности, был организован сбор литературы для семейных библиотек.

Определенная помощь селу оказывалась и по линии здравоохранения. Врачи выезжали в села не только по вызовам, но и консультировали местный персонал.

В послевоенный период усилилось внимание кустанайцев к благоустройству своего города. В ноябре 1946 года исполком горсовета принял специальное решение «О повышении требований к качеству архитектуры и благоустройства индивидуального строительства в г.Кустанае». Особое внимание обращалось на соблюдение зон застройки, возведение жилья по типовым проектам, благоустройство и озеленение отведенных под строительство участков. Тогда же областной отдел по делам архитектуры и облплан начали составление генерального плана реконструкции и развития города. В 1948 году его рассмотрели и приняли в городском и областном исполкомах Советов депутатов трудящихся, а 10 января 1949 года он был утвержден Советом Министров Казахской ССР.

 Основные положения схемы генерального плана предусматривали развитие Кустаная как административного, промышленно-хозяйственного и культурного центра области. Устанавливались численность его населения на расчетный период – 80 тысяч человек, застраиваемая площадь – 1706 гектаров. Расширение территории застройки на 527 гектаров должно было проводиться по трем основным направлениям: 1) юго-западному (жилищное строительство и комплекс сельхозтехникума); 2) западному (складские помещения); 3) северо-западному (промышленная зона). Существовавшее размещение крупных предприятий сохранялось, более мелкие предполагалось постепенно переместить из жилых зон.

Намечались соединение Кустанайского железнодорожного тупика с магистралью Акмолинск – Карталы, существенное расширение аэродрома.

Центр города должен был застраиваться главным образом двухэтажными домами (для 30 процентов населения)поселки – одно- и двухэтажными, усадебные участки – одноэтажными домами. В отдельных случаях для архитектурного оформления наиболее важных улиц и площадей предусматривалось возведение трехэтажных общественных и жилых зданий.

Сложившаяся сеть улиц в основном сохранялась. Главными магистралями определялись улицы Ленина, Калинина, Гоголя, Пушкина, 5 апреля, Советская; транспортными – Баймагамбетова, Колхозная, Ташкентская, Джамбула, Крестьянская, Тарана, Дощанова. Планировочное решение главного общегородского центра было представлено комплексом площади Победы (ныне Аль-Фараби), соединяющейся аллеями с улицами Калинина (Алтынсарина), Ленина и Гоголя, и двумя зелеными массивами – городского парка и парка пионеров. Намечалось также создание четырех площадей в других районах города, в том числе у железнодорожного вокзала.

Ветхие и малоценные строения подлежали сносу. Значительно увеличивалась площадь зеленых насаждений. Намечалась реконструкция ряда улиц по типу бульваров, озеленение участков при школах, детсадах, больницах, общественных зданиях, берегов оврагов, площадок предприятий. Предполагалась посадка зеленых защитных полос шириной от 10 до 30 метров по периметрам территорий завода химволокна, мельзавода, нефтебазы, мясокомбината, элеватора. Для обеспечения столь обширной программы озеленения расширялся до 20 гектаров городской древесно-кустарниковый питомник.

Основным городским общественным транспортом предполагался автомобильный.

Планом предусматривались строительство водопровода и канализации, реконструкция и расширение городской электросети, в том числе и осветительной, осуществление инженерных мероприятий по укреплению берегов Тобола и оврагов, регулирование стоков, улучшение дорожного хозяйства, в частности, асфальтирование площади Победы, тротуаров в центральной части города, мощение главных улиц и транспортных магистралей, строительство мостов через Тобол и лога Улькун-абильсай и Тлеули-сай. На пути преобладающих ветров с юга должен был возникнуть пояс зеленых насаждений.

Подлежала развитию система пригородных хозяйств, призванных обеспечить город овощами, картофелем, мясо-молочными продуктами.

Кустанайцы в эти годы освоили выпуск генераторов для совхозных электростанций и стругальных станков, трикотажных изделий, клееной обуви. Строгальные станки марки КМЗ поставлялись на Волгодонстрой, Волгоградскую ГЭС и другие крупные стройки. Преодолевала отставание промкооперация города. Продолжали строиться завод химволокна и другие предприятия.

В послевоенные годы широкий размах получили работы по развитию городского хозяйства. На жилищно-бытовое строительство в годы четвертой пятилетки было израсходовано около двух миллионов рублей. В городе появилось 600 новых домов, восемь специализированных магазинов, медицинские учреждения, стадион «Динамо», первые скверы и бульвары, увеличивалось число школ, детских садов и яслей, больниц, библиотек, поднимался культурный уровень населения.

Число мастеров ударного труда превысило 2200 человек. Широко известными стали имена химиков Г.Колегина, Т.Шаяхметова, Е.Ефименко, обувщиков Р.Бектимирова, И.Крапивы, Е.Чмыкаловой, швей А.Замотаевой, В.Герасько и других передовиков производства.

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Улица О.Козыбаева


Картабаев Ахмет Сарбасович


Нагнитный Василий Яковлевич

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 Инструкция как перевести деньги на КИВИ-кошелек

 

 
 

Друзья сайта

      

Время генерации страницы: 0.261 сек.