• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях
Главная arrow Новости arrow Наследие тарановской земли

Наследие тарановской земли

Печать E-mail
Автор Administrator   
30.08.2012 г.

"Костанай-АГРО". 29 августа 2012 года

 

«История – это не учебник с буквами, а жизни людей, перешедшие в прошлое». С историческими «страницами» Тарановского района «К-АГРО» ознакомила младший научный сотрудник районного историко-краеведческого музея имени Б.Майлина Валентина Тырышкина. 

Чтим и помним земляка…

Директор музеяСимволично, что этот музей является ровесником Независимости Казахстана и был открыт 18 мая – в международный день музея. Инициатором открытия стал почетный деятель культуры РК, почетный гражданин города Рудного, известный краевед и педагог Иван Дьячков, в свое время создавший и возглавивший музей города горняков.

– Иван Иванович родился в селе Оренбургском Тарановского района, – рассказывает Валентина Николаевна. – Являясь нашим земляком, он очень ратовал за создание музея, говоря, что тарановская земля богата историческим прошлым и знаменита своими выходцами, такими, как Бейимбет Майлин, герой Советского Союза Сейтхан Темирбаев, кавалер трех орденов Славы Василий Пипчук. У нас есть и свои целинники, ставшие Героями Социалистического Труда. За годы работы музея собрано множество интересных экспонатов, и все же главная экспозиция в нем посвящена нашему прославленному земляку, талантливому писателю Бейимбету Майлину. На церемонии открытия его дочери передали в дар музею книги с произведениями отца, а также его портрет. Личных вещей Майлина, к сожалению, у нас нет. Сейчас в этой экспозиции ведутся ремонтные работы, и уже скоро она предстанет в новом ракурсе. К слову, потомки Бейимбета Майлина до сих пор живут в нашем райцентре.

Одним из таких потомков является Рахимберген Бердалинов, о котором мы и о его батырском знамени уже рассказывали со страниц «К-АГРО».

А то, что тарановская земля – кладезь исторических находок, можно судить по глиняным сосудам, относящимся к андроновской эпохе (IV в. до н.э.), которые до сих пор вымывает на берега Каратомарского водохранилища после весенних разливов.

В экспозиции «Под единым шаныраком» хранится столетний сосуд для кумыса – тегеш, переданный в дар музею местной жительницей. Сами сотрудники музея приносят для экспозиций свои семейные реликвии. Так, на одном из чердаков нашлось старинное русское корыто, выдолбленное из цельного ствола дерева, которому также перевалило за сотню лет.

Сабо и саботаж

Одними из раритетных вещей Тарановского музея, которыми здесь очень гордятся, а посетители не перестают восхищаться, являются деревянные башмаки – сабо.

– Таких башмачков нет ни в одном музее Костанайской области, – говорит Валентина Николаевна. – Попали же они к нам из школьного музея села Павловка. Это один из старейших поселков в районе, который когда-то населяло большое количество немецких семей, репрессированных и сосланных в годы ВОВ. Башмачки сохранились в прекрасном состоянии. Сделаны они из прочной древесины, покрыты лаком и одевались только по торжественным случаям и предназначались для танцев. Танцоры лихо и задорно отбивали ими дробь.

К слову, такие деревянные башмачки есть у многих европейских народов. Что интересно, слово «саботаж» имеет непосредственное отношение к данной обуви. Повелось это с давних времен, когда голландские профсоюзные деятели, недовольные тяжелыми условиями труда, бросали свои деревянные башмаки в механизмы фабричных станков, вызывая тем самым остановку работы.

Братья Яушевы и Юрко

Павел ЮркоЕсть в Тарановке и свои архитектурные достопримечательности – торговый дом братьев
Яушевых и жилой дом зажиточного и раскулаченного в годы установления советской власти местного жителя Павла Юрко.

– Троицкие купцы Яушевы владели целой сетью магазинов по Северному Казахстану и Южному Уралу, – говорит Валентина Николаевна. – В селе Викторовском (первоначальное название Тарановки) в начале ХХ века они выстроили магазин на углу сельской площади. В магазине был просторный склад и глубокий подвал, в котором хранилось мясо, закупленное у местных жителей. Это мясо затем отвозилось для продажи в Троицк и Челябинск. С приходом советской власти дом у Яушевых был конфискован, но своего целевого назначения здание не изменило. И на сегодняшний день здесь располагается магазин.

Дом Яушевых сохранился до наших дней в своем первозданном виде: местные власти запретили нынешним владельцам магазина менять внешний вид архитектурного памятника. Крыша, крытая железом, до сих пор крепка и прочна, как и побеленные стены дома.

На одной из центральных улиц райцентра стоит деревянный дом Павла Юрко. Он также был конфискован в годы раскулачивания. Надо заметить, что Павел, три его брата и две сестры родились в селе Викторовском. Семья рано осталась без отца, и мать одна воспитывала сыновей и дочерей. Когда дети повзрослели, она каждому выделила долю из общего наследства, а свою часть передала Павлу, оставшись жить вместе с ним. Павел за короткое время благодаря своему трудолюбию сколотил крепкое хозяйство, выстроил дом.

– Есть воспоминания местных жителей, что своим батракам он по совести и вовремя платил зарплату, – рассказывает Тырышкина. – Когда у Павла в 1930 году конфисковали имущество в доход государства, люди не скрывали своих слез и даже заступились за него, чтобы Павла не выслали из родного поселка, как это было с другими купцами и богачами. В дом сразу же въехала совхозная контора, на тот момент село преобразовалось в совхоз имени Ленина. Павел построил себе землянку и опять начал поднимать хозяйство. В 1937 году начались репрессии, его раскулачили повторно. Не пережив этого, Юрко умирает. В архивах нашего музея сохранилась фотография Павла.

Старожилы помнят и первую церковь села Викторовского, хотя того строения уже нет и в помине:

– Как вспоминала местная жительница Мария Фадеевна Шакирова, церковь была построена в начале 20-го столетия на центральной площади. Сюда приходили люди из близлежащих и дальних деревень. Ее купола были видны за несколько верст вокруг. С приходом советской власти в 1917-18 годах церковь решено было снести. Но строение было настолько прочным, что сломать его оказалось не под силу. Тогда было решено снять купола. За всей этой картиной наблюдали местные жители, которые роптали над таким кощунством, а потом и вовсе поднялись против разрушителей, вооружившись вилами, топорами и палками. Бунтовщиков пришлось разгонять водой приехавшим брандмейстерам. Купола все же были сняты, а вместо церкви здесь обосновался клуб, который просуществовал до середины 60-х годов, потом был снесен.

Дом культуры возвели на другом месте, а там, где когда-то стояла церковь, ныне разбиты цветочные клумбы. В фонде музея хранится зарисовка этого духовного строения, которую сделал редактор районной газеты Григорий Яровой, руководствуясь воспоминаниями старожилов.

Асель РАМАЗАНОВА Костанай-Тарановский район-Костанай

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


На празднике


"Тобол" - "Кызыл-Жар" 1:0 Кубок Казахстана


Шуркина Любовь Степановна

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.261 сек.