• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
KOSTANAY1879.RU | Костанай и костанайцы! | Портал о городе и жителях

В стане врага (окончание)

Печать E-mail
Автор Administrator   
14.03.2012 г.

"Красное знамя". Газета Карабалыкского райкома. 1958 год

 

Идем как велено. Нигде никого и ничего не видно, кругом тишина. Шагаем радостно. Прошли еще версты две. Переходим переезд. Вдруг справа вдоль дороги появился всадник. Он чуть остановился, и, заметив нас, мчится голопом. Мы не двигаемся с места. Признаться, струхнули, думали белоказак. Но когда он приблизился, мы увидели на его фуражке красную ленточку. Успокоились, но не совсем. После опроса, кто мы такие, откуда, есть ли оружие, получив соответствующий ответ, он предложил нам следовать за ним. Минут через сорок мы были уже у командного пункта.

            Опросив нас, командир вызвал по полевому телефону командира батареи, передал приказ: «Чикаго», предлагаю батарею «Вашингтона» продвинуть немного вперед, данный ранее приказ о бомбардировке станции Саламат отменяется. А нам предложил следовать за другим конным разведчиком.

            Не прошли и километра, как встретились с частями Красной Армии, движущихся вольным шагом, рассыпным строем. Узнав, что перебежчики, красноармейцы крепко жали нам руки, некоторые обнимали, выражая радость встречи и благодарность. Они наперебой расспрашивали, как мы жили при Колчаке, много ли их. Со всех сторон нас угощали табаком, некоторые давали продукты. Кругом слышалось дорогое слово «товарищ», которое преследовалось при прежней власти. Мы не успевали отвечать на их вопросы. А каждому хотелось поговорить с нами.

            Наконец, была подана команда становиться в строй по своим подразделениям. Команда выполнялась четко, войска вооружены всевозможным оружием, настроение бодрое, шли весело и радостно.

            Вот мы уже находимся недалеко от Саламата. Командование 309 полка встретило нас исключительно тепло и доложило в штаб о личном составе и технике противника, о моральном состоянии его войск, а также о главном штабе белых, находящимся в Тамерлане. Все это я подтвердил документально, то есть телеграфными лентами, которых у меня было семь катушек. Накормив нас, начальник штаба полка попросил меня передать все телеграфные ленты. Я выполнил быстро и точно. Телеграфная лента подтверждала, что у врага ни прикрытие отступления в районе станции Саламат имеется несколько сотен белоказаков с двумя бронепоездами.

            Командование 309 полка, посовещавшись, отдало приказ о немедленном занятии станции Саламат.

            Здесь же находился главный кондуктор Икрин, тот, который бросил тогда свой поезд. Встретились также со стрелочником Кулимбаевым, который находился при штабе со своей лошадью по перевозке имущества и снаряжений штаба. Он и его товарищи, очень довольны, что присоединились к своим. Мы взаимно поздравили их с восстановлением здесь Советской власти.

            Нам не терпелось, хотелось скорее идти в Троицк. Но нас не отпускали, и заявили, что отпустят после занятия станции Саламат. Недолго пришлось ждать. Поступает сообщение, что Саламат взят. Командование довольно.

            Как меня, так и других железнодорожников благодарят за оставление паровоза серии ОВ за №3 с десятью вагонами, груженными стрелочными переводами. В штабе нам выдали пропуск, снабдили продуктами в дорогу.

            Несколько слов о паровозе №3. Прибыл он из Карталов 3 августа за составом под управлением машиниста, фамилию которого я забыл и кондукторской бригады товарища Попова. На станции Саламат он воды не набрал умышленно. По прибытии на станцию Бускуль машинист заявляет нам: на каком пути тушить паровоз, так как нет воды. А сам подсказывает шепотом: «Хорошо было поставить его в тупичек да заставить вагонами, так как у него нет головного упряжного крюка, его оттуда не вытащить». Предложение было приемлемо. Я даю распоряжение поставить паровоз в тупик. Посоветовавшись с Озолиным и другими товарищами, мы решили убрать со всех паровозов цепи и зарыть их в землю, чтобы было нельзя вывести, иначе говоря, законсервировать паровоз. В этой нашей маленькой операции участвовали, кроме меня, Озолин, машинист Беззаботный, его помощник Севостьянов, стрелочники Кулимбаев и Акулов, бригадир пути Колмыков. Когда комендант пытался увести этот паровоз, то никаких средств для вывода его из тупика не оказалось. Он стоял как вкопанный.

            После части 5-й армии соорудили из оставленного паровоза №3 и 10 вагонов со стрелочными переводами бронепоезд и преследовали вражеские бронепоезда, нанося им неожиданные удары.

            В ночь на 17 августа я дежурил на станции Троицк, так как дежурить было некому. До организации дороги мы находились в распоряжении десятой комжелроты железнодорожного батальона 5-й армии. Через несколько дней ревком назначил меня начальником станции Золотая Сопка.

            Колчаковцы после отступления со станции Саламат стремились задержать наступление Красной Армии около Варны и Б.Николаевки, но вскоре дрогнули и побежали.

            Как известно, железнодорожный мост через реку Уй на станции Золотая Сопка был взорван белыми при отступлении. Надо было в первую очередь восстановить его. Железнодорожники станции Троицк все свои силы бросили на восстановление моста. Через несколько дней мост был готов. На первом пути красуется прибывший броневик «Ермак» с шестидюймовыми орудиями. Войска двинулись по направлению Кустаная и Карталов.

            Враг отступив до тупиковой станции Байтук, подверг уничтожению весь подвижной состав, состоящий из 1257 вагонов и 44 паровозов, со всеми награбленными ценностями. Там же белогвардейцы взорвали и два своих бронепоезда.

            Железнодорожники станций все то, что припрятали с эвакуированных эшелонов, несут на свое родное производство. Несут все: кто молоток, кто сигнальный фонарь и прочее. Так, начальник разъезда Магнай товарищ Макаров со своей тринадцатилетней дочерью еще 8 августа, при побеге белых, пешком в мешке принесли в Троицк телеграфный и телефонные аппараты. Работнику депо Овчинникову Александру удалось спрятать ящик винтовочных патронов и передать красноармейцам. Таких фактов было очень много.

            … Бои в этих местах кончились. Начался восстановительный период.

Михаил Андреевич Корнеев, в те годы телеграфист Троицкого железнодорожного узла, член партии с 1920 года

 

Добавить комментарий


« Пред.   След. »

Из фотоальбома...


Щетинин Лазарь Петрович


Рыспаева Мугусумун


Алексеенко Степан Фомич

ВНИМАНИЕ

Поиск генеалогической информации

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

 
 

Друзья сайта

      Спасибо за материальную поддержку сайта: Johannes Schmidt и Rosalia Schmidt, Елена Мшагская (Тюнина), Виталий Рерих, Денис Перекопный, Владислав Борлис

Время генерации страницы: 0.231 сек.